Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3.Психологические особенности школьников среднего школьного возраста.

  • Гендерные особенности проявления агрессии и агрессивности у школьников, занимающихся различными видами спорта.

  • профилактика агрессивности у спортсменов в подростковом возрасте. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ У СПОРТСМЕНОВ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ. I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности у спортсменов 14 15 лет, занимающихся лёгкой атлетикой


    Скачать 325.5 Kb.
    НазваниеI. Теоретические аспекты профилактики агрессивности у спортсменов 14 15 лет, занимающихся лёгкой атлетикой
    Анкорпрофилактика агрессивности у спортсменов в подростковом возрасте
    Дата10.12.2020
    Размер325.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ У СПОРТСМЕНОВ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ.doc
    ТипДокументы
    #159222
    страница1 из 3

    Подборка по базе: практические аспекты стратегического управления через призму опы, Приоритетные направления профилактики в онкологии..docx, Современные принципы диагностики и профилактики наследственных з, № 1393908 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ПРОИЗВОДСТВ, Киенко Т.С. Гендерные аспекты девиантного поведения.docx, Социокультурные аспекты интеграционных процессов.doc, Биоэтические аспекты медикализации смерти.Биоэтические аспекты э, Реферат Современные теоретические направления исследования феном, Общие меры профилактики.docx
      1   2   3

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение







    Глава I.

    Теоретические аспекты профилактики агрессивности у спортсменов 14 – 15 лет, занимающихся лёгкой атлетикой




    1.1.

    Агрессивность: сущность и основные характеристики




    1.2.

    Особенности профилактики агрессивности у спортсменов 14 – 15 лет, занимающихся лёгкой атлетикой




    1.3.

    Педагогические условия профилактики агрессивности у спортсменов 14 – 15 лет, занимающихся лёгкой атлетикой







    Выводы по Главе I.




    Глава II.

    Опытно-экспериментальная работа по профилактике агрессивности у спортсменов 14 – 15 лет, занимающихся лёгкой атлетикой




    2.1.

    Диагностика уровня агрессивности у спортсменов 14 – 15 лет, занимающихся лёгкой атлетикой




    2.2.

    Реализация педагогических условий профилактики агрессивности у спортсменов 14 – 15 лет, занимающихся лёгкой атлетикой




    2.3.

    Анализ результатов исследования







    Выводы по Главе II.




    Заключение







    Библиографический список







    Приложение 1







    Приложение 2







    …..










    Первый вид физического контакта характерен для ряда спортивных игр (футбол, хоккей на льду, регби, гандбол, водное поло) и для всех единоборств (бокс, борьба). Этот контакт может быть определен как жесткий, так как правилами соревнований предусмотрено применение различных приемов силового воздействия на противника (блокировки, установки, оттеснения и т.д.), особенно в боксе, где главным оружием являются удары. Второй вид физического контакта проявляется в играх через сетку (волейбол, теннис, бадминтон), но он не носит жесткого характера, так как реализуется через мяч, волан. Поэтому в таких видах спорта контакт определяется просто как физический. Третий вид физического контакта соревнующихся спортсменов определяется как условный. Такой контакт характерен для всех видов легкой атлетики, плавания, гонок на лыжах, соревнований по конькам, по велосипедному спорту, гребле и др. Условность заключается в том, что спортсмены соревнуются одновременно или последовательно, они практически не могут, и это запрещается правилами, непосредственно воздействовать на соперника [47]. 20 Таким образом, если социальное научение, действительно, имеет место, то можно предположить, что в более агрессивных видах спорта характер спортивной деятельности должен накладывать отпечаток на личность спортсмена.

    1.3.Психологические особенности школьников среднего школьного возраста.

    В период среднего школьного возраста принято включать детей с возрастом 11-15 лет. Это период индивидуализации и расторжения своего мнения с другими. Неправильное отношение родителей и учителей, беспричинные наказания способны сделать ребенка капризным, агрессивным и непослушным. Но без присмотра и надзора со стороны родителей подростка оставлять не рекомендуется, он может попасть не в ту компании [5]. Жестокое воспитание приводит к формированию у детей данного возраста садистских наклонностей и лицемерию. Если же ребенку привить повышенную моральную ответственность перед семьей, то это может подавить подростка, что приведет к появлению у него неврозов, страхов, тревожности, а так же проблем во взаимоотношении со сверстниками [6]. Основным видом деятельности ребенка среднего школьного возраста является учение, однако характер и содержание учебной деятельности в этом возрасте значительно меняется. Подросток овладевает основами наук, обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. В этом возрасте от детей в школе требуют более высоких знаний и умений, что приводит к изменению отношения к учебе. Учащиеся иногда склонны не выполнять уроки, в следствие происходит снижение успеваемости [27]. В период среднего школьного возраста дети не совсем осознают роль получения определенных знаний и умений, поэтому часто звучат такие 21 вопросы, как: «Для чего это делать (знать)?», «Зачем это нам нужно?». Зачастую эти вопросы приводят к недоумению, и у подростков возникает недоверие к требованиям учителя. Однако, в то же время, у подростков развивается склонность к самостоятельному выполнению каких-либо заданий и практических работ. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в самостоятельной деятельности[33].

    Особенно ярко проявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Помимо уроков появляется и много других дел, которые отнимают значительные силы и немало времени, отвлекая даже от учебных занятий. Подросткам среднего школьного возраста свойственно вдруг увлечься какимнибудь занятием, например, конструированием, сбором красивых растений, бабочек и др. Так же значительное проявление подростка происходит в играх. Большое место занимают путешествия и игры-походы. Им нравятся подвижные игры, в которых присутствует соревновательный момент, это придает больше азарта и задора детям. Подвижные игры в этом возрасте уже начинают носить характер спортивных игр (волейбол, футбол, «Веселые старты» и др.), в них на первом плане становится ловкость, смекалка, быстрота. Особое значение в подростковом возрасте приобретают и интеллектуальные игры, которые также носят состязательный характер, например, шашки, шахматы, соревнования в решении задач и т.д. Увлекшись игрой, подростки порой не умеют правильно распределить свое время между играми и учебными занятиями [28]. Дети среднего школьного возраста стремятся быть самостоятельны в умственной деятельности. Большинство подростков предпочитают избегать дополнительных подсказок, помощи, разъяснений, если им кажется, что они сами смогут решить поставленные задачи. Помимо самостоятельного решения дает знать о себе и критичность. Подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, в отличие от младшего 22 школьного возраста, он ждет каких-либо доказательств, аргументов и убедительности в сказанном [40]. В эмоционально-волевой сфере подростка значительную роль играет слабость самоконтроля, неумение сдерживать себя, резкость в поведении. Дети этого возраста легко способны «взорваться», сказать много лишнего, если по отношению к нему проявили малейшую несправедливость, хотя потом он может сильно сожалеть об этом. Такое поведение чаще всего возникает в состоянии усталости, утомления. Эмоциональная возбудимость подростка достаточно ярко проявляется в том, что он бурно реагирует на критику, доказывает свое мнение и переживает различные ситуации [15]. При встрече с трудностями, у подростка возникают сильные отрицательные эмоции, которые часто приводят к тому, что он не доводит до конца начатое дело. Но в то же время, школьник настойчив, если данная деятельность вызывает сильные положительные эмоции и чувства. Для подросткового возраста характерно подражание. Идеалом подростка является внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей [24]. Определенное влияние на психическое развитие подростка оказывает половое созревание. Особенностью подросткового периода является стремление быть взрослым, он всеми средствами и методами пытается доказать свою взрослость, но в то же время полного ощущения взрослости у него пока нет. В связи с чувством взросления у подростка проявляется социальная активность, стремление к познанию разных сторон жизни и деятельности взрослых, их качества и умения. В свою очередь первыми осваиваются более доступные стороны взрослых, такие как, внешний вид и манера поведения, общения [39]. Стремление быть взрослым сильно проявляется в отношениях со взрослыми. Подросток высказывает недовольства, нервничает, обижается, 23 когда его как маленького контролируют, наказывают, требуют послушности и не берут во внимание его интересы и желания. Подросток в свое время пытается расширить собственные права, он требует от взрослых, чтобы они принимали во внимание его мнения, взгляды, интересы, таким образом, он претендует на равноправие со взрослыми [37]. Для подросткового возраста характерна потребность в общении со своими сверстниками, друзьями. В этот возрастной период на детей значительную роль оказывает мнение сверстников, подросток не видит себя без товарищей, он очень дорожит теми, с кем является частью коллектива. Подросток очень остро и болезненно переживает неодобрение коллектива, нежели неодобрение учителя, поэтому очень важно иметь в классе хорошее общественное мнение. Формирование личности детей среднего школьного возраста будет зависеть от того, с кем он будет взаимодействовать и с кем вступит в дружеские отношения. Иной характер приобретает и дружба. Если в младшем школьном возрасте детей может связывать только то, что они рядом живут или сидят за одной партой, то у подростков основой дружбы являются, прежде всего, общие интересы. При этом к своей дружбе они предъявляют более высокие требования, и она может носить длительный характер (на всю жизнь). У подростков начинают формироваться собственные мнения и суждения, не зависящие от влияния с других сторон. У детей этого возраста возникает своя система требований и определенных норм, которые они готовы отстаивать, при этом, не боясь за осуждение и наказания со стороны взрослых [31]. Таким образом, можно сказать, что характерными возрастными особенностями подросткового возраста являются: - значительное внимание к собственному внутреннему миру; - погружение в себя, мечтательность, уход от реальности; - опора на личное мнение (опыт), несогласие с мнением взрослых; - большое количество негатива; - самоуверенность; 24 - лживость; - бурное проявление новых чувств (в связи с половым созреванием) [43]. Данный возраст характеризуется бурным ростом, формируется организм в процессе полового созревания, это оказывает значительное влияние на психофизиологические стороны ребенка.

      1. Гендерные особенности проявления агрессии и агрессивности у школьников, занимающихся различными видами спорта.

    Рассматривая эмоциональную сферу подростков, можно увидеть, что именно она делает их трудновоспитуемыми, трудноуправляемыми и затрудняет взаимодействие с ними взрослых. Безусловно, эмоциональная сфера в подростковом возрасте претерпевает существенные изменения. Прежде всего, бросается в глаза их эмоциональная неуравновешенность. Довольно часто у них можно заметить быстрый, почти мгновенный, переход от возбуждения и хорошего настроения к депрессивному состоянию, от радости к слезам, и наоборот [21]. У подростков-спортсменов имеется разница по социальнопсихологической адаптированности между представителями мужского и женского пола. У мужчин имеется превосходство по большинству параметров. Между мальчиками и девочками, не занимающимися спортом, такая разница невелика и по ряду показателей она в пользу девочек. По данным Ю. В. Краева и В. Б. Мяконькова (1998), у спортсменок, занимающихся борьбой, дзюдо, нет значимых различий в агрессивности, по сравнению с мужчинами. Однако, в ряде исследований указывается на повышение уровня тестостерона и снижение эстрогенов при занятиях этим видом борьбы, т. е. усиление маскулинности, а среди занимающихся айкидо имеется тенденция к большей агрессии женщин. Некоторые авторы высказывают мнение, что дзюдо оказывает отрицательное влияние на здоровье женщин. По данным Л. И. Лубышевой (2000), 45 % опрошенных спортсменок отрицают у себя агрессивность и жестокость, однако 5 % считают, что спортивная деятельность способствовала формированию у них агрессивности, а 7,8 % сказали о появлении в их поведении жестокости, которую связывают с занятиями спортом. Спортивная деятельность связана с постоянной борьбой человека за лидирующее положение. Эта борьба порождает дух соперничества, агрессивности [32]. На сегодняшний день в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности у молодых людей, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой. В зарубежной и отечественной литературе есть немало свидетельств о том, что спорт формирует у занимающихся им людей агрессивное поведение. Существует мнение, что этому явлению способствуют различного вида спортивные единоборства [8]. Показатели агрессивности у подростков имеют различные значения в зависимости от того, каким видом спорта они занимаются. Можно выделить следующие факторы: вспыльчивость, самоконтроль в эмоциональной сфере, самоконтроль за действиями, общая агрессия. Следовательно, виды спорта неоднозначно влияют на агрессивность подростков. Наибольшая агрессивность наблюдается у подростков, которые занимаются спортивными играми, на втором месте спортсмены, занимающиеся единоборствами, а на третьем месте - легкоатлеты. На основании этого можно констатировать, что различные виды спорта поразному влияют на снижение уровня агрессивности подростков. Наибольшее влияние оказывают циклические виды спорта, на втором месте стоят единоборства, и на третьем месте спортивные игры. Педагогам, которые проводят занятия с подростками в спортивных играх, необходимо учитывать этот факт и уделять большее внимание развитию морально-волевой сферы занимающихся, которая сдерживает агрессивные проявления человека [38]. 26 Составление программы самовоспитания силы воли. В начале программы следует указать цели и задачи спортивного совершенствования: перспективную цель (на три-четыре года вперед), годичную (общую и по периодам тренировки), а также очередные или ближайшие задачи. Потом рекомендуется поставить перед собой конкретные задачи и описать пути и средства решения каждой из них. Затем, с учетом слабых сторон в развитии волевых качеств, нужно наметить и записать в тетрадь задачи, пути и средства самовоспитания этих качеств. При этом необходимо [16]: 1. Наметить при выполнении физических упражнений систему препятствий и трудностей, преодоление которых требует проявления запланированного волевого умения (имеется в виду: длительная физическая нагрузка и борьба с утомлением; риск и опасность; ограниченность времени на принятие и выполнение решений; повышенная ответственность за исполнение двигательных действий; необходимость действовать по личному почину). 2. Предусмотреть благоприятные условия для выполнения физических упражнений, которые стимулировали бы активность по преодолению препятствий и трудностей (таковыми могут быть, например, занятия на красивой местности, помощь и страховка, соревновательный или игровой метод тренировки). 3. Отработать и начать использовать индивидуально пригодные приемы самостимуляции волевых усилий: а) использовать мобилизующие приемы, логически обосновывающие необходимость выполнения намеченных действий, вызывающие стенические переживания, принуждающие непосредственно к действиям; б) использовать организующие приемы, связанные с отвлечением, переключением, распределением и сосредоточением внимания, идеомоторной подготовкой, регуляцией дыхания и др. 4. Установить обязательные для себя правила в воспитании целеустремленности (поставил цель - иди к ней твердо; выполнение плана 27 - основа успеха; окончил день - подведи итоги), настойчивости и упорства (делай не то, что нравится, а то, что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать), решительности (сначала пойми - потом решай; если решил - делай), выдержки и самообладания (научись владеть собой, делай все и всегда наилучшим образом), самостоятельности и инициативности (не полагайся только на тренера, пусть даже самого лучшего; не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание - действуй по собственному почину; будь самым строгим судьей для самого себя). 5. Пополнить свои знания с целью наиболее квалифицированного решения поставленной задачи (изучение специальной литературы и опыта других спортсменов, наблюдение, экспериментирование, консультации у специалистов и т. д.) [46]. Использование психорегулирующей тренировки. В.К. Калин и В.П. Мунтян использовали для развития способности к волевому усилию систематические занятия психорегулирующей тренировкой (ПРТ). Эксперименты показали, что после цикла занятий испытуемые стали проявлять в мышечной работе большую реактивность, то есть быстрее мобилизовывать имеющиеся у них ресурсы. В умственной работе значительно легче стала удаваться «отстройка» от помех, повысилась скорость работы, а количество ошибок уменьшилось (что свидетельствует о повышении концентрации и устойчивости внимания). Авторы связывают это улучшение с развитием в результате занятий ПРТ регулирующей функции второй сигнальной системы [26]. При воспитании человека и его морально-волевой подготовке в первую очередь необходимо заботиться о формировании целостной личности, у которой хорошо развиты те мотивы, которые имеют общественную направленность [2]. Формирование морального компонента воли помогает проявлять волевое усилие в любой ситуации, независимо от ее специфики. Этот компонент не только стимулирует силу воли, но и определяет смысл ее 28 проявления. Задача воспитания состоит в том, чтобы придать волевым усилиям такую направленность, которая позволяет человеку, по словам И.М. Сеченова, совершить нравственный подвиг. Тогда и сами преодолеваемые человеком трудности получают другой эмоциональный оттенок: человек начинает испытывать «приятную усталость», «упоение опасностью» и другие эмоции, которые становятся амбивалентными, то есть отражают два, казалось бы, противоположных переживания [36]. Формирование нравственности служит необходимым, но не достаточным условием проявления волевых качеств, поэтому задача их развития может стать задачей самостоятельной. К сожалению, в этом вопросе у психологов, педагогов и родителей наблюдается подчас ни на чем не основанный оптимизм [11].

    В.Г. Темпераментова опробовала на школьницах старших классов ряд приемов, помогающих снизить переживание страха при выполнении физических упражнений: - постепенное повышение сложности препятствия, которое нужно преодолеть; - расчленение упражнения на части и выполнение их в облегченных условиях (на полу, на невысокой опоре и т. д.); - разучивание специальных и подготовительных упражнений, создающих уверенность в выполнении и основного упражнения; - обеспечение страховки на первых шагах разучивания упражнения; - приведение в пример одноклассников, легко и непринужденно справившихся с упражнением; - включение «опасных» элементов в эстафеты, соревнования; - исключение нетактичных замечаний с подчеркиванием боязни учащихся; - ободрение учащихся, внушение им уверенности в том, что они сумеют выполнить упражнение [22]. 29 Длительная и порой однообразная тренировочная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают эффективность занятий, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность. В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разнообразить средства, формы и методы проведения учебных и тренировочных занятий. Известно, например, что увлекательный материал и запоминается лучше, и закрепляет интерес к учению, а протекание биохимических процессов в организме спортсмена после тренировочных занятий зависит от его настроения и отношения к занятиям: при положительных эмоциях сдвиги в протекании этих процессов бывают большими [1]. Через удовлетворение, получаемое от занятий, формируется удовлетворенность всем учебным процессом, которая поддерживает целеустремленность. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении отдаленной по времени цели, будут переживаться учащимися не так остро и, следовательно, окажут меньшее отрицательное влияние на формирование целеустремленности. Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустремленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы. Оптимальная же трудность, находящаяся вблизи верхней области трудности, подстегивает учащихся к большей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулирует активность учащихся, направленную на преодоление трудности [49]. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Агрессия - специальная форма поведения человека, направленная на другие объекты и имеющая цель причинить им вред. Основной причиной агрессии является возникновение фрустрации - психического состояния, 30 выражающегося в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми трудностями. 2. Занятия спортом позволяют снизить уровень агрессивности у подростков за счет развития морально-волевой сферы, повышения уровня самоконтроля в поведении и деятельности, обуздания эмоциональных проявлений. 3. Наиболее высокие показатели по снижению уровня агрессивности дают циклические виды спорта, на втором месте стоят единоборства и хуже всего обстоит дело с игровыми видами спорта. 4. Педагогам, работающим со спортсменами в игровых видах спорта, рекомендуется уделять большее внимание в тренировочном и соревновательном процессах развитию морально-волевых качеств подростков. Для этого необходимо использовать следующие рекомендации. Надо развивать не абстрактную волю и даже не абстрактную силу воли, а конкретные компоненты воли и конкретные проявления силы воли (волевые качества), причем адекватными для них методами. Следует также учитывать их многокомпонентную структуру [19]. Для исправления недисциплинированности могут быть приняты следующие меры: 1. Вовлечение недисциплинированных учащихся в различные виды общественно полезной деятельности с учетом их интересов и ценностей, придание порученному делу значимости для всего коллектива, а не только для таких учащихся. 2. Предоставление недисциплинированным учащимся инициативы в некоторых общественно полезных делах. 3. Укрепление в них веры в свои силы. 4. Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия. 31 5. Использование общественного мнения класса против злостных нарушителей дисциплины [17]. Нужно знать, что на пути развития волевых качеств можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому от воспитателей, тренеров, родителей требуются чуткость, терпеливость и педагогическая мудрость. Следует учитывать и склонность детей к развитию того или иного волевого качества. По данным В.И. Селиванова, девочки для самовоспитания выбирают выдержку, а мальчики - смелость и настойчивость [39]. Возросшая агрессивность девочек-подростков объясняется влиянием как социальных факторов (изменившихся стереотипов женственности, существующей в обществе «борьбы за равенство полов», отразившейся на социальной роли женщины), так и физиологических (гормональный дисбаланс, появление первых менструаций, неустойчивость нервных процессов), но чаще всего - их совокупным влиянием. В настоящее время у девочек-подростков наблюдается отчетливо выраженный гендерный «перекос», выражающийся в том, что девочки, проявляя своеобразный «бунт» против традиционных представлений о женственности, культивируют формы и способы агрессивного поведения, относящиеся больше к маскулинному (например, физическую и вербальную агрессию) [44].

      1   2   3


    написать администратору сайта