Главная страница

Формирование информационной культуры младших школьников. Статья_Калимулина М.. Формирование информационной культуры младших школьников Калимулина Милена Рамильевна


Скачать 1.13 Mb.
НазваниеФормирование информационной культуры младших школьников Калимулина Милена Рамильевна
АнкорФормирование информационной культуры младших школьников
Дата06.02.2021
Размер1.13 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСтатья_Калимулина М..docx
ТипДокументы
#174321

Подборка по базе: федеральные целевые программы в сыеое культуры.docx, Экпериментальная работа по интеллектуальному развитию младших шк, Урок гимнастики в современной школе как показатель профессиональ, 1. Лекция Морфология культуры (1).doc, Особенности организационной культуры в условиях развития цифрово, Конспект Понятие культуры.docx, Донецкова_ ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ФИ-НАНСОВОГО РЫНКА ЕАЭС.doc, Карлабаев А.А., тема 3 тестирование информационной системы.docx, Проектирование информационной системы страхового агентства.docx, Управление информационной безопасность.docx

Формирование информационной культуры младших школьников

Калимулина Милена Рамильевна,

17.1-810

Институт психологии и образования
Ключевые слова: информация, информационная культура, младший школьник, информационная грамотность, развитие.

Аннотация: в данной статье раскрывается цель современной школы, а именно раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в прогрессивно развивающемся информационном мире. При этом важнейшую роль играет формирование информационной культуры младших школьников, потому что низкий уровень информационной культуры учеников затрудняет их адаптацию и социализацию, а так же препятствует профессиональной ориентации и становлению их как равноправных членов общества.

Keywords: information, information culture, primary school student, information literacy, development.

Annotation: this article reveals the purpose of the modern school, namely, the disclosure of the abilities of each student, the education of a person ready for life in a progressively developing information world. At the same time, the most important role is played by the formation of information culture of younger schoolchildren, because the low level of information culture of students makes it difficult for them to adapt and socialize, as well as prevents their professional orientation and becoming equal members of society.

Образование является важнейшим элементом развития человеческого общества. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) подчеркивается, что высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры. Главными умениями учащихся являются умения быстро откликаться на изменения в информационном мире, критически мыслить, искать и преобразовывать нужную информацию, представлять ее в различных формах [5]. Из актуальности рассматриваемого вопроса вытекает необходимость конкретизации определения «информационная культура» младших школьников и ее сущности, так как это определяет содержание педагогического процесса, направленного на развитие и формирование у младших школьников качеств, которые важны для жизни в современном мире. Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. В самом общем смысле информационная культура – это способность преодоления информационных барьеров и свободная ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, правил и навыков, позволяющих находить и использовать данные (документы) независимо от места их нахождения [1].

Под информационной культурой личности понимают - одну из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей [2]. Изучение вопроса, связанного с соотношением определений «информация» и «культура» и возникновению понятия «информационная культура ребенка» проведено Е.Л. Харчевниковой. Автор дает следующее определение: «Информационная культура ребенка есть «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне» [4].

При сформированной информационной культуре у ребенка появляются такие качества, как: информационная грамотность, включающая логически построенную, преемственную систему знаний информационных технологий, в том числе компьютерных, умения и навыки любой деятельности, связанной с информацией; осмысленная деятельность на удовлетворение своих информационных потребностей, высокий уровень общекультурного, общеобразовательного кругозора; самостоятельный и креативный стиль мышления [3].

В ФГОС НОО информационная культура младшего школьника, рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов образования, ее формирование предполагается на всех учебных предметах и во внеурочной деятельности. Основными составляющими умениями информационной культуры детей являются: поиск информации; запись, фиксация информации; представление и обработка данных; структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, лент времени и пр.; создание текстов с помощью компьютера; редактирование текста; создание новых текстовых сообщений путём комбинирования имеющихся; выступление с аудиовизуальной поддержкой [5].

Организация учебной деятельности, связанная с формированием информационной культуры младших школьников, определяется возрастными и психофизиологическими особенностями учеников. В начальной школе особое внимание необходимо уделять созданию условий для освоения таких понятий как «информация», «документ», «информационный ресурс», «поиск информации» и т.п. Школьникам необходимо знать: виды информации, адресный поиск информации и алгоритм его выполнения. В начальной школе навыки работы с информацией формируются при изучении школьных дисциплин, на факультативах, кружках, в ходе выполнения самостоятельной, исследовательской работы, при подготовке докладов, конкурсных работ, создании творческих проектов [4].

В процессе обучения, формирование информационной культуры осуществляется с помощью включения в уроки ИЗО, информатики, интегрированных уроков математики, русского языка, чтения элементов компьютерного обучения. Например, при проведении уроков ИЗО можно создавать рисунки с помощью компьютера, а на уроках русского языка можно создавать текстовые документы и т.д. Во внеклассной работе учитель может осуществлять формирование информационной культуры с помощью регулярных учебных занятий с наличием информационных ресурсов, включая ресурсы на разных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (СД-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и других носителях. А так же во внеурочной деятельности в арсенале форм и методов работы учителя, должны присутствовать занятия по пропаганде культуры работы с информацией (уроки информационной грамотности, библиотечные уроки, практические занятия по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет и т.п.); экскурсии по библиотеке; использование игровых и компьютерных технологий, проведение информационных конкурсов и др. Именно в процессе практических занятий, ученики видят взаимосвязь информационной теории и практики и осознают уровень своего информационного знания и незнания.

Формирование информационной культуры у младших школьников способствует формированию информационного мировоззрения, возможности самостоятельно организовывать поиск информации, преобразовывать информацию, приобретать опыт критического отношения к получаемой информации. Это приводит к появлению у ребенка желания отказаться от образца, проявлению самостоятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности и личности в целом. Задача плодотворного формирования информационной культуры учеников носит сложный, системный характер. При этом информационная культура выступает как одна из граней общей культуры человека.

Для успешного осуществления ее формирования и развития необходим целый ряд педагогических условий, но прежде всего – понимание самим ребенком своих информационных потребностей, осмысление им роли и значения информации в развитии современного общества. Информация, которую получает школьник, должна быть интересна, полезна, доступна. При этом не маловажную роль играет учитель. Он является навигатором информационного обучения младших школьников и ему необходимо профессиональное владение большим набором современных форм, методов, приемов обучения и инновационных технологий, используемых в школе.

Список используемых источников:

  1. Витухновская, А.А. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы/ А.А. Витухновская // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование». – 2001. – № 1 – С. 28-31.

  2. Горячев, А.В. Достижение нового метапредметного результата образования – ИКТ-компетентности: опыт Образовательной системы «Школа 2100»//Начальная школа плюс до и после. – 2014. – № 04. – с.35-38.

  3. Дубова, М.В., Формирование ИКТ-компетентности младших школьников в проектной деятельности/Дубова М.В, Сульдина В.П// Начальная школа полюс до и после. – 2012. – №12. – С. 4 - 8.

  4. Луканкин, Г.Л. Об информационно-категориальном подходе к обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] Луканкин Г.Л., Сергеева Т.Ф. [и др.] //Начальная школа. – 2001. – № 7. – с.99-105.

  5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 07.04.2015)

Алгоритм статьи:


Актуальность рассматриваемого вопроса


Формирование информационной культуры у младших школьников способствует формированию информационного мировоззрения

с

В процессе обучения, формирование информационной культуры осуществляется с помощью включения в уроки ИЗО, информатики, интегрированных уроков математики, русского языка, чтения элементов компьютерного обучения

с

компонент

предметных

результатов

компонент метапредметных результатов

с

с

Понятие "информационная культура" в системе ФГОС

Результат сформированной информационной культуры у младшего школьника

Понятие "информационная культура"

с


Рисунок 1



Р исунок 2

Рисунок 3





Рисунок 4



Рисунок 5





написать администратору сайта