Главная страница

Презентация по дисциплине «Философия». Философия науки


Скачать 462.5 Kb.
НазваниеФилософия науки
Дата31.07.2020
Размер462.5 Kb.
Формат файлаppt
Имя файлаПрезентация по дисциплине «Философия».ppt
ТипПрезентация
#135055

Подборка по базе: Таным философиялық мәселе ретінде.pptx, Реферат по дисциплине История.docx, Кржижевский УП презентация.pptx, Домашняя контрольная работа по дисциплине.docx, История становления развития этики, как науки готовый.docx, реф философия данилов 2.docx, Проект по дисциплине.docx, ГОСТ 17.2.4.03-81 презентация (коровин ма).pptx, 2020 -ДЭП-Методические указания к расчетному заданию по дисципли, Античная философия.docx

Презентация по дисциплине «Философия»

  • На тему
  • «Философия науки»

Содержание

  • Постпозитивизм
  • Философия науки
  • Концепция роста знаний К.Поппера
  • Модель развития науки Т.Куна
  • Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса
  • Методологический анархизм П.Фейерабенда

Постпозитивизм

Постпозитивизм

  • Постпозитивизм – общее название для обозначения концепций в области философии науки, пришедших на смену логическому эмпиризму. Постпозитивизм не представляет собой однородного философского течения, единой школы. Это название этапа в развитии философии науки, начало которого можно датировать рубежом 50-х – 60-х гг. Постпозитивизм – это совокупность методологических концепций, которые имеют общие черты, но и весьма активно критикуют друг друга.

Постпозитивизм

  • Основные идеи позитивизма:
  • только наука (или разные науки вместе) может выделить подлинное знание. Получается, философия, которая, считается, занимается изучением реальности, правдивости знаний, и не нужна;
  • есть научная философия, но её идеи — это научные результаты и выводы;
  • метафизика, которая познаёт сущность вещей, их реальную природу, также не нужна. Наука не ищет первопричины и не задаётся вопросом "почему". Она лишь разбирается каким образом, как что-то произошло;
  • для познания вещей используется эмпиризм, то есть познание исключительно с помощью опыта, без теории и рассуждений.

Постпозитивизм

  • Этапы позитивизма
  • Первый этап (классический позитивизм)
  • Этап классического позитивизма, зарождения течения в 30–40 годы 19 века.
  • Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт. (1798 – 1857)

Постпозитивизм

  • Однако первым, кто заговорил про науку как позитивную философию, был французский философ Анри Сен-Симон (1760–1825). Его труды внесли вклад в возникновение и развитие позитивизма.
  • Классический позитивизм критикует философию и метафизику, основное внимание уделяется наукам. Отрицается поиск первопричин, так как познание человечества, природы, общества должно происходить только научным путём, в частности с помощью физики.
  • По мнению Конта, наука может постоянно развиваться. Основной наукой же Конт считал социологию. Она изучает общество и при этом лишена критического подхода, который свойственен философии. Соответственно, выводы от изучения будут объективными и чисто научными.

Постпозитивизм

  • Конт в своей работе "Дух позитивной философии" (опубликована в 1844 году) выделяет три стадии развития человечества:
  • религиозную: при решении вопросов, выяснении первопричин появления и существования мира предпочтение отдаётся религиозному обоснованию;
  • метафизическую: человек пытается познать сущность вещей и первопричины событий, но в своём мышлении не опирается на факты. А место Бога занимают разумные существа или сверхъестественные силы;
  • научную (позитивную): на смену метафизике приходит наука и научное познание с помощью опыта и наблюдения.

Постпозитивизм

  • Второй этап (эмпириокритицизм).
  • Второй этап начался в 70-е годы 19 века. На данном этапе развития позитивизм также именуют эмпириокритицизмом или махизмом.
  • Австрийский философ и учёный Эрнст Мах (1836 – 1916) был активным представителем данного этапа развития позитивизма. Поэтому позитивизм на данном этапе ещё называют махизмом.

Постпозитивизм

  • Вторым ярким представителем был швейцарский философ Рихард Авенариус (1843–1896)
  • Оба философа подвергают критике научное познание и рассуждают о релятивизме. Это доктрина, согласно которой все знания относительны, а абсолютной истины нет, есть только идеи, в которые верит конкретный человек, поэтому они считаются истинными.
  • Происходит развитие психологии. Поэтому познание мира происходит больше с помощью ощущений и наблюдений.

Постпозитивизм

  • Третий этап (неопозитивизм)
  • Этап логического позитивизма сложился в 20-е годы 20 века.
  • Логический позитивизм основывается на логике, которая берётся из математики.
  • Представители неопозитивизма организовали Венский кружок во главе с немецко-австрийским философом Морицом Шликом (1882 – 1936). Это сообщество неопозитивистов, которые собирались в Вене с 20-х годов 19 века.
  • Среди других членов Венского кружка были: Рудольф Карнап, Курт Гёдель, Ханс Хан, Отто Нейрат и другие.
  • Неопозитивисты утверждали, что в каждом языке есть своя логика. Чтобы познать человека и мир в общем, нужно провести логический анализ языка.

Постпозитвизм

  • С 50-х годов 20 века и до настоящего времени принято говорить о постпозитивизме.
  • Представители постпозитивизма:
  • Карл Поппер;
  • Имре Лакатос;
  • Пол Карл Фейерабенд;
  • Томас Кун; и др.

Постпозитивизм

  • Постпозитивисты по-прежнему опираются на науку.
  • Особое внимание уделяется научной методологии, т. е. каким образом осуществляется научная деятельность. Причём в широком понимании под наукой понимается любой процесс получения знаний. А выходит, что научное знание присутствует абсолютно во всех сферах жизни.
  • Постпозитивизм сосредоточен на разрешении существующих вопросов. Он не формулирует новые теории или концепции.
  • По мнению Поппера, научная теория — это та, которую можно опровергнуть, а не подтвердить. Потому как найти подтверждение можно даже ложным теориям, а опровергнуть необходимо лишь один раз.

Постпозитивизм

  • Позитивизм в праве
  • В качестве установленных и действующих норм (т. е. правил) признаются только нормы позитивного права. То есть те, которые определило для себя в качестве правовых то или иное государство и которые действуют в данный конкретный момент.
  • Позитивным нормам противопоставляются нормы естественного права. Первые были установлены законодателем, т. е. они субъективны. Вторые же берут начало в человеческой природе и неотделимы от человека.

Постпозитивизм

  • Позитивизм в психологии
  • Чтобы исключить метафизическое познание, нужно перестать изучать разум человека, его сознание. Анализировать нужно только поступки человека, его реакции. Так как мы поступаем и реагируем исходя из нашего опыта.
  • Позитивизм в социологии
  • Для изучения общества и поведения людей используются только научные методы. А само общество должно строится на основе системности, которая была выявлена научным путём.

Философия науки

Философия науки

  • Философия науки – раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной, и т.д.
  • Содержание и проблема философии науки зависят от понимания предмета и задач философии (позитивизм, герменевтика, структурализм, экзистенциализм и т.д.). 
  • Философия науки тесно связана с историей науки. 

Философия науки

  • Предпосылки возникновения:
  • Периоды преднауки - появление элементов научности: доказательность, обоснование, систематизация (еще в 4 в. до н.э.).  Первые научные теории - Птолемей (в конце античного периода), Евклид. Основным признаком научности является разделение эмпирической и формальной реальностей. Формальная реальность - научная теория. Эмпирический объект доступен через свои свойства, на основании опыта строится теоретическая модель, которая кладется в основу дальнейших исследований. Простой пример - атом, доступный нам только через наблюдение его свойств. С 16 века начинается отделение научного материала от ненаучного, эмпирических данных от домыслов. Становление завершается в 18 веке. 

Философия науки

  • Дальше начинается триумфальный процесс развития науки - производится большое количество открытий. Выделяется особая категория людей - ученые, которые всю жизнь занимаются только наукой. Прежние ученые были одновременно политиками, писателями и т.п.
  • Философия науки как наука возникает в середине 19 века в в позитивистской (Основные представители - Спенсер, Конт и Милль) и неокантианской альтернативах. Философия науки не является единой изначально. Предшественниками позитивистов были Беркли, Юм, Кант. По исследованиям Вернадского, Кант пользовался научными результатами 90-летней давности (16-17 веков), но его исследования давали методологический простор для науки до начала 19 века. Далее они были подвергнуты сомнению. Например, утверждение Канта, что пространство и время являются априорными формами, опровергнуто созданием неевклидовой геометрии - это неврожденное представление о пространстве. Возникла необходимость исследования науки как таковой. Вопрос: как получается новое знание, т.е. как происходит рост науки.

Философия науки

  • Предмет философии науки - изучение общих закономерностей и тенденций развития научного познания, как особой деятельности по производству научных знаний, рассматриваемых в их историческом развитии и в отношении с исторически развивающимся социально-культурным контекстом. История науки является эмпирической базой философии науки, а философия науки - теорией развития истории науки. Если главная задача науки - поиск истины, то задача философии науки - выяснение, как возможно постижение истины, как оно происходит.
  • Основная проблемы философии науки: Ф. Франк: как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам?. К. Поппер: как возможно рассудить, оценить, обосновать далеко идущие притязания конкурирующих теорий?. Так же относятся вопросы о критериях научности и отличиях научного и ненауч­ного знания, детерминируются ли общие положения науки однознач­но или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные выводы, какова логика научного исследования и модели развития науки и пр. Все они вытекают из центральной проблемы философии науки — проблемы роста (развития) научного знания.

Философия науки

  • Тематика философии науки развивается по трем основным на­правлениям:
  • круг вопросов, идущих от философии к наукеи отталкивающихся от специфики философского знания. Философия науки, использует концептуальный аппарат фи­лософии, опирается на наличие определенной мировоззренчес­кой позиции.
  • группа проблем, возникающих внутри самой наукии нуждающихся в компетентном арбитре, в роли кото­рого оказывается философия (проблемы познавательной деятельности, конкури­рующие модели приращения научного знания, эвристические методы и собственно «философские подсказки» решения пара­доксальных проблем)
  • проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и возможных приложений.

Философия науки

  • Современная философия науки выступает от имени естественно-научного и гуманитарного знания, пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии, выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами, абсолютизирующими узкопрофессиональный подход к явлениям и процессам. В наши дни к философии науки примыкают социологические и психологические науки.

Концепция роста знаний К.Поппера

Концепция роста знаний

  • Критический рационализм.
  • Критический рационализм — влиятельное направление западной философии науки, ядро которого составляют методологические и социально-политические идеи Поппера и его последователей (Агасси,Уоткинс, Лакатос, Альберт, Э. Топнч, X. Шпинер и др.).
  • Карл Раймунд Поппер родился в Вене в 1902 г. Философию, математику и физику он изучал вместе с физиками Виртингером и Фуртвенглером и математиком Гансом Ганом. В 1928 г. Поппер защитил диссертацию на тему «К вопросу о методе психологии мышления» у психолога Карла Бюлера. Фундаментальная работа «Логика и рост научного знания» была написана в 1934—1935 гг. В 1937 г. Попперу как еврею пришлось эмигрировать в Новую Зеландию, где он начал преподавать в Кентерберийском университетском колледже. Здесь были написаны работы «Нищета историцизма» и «Открытое общество и его враги». В начале 1946 г. философ получил приглашение в Лондонскую школу экономики и переехал в Англию. Результаты своих исследований по философии науки Поппер опубликовал в двухтомнике «Предположения и опровержения» (1963) и книге «Объективное познание» (1972). В 1974 г. вышли «Автобиография (Поиску нет конца)» и «Ответ моим критикам». В соавторстве с Дж. Экклсом Поппер издал книгу «Личность и ее мозг» (1977). Член Королевского общества, Поппер участвовал во множестве конгрессов и симпозиумов, объездил множество стран. Его книги переведены на двадцать языков. Скончался Карл Поппер в 1994 г.
  • Крупный английский философ, социолог, логик Карл Поппер свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывал путем преодоления логического позитивизма. Его идеи стали исходными для постпозитивизма - течения западной философско-методологической мысли XX в., пришедшее на смену неопозитивизму.
  • Основные идеи этого течения:
  • Проблема демаркации — понятие из философской концепции К.Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.
  • Принцип фальсификации — принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от «метафизики», ненауки, как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке. По мысли философа, научная теория не может согласовываться со всеми без исключения фактами. Необходимо исключить факты, не согласующиеся с ней. Причем чем большее количество фактов опровергает теория, тем более она соответствует критерию достоверного научного знания. Принцип фальсификации Поппера выгодно отличается от неопозитивистского принципа верификации, поскольку позволяет анализировать релятивное знание — знание, находящееся в стадии становления.
  • Принцип фаллибилизма — принцип концепции Поппера,утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.
  • Теория «трех миров» — теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира — мира объектов, второго мира— мира субъектов и третьего мира — мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.
  • Ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний.
  • Активное обращение к истории науки и переключение усилий с анализа формальной структуры готового, «ставшего» научного знания на содержательное изучение его роста, изменения, развития.
  • Стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных (научные революции)изменений.
  • Отказ от всяких жестких демаркаций.
  • Подчеркивание роли философии как одного из важных факторов научного исследования.
  • Учет и анализ социокультурных факторов возникновения и развития науки.
  • В развитии критического рационализма различимы четыре этапа:
  • 1920—30-е гг. — формирование методологической доктрины К. Поппера; 
  • 1940—50-е гг. — распространение его идей на область социальной философии и социально-исторического знания; 
  • 1960—70-е гг. — “онтологическая реформа” критического рационализма и его сращивание с социал-демократической идеологией, с политологическими и социологическими концепциями;
  • 1970—80-е гг. — ревизия “ортодоксального” попперианства и его модернизация с помощью идей когнитивной социологии науки, социальной психологии научных сообществ, герменевтики, что привело к заметным противоречиям с исходными принципами критического рационализма. Методологическая концепция критического рационализма развивалась от первоначального «наивного фальсификационизма».
  • Карл Поппер и логический позитивизм.
  • В течение многих лет его причисляли к логическим позитивистам, а его методологическую концепцию рассматривали как один из вариантов неопозитивистской. Для раннего периода его творчества такое мнение имело определенные основания. Однако в более поздних своих работах он далеко отходит от логического позитивизма и вступает в резкую полемику с его представителями. Основные утверждения, в которых она расходится с методологией позитивизма:
  • Источник знания. Логические позитивисты считали, что единственным источником знания является чувственное восприятие. Последующая теоретическая обработка эмпирических данных, ничего к ним не добавляет. Поппер придерживается совершенно другого мнения: «Не существует фундаментального источника знания. Следует приветствовать каждый источник, каждое предложение и каждый источник, каждое предложение открыто для критической проверки... Знание не может начаться с ничего — с tabula rasa — и не может начаться с наблюдений. Прогресс познания состоит главным образом в модификации более раннего знания». В то время как логические позитивисты абсолютизируют чувственное восприятие, Поппер признает любой способ увеличения знаний. Наблюдение, с его точки зрения, отнюдь не пассивная регистрация внешних воздействий, а активный процесс проверки гипотез и теорий, а потому оно пронизано теоретическими предположениями.
  • Эмпирический базис. Логические позитивисты проводили рез-кую грань между эмпирическим и теоретическим знанием и считали эмпирический язык несомненной твердой основой науки. У Поппера нет дихотомии эмпирического — теоретического: «Все термины являются теоретическими, хотя некоторые из них являются теоретическими в большей степени, чем другие...». Его «базисные» утверждения могут включать в себя высоко теоретические термины и являются такими же необоснованными гипотезами, как и все остальные утверждения науки. Поэтому язык Поппера зависит от теорий, его предложения могут быть фальсифицированы, он служит не базисом обоснования науки, а конвенционально принимаемой основой фальсификации теорий.
  • Демаркация. Логические позитивисты в качестве критерия демаркации принимали верифицируемость. Поппер в качестве такого критерия избрал фальсифицируемость. Различие носит принципиальный характер: логические позитивисты усматривают наиболее характерную особенность науки в обоснованности ее положений. Поппер же, напротив, стремится подчеркнуть гипотетичность и недостоверность научных положений, риск, с которым связано развитие науки.
  • Отношение к философии. Логические позитивисты стремились дискредитировать и уничтожить метафизику. Поппер же постоянно говорит о ней с большим уважением. Он признает большое влияние метафизики на развитие науки. В отличие от логических позитивистов, стремившихся избегать каких-либо метафизических утверждений, Поппер строит метафизическую концепцию "трех миров".
  • Метод науки. Основным методом науки логические позитивисты считали индукцию: восхождение от фактов к их обобщениям. Поппер отверг индукцию, его метод — это метод проб и ошибок, включающий только дедуктивные рассуждения.
  • Модель научного развития. Логические позитивисты смогли предположить только примитивный кумулятивизм: каждый последующий шаг в развитии познания состоит в обобщении предшествующих результатов: нет концептуальных переворотов, нет потерь знания. У Поппера модель развития знания не является кумулятивной: он не признает никакого накопления.
  • Задачи философии науки. Основная задача методологического исследования для логических позитивистов сводилась к логическому анализу языка науки, к установлению априорных стандартов научности. Основной задачей своей методологической концепции Поппер считает анализ развития знания. Логический анализ языка науки у него играет незначительную роль. Методология Поппера уже "отворачивается" от логики, хотя еще не опирается на историю науки.
  • Все это позволяет сделать вывод о том, что хотя в начале своей деятельности Поппер был близок к логическому позитивизму, впоследствии он очень далеко отошел от него. Развитие философии науки после крушения логического позитивизма в значительной степени было связано с дальнейшей разработкой идей Поппера или с их критикой.
  • Принцип фальсифицируемости – как критерий демаркации.
  • Критический рационализм, теорию роста научного знания (фальсификационизм) — Карл Поппер построил как антитезу неопозитивизму. В противовес стремлению логических эмпиристов сформулировать критерии познавательного значения научных утверждений на основе принципа верификации Поппер выдвинул в качестве одной из основных задач философии проблему демаркации — отделения научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу является фальсификация — принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке.
  • Фальсификация (от лат. falsus— ложный и facio — делаю) — методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории в соответствии с правилом modustollens классической логики.
  • Понятие «фальсификация» следует отличать от принципа фальсифицируемости, который был предложен Поппером в качестве критерия демаркации науки от метафизики, как альтернатива принципу верифицируемости. Изолированные эмпирические гипотезы, как правило, могут быть подвергнуты непосредственной фальсификации и отклонены на основании соответствующих экспериментальных данных либо из-за несовместимости с фундаментальными научными теориями. В то же время абстрактные гипотезы и их системы, образующие научные теории, непосредственно нефальсифицируемы. Дело в том, что эмпирическая проверка теоретических систем знания всегда предполагает введение дополнительных моделей и гипотез, а также разработку теоретических моделей экспериментальных установок и т. п. Возникающие в процессе проверки несовпадения теоретических предсказаний с результатами экспериментов в принципе могут быть разрешены путем внесения соответствующих корректировок в отдельные фрагменты испытываемой теоретической системы. Поэтому для окончательной фальсифицируемой теории необходима альтернативная теория: лишь она, а не сами по себе результаты экспериментов в состоянии фальсифицировать испытываемую теорию. То есть только в том случае, когда имеется новая теория, действительно обеспечивающая прогресс в познании, методологически оправдан отказ от предшествующей научной теории.
  • Теория «трёх миров».
  • Выдвинутая Поппером теория «трех миров» утверждает существование нередуцируемых друг к другу физического и ментального миров, а также мира объективного знания.
  • «Третий мир» в эпистемологии — понятие поздней концепции Поппера, используемое для объяснения объективного содержания знания и его роста. Поппер различает три«мира»:
  • мир физических объектов, или физических состояний;
  • мир состояний сознания, мыслительных (ментальных)состояний и диспозиций к действию;
  • мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей произведений искусства.
  • Основной характеристикой «третьего мира» является его объективность, автономное существование от второго мира, от индивидуального субъекта. В отличие от вечного и неизменного «мира идей» Платона «Третий мир» Поппера создан человеком и подвержен изменениям. Этим же он отличается и от «Абсолютного духа» Гегеля,который существует вне человека и лишь проявляется в его мышлении, познании.Объективность «Третьего мира» ближе всего к объективности содержания мышления вообще и суждения в частности, как его понимал Фреге. В концепции «Третий мир» нашла выражение общая для различных течений современной философии науки идея о несводимости ментальных структур науки, и прежде всего научных теорий, к ее эмпирическому базису. Помещая в «Третий мир» не только истинные,но и ложные теоретические системы, а также проблемы, дискуссии и споры, Поппер представляет рост знания как объективный процесс, в котором рост знания представлен как выдвижение проблем и нахождение их пробных решений. Концепция«Третьего мира» оказала влияние на модели развития науки последователей Поппера— Лакатоса, Агасси, Уоткинса и других.
  • «Открытые» и «закрытые общества» Поппера.
  • Став в 1960—70-х гг. теоретической основой социал-демократического реформизма, критический рационализм переплетается с традициями «социальной инженерии» и «социальной терапии», образуя совокупность концепций, направленных на решение конкретных проблем социальной жизни за счет реализации “рациональных проектов” производственного, культурного, политического развития. Улучшение жизненных условий и исправление социальных дефектов — социотехнические задачи, требующие системы «рациональных образцов» и «рациональных ориентиров». Эти установки критического рационализма оказались привлекательными для той части прагматически и технократически настроенной интеллигенции, которая восприняла их как наиболее приемлемую философию социального действия, противостоящую пессимистически-негативистским тенденциям и контркультурным движениям.
  • Открытое общество – понятие, используемое в ряде западных социально философских учений для обозначения демократических обществ, характеризуемых плюрализмом в экономике, политике, культуре, развитыми структурами гражданского общества и правового государства.
  • Открытое общество обычно противопоставляется обществам докапиталистических формаций, а также социализму. Различаются две трактовки «открытого общества» - элитарная (Бергсон) и эгалитарная (Поппер).
  • Общество открытое и закрытое — понятия, введенные Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. Открытое общество — демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды,— противопоставляется закрытому — догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития. Для закрытого общества характерны логическое мышление, догматизм и коллективизм, для открытого — рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм. На этом противопоставлении строится социальная и политическая философия Поппера, а также его философия истории. Развитие современной цивилизации, начавшееся в период «греческой революции» в 5—4 вв. до н. э., по мнению Поппера, идет от закрытых к открытым общественным системам.
  • С этих позиций были подвергнуты критике социальные учения и теории, содержание и практика реализации которых не соответствовали этому образцу. Однако в рамках критического рационализма не была сформулирована программа перехода от «закрытого» общества к «открытому», то есть такому, которое в максимальной степени соответствовало бы идеалам разумной критики и самокритики как способам непрерывного самосовершенствования. Теоретики критического рационализма сосредоточили усилия на разработке рекомендаций «социальной технологии», выполняющей предохранительные функции по отношению к демократическим институтам, позволяющей этим институтам гибко реагировать на изменения в социальной действительности, адаптироваться к ним и удерживать контроль над ними. Огромную роль в этом процессе критический рационализм отводит НТП как движущей силе цивилизационного развития, распространению образования, повышению культурного уровня, превращению рациональности в доминирующую ценность.

Модель развития науки Т.Куна



написать администратору сайта