Главная страница
Навигация по странице:

  • Скептицизм

  • эмпирическую и рациональную

  • Основными формами

  • Представление

  • Воображение

  • Рациональная ступень

  • : понятие, суждение, умозаключение

  • Умозаключение

  • критерием истины

  • Функции науки

  • Шпора по философии. шпора по философии. Философия учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, форма общественного сознания Культура


    Скачать 89.65 Kb.
    НазваниеФилософия учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, форма общественного сознания Культура
    АнкорШпора по философии
    Дата14.01.2020
    Размер89.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпора по философии.docx
    ТипДокументы
    #103917
    страница5 из 7

    Подборка по базе: Социальная философия.docx, К.р. - философия.docx, Қоғам философиясы.docx, АСТОП ФИЛОСОФИЯ с +.docx, Дз социальная философия Коносов ЭЭ-18-02 (1) (копия).docx, Практическое философия.docx, ТЕСТ философия.docx, кр философия НЕ ДО КОНЦА.docx, Экз философия.docx, «Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого».docx
    1   2   3   4   5   6   7

    ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия

    его достоверности и истинности, границы и принципы познания. Теория познания анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное

    положение вещей. Основная проблема гносеологии - проблема объекта и субъекта. По отношению к этой проблеме различают следующие школы: Материализм (приоритет объекта); Субъективный идеализм (преобладает деятельность субъекта): Механистическая концепция (объект полностью доминирует над субъектом) и др.  Одна из центральных проблем - проблема истины. Вопрос соотношения знания, понимания и веры. Современное положение дел в гносеологии характеризуется усилением роли субъекта. Одно из новых направлений – эволюционная эпистимология рассматривает эволюцию органов познания и познающих структур с позиции конкретных наук (например, эволюционной теории). В гносеологии может сочетаться общефилосовский подход и конкретнонаучный. История теории познания доказывает, что эта область философии в большей степени чем другие связана с наукой. Развитие науки может потребовать новой гносеологической интерпретации ее результатов и вызвать появление новых направлений в гносеологии.

    На вопрос о возможности знания гносеология выработала 4 основных ответа: эмпиризм, рационализм, скептицизм, агностицизм.
    Эмпиризм [греч. έμπειρια – опыт] – гносеологическая позиция, считающая чувственный опыт единственным источником и достаточным основанием знания: содержание знания может быть сведено к содержанию чувственности. 
    Рационализм [лат. rationalis – разумный, ratio – разум] – гносеологическая позиция, признающая разум (его идеи и аналитическую способность) источником содержания знания и основанием его истинности. 
    Скептицизм [греч. σκεπτικος – рассматривающий, исследующий] – гносеологическая позиция, сомневающаяся в возможности получения достоверного (истинного) знания. 
    Агностицизм [греч. άγνωστος – недоступный познанию] – гносеологическая позиция, отрицающая возможность истинного знания.
    По вопросу об отношении между познающим (субъектом) и познаваемым (объектом) гносеология сформировала следующие основные типы концепций:

    наивный реализм, критический реализм, феноменализм, субъективный идеализм, объективный идеализм и интуитивизм.

    1. 33. Основные ступени и формы познания; их взаимосвязь.

    Процесс познания проходит две основные ступени: эмпирическую и рациональную. Эмпирическая ступень осуществляется на основе непосредственных данных органов чувств, непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром. Основными формами эмпирического познания являются: ощущение, восприятие, представление, воображение.
    Ощущение – это результат непосредственного воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека (зрение, обоняние, вкус, слух, осязание). Но не всякое воздействие внешнего мира на органы чувств проявляется в ощущении (рентгеновские лучи, звуковые колебания ниже и выше воспринимаемых границ и др.). Ощущением является только такое воздействие на органы чувств, которое фиксируется в мозге человека, осознается. Поэтому ощущение – это превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

    Восприятие – представляет собой основанное на данных ощущений, целостное знание о предмете, в котором на первый план выступает значимость этого предмета для человека: его полезность или вредность, приемлемость или неприемлемость. Ребенок, которого мать впервые угостила, например, бананом и он попробовал его на вкус, в следующий раз при одном зрительном ощущении уже будет знать, что это такое, определит все к нему отношение и даст свою оценку. 
    Представление – это способность человеческой психики воспроизводить образы предметов, явлений, ситуаций, с которыми человек сталкивался непосредственно или узнал о них от другого человека из литературы, средств массовой информации. Представление также воспроизводит образ не зеркально. В представляемом образе фиксируются те стороны предмета, которые имеют определенное значение для человека. Главную роль в формировании представлений играет память. 
    Воображение – это способность психики человека создавать образы предметов, явлений, ситуаций, с которыми человек не имел непосредственно контакта в действительности. Образы воображения создаются в голове человека на основе ощущений, восприятий, представлений. Но воображаемые образы - есть продукт человеческого мозга. Например, образ черта создан на основе знаний о добре и зле, о свойствах, особенностях реальных предметов (рожки, руки с длинными когтями, парные копыта на ногах, хвост, черная шерсть – все это позаимствовано из реальной действительности, но в воображении скомпоновано так, что получился совершенно новый образ, аналога которому в действительности нет).
    Рациональная ступень познания формируется на основе понятийного, логического мышления, закрепленного в языке. Если чувственное познание оперировало знанием конкретных свойств, связей, особенностей предметов, то рациональное познание – это познание, прежде всего, сущности предметов, явлений. Результаты рационального познания, выраженные в понятийной форме приобретают относительную самостоятельность по отношению к предметам, в них отраженным..
    Основными формами рациональной ступени познания являются: понятие, суждение, умозаключение.
    Понятие – это выраженные в абстрактной форме и закрепленные в языке знания о сущности предметов, явлений, процессов. В понятии фиксируются только самые существенные стороны, особенности предметов, явлений, процессов.
    Суждение – это система взаимосвязанных понятий, при помощи которой конкретизируется знание о предмете. Например, есть понятия “роза” и “красное”. Суждение будет – роза-есть-красная, что конкретизирует знание о розе. 
    Умозаключение – это система суждений, взаимосвязь которых ведет к получению нового знания.
    Например: суждения: Платон –человек
    Человек – смертен
    Умозаключение: Платон – смертен.
    На основе понятий, суждений и умозаключений формируются такие формы рационального познания, как идея, гипотеза, теория, концепция, принцип. Рациональное познание дает ключ к знанию сущности предметов, явлений и процессов, к знанию закономерностей развития природы, общества, мышления. При помощи рационального познания человек не только познает окружающий мир, но и преобразовывает его в соответствии, с одной стороны, со своими потребностями и интересами, а, с другой, с требованиями объективных закономерностей развития мира и человека.

    1. 34. Виды познавательной деятельности.

    Если обобщить основные формы – духовных видов деятельности общества, то можно выделить виды позициями:

    - обыденное познание (оно первое) его особенность: происходит как сознательно, так и бессознательно; стихийно; оно базируется повседневной чувственно-предметной деятельности людей, на обмене опытом.

    В своей повседневной деятельности человек имеет дело с единственными предметами и т.д., т.о. предмет обыденного – единичное познания

    Формой обыденного познания выступает чувственно наглядные образцы; человек при этом обобщает опыт других т.е. использует понятийную форму информации. Важная особенность обыденного познания – огромная информационная емкость. Причина в том, что в обыденном познании доминирует сенсорная форма.

    - научное познание: предмет – общее свойство, общие аспекты классов объектов, законы. Не исследуем единичное, проблема – в поиске единичного, в котором отражается общее. Предметом является общее, доминирующая форма – логическое мышление. Вырабатываются специальные методы познания. Эти методы качественно различны, т.к. существует 2 уровня научного познания: эмпирический и теоретический, т.к. эмпирический имеет несколько ступеней то разрабатываются методы, которые и применяют. Аналогично и теоретический. Если главная цель – создание материальных систем, то в научном познании цель – создание идеальной системы.

    - художественное познание: занимает промежуточную позицию. Оно аналогично обыденному познанию, т.к. единичное является формой выражения художественного отражения действительности, но единичное является предметом обыденного познания Þ сходства. В нём присутствует и общее. Каждый художник обобщает, а общее – предмет научного познания. Проблема – поиск единичного, в котором наиболее полно отражается общее. Важная особенность – одиночный характер, т.е. творцы стремятся дать оценку соответствующему единичному, соответствию ситуации. Наиболее обобщенно эта оценка выражается как прекрасное или безобразное. Когда мы сталкиваемся с произведениями ученых, в них отражается не только действительность, но и оценка. Например в портретах покидаем внутренний мир, т.к. в художественных произведениях представлено и общее, то произведения дают иногда больше значения об этом, чем исследования специалистов.

    религиозное познание: предметом этого познания является человек. Но в процессе этого познания происходит переворачивание отношений, которые имеют место в действительности. Естественные, земные силы принимают сверх естественный характер. Центральным понятием в религии является БОГ, но это сверх естественное явление. По представлению современных верующих людей БОГ есть совершенство совершенств. Фома Аквинский – «совершенство совершенств существует Þ БОГ существует», но этим качеством обладает каждый из нас. Характерной чертой является вера. История развития религиозного познания показывает, свидетельствует, что в ранних религиях (они вырастают из мифологии). Боги – естественные существа, очень сильные, обладают бессмертием, но человек мог перехитрить бога и победить. Лишь на определённом этапе формирования человеческого сознания, формируется представление о боге, как о духовном начале. Большую роль в становлении христианства сыграла философия, в основном философия Платон, согласно которому существует мир идей, а мир вещей нечто производное и зависимое. В религиозном познании большое внимание уделяется нравственным проблемам. Так, согласно православию, православным является тот человек, который трудится. Разумеется, что нравственно этот аспект

    1. 35. Проблема истины в философии. Критерии истины.

    Проблема истины в философии и науке является достаточно сложной. Многие концепции прошлого, например, концепция Демокрита о неделимости атомов, считалась на протяжении почти двух тысяч лет бесспорной. Теперь она уже представляется как заблуждение. Однако, скорее всего, большая доля существующих сейчас научных теории окажутся заблуждениями, которые опровергнут со временем.

    На каждом этапе своего развития человечество располагало только относительной истиной – неполным знанием, содержащим заблуждения. Признание истины относительной связано с бесконечностью процесса познания мира, его неисчерпаемостью.

    Проблема истины в философии также заключается в том, что знание каждой исторической эпохи содержит в себе элементы абсолютной истины, поскольку оно имеет объективно истинное содержание, является необходимым этапом познания, включается в последующие этапы.

    Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).
    Основные концепции истины

    Концепция истины

    Определение истины

    Критерий истины

    Классическая

    Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности

    Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость

    Когерентная

    Истина есть согласованность знаний

    Согласованность с общей системой знаний

    Прагматическая

    Истина есть практически полезное знание

    Эффективность, практика

    Конвенциональная

    Истина есть соглашение

    Всеобщее согласие




    1. 36. Наука и научные революции. Смена типов рациональности.

    Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний и природе, обществе и мышлении. Это деятельность направленная на производство нового знания, а также особый социальный институт.

    Задачами науки являются: сбор научных фактов, обновление, систематизация и критический анализ научных фактов, синтез новых научных знаний или обобщений, установление причинно-следственных связей между явлениями, прогнозирование получения нового знания.

    Функции науки: гносеологическая, практическая, методологическая, прогностическая, социальная, критическая.

    Революция в науке – это период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпритации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.

    Революций было всего 4:

    Первая революция. К этому времени относятся Коперник, Галилей и Ньютон. Она сопровождалась изменением картины мира, перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания.

    Вторая революция конец 18 в – первая половина 19 в. происходит переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.

    Третья революция конец 19 в- середина 20. Знание стало зависеть от применяемых исследователем методов, появление неоклассического естествознания, относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

    Четвертая революция 90-е года 20 в. (Степин В.С) Характерна междисциплинарность науки, развитие синергетики, изучающей процессы самоорганизации.

    Этапы развития науки, смена типов рациональности

    Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности

    Доклассический.

    Классический (16- 19 век, появление мощной экспериментальной базы, стремление к обнаружению абсолютной истины, субъект-объектные отношения) –Ньютон, Галилей. Этому этапу характерен классический тип рациональности.

    Неоклассический (19-20 в, появление мощных научных теорий, разработка теории относительности, поиск относительной истины.) – Бор, Энштейн. Соответственно неоклассич. Тип рациональности

    Постнеоклассический (20-21 в, появление синергетики, расширение предметного поля познания, ) Постнеоклассич. Тип рациональности.

    1. 37. Философское понимание общества и его истории.

    Общество - явление сложное и неоднородное. Общества различаются по континентальному признаку, по уровню развития политической культуры социума и по ряду других признаков. По своему происхождению и структуре общества бывают национальные и полиэтнические, европейские и атлантические, открытые и закрытые и т.д.

    В современном мире особую актуальность приобретает и формирования глобального общества. Все это частные случаи общественной жизни, которых можно приводить множество. Каждое общество исторически формируется экономически развивается, политически совершенствуется, идеологически определяется. Всего в структуре социальной жизни основное место принадлежит таким его составляющим, как экономика, политика и идеология, а основной проблемой любых социальных исследований является духовная жизнь личности, ее самоопределения и возможности самореализации в обществе.
     Социальная среда является необходимым для существования человека, результатом его интеллектуальных и физических усилий. Человека, с одной стороны, можно считать существом, что относится к миру природы, а с другой - по определению Аристотеля, существом политической, которую невозможно представить вне общества. Таким образом нельзя отрицать двойственной природы человека, ее общественно-индивидных природы. Человек существует в обществе и влияет на развитие исторических событий или индивидуально, или коллективно. Согласно представленным в современной философии концепциями общества, субъектом социального-исторического процесса может быть как харизматический лидер, личность, так и общественные группы, классы, элиты. Ведь общество, как система социальных связей, всегда предполагает наличие высокого уровня развития общественного сознания, то есть предполагает общность людей, которые определились в своих потребностях и интересах, формируют цели общественной деятельности.


    1. 38. Материалистическое, идеалистическое и натуралистическое понимание исторического процесса.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта