Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА I . ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ САНКЦИЙ 1.1. Понятие и история развития исследований посвященным санкциям против России

  • 1.2. Виды и уровни санкций

  • Вывод по главе 1

  • ГЛАВА II . ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА РОССИЮ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ И ПЕРСПЕКТИВ 2.1.

  • 2.2. Перспективы санкций в отношении России

  • Вывод по главе 2

  • Список использованных источников

  • Курсовая. I. история развития и виды санкций


    Скачать 459.5 Kb.
    НазваниеI. история развития и виды санкций
    АнкорКурсовая
    Дата10.05.2022
    Размер459.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла4487-kursovaya-rabota-korepanova-en-1.doc
    ТипИсследование
    #519815

    Подборка по базе: Менеджмент Муроджонов Суннатилло УМБ-31 КУРСОВАЯ РАБОТА.docx, Комиссаров Курсовая.docx, Дроздов -215, КУрсовая.pdf, Бражников В.А. МПП-88. Курсовая работа.pdf, Бажаев Курсовая.docx, Нигора Асадова курсовая работа 2.docx, Полякова Любовь Курсовая по прагматике.docx, моя курсовая1.docx, 1 Курсовая.docx, БЗС1901 Радаев А.О. Курсовая работа.docx




    Оглавление


    Введение 3

    ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ САНКЦИЙ 5

    1.1. Понятие и история развития исследований посвященным санкциям против России 5

    1.2. Виды и уровни санкций 8

    Вывод по главе 1 11

    ГЛАВА II. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА РОССИЮ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ И ПЕРСПЕКТИВ 12

    2.1. Анализ и последствия экономических санкции 12

    2.2. Перспективы санкций в отношении России 17

    Таким образом, динамично изменяющаяся национальная экономика говорит о том, что импортозамещение должно стать главным элементом экономической политики, а также стать инструментом достижения главной цели – выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. 20

    Вывод по главе 2 21

    Заключение 22

    Список использованных источников 24


    Введение
    Мир, несмотря на санкции в отношении России и коронавирус, всё тот же. В этом году мы наблюдаем действие все тех же инстинктов Левиафана: карантины, санкции, закрытые границы, мобилизация, контроль.

    Тенденцией нескольких последних лет было возвращение национализма, протекционизма и великодержавного соперничества с опорой на силу и борьбой за влияние. Санкции и пандемия только укрепляют эту тенденцию. Борьбу государств за преобладание можно представить как борьбу за место в будущем порядке.

    В условиях санкций необходимым фактором для поддержания устойчивости функционирования экономики является уровень ее конкурентоспособности.

    По прогнозу Минэкономразвития РФ сокращение экономики РФ по итогам 2021 года составит около 4%. Согласно данным официальной статистики спад ВВП РФ в номинальном объеме во II квартале 2020 года составил чуть менее 12% по отношению к аналогичному значению 2019 года1.

    Причиной общемирового экономического кризиса послужил шок спроса, вызванный снижением как внутреннего, так и внешнего спроса под влиянием ограничительных мер, призванных остановить распространение пандемии. В последние годы ввиду низких темпов экономического роста, для устойчивого роста экономики РФ был необходим рост инвестиций, а также потребительского спроса. Однако именно внутренний конечный спрос домохозяйств и бизнеса казался наиболее угнетенным фактором.

    Экономическая государственная политика, направленная на поддержание внутреннего спроса путем государственных закупок и государственных инвестиций, являлась доминирующим фактором поддержания совокупного спроса.

    В настоящее время экономика России переживает нелёгкие времена. Последние 5-6 лет, эксперты, в сфере экономики, предсказывают наступление глобального экономического кризиса, но никто не мог предположить, что предпосылкой кризиса послужит, ни перекапитализация существующих рынков, ни усиление монополизации экономического пространства, а пандемия коронавирусной инфекции COVID-19.

    Цель курсовой работы – рассмотрение последствий и перспектив наложенных санкций в отношении России.

    Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

    1) изучить историю развития и виды санкций;

    2) провести оценку влияния санкций на Россию, исследовать последствия и описать перспективы.

    Объектом исследования являются экономические отношения, возникающие в результате установления санкции в отношении России.

    Предмет исследования – санкции в отношении России.

    В процессе написания курсовой работы исследовались нормативные правовые акты, а также различная литература: учебники, учебные пособия, монографии и научные статьи. В работе использовались труды таких авторов, как С.Г. Василевич, Ю.П. Озорнина, Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, Е.М. Филимонцева и других ученых.

    Методы, применяемые при исследовании: анализ, синтез, сравнение, дедукция, индукция, системный и статистический методы, а также диалектический метод познания, общенаучные, частно-научные методы.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
    ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ САНКЦИЙ
    1.1. Понятие и история развития исследований посвященным санкциям против России
    Впервые понятие санкции упоминалось в рамках международного права после провозглашения Лиги Наций в 1920 году. По своей сути санкции являются формой выражения несогласия стороны, их применяющей, с направлением внутренней или внешней политики государства, против которой они вводятся. Исторически классификация этого инструмента международных отношений включает ограничение в сфере экономики, дипломатических контактов, культурного и научного взаимодействия. Экономические санкции могут быть использованы в качестве метода достижения как политических, так и экономических задач2.

    В международной практике термин экономические санкции употребляется в различных вариациях. В правовой практике ООН, например, в статье 41 Устава, употребляется следующее значение экономических санкций: «Меры, не связанные с использованием вооруженных сил», которые могут включать «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений».

    В российской правовой практике экономические санкции определяются в соответствии с ФЗ № 281-ФЗ как «специальные экономические меры», которые «применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций3».

    Законодательство США включает в себя ряд нормативно-правовых актов, регулирующих использование экономических санкций, но ни в одном из них не содержится определения данного понятия. Сформировавшееся в США определение этого термины доктринально основано на трактовке экономических санкций как экономических мер принудительного характера, используемых касательно в целях изменения поведения страны, чьи действия расцениваются как неправомерные.

    Экономические санкции (включают торговые и финансовые санкции) - экономические мероприятия запретительного характера, которые используются одним участником международной торговли (страной или группой стран) по отношению к другому участнику с целью заставить последнего изменить свой политический курс.

    Экономические санкции применяются только Советом Безопасности ООН в отношении страны (части его территории или конкретных лиц), которое отказывается выполнять обязательства, вытекающие из международного правоотношения.

    Одной из первых комплексных работ, посвященных экономическим санкциям, их истории, причинам, и оценке их эффективности стало исследование Г. Хафбауэра и др. (G. Hufbauer et al., 1990) «Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy». Авторы рассматривали 11 ситуаций использования санкций, начиная с 1914 г., отдельно исследуя такие аспекты как хронологию, цели применения санкций страной-инициатором, ответную реакцию страны-объекта санкций, роль третьих стран. Также в рамках данного исследования была предпринята попытка оценки экономического эффекта санкций на основе издержек и выгод.

    Такой подход авторов к оценке эффективности экономических санкций подвергся критике со стороны Р. Пейпа (R. Pape, 1997), который отмечал, что меньше половины успешных случаев (по мнению авторов предыдущей работы) применения санкций, достигли успеха именно за счет этих санкций. Также он пришел к выводу, что экономические санкции неэффективны для достижения именно экономических целей4.

    Развитие экономико-математических методов во второй половине ХХ века позволило количественно оценивать последствия введения экономических санкций. Так, Дж. Цебелис (G. Tsebelis, 1990) при помощи инструментария теории игр оценивал эффективность санкций для страны- инициатора, а также анализировал ответное поведение страны-объекта санкций. Автор пришел к выводу, что размер санкций не имеет значимого влияния на ответную реакцию страны-объекта.Дж. Дашти-Гибсон и др. (J. Dashti-Gibson et al, 1997) исследовали эффективность экономических санкций, применявшихся в период 1914-1989 гг.5

    Эмпирический анализ позволил авторам выявить, что факторы, влияющие на успех санкций, зависят от целей страны-инициатора. Если целью является просто политическая дестабилизация, то фактором, определяющим успех, является стабильность страны- инициатора.

    Для достижения любых других целей эффективными являются финансовые ограничения. Х.-М. Ким (H.-M. Kim, 2009), оценивая эффективность применения экономических санкций при помощи количественных методов, пришел к выводу, что теория демократического мира (“democratic peace theory”) справедлива для экономических санкций в современных условиях. Теория демократического мира – режим демократического типа в стране-инициаторе положительно взаимосвязан с эффективностью экономических санкций.

    На основании проанализированной информации в разных источниках, можно дать следующее определение санкциям: это полный или частичный перерыв экономических отношений и/или средств сообщения, ограничений в торговле и повышение таможенных тарифов с целью защиты интересов страны, вводящей санкции, который не повлечёт нарушения международных прав граждан и будет действовать определённый срок.
    1.2. Виды и уровни санкций
    Санкции обычно вводятся капиталистическими крупными странами, ведущими активную глобальную внешнюю политику. Хотя, в истории есть примеры санкций, связанных с региональными конфликтами. Например, санкции Испании против Великобритании (1950-1984 гг.) по поводу гибралтарского спора. А коллективные санкции (Лиги Наций против Италии в 1935—1936 году, ООН против Ирака в 1990 году) обычно являются примерами того, как великие державы привлекают к санкциям своих союзников. Хафбауэр указывает на санкции, наложенные ООН и африканскими организациями на страны Африки, начиная с 1990-х годов, как на исключение из этого правила6.

    Демонстрация решимости является наиболее частой причиной санкций, особенно со стороны США. Даже когда шанс на положительный результат санкций минимален, политическая верхушка США драматично усиливает свою реакцию по отношению к действиям других стран. Получается, санкции вводятся для того, что не подрывать авторитет Америки внутри страны и за рубежом. Для того, что предотвратить проблемы на мировом рынке в отношениях со Штатами и подтвердить свою «дружескую» позицию их союзникам приходится присоединяться к поддержке санкционных режимов, даже если впоследствии они обернуться против них.

    Виды экономических санкций:

    – коммерческие (торговое эмбарго, запрет или ограничение доступа к рынкам, финансовым ресурсам и инфраструктуре);

    – технологические (запрет или ограничение доступа к технологиям и ресурсам, прекращение технического обслуживания и т.д.);

    – финансовые (арест и замораживание счетов, блокирование активов за рубежом, ограничение доступа на финансовые рынки и т.д.)7.

    Рассматривая появление международных санкций, важно отметить их способность быстро видоизменяться в зависимости от сложившейся международной политической и экономической ситуации. Как упоминалось ранее, сверхдержавы чаще вводят санкционные режимы, что объясняется их широкими политическими и экономическими интересами, больших опытом во внешней политике и сильным влиянием даже на развитые страны. Этим и подтверждается то, что санкции для них, прежде всего, выступают инструментом давление. Хотя, и сильное влияние на результативность санкционных режимов оказывает репутация и авторитет государства, но их применение эффективно лишь по отношению к небольшим государствам с развивающейся экономикой, а использование такого давления на развитые страны приведёт к введению контрмер, что может нанести серьёзный ущерб экономике страны, вводившей санкции, как и произошло в конфликте с РФ.

    Можно выделить пять уровней международных санкций:

    1) глобальный уровень, на котором санкции вводятся международными организациями, такими как ООН, МВФ, G-7 и др.;

    2) межгосударственный уровень, на котором международные санкции вводятся отдельными государствами или объединениями союзных государств;

    3) отраслевой уровень – уровень отдельных государственных институтов, секторов или отраслей экономики, задействованных в межгосударственном сотрудничестве;

    4) корпоративный уровень, включающий транснациональные, государственные и частные компании и корпорации, ведущие внешнеторговую деятельность;

    5) индивидуальный уровень – уровень отдельных граждан, лиц, принимающих решения, видных политиков, общественных деятелей или лиц, подозреваемых в совершении преступлений8.

    Эти уровни можно представить в виде пирамиды и попытаться оценить степень воздействия каждого уровня на объект санкций. Здесь можно обнаружить, что степень санкционного воздействия в зависимости от уровня санкций не пропорциональна и различается как в качественном, так и в количественном выражении. Схематически это можно изобразить в виде перевернутой пирамиды уровней санкционных воздействий (рис. 1).


    Рисунок 1  Уровни санкций
    Санкции, действующие на глобальном уровне, оказывают наибольшее влияние на их объект, нанося урон всем сферам его государственной и общественной жизни. На межгосударственном - введенные санкции могут нанести существенный ущерб целым секторам и отраслям экономики, а также создать препятствия деятельности государственных институтов, функционирующих на международном уровне. Отраслевые же санкции распространяются на наиболее уязвимые отрасли экономики, адресные, в свою очередь, действуя на корпоративном и индивидуальном уровнях оказывают меньшее влияние. Они носят лишь предупредительный характер и направлены на то, чтобы призвать своих оппонентов задуматься и заново переосмыслить свои позиции. Корпоративные санкции образуют затруднения в сфере финансов и технологий, отражаясь на имиджевой составляющей компаний.

    Воздействие же персональных санкций индивидуального уровня оказывает минимум влияния на политику мирового уровня, относится к психологическому давлению на высокопоставленных лиц государств, подозреваемых в совершении каких-либо преступлений.

    Данная классификация уровней санкций даёт полное представление о том, какие сферы жизни ограничения разного уровня могут затрагивать. Это даёт возможность представить каким невероятно мощным инструментом являются режимы, и какой мощный урон они могут наносить государствам и их гражданам.
    Вывод по главе 1
    На основании проанализированной информации в разных источниках, можно дать следующее определение санкциям: это полный или частичный перерыв экономических отношений и/или средств сообщения, ограничений в торговле и повышение таможенных тарифов с целью защиты интересов страны, вводящей санкции, который не повлечёт нарушения международных прав граждан и будет действовать определённый срок.

    Целью экономических санкций является принуждение властей определенной страны или группы стран принять решения самого разного уровня значимости: от заключения отдельных договоров вплоть до существенного изменения государственного строя. Это может быть вывод войск с оккупированных территорий и присоединение к международному договору, под прикрытием прекращения нарушения прав человека, проведения легитимных выборов, прекращение поддержки международного терроризма.

    Демонстрация решимости является наиболее частой причиной санкций, особенно со стороны США.

    Рассматривая появление международных санкций, важно отметить их способность быстро видоизменяться в зависимости от сложившейся международной политической и экономической ситуации.
    ГЛАВА II. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА РОССИЮ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ И ПЕРСПЕКТИВ
    2.1. Анализ и последствия экономических санкции
    Президент США Джо Байден, ввел новые санкции против России. Самыми серьезными является ограничение против рублевого госдолга Президент США Джо Байден подписал указ «О блокировке собственности за определенные вредительские действия правительства Российской Федерации». Этот указ вводит новую правовую базу для потенциально существенного расширения американских санкций в отношении российских чиновников, организаций и компаний.

    Вторичные санкции фактически представляют собой привлечение к ответственности физических и юридических лиц, не нарушающих напрямую санкционное законодательство, но аффилированных или поддерживающих экономические отношения с компаниями-объектами «первичных» экономических санкций9. При этом возникают прецеденты санкций третьего и последующего порядков, когда компания может подвергнуться обвинению в том, что не она сама, но ее контрагент взаимодействует с подсанкционными лицами.

    Пандемия COVID-19 обусловила снижение покупательского спроса, что означает невозможность экономики РФ обеспечивать себе большее преимущество в размере внутреннего рынка. Можно отметить, что государственная власть РФ использовала антикризисный пакет мер, но по отношению к ВВП его объем ниже, чем прогнозируемый спад ВВП РФ по итогам 2021 года, что свидетельствует о невозможности поддерживать совокупный спрос за счет увеличения государственных расходов. Также Банк России проводит стимулирующую денежно-кредитную политику путем снижения ключевой ставки, направленную на повышение деловой активности10.

    Экономические санкции против России представлены в таблице 1.

    Таблица 1 - Экономические санкции против России

    Отрасль экономики

    Перечень санкций

    Нефтяная

    Санкции в отношении отдельных компаний и их дочерних

    структур, а также связанных с ними предприятий других отраслей;

    - запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки;

    - замораживание уже существующих и отказ от заключения новых проектов

    Газовая

    Санкции в отношении отдельных компаний и их дочерних

    структур, а также связанных с ними предприятий других отраслей;

    - замораживание уже существующих и отказ

    от заключения новых проектов

    Финансовая

    и банковская

    сферы

    Замораживание финансовых активов российских

    юридических и физических лиц;

    - отключение банковских структур России от международных платежных систем;

    - ограничение на размещение средств в западных банках;

    - ограничение доступа к кредитным ресурсам;

    - ограничение возможностей осуществления деятельности

    Оборонно-промышленный

    комплекс

    Запрет на проведение операций с Россией по экспорту

    и импорту вооружений;

    - запрет на экспорт в Россию товаров двойного

    применения, а также любых технологий, которые могут

    быть использованы в военных целях

    Другие

    Персональные санкции в отношении отдельных

    компаний и физических лиц Российской Федерации;

    - запрет инвестиционных проектов, поставки

    оборудования и материалов для объектов

    инфраструктуры, транспорта, энергетического комплекса

    субъектов РФ Крыма и Севастополя


    Данные санкции касаются в первую очередь нефтяной и газовой отраслей экономики, финансовой и банковской сфер, а также оборонно-промышленного комплекса. Кроме этого были введены персональные санкции в отношении отдельных компаний и физических лиц российской федерации, а также инициирован запрет инвестиционных проектов и поставки оборудования для двух новых субъектов Российской Федерации: Крыма и Севастополя.

    Таким образом, Российская Федерация в современных условиях не входит в число наиболее конкурентоспособных стран в мировой экономики, но за счет большого объема природных ресурсов, «дешевой» рабочей силы относительно ее профессиональных компетенцией обладает потенциалом для повышения конкурентоспособности национальных экономик.

    По мнению некоторых российских экспертов и исследователей, под глубоким воздействием санкции в экономике Российской Федерации ожидается снижение валового внутреннего продукта не менее чем на 10-20%, также санкции и пандемия оказывают отрицательное влияние на цены на мировом рыке на энергоносители, коснётся это и нефтяной отрасли, занимающей основное место экспортируемых товаров в России и реализующих экономику страны.

    В условиях санкций спрос на нефть и продукты её переработки упал, что естественно приводит и к падению цен.

    Последствия экономических санкций для России и Западных стран представлены в таблице 2. Причем отдельно показано как влияние санкций против России, так и влияние российского эмбарго.

    Оценки, представленные в таблице 2, показывают, к чему уже сейчас привело ограничение доступа к кредитным ресурсам и запрет на продажу нефте- и горнодобывающего оборудования.

    Президент США Джо Байден подписал указ о введении новых антироссийских санкций, сообщается на сайте Белого дома. Ограничительные меры вводятся против 16 организаций и 16 физических лиц. Также Вашингтон высылает десять сотрудников дипмиссии РФ в Вашингтоне. Косачев о новых санкциях США: Это крайне циничная игра.

    В свою очередь, федеральное казначейство издало директиву, запрещающую финансовым учреждениям США участвовать на первичном рынке рублевых или нерублевых облигаций, выпущенных после 14 июня 2021 года Центральным банком России, Фондом национального благосостояния или министерством финансов.

    Таблица 2 – Последствия экономических санкций для России и Западных стран

    Санкции

    Последствия для

    России

    Западных стран

    Санкции против России

    Ограничение

    доступа

    к кредитным

    ресурсам

    Кризис банковской системы, потеря ее ликвидности, снижение инвестиционных возможностей экономики.

    Поддержка ликвидности банковской системы обеспечивается действиями ЦБ РФ и использованием средств Резервного фонда

    Снижение уровня

    доходности банковской

    системы. Расширение

    рублевой зоны расчетов

    Запрет на продажу нефти и газодобывающего оборудования

    Несущественное снижение

    объемов добычи нефти и газа

    Повышение закупочных цен

    на нефть и газ из России

    Запрет на экспорт и импорт

    технологий

    Расширение экспорта технологий в страны

    Востока, Африки и Южной

    Америки. Улучшение

    технологических

    возможностей собственного

    производства

    Высокий риск существенных

    экономических потерь

    (свыше 120 млрд дол. США

    ежегодно)

    Российское эмбарго

    Запрет на ввоз

    мяса

    Развитие собственного мясного производства, появление его новых

    направлений. Увеличение объема поставок из Бразилии, Аргентины

    Потери для Дании составляют 8,9% общего объема экспорта, для

    США — 7%. Сокращение рабочих мест, банкротство фермеров, рост социальной напряженности

    Запрет на ввоз

    рыбы

    Развитие собственной рыбной промышленности, улучшение логистики,

    изменение системы организации торговли рыбой за счет создания специализированной биржи.

    Увеличение объема поставок из Бразилии, Аргентины

    Потери Норвегии составляют

    до 70% общего объема

    экспорта. Сокращение

    рабочих мест, банкротство

    фермеров, рост социальной

    напряженности

    Запрет на ввоз

    молочной

    продукции

    Развитие собственного молочного производства, улучшение логистики. Только в течение 2014—2015 гг. в некоторых регионах страны доля отечественных производителей поднялась с 60 до 90%. Развитие новых направлений молочного производства, в частности сыра

    Потери ЕС оцениваются

    в 16% объемов экспорта

    молока, 30% — масла

    и 63% — творога и сыров.

    Сокращение рабочих мест,

    банкротство фермеров, рост

    социальной напряженности

    Запрет на ввоз

    овощей

    и фруктов

    Существует реальная возможность полной компенсации потерь отечественными производителями за счет улучшения логистики. Увеличиваются объемы поставок из Марокко, стран Южной Америки

    Сокращение экспорта

    приблизительно на 30%.

    Сокращение рабочих мест,

    банкротство фермеров, рост

    социальной напряженности


    Эта директива дает правительству США право расширять санкции в отношении суверенного долга в отношении России в случае необходимости.

    Сейчас в отношении суверенного долга России действуют частичные санкции, введенные администрацией бывшего президента США Дональда Трампа летом 2019 года. Они предусматривают запрет на покупку американскими банками валютных еврооблигаций российского правительства на первичных размещениях. При помощи специальных исключений ("waivers"), Трамп вывел из-под ограничений любые покупки банками США рублевых облигаций ОФЗ и торговлю евробондами на вторичном рынке11.

    Последствия последних экономических санкций для России неоднозначны, условно их можно разделить на положительные и отрицательные. Проиллюстрируем основные из них в нижеследующей таблице 3.

    Таблица 3 - Положительные и отрицательные последствия экономических санкций для России

    Отрицательные последствия санкций

    Положительные последствия санкций

    Рост инфляции сверх 10 %

    Модернизация сельского хозяйства

    Уменьшение реального располагаемого денежного дохода населения

    Активизация процесса по импортозамещению

    Снижение показателей импорта и экспорта

    Усиление процессов, направленных на углубление евразийской экономической интеграции

    Снижение показателей внешнеторгового оборота

    Государственная поддержка отечественных производителей

    Сокращение доли товарооборота со странами ЕС

    Активизация работы по созданию в России национальной платежной системы

    Девальвация национальной валюты




    Рост цен на продовольствие





    Безусловно, санкционные ограничения не пройдут даром для экономики России, это приведёт к невозможности реализации всех масштабных планов государства. Долгосрочные проекты могут уйти на второй план, уступив место правительственным мерам экономической поддержки. Но никто не собирается отказываться от национальных проектов, вера в улучшения в нашей стране всегда есть, поэтому надо смотреть в будущее с оптимизмом.

    Таким образом, экономические санкции носят преимущественно отрицательный характер, и во многом их действие имеет негативное влияние на будущее экономики страны. В долгосрочной перспективе при сохранении сегодняшних тенденций санкции могут неблагоприятно повлиять как на экономику России, так и на материальное благополучие россиян.

    Первоочередными задачами для национальной экономики являются повышение инвестиционного климата, активное формирование азиатского вектора международных отношений и поддержка отечественного производителя. Их успешная реализация позволит направить национальную экономику на наиболее перспективное направление развития, способствующее ее стабилизации и преодолению негативных последствий, примененных в отношении нашей страны экономических санкций
    2.2. Перспективы санкций в отношении России
    В современных условиях все направления экономического поведения сосредотачиваются в точке импортозамещения. Российская экономика обладает для развития импортозамещения всеми необходимыми производственными ресурсами: топливом и энергией, металлами и их производными, сельскохозяйственными угодьями земель в различных климатических зонах, пресной водой, химическими удобрениями, углеводородным сырьем для нефтехимии, трудовыми ресурсами с достаточно высоким уровнем образования, внушительным научным потенциалом и т.д.

    Наиболее уязвимым местом являются инвестиции, так как ограниченные возможности внутреннего инвестирования замедляют высокие проценты кредитных ставок и низкие темпы роста. Следовательно, основная доля государственной поддержки импортозамещения будет приходиться на определенный круг компаний, виды производств, продуктов, т.е. на сферы, где есть возможность для достижения наиболее высоких результатов.

    Ограниченность ресурсов для финансирования импортозамещения отечественными производителями и его господдержки требуют обоснованного отбора точек импортозамещения и концентрации средств на осуществление отобранных проектов импортозамещения.

    Выделяют три вида импортозависимости:

    1) Импорт технологического оборудования для последующего производства продукции и услуг. Данный вид импортозависимости достаточно распространен в отраслях российского ТЭК и ОПК, продукция которых активно поставляется как на внутренний рынок, так и на экспорт. Однако импорт топлива, энергии и вооружений сравнительно мал. Так как оборудование имеет длительные сроки службы, данный вид менее зависим от прекращения импортных поставок из-за обесценивания национальной валюты, эмбарго или иных факторов.

    2) Импорт сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для производства продукции и услуг. Наибольшая импортозависимость этого вида приходится на машиностроение (38,5 %), где импортные детали используются для выпуска отечественных машин, сборочного производства иномарок, ремонта действующего парка машин.

    3) Импорт готовой продукции, российское производство которой оказалось неконкурентоспособным на внутреннем рынке12.

    Направления и возможности развития импортозамещения товаров и видов экономической деятельности могут быть различны, однако крайне трудно преодолеть импортозависимость высокотехнологической продукции.

    Импортозамещение машиностроительной продукции, такой как автомобили, экскаваторы, сельскохозяйственные машины, бытовая техника может быть реализовано как собственными силами, так и на совместных предприятиях сборочного типа. Успешным оказалось применение данного типа импортозамещения в автопроме. Импортозамещение продукции отраслей перерабатывающей промышленности, таких как газонефтехимия, металлургия, пищевая промышленность, деревообработка осуществляется на основе собственных компетенций и сырьевой базы.

    В интересах будущего следует восстановить интеграционные процессы России со странами Европы, переходить от технологической и инвестиционной зависимости от развитых стран к свободной рыночной конкуренции, которая необходима для успешного развития российской экономики. Инновации и инвестиции являются главным фактором восстановления будущего экономического роста страны, призванные компенсировать удешевление ее ресурсов на мировом рынке. Однако, вынужденный отказ от импорта из Европы, замещение его российской, китайской и иной аналогичной продукцией других стран в большинстве случаев приводит к снижению ее качества и тормозит устранение технологического отставания в тех сферах производства, где оно наибольшее. Западный бизнес является союзником России, так как заинтересован в восстановлении экономической кооперации с ней.

    В качестве стратегических механизмов достижения эффективности импортозамещения в целях обеспечения инновационно-индустриального развития экономики России можно выделить следующие:

    1) меры стимулирующего и ограничивающего характера;

    2) меры таможенно-тарифного регулирования;

    3) активизация инновационной деятельности;

    4) льготы и преференции, предусмотренные законодательством;

    5) создание Фонда развития промышленности;

    6) совершенствование технического регулирования13.

    Из наиболее важных отраслей экономики, остро нуждающихся и имеющих перспективы к импортозамещению в РФ, необходимо отнести в первую очередь следующие:

    1) медицинская промышленность и фармацевтика (доля импорта 75 %);

    2) тяжелое машиностроение (70 %);

    3) станкостроение (свыше 90 %);

    4) радиоэлектроника (85 %);

    5) легкая промышленность (75 – 85 %).

    Таблица 4 – Основные механизмы достижения инновационного развития экономики Российской Федерации

    Название механизма

    Основное содержание механизма

    Меры стимулирующего и ограничивающего характера

    государственные и муниципальные закупки; контрактная система; ограничения или запрет на закупку импорта

    Меры таможенно-тарифного регулирования

    изменение ввозных таможенных пошлин, защитные антидемпинговые и компенсационные меры

    Активизация инновационной деятельности

    государственные субсидии на НИОКР и техническое перевооружение; подготовка профессиональных кадров; формирование индустриальных парков; создание центров коллективного пользования

    Льготы и преференции, предусмотренные законодательством

    субсидирование процентных ставок; льготы по налогообложению; венчурное финансирование; создание специального инвестиционного контакта между государством и инвестором; государственное софинансирование объектов инфраструктуры

    Создание Фонда развития промышленности

    использование механизма возвратного финансирования по сниженным ставкам при реализации инновационных проектов

    Совершенствование технического регулирования

    протекционизм и введение технических ограничений на импортируемую продукцию; стандартизация и унификация для обеспечения взаимозаменяемости отдельных элементов; обеспечение норм безопасности и экологических требований


    Стратегия импортозамещения должна заключать в себе развитие всего производства, повышать качество производимых товаров, технологий используемых на предприятиях, развивать инновации. Данная программа для нашего государства крайне важна, так как технологическое отставание РФ от ведущих мировых экономик по отдельным направлениям и технологиям наблюдается на протяжении многих лет. Из-за введенных санкций в России резко сократился импорт продукции, тем самым у страны появилась огромная возможность модернизировать отечественные технологии в целях замещения или полного избавления от зависимости импортных товаров.

    Таким образом, динамично изменяющаяся национальная экономика говорит о том, что импортозамещение должно стать главным элементом экономической политики, а также стать инструментом достижения главной цели – выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами.
    Вывод по главе 2
    Санкции США и ЕС, заставляют переориентировать экономику государства с Запада на Восток. Так как Россия понесла серьезные убытки из-за введенных санкций и падения цен на нефть, то страна находится в острой необходимости поиска новых источников финансирования и доходов. Быстро растущие и развивающиеся рынки Азии представляются РФ единственным выходом из сложившейся ситуации. За последнее время Китай является одним из стратегически важных партнеров России.

    Оживлённое стремление России сотрудничать с Востоком направлено на перестройку прежних принципов партнерства. Речь идет не только о переориентации на Китай, но и о расширении отношений со странами Азии, в том числе в расширении взаимодействия с Восточной и Юго-Восточной Азией. Однако нельзя с определенной уверенностью сказать, что данное направление принесет экономике России плюсы, так как резкий поворот на новые рынки займет достаточное количество времени и сам процесс протекать будет очень медленно. Европейский союз останется для России самым важным и крупным торговоэкономическим партнером. И скорее всего, если в будущем геополитическая напряженность в стране утихнет, если будут сняты все запреты и ограничения, то Россия, не задумываясь, вернется к прежнему состоянию и будет продолжать активное сотрудничество с Европой.

    Заключение
    Во введении данной курсовой работы была поставлена цель, которая была достигнута с помощью решения задач:

    - в первой главе были изучены различные санкции и аспекты влияния санкций на Россию;

    Введение в 2014 г. санкций против России со стороны ЕС и США дало импульс новому витку исследований, в том числе ведущих российских ученых и специалистов-практиков, относительно последствий введения экономических санкций, с одной стороны, а также экспертам ЕС и США – с другой стороны. М.В. Клинова и Е.А. Сидорова (2014) рассматривали взаимовлияние санкций ЕС и России в контексте экономических связей между странами.

    Президент США Джо Байден, ввел новые санкции против России. Несмотря на обилие объявленных мер, эксперты не называют эти санкции очень жесткими.

    Самыми серьезными выглядят ограничения против рублевого госдолга Президент США Джо Байден подписал указ «О блокировке собственности за определенные вредительские действия правительства Российской Федерации». Этот указ вводит новую правовую базу для потенциально существенного расширения американских санкций в отношении российских чиновников, организаций и компаний.

    Стремительное распространение вторичных санкций закладывает основу для принципиально нового феномена «санкционных пузырей», когда резко возрастает разрыв между реальной операционной деятельностью компании и санкционными рисками, связанными с ней.

    «Санкционный пузырь» фактически представляет собой финансовый пузырь наоборот.

    В случае финансовых пузырей иррациональное поведение участников рынка необоснованно разгоняло стоимость финансовых инструментов. В случае вторичных санкций имеет место противоположный процесс: возрастающие в геометрической прогрессии риски подпасть под санкционное законодательство США способны необоснованно обрушить котировки даже весьма стабильных, устойчивых в финансовом отношении компаний и финансовых структур.

    Вторичные санкции фактически представляют собой привлечение к ответственности физических и юридических лиц, не нарушающих напрямую санкционное законодательство, но аффилированных или поддерживающих экономические отношения с компаниями-объектами «первичных» экономических санкций. При этом возникают прецеденты санкций третьего и последующего порядков, когда компания может подвергнуться обвинению в том, что не она сама, но ее контрагент взаимодействует с подсанкционными лицами;

    - во второй главе проведена оценка влияния санкций на Россию, исследовать последствия и описать перспективы.

    Санкционные ограничения не пройдут даром для экономики России, это приведёт к невозможности реализации всех масштабных планов государства. Долгосрочные проекты могут уйти на второй план, уступив место правительственным мерам экономической поддержки. Но никто не собирается отказываться от национальных проектов, вера в улучшения в нашей стране всегда есть, поэтому надо смотреть в будущее с оптимизмом.

    Список использованных источников


    1. Афанасьев М.П. Инструментарий оценки влияния санкции против России // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2021. - № 3. - С. 48-69.

    2. Василевич, С.Г. Экономика России. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.

    3. Вера Кононова Какие потери понесёт экономика России в условиях санкции и пандемии. URL: https://icss.ru/novosti/kakie-poteri-poneset-ekonomika-rossii-v-usloviyakh-pandemii

    4. Владимир Путин оценил перспективы развития российской экономики. URL: https://www.kp.ru/online/news/4064392/

    5. Глазьев С.Ю. Российская экономика в начале 2020 года: о глубинных причинах нарастающего хаоса и комплексе антикризисных мер / Российский экономический журнал. – 2020. – № 2. – С. 3-39.

    6. Доклад – исследование «Трансформация системы международных отношений в контексте смены технологического уклада» при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с договором от 26 апреля 2018 года № 14.641.31.0002 о выделении гранта Правительства Российской Федерации

    7. Минтруд назвал число зарегистрированных безработных в России. URL: https://www.vedomosti.ru/Economics/news/2020/08/31/838245-mintrud-nazval-chislo

    8. Минакир П.А. Экономика пандемии: российский путь / Пространственная экономика. – 2020. – № 2. – С. 7-18.

    9. Озорнина Ю. П. Эффективность экономического управления / Озорнина Юлия Петровна - Екатеринбург, 2018. – 349 с.

    10. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2016 г. № 608 // Собр. законодательства РФ. – 2016. – № 28.

    11. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 32.

    12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/

    13. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации URL: https://www.economy.gov.ru/

    14. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

    15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/

    16. Попов, Л.Л. Санкции и их влияние на Россию / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. - М.: Норма, 2018. - 196 c.

    17. Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Санкции_в_связи_с_украинскими_событиями_2014_года

    18. Филимонцева Е. М. Совершенствование инструментария оценки эффективности экономического положения и конкурентоспособности России в санкциональных условиях и пандемии: диссертация / Филимонцева Елена Михайловна - Ростов-на-Дону, 2021. – 128 с.

    19. Эксперты рассказали о последствиях санкций и коронавируса для мировой экономики/РИА Новости. URL: https://ria.ru/20200302/1566873678.html

    20. Экономику России ждут пять шоков в результате санкционных ограничений против России /NEWS. URL: https://www.newsru.com/finance/09apr2020/rus5shocks.html

    21. Эксперты РЭУ о влиянии санкции в условиях коронавируса на экономику. URL: https://www.rea.ru/ru/koronavirus/Pages/koronavirus-experti.aspx

    1 Василевич, С.Г. Экономика России. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. – с. 53

    2 Попов, Л.Л. Санкции и их влияние на Россию / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. - М.: Норма, 2018. – с. 56

    3 Попов, Л.Л. Санкции и их влияние на Россию / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. - М.: Норма, 2018. – с. 57

    4 Доклад – исследование «Трансформация системы международных отношений в контексте смены технологического уклада» при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с договором от 26 апреля 2018 года № 14.641.31.0002 о выделении гранта Правительства Российской Федерации

    5 Афанасьев М.П. Инструментарий оценки влияния санкции против России // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2021. - № 3. - С. 48

    6 Афанасьев М.П. Инструментарий оценки влияния санкции против России // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2021. - № 3. - С. 49

    7 Афанасьев М.П. Инструментарий оценки влияния санкции против России // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2021. - № 3. - С. 5-

    8 Афанасьев М.П. Инструментарий оценки влияния санкции против России // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2021. - № 3. - С. 51

    9 Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Санкции_в_связи_с_украинскими_событиями_2014_года

    10 Минакир П.А. Экономика пандемии: российский путь / Пространственная экономика. – 2020. – № 2. – С. 11.

    11 Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации URL: https://www.economy.gov.ru/

    12 Эксперты РЭУ о влиянии санкции в условиях коронавируса на экономику. URL: https://www.rea.ru/ru/koronavirus/Pages/koronavirus-experti.aspx

    13 Эксперты РЭУ о влиянии санкции в условиях коронавируса на экономику. URL: https://www.rea.ru/ru/koronavirus/Pages/koronavirus-experti.aspx





    написать администратору сайта