Главная страница

Анализ политического режима современной России. Исследование существующего политического режима в современной России 4 Заключение 10 Список использованных источников 12


Скачать 150.7 Kb.
НазваниеИсследование существующего политического режима в современной России 4 Заключение 10 Список использованных источников 12
Дата12.07.2020
Размер150.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАнализ политического режима современной России.docx
ТипИсследование
#134218

Подборка по базе: предпроектное исследование _ Хазиханов.doc, ЛР№4 Экспериментальное исследование сепаратора-сливкоотделителя , Отчет по Исследование реакций в растворах электролитов.docx, ЛР 1 Исследование и синтез логических элементов и устройст на их, 02 - Исследование остроты зрения и подбор очков.docx, Противоречия политического и социально-экономического развития Р, реферат Ультразвуковое исследование.docx, Основные направления экономического, политического и военно-техн, 158 1900 Синтез и исследование свойств оксида марганца IV.docx

Анализ политического режима современной России

Оглавление


Введение 3

Исследование существующего политического режима в современной России 4

Заключение 10

Список использованных источников 12

Приложения 13


Введение


Проблема трансформаций политических режимов стоит очень остро в развивающихся странах, особенно тех, которые перешли от одной политической концепции к другой. Россия прошла сложный путь трансформации от авторитарного режима к режиму нового типа. Изначально планировался переход к демократическому режиму. То есть, к такому режиму, в котором главным источником власти является народ, который свободно изъявляется свою волю на выборах и референдумах. Большая часть развитых стран являются именно демократическими.

Данная тема проекта была выбрана потому, что в настоящее время идет голосование по поправкам в Конституцию, причем среди множества поправок выделяются поправки, которые позволяют «обнулить» президентские сроки В.В.Путина (ст.81, п.3), поставить в приоритет внутренние законы перед международными нормами права, даже если они ратифицированы на территории нашей страны (ст.79), укрепить политическую и экономическую власть Президента страны (ст.83). Указанные поправки, как можно предположить, не соотносятся с демократическими принципами управления государством. Следовательно, необходимо провести анализ существующего политического режима в современной России с учетом вводимых поправок в Конституцию РФ, а также с учетом международных индексов, которые оценивают уровень демократии, развития прав и свобод граждан.

Можно предположить, что сформировавшийся в России политический режим не является демократическим, вероятнее всего, в нашей стране сформировалась смесь из демократического и авторитарного режима. Существуют мнения исследователей, которые указывают на формирование так называемого «мягкого авторитаризма». Вводимые поправки в Конституцию РФ приводят к усилению власти лидера страны, что не может не сказаться на сокращении влияния народа, общественных организаций и т.п. на систему управления в стране.

Исследование существующего политического режима в современной России


Прежде всего, охарактеризуем указанные во введении политические режимы.

1. Демократический режим.

Как было отмечено во введении к данному проекту, в период реформ, начатых после распада СССР, предполагалось, что Россия перейдет к демократическому политическому режиму. Именно демократический режим рассматривался как наиболее оптимальный для нашей страны, успешно показавшим себя в США, странах ЕС, Австралии, Канаде и т.д. Свободной волеизъявление народа, многопартийная система должны были стать противовесом авторитарному политическому режиму, выбранному в СССР. Планировать нивелировать недостатки политического режима Советского Союза, которые привели страну к стагнации.

Несмотря на то, что демократия считается самым справедливым способом организации политической жизни, у нее также есть определенные проблемы. Прежде всего, следует отметить, что уровень развития демократических ценностей в разных странах существенно различается. Если рассматривать международный рейтинг стран по уровню развития демократии, то в 2019 году Россия занимала только 135-ю позицию1. Низкий показатель объясняется целым рядом проблем, связанных с установлением демократического режима в нашей стране. В таблице 1 Приложения представлена динамика данного индекса. Можно отметить, что данный рейтинг рассчитывается по 5 ключевым параметрам, оценивающим уровень развития демократии. Эти параметры представлены:

— избирательным процессом и плюрализмом;

— деятельностью правительства;

— политическим участием;

— политической культурой.

— гражданскими свободами.

Согласно данному исследованию в России сложился авторитарный режим.

Можно отметить, что произошло снижение не только позиции России в рейтинге, но и ухудшение интегрированного показателя, что указано на рис.12.

Прежде всего, можно отметить, что существует проблема политического плюрализма. Несмотря на то, что в нашей стране закреплена возможность создавать партии и выдвигать их на выборы в органы власти, фактически, в стране сложилась однопартийная система. Партии «Единая Россия» принадлежит не менее 70% мест в законодательных органах власти разного уровня. Во многом это способствовало формированию олигархии в ее худшем проявлении. Значительные разрывы между социальными слоями, искажение свободы слова – вот следствие несоблюдения демократических прав и свобод. К примеру, если вспомнить дело журналиста Голунова, то можно сделать вывод о том, что свобода слова в стране достаточно условна, а полицейский произвол и преступность руководства в правоохранительных органах рассматривается не только страницах книг и в кадрах художественных фильмов, но и выявляется в ходе следственных мероприятий. Уровень коррупции в нашей стране также весьма высок. В рейтинге восприятия коррупции наша страна находится на 144 позиции3. Очевидно, что демократия не может существовать в ее реализации прав и свобод граждан, если в стране процветает коррупция.

В.В.Путин в своей статье «Демократия и качество государства» говорит о том, что у демократии в нашем государстве есть существенная проблема, связанная с тем, что многие политические процессы превращаются в ширму, фикцию, которая выдается лишь для зрителей4. Такого нельзя допускать. В целом, можно отметить, что проблема информационного обеспечения демократических процессов остро стоит не только перед нашим обществом. Во многих государствах цензура, политическая пропаганда становятся отклонениями от демократических принципов. Тем не менее, статья В.В.Путина показывает, что у демократии в России есть немало проблем, которые до сих пор не решены. Во многом именно из-за этого, уровень демократии в нашей стране в рассмотренном рейтинге столь низок.

2. Авторитарный режим.

Именно этот режим сформировался в России, по мнению исследователей уровня развития демократии.

Рассмотрим, чем же характеризуются авторитарные режимы.

1. Наличие небольшого числа носителей власти.

В настоящее время главным носителем власти является ее Президент – В.В.Путин, причем, управляющий страной на протяжении уже 4 сроков. Важно отметить, что произошло увеличение времени нахождения Президента у власти: с 4 лет до 6 лет, что уже является признаком отказа от демократической сменяемости власти и недопустимости длительного нахождения у власти одного и того же человека. Причем, вносимые поправки в Конституцию РФ, как было отмечено во введении, позволят В.В.Путину баллотироваться на пост Президента РФ еще 2 раза. То есть, по данной характеристике можно говорить о совпадении современного политического режима с авторитарным. Так называемое «обнуление» президентских сроков уже проводилось в мировой практике. На рис.2 Приложения указаны подобные случаи. Как видно, они характерны либо странам СНГ, либо развивающимся странам, преимущественно Латинской Америки.

2. Отсутствие реально действующей многопартийной системы.

Как показывают данные таблицы 2 Приложения в России сформировалась политическая система с одной «сильной» партией – «Единая Россия», представители которой занимают все ключевые посты в стране. Представителей КПРФ, ЛДПР, иных партий нет в числе министров, руководителей ГД, сенаторов. Можно говорить о том, что вся власть сосредоточена в руках представителей одного направления. Причем, как показывают протесты и 2012 года, и 2019 года (против Пенсионной реформы), оппозиционные силы не имеют реального влияния на принимаемые решения. Фактически, есть атрибуты демократии: многопартийность, свобода выборов и т.п. В реальности же, мы видим, что такой ключевой вопрос как повышение пенсионного возраста не был вынесен на референдум. Решение было принято благодаря большинству представителей партии «власти» в нижней палате Парламента.

Протесты по поводу принимаемых поправок также не были согласованы из-за коронавируса. Митинг запланирован на 3 июля, то есть, он не окажет никакого влияния ни на результаты, ни на мнение граждан.

3. В качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии.

Можно отметить, что данный признак присутствует в нашей стране в полном объеме. Основные решения принимаются в одностороннем порядке. Как показано на примере повышения пенсионного возраста, гражданское общество не имеет влияния, протесты зачастую отклоняются под разными причинами (ЧМ-2018 как основная причина для запрета на проведение митингов в самый активный период обсуждения Пенсионной реформы, пандемия коронавируса в период голосовая по поправкам в Конституцию).

4. Силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

Формирование Росгвардии, направленной во многом на обеспечение правопорядка во время митингов и мирных протестов приводит к возникновению произвола, достаточно активно обсуждаемых в оппозиционных СМИ. Можно сделать акцент на Московском деле, когда на скамью подсудимых попали граждане страны, которые то ли бросили, то ли уронили около полицейского пластиковую бутылку. Но, при этом, удар в живот, который был нанесен женщине представителем Росгвардии не получил официального ни осуждения, ни тем более, данный представитель силовых структур не понес наказания.

Дорожкин Ю.Н. в 2017 году провел исследование политического режима, согласно которому он проводил сравнение классического авторитаризма и демократии с тем режимом, что сформировался в нашей стране в настоящее время. Он отметил, что сформировалась гибридная система, в которой успешно сотрудничают два типа политических режимов: демократический и авторитарный.

Причины существования гибридной политической системы в России:

— в Конституции России заложены как демократические ценности, так и политико-правовые основы суперпрезидентской республики;

— наличие политического лидера большинства нации в лице президента РФ, пользующегося широкой социальной поддержкой;

— политическая практика «замкнутости» всей власти на главу государства; ручное управление;

— большая территория Российской Федерации, требующая сегодня относительно высокой централизации власти;

— неразвитость и слабость демократических институтов и процедур, их формальный характер;

— авторитарно-подданническая политико-культурная ментальность российских граждан;

— евразийская национальная история России; положение между Западом и Востоком, в т.ч. и в политико-ценностном мировоззрении и культуре;

— ограниченность исторического опыта гражданских и политических свобод, общественного контроля за властью, сети общественных институтов гражданского общества5.

Ряд исследователей указывает на то, что в России произошло формирование «мягкого» авторитаризма, при котором многие демократические ценности и свободы были сохранены.

Э.А.Салимьянова в своей статье указывает на то, что в специфике политического режима современной России существует ряд противоречий с теорией классического авторитаризма. Власть открыто называет себя демократической, сохраняет признаки демократии, те же самые выборы. Вступает в различные международные организации, в которые объединены развитые демократические государства, например, Организация Объединённых Наций6.

Политолог Дмитрий Фурман использовал такое понятие как «Имитационная демократия». Он раскрывает это понятие как авторитарный режим, закамуфлированный в демократическую форму. Она необходима для легитимации на международной арене, так как идеи демократии в мире абсолютно превосходят другие и нет других способов признания государства на данный момент, кроме как существования в нем демократического режима7.


Заключение


В данном проекте проводился анализ политического режима современной России. Во введении было высказано предположение о том, что в России не удалось выстроить демократический политический режим со всеми его основными чертами и характеристиками. В качестве аргументов были приведены международные рейтинги, которые оценивают демократические процессы в нашей стране. Сложившаяся политическая система с одной доминирующей политической партией, к которой принадлежат практически все представители властных структур, также противоречит демократическим ценностям. Тем не менее, можно говорить о том, что в нашей стране предпринимаются шаги по развитию институтов демократии. К примеру, сформированные общественные советы, публичные обсуждения государственных закупок и т.п. способствуют развитию демократии.

Исследуя современный политический режим было выявлено, что присутствует немало признаков авторитаризма, причем характерного различным авторитарным системам. Прежде всего, следует отметить сосредоточение политической власти в руках одного человека – Президента РФ. Вносимые поправки в Конституцию только расширяют предоставляемые полномочия.

Как показал анализ, в стране сформировалась политическая система с одной сильной партией – «Единая Россия». То есть, в стране действуют многие демократические институты, в том числе и система выборов, но фактически сформировался однопартийный режим, в котором партии «Единая Россия» принадлежит более 70% голосов, что позволяет принимать любые законы, в том числе и те, что будут ограничивать права граждан, ухудшать их социально-экономическое положение (в качестве примера можно привести Пенсионную реформу 2019 года, которая была проведена без референдума, при значительном количестве протестных мероприятий).

Проведенный анализ показывает, что есть определенные противоречия демократическому политическому режиму:

- усиление власти одного человека и группы лиц;

- формирование однопартийной системы, при которой нет необходимости формировать коалиции для того, чтобы принять решение по спорному вопросу;

- усиление силовых структур и их полномочий, в том числе и по вопросам противостояния во время митингов и демонстраций и т.п.

Подводя итог, можно отметить, что в России сформировать смесь демократического и авторитарного режима, но изменения в законодательстве, в частности, по вопросам усиления власти Президента свидетельствуют о том, что демократические основы власти будут снижать свое влияние на политические процессы.

Список использованных источников


1. The Democracy Index 2019. URL: https://gtmarket.ru/ratings/democracy-index/info

2. The Corruption Perceptions Index 2019. URL: https://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info

3. В.В. Путин Демократия и качество государства. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1866753

4. Дорожкин Ю.Н. Политическая система современной России: демократия или авторитаризм? // Власть. - 2017. - №8.

5. Рейтинг стран по уровню демократии. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/democracy

6. Салимьянова Э.И. Формирование авторитарного режима в России в наши дни // Инновационная наука. - 2017. - №4-4.

7. Фурман Д. Е. Общее и особенное в процессах перехода постсоветских государств URL: http://www.polit.ru/lectures/2007/10/19/furman.html

Приложения


Таблица 1. Рейтинг стран мира по уровню демократии

Год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Россия (место в рейтинге)

115

124

122

135

144

135




Рис.1. Значение индекса развития демократических свобод в России



Рис.2. «Обнуление» президентских сроков в мировой практике

Таблица 2. Распределение мест в Государственной думе у фракции «Единая Россия»

Созыв Думы

Число мест

Доля, %

3 созыв

-

-

4 созыв

304

67,56

5 созыв

315

70%

6 созыв

238

52,89

7 созыв

341

75,95



1 The Democracy Index 2019. URL: https://gtmarket.ru/ratings/democracy-index/info

2 Рейтинг стран по уровню демократии. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/democracy

3 The Corruption Perceptions Index 2019. URL: https://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info

4 В.В. Путин Демократия и качество государства. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1866753

5Дорожкин Ю.Н. Политическая система современной России: демократия или авторитаризм? // Власть. - 2017. - №8.

6 Салимьянова Э.И. Формирование авторитарного режима в России в наши дни // Инновационная наука. - 2017. - №4-4.

7 Фурман Д. Е. Общее и особенное в процессах перехода постсоветских государств URL: http://www.polit.ru/lectures/2007/10/19/furman.html


написать администратору сайта