Главная страница
Навигация по странице:

  • Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование

  • Билеты. Окончательный вариант. Государственное регулирование экономики цели, принципы, границы


    Скачать 240.29 Kb.
    НазваниеГосударственное регулирование экономики цели, принципы, границы
    Дата08.08.2022
    Размер240.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты. Окончательный вариант.docx
    ТипДокументы
    #642642
    страница1 из 18

    С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: рлрлр.odt.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Правовое регулирование медико-социальной экспертизы по российско, Нормативное регулирование.docx, Практическая ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 2022.docx, Задание по практическим занятия по Историии экономики.docx, Основы экономики 7.doc, Лауреат нобелевской премии в сфере экономики .pdf, история экономики.docx, антимонопольное регулирование.docx, основы экономики ответы.docx, Основы экономики (1).doc
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    В1. Государственное регулирование экономики: цели, принципы, границы.


    Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов. Главная цель государства в данном случае выражается в определении макроэкономических задач. От экономического развития страны в целом зависит благополучие людей, судьба нации, судьба самого государства. Помимо чисто экономических проблем перед любым обществом стоят и социальные проблемы. А также региональные проблемы, возникающие под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов. Для их решения тоже требуется вмешательство государства, его региональная политика.

    Основные цели:

    1. Экономический рост. Желательно обеспечить производство товаров и услуг большего количества и лучшего качества, а также в более короткий срок производить и с наименьшими затратами.

    2. Полная занятость. Это означает обеспечение работой всех, кто желает и хочет получить ее.

    3. Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен.

    4. Справедливое распределение доходов. Ни одна группа людей не должна пребывать за чертой бедности на фоне роскоши некоторых лиц и семей.

    5. Охрана окружающей среды и природных ресурсов.

    Сюда можно будет добавить и другие цели. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимодополняемы в том смысле, что по мере достижения одной из них другая или другие цели также могут быть осуществлены. Некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать. Достижение экономического роста и полной занятости может при определенных условиях породить инфляцию. Стремление к равенству в распределении доходов может ослабить стимулы к труду и инвестированию, техпрогрессу и предпринимательскому риску, т.е. ослабить действие тех факторов, которые способствуют экономическое росту.

    Целевые установки реализуются на основе использования целого ряда определенных принципов госрегулирования экономики. Их наберется значительно больше, чем самих экономических целей. Перечислим их, не классифицируя по определенному порядку или по каким-либо критериям:

    - регулирование экономики требует соблюдения принципа "не помешай рынку": соблюдай "правила игры";

    - обеспечение экономической свободы и эффективности предпринимательской деятельности;

    - разработка системы приоритетов в осуществлении поставленных задач;

    - социальная ориентация регулирования экономики;

    - составление комплексно-целевых программ социально-экономического развития;

    - сочетание федерального государственного, регионального и муниципального регулирования;

    - прогнозирование демографической ситуации;

    - учет политической ситуации и стабильности в обществе;

    - экономическая целесообразность, обоснование и границы (пределы) регулирования и т.д.

    Верхние и нижние границы регулирования. Различают минимально необходимые и максимально допустимые пределы регулирования. Нижние границы вызванные неспособностью рыночного механизма саморегулирования экономики решить многие важные для последующего развития экономической системы проблем, о которых говорилось выше. Без вмешательства экономическая система, а значит подсистема рыночного саморегулирования, существовать не может.

    Сложнее проблема относительно верхних пределов государственного регулирования экономики. С одной стороны, возникает возможность почти полного вытеснения рыночных рычагов регулирования и установления централизованной системы управления экономикой из одного центра, что приводит к возникновению административно-командной или государственной экономики, как это произошло в СССР. С другой стороны, верхняя граница обусловлена ​​потребностями и интересами предпринимателей в сотрудничестве с государством. В частности тем, что прибыли на длительный период могут быть стабильными и выше такого сотрудничества (или наличия государственного регулирования) и ниже в случае недостаточного вмешательства государства в экономику. Частично верхний предел регулирования определяется общенациональными интересами.

    В2. Формы и современные методы государственного регулирования экономики (инвестиционной деятельности, внешнеэкономической деятельности, субъектов малого и среднего предпринимательства, антимонопольное регулирование).

    Все методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ мирового экономического опыта, можно разбить на следующие группы: административное (и правовое) регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование.

    К административным методам регулирования относятся разнообразные «меры» контроля за доходами, ценами, учетным процентом, квотирования, лицензирования и др. Эти меры относятся к административным потому, что они не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа.

    Государственное правовое регулирование осуществляется на основе хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.

    К прямому экономическому регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей — это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.

    Увязывая интересы различных уровней и субъектов хозяйствования разных социальных групп, эти виды регулирования способствуют выравниванию их финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития. В то же время, будучи встроенными в рыночные отношения, они, в известной мере, формируют структуру цен и издержек, реальную конкурентоспособность отдельных секторов хозяйства, а значит и функцию рынка.

    На стыке административных и прямых экономических методов регулирования находятся такие адекватные современной смешанной экономике формы государственного регулирования как программно-целевой подход, проектное финансирование и кредитование. Реализация общих и специальных целевых программ и проектов, намечающих ориентиры развития в какой-либо области, наряду с применением административно-организационных мер, подкрепляется соответствующими финансовыми ресурсами.

    К «косвенным формам» экономического регулирования относится проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.

    Под методами государственного регулирования экономики мы будем понимать специфические для государства как общественного института способы достижения поставленных целей.

    Весьма условно все методы можно разделить на две основные группы - административные, базирующиеся в основном на элементах принуждения, ограничения экономической свободы субъектов, и экономические, ориентированные на включение механизмов их личной заинтересованности, хотя все методы, будучи способами государственного воздействия, реализуются посредством ряда административных актов. Сразу следует отметить, что оптимальное соотношение между административными и экономическими методами определить очень сложно.

    Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта