Главная страница
Навигация по странице:

  • С помощью какого чертежного инструмента можно изобразить окружность

  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРАЛ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. Исторический матерал на уроках математики


    Скачать 18.17 Kb.
    НазваниеИсторический матерал на уроках математики
    Дата17.01.2018
    Размер18.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРАЛ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.docx
    ТипУрок
    #34406

    Подборка по базе: музей математики.docx, Программа внеурочной деятельности учителя математики.docx, Реферат Зарождение математики в Древнем Египте и Вавилоне.docx, Технология развития критического мышления на уроках профессионал, Возникновение математики.docx, Тесты по методике преподавания математики.doc, Методика математики.docx, Элементы дискретной математики .pdf, декабрь качество подготовки к ГИА на уроках.pdf, урок математики в 5 классе.docx

    ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРАЛ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

    Выполнила: Истляева А.А.

    Использование исторического материала делает урок математики насыщенным и является эффективным средством стимулирования у школьников интереса к предмету. К сожалению, в настоящее время историзму уделяется недостаточно внимания: школьные учебники содержат лишь немногословные сухие исторические справки и краткую биографию некоторых ученых, а учителя и вовсе не стремятся использовать элементы истории на уроке, мотивируя это нехваткой времени. А между тем, историзм помогает возникновению основных стимулов познавательного интереса, показывает жизненно-практическую значимость изучаемого материала, дает почувствовать диалектику предмета, познать красоту математики. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше ее понять. К тому же, для использования историзма на уроках совсем не нужно много времени,  напротив, исторический материал рационально использовать в совокупности с программным, не разграничивая их. Например, занимательная история возникновения какой-либо теоремы не займет у учителя больше двух – трех минут, но даст ученику представление о практической значимости теории, возбудит любопытство, поможет рассеять психологическую трудность принятия материала. Какая бы ни была форма сообщения сведений по истории - краткая беседа, экскурс, лаконичная справка, решение задачи, показ и  разъяснение рисунка, использованное время нельзя считать потерянным, если только учитель сумеет исторический факт  преподнести в тесной связи с излагаемым на уроке теоретическим материалом. В результате такой связи у школьников пробудится повышенный интерес к предмету и тем самым повысится  эффективность занятий.

    Таким образом, использование исторического материала на уроках математики преследует две основные цели:

    1. Повышение интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания ими изучаемого фактического материала.

    2. Расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры.

    В школьной программе нет определенных указаний на то, в каком классе, при изучении какой темы и какие конкретно сведения из истории сообщать школьникам, это решает сам педагог. Важно понимать, что знакомство учащихся с историей математики означает продуманное планомерное использование на уроках фактов из истории науки и их тесное сплетение с систематическим  изложением всего материала программы. Лишь такое сплетение может способствовать достижению указанных выше целей.

    Большую методическую трудность составляет вопрос об отборе конкретного исторического материала и о порядке и стиле его изложения в том или ином классе. Решая этот вопрос, следует руководствоваться программой, возрастными психологическими особенностями детей. Например, в 5-6 классах следует   ограничиться некоторыми начальными сведениями из истории математики и обращать внимание учеников на элементарные вопросы развития счета и численных алгоритмов, математической терминологии и символики, возникновения мер, создания способов измерения и простейших инструментов. Чем старше становятся школьники, тем дальше можно углубляться в историю, решать прикладные задачи древности, сообщать более обширные биографические сведения об ученых.

    Использование на уроках математики старинных задач является ярким примером занимательности, побуждает учащихся к самостоятельному творчеству, проявлению инициативы и смекалки, дает естественный повод для небольших исторических экскурсов о составителях таких задач и уровне развития математических дисциплин далекого прошлого. Рассмотрим пример: задачи, которые решали в Древней Индии (сообщить этот материал на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «линейные уравнения с одной переменной»).

    Задача:  Из четырех жертвователей второй дал вдвое больше первого, третий дал втрое больше второго, четвертый – вчетверо больше третьего, а все вместе дали 132. Сколько дал первый?

    Эта задача взята из Бахшалийской рукописи, найденной в 1881 году при раскопках в Бахшали в северо-западной Индии. Рукопись выполнена на березовой коре и относится к 3-4 веку нашей эры.

    Пояснение: автор рукописи рекомендует решать такую задачу «правилом предположения», в его частном виде, когда искомое предполагается равным единице. Рассуждение проводится следующим образом: пусть неизвестное равняется единице, тогда первый дал 1, второй – 2, третий – 6, четвертый – 24. Сумма пожертвований будет составлять 33. Теперь разделим 132 на 33. Это и будет искомый результат, т.е. представляет то число, которое дал первый.

    Таким образом, мы видим, что в Древней Индии рассуждали примерно так же, как и сейчас. Только мы приняли бы за х число, которое дал первый и пришли бы к уравнению.

     Как мы можем убедиться, ответы совпадают. Вряд ли, решая уравнения, ученик задумывается над тем, где, как и при каких обстоятельствах они появились. Поэтому нелишним будет сообщить ребенку подобные сведения.

    Задания с исторической справкой по теме: «Окружность и круг».


    С помощью какого чертежного инструмента можно изобразить окружность?

    Правильно. А вы знаете, что само слово циркуль происходит от латинского circulus - «круг, окружность, кружок», от латинского же circus - «круг, обруч, кольцо». В русский язык циркуль или циркул пришел от польского cyrkuɫ или немецкого Zirkel.

    Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя. Существует легенда о древнегреческом изобретателе по имени Дедал. Это имя означало «искусный» и было дано ему не зря. Легенда приписывает Дедалу изобретение столярных инструментов, свидетельствует, что он стал прекрасным архитектором и скульптором.

    У Дедала в Афинах жил племянник по имени Талос, очень талантливый юноша. Когда Талосу исполнилось всего 12 лет, он придумал гончарный круг, с помощью которого люди стали изготовлять посуду. Скелет рыбы навел его на мысль сделать первую на свете пилу.

    Дядя Талоса позавидовал его таланту и, улучив момент,столкнул юношу с городского вала. Но до этого Талос успел одарить людей еще одним изобретением. Он соединил с помощью шарнира два одинаковых по длине стержня - так получился циркуль.

    Легенда легендой, а циркуль и линейка, наверное, самые старые чертежные инструменты на земле. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках древних Вавилонии и Ассирии нарисованы такие ровные прямые линии, такие правильные круги, что без циркуля и линейки их просто невозможно провести. А существовали эти государства около 3тысяч лет назад.

    Самый старый, дошедший до нас уже не из легенды, а из реальности, железный циркуль нашли во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2 тысяч лет. В пепле, засыпавшем 1900 лет назад греческий город Помпеи, археологи обнаружили много бронзовых циркулей.

    Циркуль всегда был незаменимым помощником архитекторов и строителей. Не случайно на фасаде одного из самых древних и красивых храмов Грузии (он называется Светицховели) изображена рука архитектора, а позади нее циркуль. В Древней Руси любили узор из мелких правильных кружков. Стальной циркуль - резец для нанесения такого рисунка - археологи нашли при раскопках в Новгороде.
    ЛИТЕРАТУРА

    1.     Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи: Кн. Для учащихся.-М.: Просвещение.1994. –    128 с.

    2.     Глейзер Г. И. История математики в школе: IV—VI кл. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981. — 239 с, ил.

    3.     Стиллвелл Д. Математика и ее история. — Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2004, 111 стр.


    написать администратору сайта