Главная страница

История. Естественнонаучные знания на древнем востоке


Скачать 56.93 Kb.
НазваниеЕстественнонаучные знания на древнем востоке
Дата07.05.2020
Размер56.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория .docx
ТипДокументы
#121348

Подборка по базе: Кислород массой m = 1 кг находится при температуре Т = 320 К. Оп, Маркетинг_тест_остаточные знания.docx, Реферат Зарождение математики в Древнем Египте и Вавилоне.docx, Руссий язык на востоке 1.docx, Отношение к смерти в Древнем Египте..docx, Религиозные воззрения древних китайцев заметно отличались от тех, Д.Врачевание в Древнем Египте. Тарасова В.А..docx, 1 Предмет фиософии, основные характеристики философии. структура, Идеалы красоты в Древнем Китае.docx, Особенности одежды в древнем риме.docx

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ


Знания народов великих древних цивилизаций Ближнего Востока (Шумер, Аккад, Вавилон), Средиземноморья (Египет), Индии и Китая об окружающем мире были созданы практической необходимостью. Земледелие и скотоводство регулировались сезонными явлениями природы, такими как разливы больших рек, наступление дождей, смена теплой и холодной погоды. Наблюдения неба привели к открытию связи между сменой времен года и различными небесными явлениями.

В связи с этим первые научные знания были получены в области астрономии, математики, медицины.

Â4-ì тыс. до н.э. возникают египетские иероглифы и шумерская клинопись, которые применялись для обозначения целых слов, их слогов и отдельных звуков. Первое фонетическое письмо с использованием клинописных знаков появилось в 14 в. до н.э. в Финикии. У финикийцев буква изображалась условной схемой предмета, название которого начиналось со звука, обозначаемого этой буквой. Так, звук, которым начиналось финикийское слово «алэп» (бык), передавался условным изображением головы быка.

Â3-ì тыс. до н.э. у шумеров применяется десятично-шестиде- сятичная система счисления, сначала непозиционная, затем позиционная (значение цифрового знака менялось в зависимости от его места в записи числа).

Во 2-м тыс. до н.э. вавилонские астрономы разработали теорию движения Солнца, Луны и других планет, основанную на понятии о 8 сферах. В центре сфер находится Земля. С начала 7 в. до н.э. месопотамские астрономы установили продолжительность периода повторения затмений Солнца и Луны. Вавилоняне, однако, не имели ясной геометрической модели для объяснения лунных затмений. Сохранились имена знаменитейших вавилонских астрономов

– Набуриан, Киден, Шоидин. Таблицы лунных и планетных движений, созданные вавилонянами, через греков и римлян попали в Персию (3 в. н.э.), а затем в Индию, где они использовались вплоть до 18 в. н.э.

В Египте (3 тыс. до н.э. – 1 в. до н.э, завоеван Римом) введен календарный год из 12 месяцев по 30 дней с 5 добавочными сверхгодовыми днями. Сутки делились на 24 часа. Система счисления была в основном десятичной. Египтяне хорошо знали анатомию человеческого тела, поскольку использовали практику мумифицирования. Появляется египетский учебник хирургии, который в 1862 г. нашел Э. Смит. Египетские математики знали значение числа π, формулы для вычисления площади треугольника, прямоугольника, трапеции, круга. Эти знания в последствие переняли греки.

В 6 в. до н.э. в Индии Сушрута составил медицинское руководство («Сушрута-санхита»), в частности с упомянанием лекарства для лечения сахарного диабета. (Этот диагноз в Европе научились установливать только в 17 в.). Создается десятичная позиционная система счисления (3-6 в.), которая через арабов с 13 в. стала распространяться в Европе. Индийцы разработали правила арифметических действий, которые ничем не отличаются от современных. Следует подчеркнуть, что в Индии чрезвычайно рано возникла профессионализация умственного труда. Оформлением духовной культуры занималась варна брахманов, жрецов.

Значение науки Древнего Востока состоит в том, что она является первым шагом человечества в направлении рационального познания природы. Однако, несмотря на наличие отдельных крупных открытий, эта наука была умозрительна, внутренне противоречива, отрывочна и переплеталась с фантастическими представлениями.

НАУКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ


Греческая наука с момента своего зарождения (с 6 в. до н.э.) была наукой теоретической. Ее цель заключалась в отыскании истины. При решении математических задач грекам было важно найти строгое решение путем логических рассуждений.

Возникновение ранней греческой науки было связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в 6 в. до н.э.

Общественной основой духовного расцвета в древней Греции было утверждение политической формы города-государства. Равноправие свободных граждан перед законом и участие каждого в выполнении общественных функций способствовали развитию чувства гражданской ответственности и критического мышления.

Для греческой науки вплоть до 4 в. до н.э. характерно единство и нерасчлененность, и в этот период ее рассматривают не по дисциплинам, а по научно-философским системам.

Первым выдающимся ученым греческой науки традиционно считается милетец Фалес (625—547 г. до н.э.). Он много путешествовал, в Вавилоне учился астрономии и астрологии, в Египте – земледелию и геометрии.

Анаксимандр (610—546 г. до н.э.) из Милета свое учение изложилв книге, написаннойпрозой. Ее можно рассматривать как первое в истории европейской мысли научное сочинение. В 6 в. до н. э. в Греции основаны древнейшие частные библиотеки, в которых хранились собрания папирусных свитков, уложенных в глиняные футляры, и сшитых листков пергамента. Анаксимандр Милетский, основываясь на полученных на Востоке знаниях выдвинул гипотезу о том, что «Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и удерживается, так как отовсюду она одинаково отдалена». Он также предположил, что жизнь первоначально возникла в воде и лишь потом распространилась на суше.

Во второй половине 6 в. до н.э. в южной Италии в греческом городе Кротоне возникает первая в истории человечества научная школа – общество пифагорейцев, названная так по имени своего основателя – Пифагора Самосского (580—500 г. до н.э.). Математическая теорема Пифагора (известная вероятнее всего и до него) приписывается Пифагору именно потому, что только его школа дала доказательство справедливости ее общей формулировки. Пифагор открыл математическую закономерность в музыке и стал основоположником математической акустики.

В среде пифагорейцев зародилась впервые идея о шарообразной форме Земли.

Парменид из Элеи (ок.515—445 г. до н. э.) своим учением о бытии заложил предпосылки возникновения древнегреческой атомистики. Бытие – это то, что есть, в отличие от того, что кажется и составляет область мнения. Бытие должно быть единым, не имеющим частей и неделимым, а также неподвижным и неизменным.

Основателями древнегреческой атомистики являются Левкипп (5 в. до н. э.) и Демокрит (ок. 460 – ок.370 г. до н.э.). Согласно их атомистической концепции в мире существуют два первонача- ла – пустота и атомы. Под атомами понимается бесконечное множество неделимых, неизменных, не имеющих частей первооснов. Атомы в собственном смысле являются полным бытием Парменида. Атомы невидимы вследствие малости своих размеров; отлича- ются друг от друга величиной, формой и положением в пространстве. Соединяясь между собой, порождают возникновение вещей, разделяясь – их гибель. Сцепление очень большого количества атомов вызывает возникновение атомных вихрей, которые в конеч- ном счете приводят к зарождению миров.

В основе учения Эмпедокла из Агригента на острове Сицилия (490—430 г.г. до н.э.) лежит концепция четырех элементов – огня, воздуха (эфира), воды и земли. Эти первоначала вечны, неизменны и не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в друга. Все вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных количественных пропорциях. Кроме 4 элементов Эмпедокл постулировал наличие двух сил – Любви и Вражды.

Â5—4 в. до н.э. в древнегреческой науке началось разделение на отдельные дисциплины. В математие (Теэтет, 4 в. до н.э., Эвдокс Книдский, ок. 406—355 г. до н.э.) в это время уже существовал курс арифметики с теорией числовых отношений и делимости.

Âастрономии Эвдокс Книдский создал геоцентрическую модель движения планет, Солнца, Луны со взаимной зависимостью движения отдельных 27 сфер. Сферы вращались вокруг общего центра, в котором покоилась шарообразная Земля. Он так же основал собственную школу в Кизике на берегу Геллеспонта в Малой Азии. При этой школе была учреждена первая греческая обсерватория, в которой велись наблюдения за небесными светилами и был составлен каталог звездного неба.

Одним из величайших ученых античности был Аристотель (384—322 г. до н. э.). Аристотель в 335 г. основывает в Афинах собственную научную школу – Ликей, которой он руководил до конца своей жизни. Он создал фундаментальную логику, то есть науку о доказательстве; утвердил структуру научного исследования, включающую историю вопроса, постановку проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения; описал 495 видов различ- ных животных, заложив тем самым основы зоологии, и предложил классификацию животного мира по принципу последовательного ступенчатого усложнения. Высшую ступень на этой лестнице природы занимал человек. По Аристотелю – человек – это «политическое животное», которое отличается от животного только наличием нравственности и на этой основе стремлением к «совместному жительству». Науки делятся на теоретиче- ские, практические и творческие. Задачей теоретических наук является нахождение истины и ничего более; цель практических наук – действие; творческих – создание чего-либо, что не существовало ранее и может приносить человеку либо пользу, либо наслаждение. Космология (учение о Вселенной) Аристотеля исходит из геоцентрических воззрений. Мироздание конечно. Представления Аристотеля противоположны принципам Демокрита. Согласно Аристотелю, четыре основных и противоположных качества (холод и тепло, влажность и сухость) попарно образуют элементы, из которых состоят все материальные вещи: земля, огонь, вода и воздух. Он не допускает существования пустоты: материя непрерывно распределена в пространстве.

Медицина.

Алкмеон Кротонский (6—5 в до н.э.) первым стал вскрывать трупы животных в целях изучения строения отдельных органов. Гиппократ (460—370 г. до н.э.) объяснял возникновение болезни (в частности эпилепсии, рассматривавшейся как «дар богов») естественными причинами. Вторая особенность гиппократовой медицины – требование индивидуального подхода в каждом отдельном случае. Ему же приписывают формулировку основных положений врачебной этики: врач обязан служить больному всеми своими знаниями и умениями; должен соблюдать профессиональную тайну; не злоупотреблять своим положением.

Анатомические знания поднялись на довольно высокий уровень. Особенно хорошо был изучен скелет. Основные внутренние органы также были известны, хотя о детальном их строении знали мало – в Древней Греции было запрещено вскрывать трупы.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКАЯ НАУКА


Возникновение эпохи эллинизма (4—1 в до н.э.) связано с именем Александра Македонского (правил 336—323 г. до н.э.). Македонское государство зарождалось в конце 4—5 веков до н.э.Он провел административную, военную (регулярная армия, македонская фаланга: в центре тяжелые пехотинцы, по краям тяжелая и легкая конница для их охраны – комбинированное построение) и денежную реформы (ввел тяжелый «филиппик» вместо более легкого золотого персидского «дарика»). Это усилило и экономическое положение страны, и центральную власть в ней.

В эпоху эллинизма на первое место среди культурных столиц быстро выдвинулась Александрия. Другими крупными центрами были в то время Пергам, Антиохия, сохранялось и значение Афин. При первых правителях династии Птолемеев была основана знаменитая александрийская библиотека, а также учрежден Мусей – учреждение, при котором жили крупнейшие ученые и литераторы, получавшие государственное жалование, достаточное для того, чтобы они могли посвятить себя целиком научным занятиям.

Выдающийся александрийский географ Эратосфен (ок. 276— 194 г. до н.э.) впервые вычислил длину земного меридиана. Его метод состоял в измерении длины тени, в один и тот же момент времени отбрасываемой в двух точках земного шара, находящихся на одном меридиане – в Александрии и Асуане (Сиене). В Сиене 22 июня предметы не давали тени, когда Солнце было в зените. В Александрии предметы давалитень. Отклонениеот высшей точки, измеренное с помощью специального прибора – скафиса, составило 7°12′ , т.е. 1/50 окружности. Зная расстояние между городами можно было вычислить длину меридиана. Полученная цифра отличалась от современных данных менее, чем на 1

Евклид (ок. 365 – ок. 300 г. до н. э.) систематизировал в «Нача- лах» известные к тому времени математические сведения. Он изложил важнейшие положения планиметрии и стереометрии в строго продуманной логической (дедуктивной) системе. По легенде на вопрос царя Птолемея: нельзя ли попроще объяснить содержание геометрии тем, кто не силен в этой науке? – Евклид ответил: «В геометрии нет царской дороги!»

Архимед из Сиракуз на о. Сицилия (ок. 287—212 г. до н.э.), заложил основы статики, гидростатики, механики. С его именем связаны формулировка закона Архимеда, разработка теории рычага, введение представлений о наклонной плоскости и центре тяжести. Он развил геометрическую оптику. К геометрическим трудам Архимеда относятся «Квадратура параболы», «О шаре и цилиндре», «О спиралях». Он многого достиг в прикладной механике, создавая военные машины, и не только. Так, он сделал искусный планетарий, вызывавший восхищение его современников. В нем с помощью механических приспособлений Солнце. Луна и планеты вращались вокруг шарообразной Земли.

Аристарх Самосский (310—230 г. до н.э.) высказал идею гелиоцентрической Вселенной, не получившей признания в древние века. Эта идея обосновывалась исключительно соображениями стереометрии. Выполнив наблюдения и расчеты, Аристарх сделал вывод: лунный диаметр втрое меньше земного, а диаметр Солнца в семь раз больше, чем диаметр Земли. Поскольку Солнце больше Земли, поэтому Земля вращается вокруг Солнца. Однако, модель Аристарха оказалась слишком груба для астрономических предсказаний.

Успехи в анатомии связаны с именами Герофила и Эрасистрата. В это время отказались от запрета вскрывать трупы. Более того, Эрасистрат делал живосечения на преступниках, поставлявшихся ему сирийским царем, у которого он служил придворным врачем. наследие греков в медицине изложено в трудах Авла Корнелия Цельса (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.) и Клавдия Галена (130—200 г. н.э.). Клавдий Гален положил начало научному изучению кровообращения, хотя и неправильно считал, что кровь проходит из одного желудочка в другой через отверстие в перегородке между ними.

Клавдий Птолемей (ок. 85 – ок. 160) математически описал геоцентрическую систему: в центре Вселенной находится неподвижная Земля, вокруг которой по эпициклам вращаются Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Согласно ей, каждая планета укреплена на некой сфере, которая катится по другой сфере, та – по третьей... и так далее, а центр последней сферы равномерно вращается вокруг Земли. Птолемеева система мира, исходившая из представлений Аристотеля, просуществовала до середины 16 в.

Таким образом, древнегреческая наука дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления. Они были во многом несовершенны, но сыграли выдающуюся роль в истории культуры. В практику мыслительной деятельности была введена система абстрактных понятий, относящихся к миру в целом

Античная наука в значительной степени была натурфилософской, то есть характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира. Античная физическая картина мира во многом создана атомистикой и птолемеевой системой.

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ НАУКА


Со второй половины 8 в. научное лидерство перемещается на Ближний Восток, в арабский халифат. В 8 в. на Аравийском полуострове возникает новая религия – ислам.

С деятельностью арабов связана алхимия – изыскания по превращению простых металлов в драгоценные с помощью особого вещества – философского камня. (Алхимия возникла в Египте в 4 в.). К другим алхимическим проблемам относятся возвращение молодости и задача искусственного изготовления человека (гомункулюса). Обретение власти над веществом алхимия не связывала с познанием объективных законов природы. Однако, в процессе практических алхимических поисков был открыт ряд веществ, использованных впоследствии химией. Особое внимание уделялось получению и очистке металлов. Химические и алхимические сведения обобщены Джабир ибн-Гайяном (Гебером) (721—825). Он, в частности, описал нашатырный спирт, приготовление свинцовых белил, получение уксусной кислоты перегонкой уксуса. Пытался разработать теоретические основы трансмутация металлов. По его представлениям семь основных металлов (золото, серебро, медь, железо, свинец, олово, ртуть) образуются из смеси ртути и серы. Один металл превращается в другой под действием эликсира (философского камня). Труднее всего образуется золото. Разделил вещества на органические и неорганические

В 8—15 вв. в арабских странах появились так назывемые зиджи – справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами.

Мухамед бен Муса аль-Хорезми (787—ок. 850) ввел в арабский мир индийскую позиционную систему и цифровую символику с нулем, воспринятую впоследствии европейской математикой.

ибн-Закария ар-Рази (864—925) – жил в Иране, был атомистом, алхимиком. Описывал химическую посуду, которой пользовались сначала арабские, а затем западноевропейские алхимики: колбы, стаканы, воронки, ступки, бани, фильтры, печи.

Абу Наср аль-Фараби (870—950) создал арабскую энциклопедию наук того времени, являлся последователем Аристотеля.

Абу-р-Рейхан аль-Бируни (973—ок. 1050), хорезмийский уче- ный-энциклопедист. Вычислил угол наклона эклиптики к экватору. Определил радиус Земли.

В 961 г. в Кордове учреждена высшая арабская школа с преподаванием философии, математики, астрономии с астрологией, медицины, алхимии. Подобные школы стали вскоре работать в Гранаде, Саламанке, Севилье, Толедо, Палермо.

Крупнейший среднеазиатский философ-естествоиспытатель и врач Абу-Али ибн-Сина (Авиценна, 980—1037) переработал предписания Галена и объединил их с медицинскими сведениями своего времени в «Каноне медицины» – сочинении энциклопедиче- ского характера. Другое его сочинение – «Канон исцеляющих средств». Авиценна выступал против попыток алхимиков превращать металлы в золото.

Омар Хайям (ок. 1040—1123) – математик, астроном, поэт, жил на территории Ирана, утверждал, что Вселенная бесконечна и существует вечно. Потерпев неудачу в прямом поиске корней произвольного кубического уравнения, Омар Хайям открыл несколько способов приближенного вычисления этих корней.

Абу аль-Валид Мухаммед Ибн Рушд, известный в Европе под именем Аверроэса (1126—1198), работал в Марокко, Севилье и Кордове. Выдвигал мысль, что бытие бога «совечно» материальному миру. Источник движения материи лежит в самой материи.

Улугбек (1394—1449), внук Тимура, правил в Самарканде в 1409—1449, построил грандиозную обсерваторию; был убит своими политическими противниками.

Достижения арабских ученых следует рассматривать как важное звено между античной и западноевропейской наукой.



Средневековая наука

Средневековая наука так же, как и античная, развивалась поэтапно: раннее Средневековье (VI-IX вв.) — «темное вре­ мя», когда утрачивается многое из ранее достигнутого; средний период (X -X I вв.) связан с созданием университетов, перево­ дами античных классиков; зрелое средневековье (X II-X IV вв.) отличается расцветом науки, искусства, образования. Но при этом надо учитывать, что арабо-мусульманское феодальное го­ сударство к IX в. достигло наивысшего расцвета; и в «темный» период средневековая арабская наука дала миру таких уче­ ных, как аль-Кинди (философ, математик, физик), аль-Хо­ резми (математик), Гебер (медик и алхимик), Разес (медик, химик), аль-Фараби (создал арабскую энциклопедию науки), и это далеко не полный перечень.

Научное знание в данную эпоху не существовало самостоятельно, оно было слито с философскими и религиозными представлениями. Поэтому для знакомства с научными идеями мы вынуждены обратиться к средневековой философии и религии. Воззрения двух мыслителей были в наи­ большей степени востребованы в Средневековье — это Платон и Аристотель.

Объясняется это тем, что в трудах Аристотеля были представ­ лены почти все области знания (физика, астрономия, математи­ ка, психология, этика, политика, логика, метафизика, поэтика и др.). Средневековая философия и наука представляют собой два по сути своей равноправных направления — аристотелизм и платонизм. Сторонниками аристотелизма являются Аверро­ эс, Авиценна, А. Великий, С. Брабантский, Ф. Аквинский и др.; соответственно, платонизма —Августин, С. Боэций, П. Оливи, Р. Бэкон, Р. Гроссетест, Т. Брадвардин и др.; считается, что в Па­ рижском университете преобладал аристотелизм, а в Оксфорд­ ском — платонизм.

Основные положения платоновской научно-философской программы, востребованные религиозным Средневековьем, это учение об идеях и их врожденности, о первичности души и Бо­ жественном озарении, статус чувственного мира лишь как отра­ жения мира идей, а также математизм. Платонизм оказал вли­ яние на развитие науки о душе — психологии.

в такой области знания, как астрономия, в Средние века прибегали к использованию математических ги­ потез относительно движения небесных тел, чтобы с помощью геометрических моделей согласовать картину мироздания с име­ ющимися данными астрономических наблюдений. Такого рода математическое описание называли процедурой «спасения яв­ лений». В средневековой науке математическое описание дви­ жения небесных тел представало в форме птолемеевской систе­ мы, изложенной в «Альмагесте», но физическое объяснение да­ валось в категориях аристотелевской физики и астрономии. Это несоответствие привело к тому, что к концу XIII в. была приня­ та птолемеевская система, которая, помимо «Альмагеста», вклю­ чала в себя работу Птолемея «Гипотезы о планетах», дававшую физическое объяснение движения небесных тел.

Средневековая наука развивалась и за счет собственно хри­ стианских догматов, которые способствовали выходу за рамки программ платонизма и аристотелизма, а значит, и за границы основополагающих принципов античной науки.

Научные знания в Средние века существовали также в форме алхимии, астрологии, магии и прочих так называемых «иска­ женных» формах бытия науки. Занимались этой «искажен­ ной» наукой и арабский мыслитель Гебер, и Роджер Бэкон, и Фо­ ма Аквинский, и Раймонд Луллий, и др.

В Средние века появились идейные основания для преобра­ зования истории как описательной науки в теоретическую об­ ласть знания: земные исторические события, несмотря на свою однократность, приобретают символический характер и соотно­ сятся со сферой небесного, Божественного. Так, Михаил Пселл (XII в.), византийский историк, в своей «Хронографии» провоз­ глашает истину смыслом исторического повествования. Осо­ бый статус приобретает логика: ее воспринимают как дисцип­ лину дисциплин. Широкую известность получило учебное по­ собие Петра Испанского «Сумма логики

самая главная наука Средневековья — теология, без идей которой не развивается никакая другая область знания.

В Средние века были созданы университеты. Эти учебно­ научные организации были созданы не только во всех европей­ ских столицах, но и во многих крупных городах — Болонье (1158), Оксфорде (1168), Реджио (1188), Париже (1200), Кемб­ ридже (1209), Падуе (1222), Тулузе (1229), Орлеане (1230) и др.

Таким образом, средневековая наука, с одной стороны, пред­ стает как развитие платоновской и аристотелевской научных программ, приспособленных под религиозное мировоззрение, а с другой — она совершает прорыв в новое понимание приро­ ды и человека, который является следствием собственно религи­ озных постулатов, противоречащих установкам античного ми­ ропонимания. В религиозной форме в средневековой науке пред­ ставлены все основные подсистемы — науки о природе, математика и социально-гуманитарные области знания. Осо­ бую роль играли наука о душе, логика и теология, последняя в средневековой науке находилась на вершине развития.

Физика 17 века.

В XVI столетии, как мы видели, Европа вполне успела освоиться с византийской наукой, которую ученые XIX века назвали древней. Все из византийских достижений, что не погибло безвозвратно,

Только в XVII веке Европа твердо вышла за рамки канонизированной византийской науки, признав экспериментальный метод истинным физическим методом.

На рубеже XVI и XVII веков физика вызывала довольно большой интерес. Даже математики интересовались опытными исследованиями, и если не производили их сами, то, во всяком случае, побуждали к ним других. Физиков в нашем смысле слова, то есть людей, методически занимающихся экспериментальным исследованием природы, в ту пору еще не существовало.

Итак, характерные черты XVII века – любовь к эксперименту и классификациям, а также строгий и сухой рационализм на фоне продолжающей править бал схоластики.

С именем Галилея, прожившего 78 лет, из них 42 года – в XVII веке, в значительной мере связан прогресс в развитии всех прикладных оптических исследований, от применения телескопа и до микроскопа.

Изобретение зрительной трубы в начале XVII века было вполне естественным, а ее быстрое распространение и блестящие результаты, полученные при ее помощи, свидетельствуют о своевременности открытия.

Изобретение зрительной трубы в начале XVII века было вполне естественным, а ее быстрое распространение и блестящие результаты, полученные при ее помощи, свидетельствуют о своевременности открытия.

Первая зрительная труба появилась на рубеже XVI и XVII веков в Голландии, о чем сообщил в 1608 году очковых дел мастер Липперсгейм. Известие о его изобретении побудило Галилея через год в Падуе построить свой телескоп и тем самым положить начало современной астрономии. Разработкой же собственно теории этого инструмента и практики его применения занимался не только Галилей, но и в основном Иоганн Кеплер.

После смерти Галилея должность придворного математика герцога тосканского получил его ученик Эванджелиста Торричелли. Научившись у своего великого учителя искусству шлифовки линз, он стал искать ответ на вопрос: как проверить точность изготовления линз? Так как в первой половине XVII века еще не были известны явления интерференции и дифракции, результат работы шлифовальщиков целиком зависел от случая. В 1646 году им была сделана линза диаметром 83 мм, которая и сейчас относится к классу современной точной оптики

Кроме изготовления зрительных труб и телескопов, Торричелли занимался конструированием простых микроскопов, состоящих всего из одной крошечной линзы, которую он получал из капли стекла, расплавляя над пламенем свечи стеклянную палочку. Подобно тому, как в руках Галилея телескоп обнаружил тайну звезд, микроскоп в руках исследователей XVII века открыл двери в мир бесконечно малого. Насекомые, части растений, бактерии – все это стало предметом исследования и привело к быстрому расцвету соответствующих дисциплин.

А фундамент современной научной оптики линз заложил выдающийся немецкий астроном Иоганн Кеплер, родившийся в 1571 году. При точном расчете оптимальных линз для любых целей надо знать правильный закон преломления света в стекле. Этот закон еще не был известен; конечно, не знал его и Кеплер (он ошибочно полагал, что отношение угла падения к углу преломления есть константа). И все же он придумал такие системы линз для телескопов, что даже в наши дни кеплеровский окуляр находит применение в оптических приборах. он изобрел зрительную трубу, состоящую из двух положительных линз (телескоп Кеплера) с большим полем зрения и промежуточным перевернутым действительным изображением, в плоскости которого можно располагать визирующее устройство.

Он первым применил камеру-обскуру для наблюдения солнечного затмения, установив, что форма изображения на стенке камеры не зависит от формы отверстия. В 1604 году Кеплер написал «Дополнение к Виттеллию», в котором четко описывает перевернутое изображение на сетчатке глаза, завершив исследования Альхазена и Леонардо да Винчи в области физиологии зрения. Его главным трудом по оптике стала «Диоптрика», написанная всего за два месяца в 1610 году, под впечатлением открытий Галилея. Здесь он дал начала анализа и синтеза оптических систем, а также все основные понятия геометрической оптики

Правильный закон преломления был открыт Снеллиусом (1591–1626), профессором математики Лейденского университета. Но хотя после тщательных экспериментальных исследований он и открыл этот закон, при жизни Снеллиуса он опубликован не был и впервые стал известен в 1637 году благодаря Рене Декарту. С открытием закона Снеллиуса оптика стала неразрывной частью геометрии, что должно было бы привести к созданию совершенных телескопов.

Декарт не только, вслед за Кеплером, подробно исследовал строение глаза, но и уточнил формулировку закона преломления, получив этот закон чисто математически независимо от Снеллиуса. В практической оптике он усовершенствовал конструкцию микроскопа (осветительное зеркальце, конденсор), предложил методы центрирования и обработки асферических поверхностей.

Ньютон разработал фундаментальные концепции новой картины мира, позже названной классической. Не менее значительны были и его открытия в оптике. Уже в 26-летнем возрасте он стал преемником своего учителя Барроу в качестве профессора кафедры математики, и его первые лекции касались оптики. В них он изложил свои открытия и набросал корпускулярную теорию света, согласно которой свет представляет собой поток частиц, а не волны, как утверждали Гюйгенс и Гук.

Ньютон считал свет истечением неких световых частиц – корпускул разного размера, которые производят различные колебания в эфире, заполняющем всю Вселенную.

Символами общественного прогресса в XVII веке становятся первые буржуазные резолюции в Нидерландах (конец XVI — начало XVII вв.) и Англии (середина XVII в.). Под влиянием революционных преобразований происходят радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании людей. Мануфактурное производство, быстрый рост мировой торговли, мореплавание, интересы военного дела и т.д. во многом определили основной вектор развития науки. Все более проявляется потребность в научных исследованиях, имеющих прикладное, практическое значение: предприимчивый купец и любознательный ученый олицетворяют идеал человека.

Особенно значительную роль в европейской науке XVII в. сыграло знаменитое Лондонское Королевское общество (окончательно оформившееся под покровительством Карла II в 60-х гг, XVII в.) и существующее по настоящее время. Членами этого общества являлись Роберт Бойль — основоположник химии и физики нового времени и Исаак Ньютон — великий физик и математик, автор теории движения небесных тел. Почти одновременно в Париже при участии Копь Вера (первого министра Людовика XIV) открылась естественнонаучная Академия.

В науке XVII века наряду с опытно-экспериментальными исследованиями, активно развиваются математические формализованные методики, что приводит к появлению алгебры, созданию дифференциального и интегрального исчислений, аналитической геометрии. Опытно-экспериментальное и математическое направления в научном исследовании возникли еще в эпоху Возрождения, однако в новое время они все более объединяются в одном экспериментально-математическом методе познания.

Ведущей отраслью знания становится механика — наука о движении тел, сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззрен-ческих взглядов XVII века.

Связь философии с порождающей ее социальной средой не была опосредована только лишь через различные формы естествознания

Таким образом, в XVII в. в Европе появляется новая философия, опирающаяся на идеи самоценности разума, с одной стороны, и осознание важности целенаправпенного экспериментально-опытного изучения мира — с другой.

История биологии

https://www.youtube.com/watch?v=8gu3NVBluoU&feature=share

https://www.youtube.com/watch?v=vQlly-ybjLU&feature=share

Все очень хорошо рассказано

ИСТОРИЯ ИСТОРИОГРАФИИ


Между мифом и историей: протоистория. Эпос, литература и искусство архаической эпохи о деяниях богов и героев, храмовые записи о свершениях правителей. Теократический историзм Ветхого Завета. Гомер: первый опыт переживания прошлого как истории. Гесиод и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества.

Греческая историография классической эпохи. История как жанр литературы. Первые историки. «Отец истории» Геродот. Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота. Фукидид и его «прагматическая история». История как генезис событий «настоящего». Психологизация истории. Критерии достоверности и отбор свидетельств. Аристотель: концепция истины, противопоставление истории и поэзии (драмы). Исократ и «парадигматическая» история. Слияние истории с риторикой. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории».

Эллинистическая историография. Династические культы эллинистических царей и появление «местных» историй. Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира. Предмет истории: «знакомство с частностями» и «понимание целого». От свидетельств очевидцев к опоре на «авторитеты». Синтез прагматической и парадигматической истории: история как исследование особого типа и как школа жизни.

Римская историография. От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима. Традиция римской анналистики. Гай Саллюстий Крисп: опыт написания «современной истории». Тит Ливии: ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики. История и мораль: дидактическая функция истории. Публий Корнелий Тацит: риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». Представление о неизменности человеческой природы и исторический скептицизм. История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории. Параллельные биографии Плутарха и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла. «Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: первая попытка создания теории историописания. Цели и метод историописания. Проблема источников. Лучший историк — «свидетель событий». Язык и стиль повествования. «Последний римский историк» Аммиан Марцеллин: герой истории — Империя.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ


Тут хорошая лекция по этой теме

https://www.youtube.com/playlist?list=PLPDjClaO1IaEdxuQZDRAnbe7Oa0sb7l0J

ПОСТПОЗИТИВИЗМ - общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.

Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин. К постпозитивизму близки работы школы неорационализма, в особенности Г. Башляра и М. Фуко.

философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания, эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Истоки позитивизма заложили стоики. Задолго до появления научной методологии и эмпирического подхода они подняли вопрос критерия истины, понимая непригодность для этой роли очевидности

Основоположником позитивизма является основоположник социологии как науки Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (Париж, 1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости. Идеи Конта вдохновили двух английских мыслителей: Милля[5] и Спенсера[6]. Этот позитивизм получил название Первого, или классического. В России его последователями были Н. Михайловский, В. Лесевич.

Основные положения позитивизма


Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте

«Венского кружка», опубликованном в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание, в основном, посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, основанное на том, что нам непосредственно дано

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно Огюсту Конту)


  • Теологическая — в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени: фетишизм, политеизм и монотеизм.

  • Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.

  • Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.

  • Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.

  • Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.

  • Позитивная — единственной формой знания по Конту становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт.

Идея эволюции с позиции позитивизма


Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарлз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию.


написать администратору сайта