Главная страница

Энтеральный способ применения лекарственных средств


Скачать 0.75 Mb.
НазваниеЭнтеральный способ применения лекарственных средств
Дата05.06.2022
Размер0.75 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKTPr__17.docx
ТипЛитература
#571551

Подборка по базе: Компании стоит поддерживать на расчетном счете столько денежных , Положение о 1назначении стипендии студентам по очной форме обуче, Природа как средство формирования эстетической культуры.docx, Тест для оценки способности к динамическому и статическому равно, Задания на развитие музыкальных способностей детей старшего возр, 4.Методы расчета сил и средств дл.doc, Дуговые способы сварки сущность, схемы, оборудование .docx, Голодание как способ сохранения здоровья и долголетия.docx, Практическая работа _Построение диаграммы потоков данных DFD и д, Теория наращивания волос.Классификация способов и технология вып


12.05.2022г

34.02.01 Сестринское дело

Группа 291 (3 бригада)

Технологическая карта занятия № 17
Тема занятия: Энтеральный способ применения лекарственных средств.

МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг

Тип занятия: занятие формированию умений и навыков

Вид занятия: практическое занятие

Количество часов: 4

Формируемые компетенции:ПК 4,5; 4,7; 4,8;4,11ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 6; ОК 7; ОК 12

Цели занятия

Обучающие цели:

Знать:

- Пути и способы введения лекарственных средств в организм;

- Особенности применения лекарственных средств при энтеральном пути введения;

- Планирование энтеральных способов применения лекарственных средств;

- Взаимодействие лекарственных препаратов с пищей. Понятия «до еды», «во время еды», «после еды»;

- Информацию, необходимую пациенту для осознанного участия в лекарственной терапии;

Уметь:

- Применять лекарственные средства сублингвально (под язык),

- Применять лекарственные средства через рот,

- Применять лекарственные средства ректально,

- Применять лекарственные средства ингаляционным путем.

Литература

Основная:Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела» стр.458-460.

Дополнительная:

- С.А. Мухина «Теоретические основы сестринского дела» стр.140-148;

  • З.Е. Сопина, И.А.Фомушкина «Управление качеством сестринской помощи. Учебное пособие». Предшествующие: Теория и практика сестринского дела;

  • Приказ МЗ ДНР от 16.12.2019 г. № 2313 «Об утверждении протоколов «Технология выполнения основных медицинских процедур и манипуляций медицинской сестрой (фельдшером, акушеркой)». Раздел – 8,9 стр.70-71

Ход работы

Уважаемые студенты, обращаю ваше внимание на необходимость соблюдать правила по технике безопасности на практическом занятии (инструкция по ТБ в вашем дневнике практических заданий).


  1. Изучите теоретические материалы к теме занятия

2. Заполните дневник практических занятий.

3. Выполните задания.

4. Выполните СР № 17 к практическому занятию.

5. Сделайте фото выполненной работы и пришлите мне в личные сообщения в день занятия согласно с расписанием.

6. При выполнении заданий воспользуйтесь видеоматериалом:
https://www.youtube.com/watch?v=lPmNXOkk540&t=13s
https://www.youtube.com/watch?v=ko4DETL1znE&t=39s


Энтеральный путь введения лекарственных средств
Пероральный путь введения (per os).
Введение лекарственных веществ через рот является наиболее распространенным. При приеме внутрь лекарственные вещества всасываются в основном в тонком кишечнике.

Преимущества перорального пути введения:

  1. Этим путем можно вводить различные лекарственные формы (порошки, таблетки, пилюли, драже, отвары, микстуры, настои, экстракты, настойки).

  2. Простота и доступность.

  3. Не требует соблюдения стерильности.

  4. Не требует специально подготовленного персонала.

Недостатки перорального введения:

  1. Частичная инактивация лекарственных средств в печени.

  2. Зависимость действия от возраста, состояния организма, индивидуальной чувствительности организма.

  3. Медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте.

  4. Введение лекарственных веществ через рот невозможно при рвоте и бессознательном состоянии пациента.

  5. Данный метод непригоден в экстренных ситуациях, когда необходимо немедленное действие лекарственных средств.

  6. Возможность неблагоприятного действия на слизистую оболочку желудка и кишечника.

Запомните!

При любом способе введения лекарственных средств м/сдолжна информировать пациента:

    • о точном названии препарата;

    • о цели приема лекарственного вещества;

    • о времени проявления эффекта;

    • как, когда и как долго принимать лекарственное вещество;

    • имеет ли значение пропуск приема препарата, как поступить в этом случае;

    • как распознать побочные эффекты, в т.ч. влияющие на профессиональную и бытовую деятельность;

    • о любом взаимодействии препарата с пищей, алкоголем, другими лекарственными средствами.




Правила раздачи лекарственных средств.

Раздача лекарств производится м/с в строгом соответствии с врачебными назначениями. М/с не имеет права сама назначать, отменять лекарственные средства или заменять их другими.

Алгоритм действий:

  1. Поставьте на передвижной столик емкости с лекарственными препаратами, пипетки, мензурки, ножницы, листки назначений.

  2. Переходя от пациента к пациенту, раздайте лекарственные средства на тумбочке посредственно у постели пациента согласно назначениям врача.

  3. Давая лекарственное средство пациенту, предоставьте ему необходимую информацию.

  4. Научите пациента принимать различные лекарственные формы перорально и сублингвально.

  5. Пациент должен принять лекарственное вещество в вашем присутствии.

Сублингвальный путь введения.

Сублингвальный путь введения – применение лекарственных веществ под язык.

При данном пути введения лекарственные вещества хорошо всасываются через слизистую оболочку в подъязычной области и довольно быстро попадают в кровь, минуя печень и не разрушаясь в пищеварительными ферментами.



Ректальный путь введения


Запомните!

Перед введением лекарственных веществ в прямую кишку следует сделать очистительную клизму.
Алгоритм действий:

  1. Достаньте упаковку с суппозиториями из холодильника, прочитайте название.

  2. Сообщите пациенту информацию о лекарственном средстве.

  3. Объясните пациенту технику введения.

  4. Отгородите пациента ширмой, по его просьбе.

  5. Уложите пациента на левый бок, с согнутыми в коленях и прижатых к животу ногами.

  6. Надень перчатки.

  7. Вскройте оболочку, не извлекая свечу.

  8. Попросите пациента расслабиться.

  9. Левой рукой раздвиньте ягодицы.

  10. Правой рукой введите узким концом всю свечу в анус (оболочка остается в руке).

  11. Предложите пациенту удобно лечь.

  12. Снимите перчатки, вымойте руки.



Ингаляционный путь введения

Ингаляционный путь введения – введение лекарственных веществ через дыхательные пути.

Введение лекарственных препаратов через рот ингаляционным способом:

  1. Прочитайте название лекарственного препарата.

  2. Сообщите пациенту необходимую информацию о препарате.

  3. Объясните пациенту ход процедуры.

  4. Вымойте руки.

  5. Усадите пациента.

  6. Снимите с ингалятора защитный колпачок.

  7. Переверните баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхните его.

  8. Попросите пациента сделать глубокий вдох, затем выдох через нос.

  9. Пациент обхватывает мундштук губами, голова пациента при этом запрокинута назад.

  10. Попросите пациента сделать глубокий вдох через рот, одновременно нажать на дно баллончика.

  11. Извлеките мундштук ингалятора изо рта пациента, порекомендуйте ему задержать дыхание на 5-10 сек.

  12. Попросите пациента сделать спокойный выдох.

  13. Закройте защитный колпачок, уберите ингалятор.

  14. Вымойте руки.


Лекарственное вещество можно вводить и через нос. Существуют специальные насадки для ингаляции через нос.
Введение лекарственных препаратов через нос ингаляционным способом:

  1. Прочитайте название лекарственного препарата.

  2. Сообщите пациенту необходимую информацию о препарате.

  3. Объясните пациенту ход процедуры.

  4. Вымойте руки.

  5. Усадите пациента.

  6. Снимите с ингалятора защитный колпачок.

  7. Переверните баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхните его.

  8. Попросите пациента слегка запрокинуть голову и склонить ее к правому плечу.

  9. Попросите пациента прижать пальцем правое крыло носа к перегородке.

  10. Пациент делает глубокий вдох через рот.

  11. Введите наконечник мундштука в левую половинку носа пациента.

  12. Попросите пациента сделать глубокий вдох через нос и одновременно нажать на дно баллончика.

  13. Извлеките наконечник мундштука из носа пациента, порекомендуйте задержать дыхание на 5-10 сек.

  14. Попросите пациента сделать спокойный выдох.

  15. Закройте защитный колпачок.

  16. Вымойте руки.



КОНТРОЛИРУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ

Тестовые задания
Задание № 1

Дайте определение термину

  1. Анафилаксия -_________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Аппликация -_________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Информированное согласие_____________________________________

  2. Резорбтивное действие лекарственного средства______________________

________________________________________________________________

  1. Энтеральный путь введения лекарственного средства _____________________________________________________________

  2. Сублингвальный путь введения лекарственного средства _____________________________________________________________

  3. Пероральный путь введения лекарственного средства _____________________________________________________________

  4. Ректальный путь введения лекарственного средства _____________________________________________________________


Задание № 2

Заполните таблицу:

Какие лекарственные формы можно ввести


Сублингвально

Перорально

Ректально











Тема: «Пути и способы введения лекарственных средств в организм»
Задание № 3.

 Выберите правильный ответ:

  1. Энтеральный путь введения лекарственных средств в организм:

а) ч/г прямую кишку

б) сублингвально

в) внтутрикожно

г) втирание

д) капли в нос


  1. Преимущества перорального пути введения:

а) простота и доступность

б) возможность введения при бессознательном состоянии

в) не требует специальности


  1. Недостатки перорального пути введения лекарственных средств:

а) частичнаяиннактивация в печени

б) частичнаяиннактивация в почках

в) зависимость действия от возраста, пода, профессии

г) зависимость действий от возраста, состояния организма, индивидуальной чувствительности и патологических процессов в организме

д) медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте

  1. Перерально можно вводить:

а) порошки

в) свечи

б) микстуры

г) мази

  1. Действие лекарственных препаратов принимаемых перорально начинается через:

а)5-10мин.

б) 15-30 мин

6. В прямую кишку вводят следующие лекарственные формы:

а) отвары

б) растворы

в) слизи

г) присыпки

д) суппозитории

7. Лекарственные средства вводимые в прямую кишку действуют:

а) после введения

б) местно на слизистую впрямой кишки ч гемороилалъные вены

в) резорбтивно, всасываясь в кровь

8. Перед введением лекарственныхсредств в прямую кишкупациенту необходимо сделать ______________________________.

9. Преимущества сублингвального способа применения лекарственных средств:

а) лекарственные средства быстро поступают в кровь

б) лекарственные средства не разрушаются ферментами ЖKT

в) всасывающая поверхность подъязычной области очень мала

10.При сублингвальном приёме нитроглицерина нужно сообщить:

а) что сублингвально назначают препараты быстрогодействия, т.к. их приём чаще всего связан с болями в областисердца;

б) что эти препараты пациенты должны принимать, когда назначит врач;

в) что эти препараты должны быть у них всегда с собой, где бы они ни были и принимать их при болях в сердце как средство скорой помощи;

г) что нитроглицерин должен храниться во флаконе с плотно закрытой пробкой т.к. он разлагается на воздухе и свету;

д) что при болях в сердце необходимоограничить физическую нагрузку;

е)если приступ в течении 30 мин. не купируется, то вызвать скорую помощь;

ж) если после приёмаодной таблетки нитроглицерина приступ некупируется, срочно госпитализировать;

з) о времени начала и окончания действия препарата.
Задание № 4

Дополните предложения:

  1. Сильнопахнущие лекарственные средства хранятся ___________________________________________________________.

  2. Нитроглицерин употребляют __________________________________.

  3. Лекарственные средства хранятся у старшей медсестры_________________________________________________.

  4. Скоропортящиеся средства хранятся ___________________________.

  5. Лекарственные средства разлагающиеся на свету хранятся __________________________________________________________.

  6. Наркотические лекарственные средства хранятся ___________________________________________________________.

  7. Пустые ампулы из-под наркотических лекарственных средств____________________________________________________.

  8. Дорогостоящие и дефицитные лекарственные средства хранятся__________________________________________________.

  9. Требования на этиловый спирт выписывают на __________________________________________________________.

  10. Хранить лекарственные средства без этикеток ___________________________________________________________.


Задание № 5

Заполните таблицу:
«Пути введения лекарственных средств»





Путь введения на русском языке

Путь введения на латинском языке



Под язык






Через рот






Через прямую кишку





Задание № 6
Установите соответствие:

«Правила раздачи лекарственных средств»





Лекарственные средства

Время приема



«натощак»

  1. через 15 минут



«до еды»

  1. за 20-60 минут



«во время еды»

  1. за 30 минут



«после еды»

  1. во время



«до сна»

  1. за 15 минут


Задание № 7

Определите лекарственную форму по цвету этикетки



Э т и к е т к и

Домашнее задание к следующему практическому занятию №18
Тема: Наружный способ применения лекарственных средств.

Рекомендованные материалы:

Основные:

1. Лекция № 20 Тема: «Наружный способ применения лекарственных средств»

2. Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела: учебное пособие», 2011 г. (стр. 444-454).

3.Приказ МЗ ДНР от 16.12.2019 г. № 2313 «Об утверждении протоколов «Технология выполнения основных медицинских процедур и манипуляций медицинской сестрой (фельдшером, акушеркой)»». Раздел – 6,7 ,стр.66-70

4. Выполнить СР № 18

Дополнительная:

1. Мухина С.А. Тарнавская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: Учебное пособие.- Москва: Гэотар-Медиа, 2014 г.


написать администратору сайта