Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Исследование личностных качеств детей среднего школьного возраста, занимающихся боксом, легкой атлетикой и художественной гимнастикой.

  • Сравнительный анализ показателей тестирования и их обсуждение.

  • профилактика агрессивности у спортсменов в подростковом возрасте. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ У СПОРТСМЕНОВ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ. I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности у спортсменов 14 15 лет, занимающихся лёгкой атлетикой


    Скачать 325.5 Kb.
    НазваниеI. Теоретические аспекты профилактики агрессивности у спортсменов 14 15 лет, занимающихся лёгкой атлетикой
    Анкорпрофилактика агрессивности у спортсменов в подростковом возрасте
    Дата10.12.2020
    Размер325.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ У СПОРТСМЕНОВ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ.doc
    ТипДокументы
    #159222
    страница2 из 3

    Подборка по базе: Лекция №2 Теоретические и методологические основы иглорефлексоте, Реферат Профессиональные пылевые заболевания и меры их профилакт, Основы первичной профилактики немедицинского употребления наркот, Био аспекты здорового образа жизни.docx, Модуль 5. Теоретические основы организации методической работы п, Закаливание организма как средство профилактики заболеваний и ук, практические аспекты стратегического управления через призму опы, Приоритетные направления профилактики в онкологии..docx, Современные принципы диагностики и профилактики наследственных з, № 1393908 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ПРОИЗВОДСТВ
    1   2   3
    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ АГРЕССИВНЫХ ВИДОВ СПОРТА НА ЛИЧНОГСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 2.1. Организация и методы исследования.

    Исследование проводилось в период с сентября 2016 по май 2017 года, на базе двух организаций: теоретическая часть исследования проводилась на базе РГППУ, ИГСЭО, кафедры ТиМФК, практическая часть проходила в МБОУ «Лицей» г.Камышлов в период с февраля 2017 по май 2017 года. Исследование состояло из трех этапов: Первый этап проходил с сентября 2016 по январь 2017 года. Исследования проводилось на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета. На этом этапе анализировалась научно-методическая литература по проблеме проявления агрессии и агрессивности у детей среднего школьного возраста, занимающихся спортом. Так нам удалось получить сведения о психологических особенностях школьников среднего школьного возраста, о гендерных проявлениях агрессии и агрессивности, а так же узнать классификацию видов спорта по степени агрессивности. В результате теоретического обзора литературы по проблеме проявления агрессии и агрессивности у детей среднего школьного возраста, занимающихся спортом, были поставлены цели и задачи экспериментального исследования. На втором этапе исследования подбиралась группа испытуемых, их вид спорта, которым они занимаются, а также база исследования. В исследовании приняли участие 30 школьников из МБОУ «Лицей» г.Камышлова, из них 10 школьников, которые занимаются легкой атлетикой, другие 10 – боксом, а так же 10 человек, занимающиеся художественной гимнастикой. Все участники не имеют разрядов, а занимаются любительским спортом по интересам. 33 Для проведения данной опытно-поисковой работы были использованы две методики исследования: личностный опросник Айзенка и тест БассаДарки. Личностный опросник Айзенка был опубликован в 1956 году. Опросник представляет собой методику для диагностики индивидуальнопсихологических свойств личности. Опросник состоит из 57 вопросов, 24 из которых направлены на диагностику экстраверсии, 24 на диагностику нейротизма, 2 вопроса – маскировочные, они не дают никакой информации об испытуемом. И, наконец, оставшиеся 7 вопросов образуют так называемую «шкалу лжи», основная задача которой – дать информацию о достоверности ответов испытуемого по шкалам экстраверсии и нейротизма [47].

    Характеризуя типичного экстраверта, можно отметить его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, имеет склонность к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Интровертность – набор прямо противоположных качеств личности. Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Человек, которому присуща личностная интровертированность, контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы [32]. Нейротизм храктеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). 34 Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз [29]. Используя данные обследования по шкалам экстраверсии-интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный) [28]. Личностный опросник Айзенка и ключ к тесту приведены в приложении 1 (см. Приложение 1). Опросник враждебности Басса-Дарки был опубликован в 1957 году американскими психологами Арнольдом Бассом и Энн Дарки, он предназначен для выявления уровня агрессивности и враждебности. Тест состоит из 75 вопросов. 35 Конструируя опросник, Басс вначале провел разграничения между враждебностью и агрессией. Враждебность была определена им как реакция отношения, скрытно-вербальная реакция, которой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий. Агрессию он определил как ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу. Дальнейшая дифференциация проводилась в направлении выделения подклассов внутри враждебности и агрессии. В результате Басс и Дарки выделили два вида враждебности: обида и подозрительность, и пять видов агрессии: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия [15]. Тест Басса-Дарки и ключ к тесту приведены в приложении 2 (см. Приложение 2). Третий этап исследования включает в себя анализ полученных результатов и формулировку выводов. В работе были использованы такие методы научного исследования, как: - анализ научно-методической литературы; - метод педагогического наблюдения; - психологическое тестирование. В результате анализа научно-методической литературы было установлено, что агрессия - это вид действий или состояние, а агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно. Метод педагогического наблюдения использовался на втором этапе исследования, непосредственно во время занятий. Отслеживалось эмоциональное состояние школьников среднего школьного возраста в течение тренировочного занятия и их настроение.

    2.2. Исследование личностных качеств детей среднего школьного возраста, занимающихся боксом, легкой атлетикой и художественной гимнастикой.

    При проведении исследования по тесту Басса-Дарки были получены следующие результаты: Таблица 1. Спортсмены, занимающиеся боксом Ф.И.О. Индекс агрессивности Индекс враждебности Миша Г. 23 7 Саша С. 22 9 Стас М. 23 9 Гриша К. 20 8 Руслан М. 21 10 Максим Р. 21 7 Слава Н. 24 8 Коля Р. 24 10 Никита Г. 20 8 Саша Т. 21 8 Среднее арифметическое 21,9 8,4 Таблица 2. Спортсмены, занимающиеся легкой атлетикой Ф.И.О. Индекс агрессивности Индекс враждебности Аня П. 15 7 Катя Л. 17 7 Ваня М. 16 6 Илья О. 16 7 Настя Г. 18 8 Дима К. 19 7 37 Лера В. 17 7 Боря Д. 20 8 Маша К. 16 6 Илья Ж. 21 8 Среднее арифметическое 17,5 7,1 Таблица 3. Спортсмены, занимающиеся художественной гимнастикой Ф.И.О. Индекс агрессивности Индекс враждебности Оля К. 14 7 Настя С. 15 7 Наташа О. 14 5 Ульяна М. 14 4 Юля В. 16 5 Ася Ц. 17 8 Даша С. 15 7 Маша Р. 17 9 Юля Ч. 15 5 Лиля С. 15 4 Среднее арифметическое 15,2 6,1 По ответам детей, занимающихся боксом, легкой атлетикой и художественной гимнастикой, мы узнали у каждого испытуемого индекс агрессивности и индекс враждебности. Далее были вычислены средние показатели индексов в каждой из групп занимающихся. Нормой индекса враждебности является величина: 6-7 ± 3. У спортсменов-боксеров индекс враждебности составляет – 8,4; у детей, занимающихся легкой атлетикой – 7,1; а у спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой – 6,1. 38 Диаграмма 1.

    Н
    ормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4. У группы боксеров среднее арифметическое составляет – 21,9; у спортсменовлегкоатлетов – 17,5; а у детей, занимающихся художественной гимнастикой – 15,2. Диаграмма 2.


    В
    торой метод исследования – опросник Айзенка. Данная методика позволяет определить, кем является ребенок: экстраверт или интроверт, а так же узнать степень эмоциональной чувствительности, нейротизма. По шкале искренности каждый набрал не более 4 баллов, поэтому все ответы являются честными и достоверными. Две шкалы (интровертэкстраверт и нейротизм) помогают определить тип темперамента, к которому более склонен школьник среднего школьного возраста. После прохождения тестирования были получены следующие результаты:


    Спортсмены, занимающиеся легкой атлетикой:

    1)

    2
    )


    3
    )


    4
    )


    5
    )


    6
    )


    7
    )





    8)

    9
    )





    10)

    В
    группе спортсменов-легкоатлетов 4 человека сангвиники, 4 – меланхолики и 2 спортсмена холерика.


      1. Сравнительный анализ показателей тестирования и их обсуждение.

    На втором этапе эксперимента, с целью изучения влияния агрессивных видов спорта на личностные особенности школьников, было проведено два тестирования – тест Басса-Дарки и опросник Айзенка у детей среднего школьного возраста. Всего было задействовано 10 школьников в возрасте 11-15 лет.

    Тест Басса-Дарки включает в себя определение двух индексов: враждебности и агрессивности. Нормой индекса враждебности является величина 6-7 ± 3. По результатам тестирования мы видим, что у спортсменов-легкоатлетов – 7,1 (Диаграмма 1). У всех показателей балл не превышает допустимую норму, но у боксеров он по величине немного больше, чем у легкоатлетов и спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой.

    Второй индекс – индекс агрессивности. Его норма: 21 ± 4. Результаты тестирования школьников показывают, что у легкоатлетов – 17,5. (Диаграмма 2). Все показатели агрессивности не превышают допустимую норму.

    Таким образом, по тестированию Басса-Дарки можно сделать вывод, что у спортсменов-легкоатлетов агрессивность не превышает норму индекса.

    Вторым проводился тест Айзенка, по которому можно определить большую склонность к одному типу темперамента, а так же узнать уровень 47 нейротизма (эмоциональной чувствительности, возбудимости) и склонность к типу личности – интроверт (действия направлены вовнутрь, на себя) или экстраверт (действия направлены на окружающих). После проведения тестирования были получены следующие результаты: в группе спортсменов-легкоатлетов 2 холерика (Илья О., Боря Д.), 4 меланхолика (Катя Л., Настя Г., Дима К., Илья Ж.) и 4 сангвиника (Аня П., Ваня М., Лера В., Маша К.).

    В группе занимающихся легкой атлетикой преобладают темпераменты – меланхолик и сангвиник. Меланхолики очень обидчивы, ранимы, не уверены в себе, тихие, все обиды носят в себе.

    Есть школьники с повышенным уровнем эмоциональной возбудимости (нейротизм), их количество составляет: легкоатлеты – 5 человек (Катя Л., Илья О., Насья Г., Дима К., 48 Боря Д., Илья Ж.).

    По результатам тестирования по Айзенку было выявлено количество школьников-спортсменов, у которых тип личности склонен к интроверсии, из них 4 легкоатлета (Катя Л., Настя Г., Дима К., Илья Ж.). К экстраверсии имеют склонность: 6 легкоатлетов (Аня П., Ваня М., Илья О., Лера В., Боря Д., Маша К.).

    Таким образом, можно сделать вывод, что в группе легкоатлетов показатель нейротизма наполовину и группа только наполовину состоит из школьников-экстравертов.

    Исходя из результатов двух тестов, можно сказать, что легкоатлеты не проявляют повышенную агрессию.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психологических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Проявления агрессивности и негативизма существенно отличаются у мальчиков и девочек подросткового возраста, что связано не только с биологическими особенностями, но и с социальными, культурными стереотипами маскулинности и фемининности. На развитие агрессивности подростка влияют и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. В состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в агрессивных формах поведения. Агрессия вызывается также и необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, когда ребенок не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более, что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах. В агрессивном поведении подростков ярко проявляются гендерные различия, которые обуславливаются не столько половозрастными, сколько социально-культурными особенностями: разностью социальных ролей, спецификой требований к поведению мальчиков и девочек в различных ситуациях, а также существующими в обществе стереотипами мужественности и женственности.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Тест Басса-Дарки Тестовый материал:

    1 Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

    2 Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

    3 Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

    4 Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

    5 Не всегда получаю то, что мне положено.

    6 Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

    7 Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

    8 Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

    9 Мне кажется, что я не способен ударить человека.

    10 Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

    11 Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

    12 Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

    13 Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

    14 Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

    15 Часто бываю не согласен с людьми.

    16 Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

    17 Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

    18 В раздражении хлопаю дверьми.

    19 Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

    20 Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

    21 Меня немного огорчает моя судьба.

    22 Думаю, что многие люди не любят меня.

    23 Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

    24 Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

    25 Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

    26 Я не способен на грубые шутки.

    27 Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

    28 Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.

    29 Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

    1   2   3


    написать администратору сайта