Главная страница
Навигация по странице:

  • «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Р.Х. Гиззатуллин

  • Рецензенты: Заведующий кафедрой государственного права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»,канд. юрид. наук, доцент О.М. Крылов

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

  • 1. Принцип законности и обоснованности

  • Учебное пособие. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования уфимский государственный нефтяной технический университет


    Скачать 83.04 Kb.
    НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования уфимский государственный нефтяной технический университет
    АнкорУчебное пособие
    Дата04.08.2022
    Размер83.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.docx
    ТипУчебное пособие
    #640419
    страница1 из 6

    С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Производственный календарь на 2022 год.pdf.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Министерство здравоохранения Тульской области Государственное пр, 30,01Частное профессиональное образовательное учреждение.docx, КТП МУЗЫКА Муниципальное общеобразовательное учреждение.docx, Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательн, 8. Государство, государственное управление в публичной политике., Музыкальное бюджетное общеобразовательное учреждение.docx, НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБР, Муниципальное общеобразовательное учреждение.docx, 8 класс муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.d, Курсовая государственное регулирование экономики.docx
      1   2   3   4   5   6

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

    ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Р.Х. Гиззатуллин
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)


    Учебное пособие

    Уфа

    Издательство УГНТУ

    2021

    УДК 349.6

    ББК 20.1

    Я 60


    Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ

    в качестве учебного пособия


    Рецензенты:

    Заведующий кафедрой государственного права

    ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»,

    канд. юрид. наук, доцент О.М. Крылов

    Канд. юрид. наук, доцент кафедры финансового и экологического права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

    И.А. Владимиров





    Гиззатуллин, Р.Х.

    Я60

    Государственный экологический контроль (надзор): учеб. пособие / Р.Х. Гиззатуллин. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2021. – 53 с.

    ISBN 978-5-7831-1883-8



    В настоящем учебном пособии рассматриваются роль и функции государственного экологического контроля (надзора) в правовом механизме охраны окружающей среды и природопользования, порядок его организации и проведения. Учебное пособие может быть использовано при изучении дисциплин «Правовое регулирование экологического контроля и надзора», «Надзор и контроль в сфере безопасности», «Экологическое право».

    Предназначено для студентов направления подготовки 20.03.01 и 20.04.01 «Техносферная безопасность».


    УДК 349.6

    ББК 20.1

    ISBN 978-5-7831- 1883-8 © ФГБОУ ВО «Уфимский государственный

    нефтяной технический университет», 2021

    © Гиззатуллин Р.Х., 2021

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Осуществление государственного экологического контроля (надзора) основывается на общих принципах, положенных в основу государственной контрольно-надзорной деятельности и закрепленных в ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». 9

    К их числу относятся: 9

    1. Принцип законности и обоснованности 9

    2. Стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований 9

    3. Принцип соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц предполагает, что контрольно-надзорные органы и их должностные лица при выборе профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, применяемых мер по пресечению и (или) устранению нарушений обязательных требований исходят из того, что они должны быть соразмерными характеру нарушений обязательных требований, вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям. 10

    6. Соблюдение охраняемой законом тайны 11

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Одним из видов экологического контроля является государственный экологический контроль (надзор). Его сущностной характеристикой, в отличие от производственного и общественного экологического контроля, является то, что он ведётся от имени государства в отношении всех субъектов экологических отношений и на всех этапах экологически значимой деятельности. При этом для осуществления функции государственного экологического контроля (надзора) соответствующие государственные органы исполнительной власти наделяются государственно-властными полномочиями, с помощью которых они и обеспечивают соблюдение требований законодательства по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

    Характеристики и функции, присущие государственному экологическому контролю (надзору), предопределяют его значительный потенциал для обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды и соответственно важнейшую роль в организационно-правовом механизме реализации экологической функции государства. С учётом этого, есть все основания утверждать, что от эффективности государственного экологического контроля (надзора) во многом зависит и эффективность самой экологической функции государства.

    За последние годы в законодательном регулировании контрольно-надзорной деятельности государства в сфере природопользования и охраны окружающей среды произошли значительные изменения, которые коснулись его системы, порядка организации и проведения.

    Последние изменения были связаны с принятием Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

    В учебном пособии рассматриваются вопросы правового регулирования государственного экологического контроля (надзора) в основном в контексте правового регулирования федерального государственного экологического контроля (надзора) на основе законодательства по состоянию на ноябрь 2021 г.

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


    Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

    Следует обратить внимание на то, что в данном понятии акцент ставится на то, что экологический контроль направлен на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Между тем, в теории экологического права считается, что экологический контроль и надзор направлен на недопущение нарушений экологического законодательства, которое включает в себя не только природоохранное, но и природоресурсное законодательство (земельное, водное, лесное, законодательство о недрах и о животном мире). Соответственно в нем помимо требований в области охраны окружающей среды предусмотрены также и требования в области природопользования. Поэтому предмет экологического контроля и надзора шире и не ограничивается только обеспечением соблюдения требований по охране окружающей среды.

    Экологический контроль и надзор (контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования) является важнейшей организационно-правовой мерой обеспечения соблюдения экологического (природоохранного и природоресурсного) законодательства, регулирующего общественные отношения собственности на природные ресурсы, отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Нормами экологического законодательства устанавливаются основания и порядок возникновения права на пользование природными ресурсами, его пределы, права и обязанности природопользователей, требования по охране природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения, экологические права граждан. Посредством экологического контроля во многом обеспечивается принуждение субъектов экологического права к исполнению экологических требований, установленных в законодательстве.

    Контроль и надзор в правовом механизме регулирования природопользования и охраны окружающей среды выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.

    Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты в отношении которых проводится экологический контроль и надзор, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений, понимая, что в случае выявления нарушений в отношении них могут быть предприняты меры юридического воздействия. Кроме того, предупредительная функция проявляется и посредством проведения органами государственного экологического контроля (надзора) различных предусмотренных законодательством профилактических мероприятий (информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения экологических требований, объявление контролируемым лицам предостережений о недопустимости нарушения экологических требований, профилактические визиты и др.). Информационная функция экологического контроля и надзора проявляется в том, что при его осуществлении уполномоченные органы и лица собирают информацию о природоохранной деятельности контролируемых субъектов, которая затем находит свое отражение в различных источниках экологически значимой информации. Например, сведения о результатах государственного экологического контроля (надзора) включаются в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Карательная функция проявляется в применении к субъектам, нарушившим требования в области природопользования и охраны окружающей среды предусмотренных законодательством санкций и иных негативных правовых последствий (например, включение в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений).

    Согласно действующему законодательству существует различные виды экологического контроля и надзора: государственный, производственный и общественный. Каждый из них призван играть свою роль обеспечении соблюдения требований экологического законодательства.

    Ведущую роль играет государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны окружающей среды. Это предопределено тем, что он осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, наделенными всем спектром необходимых государственно-властных полномочий для решения задач обеспечения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

    При этом государственный контроль и надзор в рассматриваемой сфере имеет сложную структуризацию. Это обусловлено по меньшей мере двумя обстоятельствами. Первое обстоятельство связано с тем, что согласно ст. 72 Конституции России вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охрана окружающей среды, природопользование, обеспечение экологической безопасности, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Соответственно государственный экологический контроль и надзор осуществляется на федеральном уровне органами федеральной исполнительной власти и на региональном уровне органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть существует два вида государственного контроля и надзора в рассматриваемой сфере 0 федеральный государственный контроль и надзор и региональный государственный контроль и надзор в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

    Кроме того, государственный контроль и надзор в сфере природопользования и охраны окружающей среды подразделяется и по видам природных ресурсов или осуществляемой экологически значимой деятельности.

    В соответствии с действующим законодательством выделяются следующие самостоятельные виды государственной контрольно-надзорной деятельности за природопользованием и охраной окружающей среды:

    Государственный экологический контроль (надзор) – (ст. 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды);

    Государственный земельный надзор – (ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ);

    Государственный геологический контроль (надзор) – (ст. 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля № 2395-1 «О недрах»);

    Федеральный государственный лесной контроль (надзор) – (ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ);

    Государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий – (ст. 33 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

    Федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания – (ст. 16 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»);

    Федеральный государственный охотничий контроль (надзор) – (ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

    Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов – (ст. 43.2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).



    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)




      1. Понятие, принципы и виды государственного экологического контроля (надзора)


    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит понятие «государственный экологический контроль (надзор)», но при этом не раскрывает его содержания. Это можно сделать на основе обращения к общему понятию государственного контроля (надзора), которое приводится в ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

    Согласно ей под государственным контролем (надзором) понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

    Исходя из этого определения можно сделать следующие выводы.

    Во-первых, государственный экологический контроль (надзор) – это деятельность контрольных (надзорных) органов. При этом возникает вполне обоснованный вопрос о каком виде таких органов идет речь, имея ввиду, что контрольными и надзорными органами государства являются органы исполнительной власти, органы прокуратуры, органы МВД и другие. Все это многообразие государственных органов наделено теми или иными полномочиями по осуществлению контрольно-надзорных функций в той или сфере деятельности. Поэтому в данном случае требуется обратиться к содержанию ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» где сказано, что государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством:

    - федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти;

    - регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

    Соответственно, органами, осуществляющими государственный экологический контроль (надзор) являются федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. Это означает, что государственный экологический контроль (надзор) не осуществляется органами прокуратуры РФ, поскольку они не относятся к органам исполнительной власти. Непосредственно о том, какие же конкретные органы исполнительной власти осуществляют государственный экологический контроль (надзор) будет сказано ниже.

    Во-вторых, государственный экологический контроль (надзор) направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Такими требованиями являются требования, установленные нормативными правовыми актами, требования, содержащиеся в разрешительных документах.

    Можно прямо сказать о том, что государственный экологический контроль (надзор) направлен на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

    В-третьих, деятельность государственного экологического контроля (надзора) осуществляется посредством таких форм, как: профилактика нарушений обязательных требований; оценка соблюдения гражданами и организациями обязательных требований; выявление их нарушений; принятие предусмотренных законодательством мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

    Осуществление государственного экологического контроля (надзора) основывается на общих принципах, положенных в основу государственной контрольно-надзорной деятельности и закрепленных в ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

    К их числу относятся:

    1. Принцип законности и обоснованности

    Суть данного принципа заключается в том, что деятельность по организации и осуществлению государственного экологического контроля (надзора) основывается в строгом соответствии с действующим законодательством. Действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законными и обоснованными. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, совершение контрольных (надзорных) действий, принятие решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, оценка исполнения решений контрольного (надзорного) органа осуществляются контрольным (надзорным) органом, его должностными лицами в пределах своей компетенции. При этом решения контрольного (надзорного) органа, действия его должностных лиц должны быть объективными и должны подтверждаться фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию. Кроме того, при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), не допускаются необоснованное принятие решений контрольным (надзорным) органом и совершение необоснованных действий (бездействия) должностными лицами контрольного (надзорного) органа.

    2. Стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований

    Данный принцип устанавливает, что при осуществлении государственного экологического контроля (надзора), проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, а сам государственный экологический контроль (надзор) должен, в первую очередь, обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований.

    3. Принцип соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц предполагает, что контрольно-надзорные органы и их должностные лица при выборе профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, применяемых мер по пресечению и (или) устранению нарушений обязательных требований исходят из того, что они должны быть соразмерными характеру нарушений обязательных требований, вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям.

    При этом государственный контроль (надзор) должен ограничиваться только теми контрольными (надзорными) мероприятиями и контрольными (надзорными) действиями, которые необходимы для обеспечения соблюдения обязательных требований. Важно также и то, данный принцип исходит из того, что при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается причинение неправомерного вреда (ущерба) контролируемым лицам, их представителям, либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении, либо их деловой репутации.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта