Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность

  • Объектом

  • Экономическая санкция

  • Проблемы оценки эффективности санкций.

  • Цели и виды экономических санкций против российской экономики.

  • Основные направления влияния экономических санкций на экономику РФ.

  • Приоритетные задачи экономической политики по противодействию санкциям.

  • Оптимальные пути преодоления последствий антироссийских санкций.

  • статья. Экономические санкции против рф анализ влияния и экономическая политика противодействия


    Скачать 40.67 Kb.
    НазваниеЭкономические санкции против рф анализ влияния и экономическая политика противодействия
    Анкорстатья
    Дата23.11.2020
    Размер40.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файластатья.docx
    ТипДокументы
    #153169

    Подборка по базе: 1 тоқсан Анализ СОР и СОЧ 3-11КЛ.docx, ПолитологияСравнительный анализ основных трактовок политики.docx, Контрольная работа финансовый анализ.docx, 5 Анализ РППС (1).doc, Перестройка, ее противоречивый характер и последствия.docx, БЖБ ТЖБ АНАЛИЗ.docx, курсовая Анализ выпуска.doc, Тактильный, вкусовой, обонятельный, интероцептивный анализаторы_, Правоведение и противодействие коррупции.docx, Sttep Анализ ООО ГазпромТрансГаз Самапа Кабаков А.С 4-ИИЭиГО-4.d

    Экономические санкции против РФ: анализ влияния и экономическая политика противодействия

    В современных условиях политика экономических санкций, введенных против РФ, выступает одним из основных трендов макроэкономической и внешней политики Европейского сообщества и США. Шесть лет санкционного противостояния – это достаточный период для того, чтобы подвести промежуточные итоги и ответить на вопрос, насколько санкции оказались успешными и соответственно целесообразными, насколько был адекватным выбор мер, противодействующих санкциям.

    Актуальность данного вопроса выражается в том, что санкции на этот раз были введены в отношении страны, которая стратегически важна для мирового сообщества, поскольку является сильным торговым партнером и осуществляет собой значительную часть экспортно-импортных отношений.

    Сложность решения сформулированного выше вопроса объясняется отсутствием единых общепринятых методик по оценке влияния санкций на национальную экономику. Эксперты, представители разных научных институтов, предлагают разные их количественные оценки. Количественный анализ дополняется элементами качественного анализа, который, к сожалению, не всегда носит системный характер.

    Исходя из этого, цель написания данной статьи видится в обобщении имеющихся в экономической литературе подходов к оценке влияния экономических санкций на экономику страны и выявления основных принципов формирования национальной экономической политики России в условиях санкций. В ходе данного исследования были поставлены следующие задачи:

    • дать определение термина «экономическая санкция», выявить особенности экономических санкций в условиях глобализации;

    • описать основные проблемы, связанные с оценкой эффективности применения экономических санкций;

    • раскрыть цели и виды экономических санкций, введенных против РФ;

    • рассмотреть основные направления влияния экономических санкций на экономику РФ;

    • сформулировать приоритетные задачи экономической политики по противодействию санкциям.

    Объектом исследования являются экономические санкции, применяемые в мировой экономике.

    Предмет исследования – особенности воздействия западных антироссийских санкций на национальную экономику и возможные меры государственной политики по противодействию им.

    Экономическая санкция — это одностороннее или коллективное действие против государства, нарушившего международное право, или же акция, направленная на то, чтобы это государство соблюдало закон.

    Не стоит их путать с эмбарго. Эмбарго называется запрет на ввоз в свою страну из других стран или вывоз из своей страны на территорию других стран товаров, услуг капитала, валюты и других ценностей. То есть, под эмбарго подразумевается строгий запрет на какую-либо экономическую деятельность с государством, а экономическая санкция является лишь мерой действия к правонарушителю.

    Санкции применялись ещё с тех самых пор, когда государства начали более активно взаимодействовать друг с другом. И сейчас, когда глобализация достигла такого уровня, что они стали более тесно взаимосвязаны, и этот период серьёзно повлиял на все сферы жизни общества, экономические санкции стали обладать следующими особенностями:

    1) По сравнению с прошлым веком, количество введённых санкций существенно увеличилось. К примеру, в период с 1921 по 2002 год было применено всего лишь 13 санкции, тогда как с 2013 года и только лишь по отношению к России было введено порядка 830 санкций; [1]

    2) Экономические санкции постепенно теряют свою эффективность, так как объект санкций не оказывается полностью изолированным от мира;

    3) В некоторых случаях решение о введении экономических санкций является быстротечным и необдуманным. К примеру, как отмечает исследователь Ричард Гарфилд, с конца 1990-х годов большинство введённых санкций по этой причине оказались малоэффективными; [2]

    4) Введение санкций не повышает популярности государства у граждан страны, к которой эти санкции были применены, так как они не пытаются понять причин, а только видят вред, причинённый стране;

    5) Появился такой вид санкций, как коллективные санкции. Международная легитимность таких санкций была установлена Лигой Наций и ООН. Они могли быть применены к странам, нарушившим устав Лиги Наций о разрешении международным споров посредством мирного соглашения;

    6) Привлечение к ответственности стран, нарушивших санкции, странами-инициаторами. Эта особенность говорит о серьёзности государств. Наиболее жёсткая система наказаний была разработана и до сих пор имеет место быть в США.

    Проблемы оценки эффективности санкций. Экономические санкции в настоящее время являются одним из ключевых инструментов внешней политики ведущих стран. Исходя из этого, привлекают внимание вопросы эффективности применения торговых санкций в качестве политического инструмента. Что случается со странами – объектами санкций и приходится ли им менять свою политику? Глобализация, диверсифицируя экспортные и импортные рынки в географическом аспекте, содействуя росту взаимосвязи и взаимозависимости стран мира, делает эффективное осуществление санкций все более затруднительным, так как у любого государства появляется все больше альтернативных вариантов по выбору стран-партнеров для экспорта и импорта товаров, услуг и капитала.

    Дефицит методик в значительной степени объясняется теми трудностями, с которыми сталкивается любой эксперт, предпринимающий попытку оценить эффективность экономических санкций:

    1. Выделение «чистых» эффектов введения санкций. Динамика изменения многих агрегированных показателей определяется комбинацией большого количества факторов, которые сложно учесть при построении модели. При этом под действием внутренних и внешних факторов последствия экономических санкций могут быть усилены или ослаблены.

    2. Действие в условиях относительной неопределенности полученного результата. По этой причине для содержательных выводов требуется накопление достаточной информации за длительный период времени. Немаловажен и тот факт, что экономические санкции для страны-объекта создают не только угрозы, но и открывают новые возможности.

    3. Выбор конкретных показателей. Как правило, сегодня в экономическом анализе используются агрегированные макроэкономические показатели. На наш взгляд, этот набор показателей позволяет в самом общем виде оценить последствия ведения санкций на макроуровне. Однако те инструменты санкционного давления, которые обычно применяются, в большей степени направляются против конкретных лиц и конкретных компаний. Подсчитать ущерб компаний от замораживания важных для них инвестиционных проектов уже значительно сложнее, поскольку он включает не только трансформационные, но и трансакционные издержки, а также требует учета времени.

    4. Поиск источников информации. Любые оценки эффективности должны основываться на надежных и достоверных статистических данных, желательно полученных из официальных источников информации, находящихся в открытом доступе. Но в них один и тот же показатель может иметь разные числовые характеристики. В результате аналитику сложно сделать выбор в пользу какого-либо одного из источников информации.

    Тем не менее, несмотря на то, что вышеперечисленные проблемы пока не имеют четкого решения, в дальнейшем мы попробуем разобраться в этих вопросах на примере российской экономики.

    Цели и виды экономических санкций против российской экономики. На первый взгляд, сделать вывод о результативности экономических санкций не так сложно, поскольку политическое поведение страны-объекта и страны-субъекта легко определяется. На самом деле анализ степени достижения целей представляет собой нелегкую задачу из-за того, что под влиянием меняющихся условий меняются приоритеты целей и ожидаемый результат. Так, первоначально целью введения экономических санкций провозглашалось принуждение РФ к выводу своих войск в места прежней дислокации, восстановление территориальной целостности Украины и противодействие интеграции Крыма в состав РФ. После апреля 2016 года основной целью их сохранения является принуждение РФ к выполнению Минских соглашений.

    Очевидно, что экономические санкции не привели к достижению желаемого эффекта. Крым все больше интегрируется в состав РФ, в Минских соглашениях РФ не признается стороной военного конфликта, а выступает гарантом его урегулирования. Странам-субъектам не удалось «раскачать» политическую ситуацию в стране.

    Между политическими и экономическими целями существует тесная взаимосвязь и отделить их друг от друга сложно и даже невозможно. Дело в том, что уже по своей природе экономические санкции являются протекционистскими мерами воздействия на экономику страны-объекта санкций, которые по замыслу стран-субъектов должны продемонстрировать уязвимость экономики. Нельзя отрицать и тот факт, что ряд стран-субъектов санкций нередко используют их как инструмент неценовой конкуренции на стратегически важных для себя мировых рынках.

    Наиболее распространённые виды санкций, применяемых к России это:

    1. Персональные санкции:

    Со стороны США — визовые ограничения, блокирование имущества и счетов, запрет на экспорт/реэкспорт товаров и услуг, передачу технологий и материалов, запрет на сотрудничество и деловые связи с физическими и юридическими лицами из списка, а также с компаниями, в которых физическим или юридическим лицам из списка принадлежит 50% и более.

    Со стороны ЕС — визовые ограничения, блокирование активов на территории ЕС, запрет на любые сделки, связанные с блокированными активами в отношении лиц и компаний, в том числе дочерних компаний с долей владения более 50% (кроме зарегистрированных на территории ЕС).

    2. Секторальные санкции:

    Со стороны США:

    в финансовой сфере: запрет на предоставление финансирования финансовым организациям РФ, на операции с имуществом, ценными бумагами со сроком обращения более 14 дней [3];

    в энергетическом секторе: запрет на предоставление финансирования, на операции с имуществом, ценными бумагами со сроком обращения более 60 дней [44], запрет экспорта/реэкспорта товаров, технологий, предоставления нефинансовых услуг, связанных с разведкой и добычей нефти на Арктическом шельфе, глубоководной добычей нефти, добычей сланцевого газа [4];

    в оборонном секторе: запрет на экспорт/импорт вооружений и связанных материалов, товаров и услуг двойного назначения, запрет на предоставление долгового финансирования на срок более 30 дней, сделок с имуществом (касается и ряда стратегических компаний) [5];

    Со стороны ЕС:

    в финансовой сфере: запрет физическим и юридическим лицам ЕС покупки/продажи, предоставления брокерских услуг и оказания любого вида помощи в отношении ценных бумаг и инструментов денежного рынка со сроком погашения более 90/30 дней ряду российских кредитных организаций или других кредитных организаций, 50% акций которых принадлежит лицам из санкционного списка (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ, Россельхозбанк) [6];

    в энергетическом секторе: запрет физическим и юридическим лицам ЕС покупки/продажи, предоставления брокерских услуг и оказания любого вида помощи в отношении ценных бумаг и инструментов денежного рынка со сроком погашения более 30 дней крупнейшим нефтяным компаниям (Роснефть, Транснефть, Газпромнефть)[6];

    в оборонном секторе: запрет на покупку/продажу/передачу оружия и боеприпасов, товаров двойного назначения, технологий для военного использования [6].

    3. Крымские санкции

    Со стороны США: запрет на ввоз и вывоз товаров, услуг или технологий в Крым и из Крыма, запрет на инвестиции в этот регион, запрет банковского обслуживания региона [7].

    Со стороны ЕС: запрет на импорт продукции из Крыма, на экспорт в Крым некоторых товаров и технологий в сферах транспорта, телекоммуникаций и энергетики, на инвестирование в Крым, на ведение туристического бизнеса, на вход в порты и пользование аэропортом Крыма, за исключением экстренных случаев [8].

    Основные направления влияния экономических санкций на экономику РФ.

    Как уже было сказано ранее, за последние шесть лет в отношении России США ввела около 830 санкций, что, очевидно, значительно повлияло на страну и “ударило” больше всего по ее экономике. Антироссийские санкции применялись странами ЕС и США, и началось всё из-за присоединения Крыма. Вскоре эти же санкции были продлены и ужесточены. [9]

    Примечательно, что эти экономические санкции “работали” как во внутреннем рынке России, так и на мировом рынке нефти, ведь после принятых мер мировая цена на нефть снизилась до крайне низкого уровня.

    В основном, введённые санкции подразделялись на три группы:

    1) Ограничение доступа к финансовым рынкам и услугам. Данная мера привела к потере возможности оформления дешёвого кредита и росту ключевой ставки Центрального Банка, что, в свою очередь, привело к ужесточению условий кредитования (это затронуло даже уже существующие кредитные договоры). При этом оказывалось сильное налоговое давление на малый и средний бизнес;

    2) Запрет на экспорт в РФ некоторых видов оборудования;

    3) Запрет на экспорт в РФ отдельных видов военного оборудования.

    Однако, смотря на данное группирование, нельзя говорить, что санкции оказали лишь негативное воздействие на экономику страны. Помимо угроз национальной экономике, перед Россией открылись и новые возможности развития.

    Отрицательный результат:

    • Ограничение возможности кредитования как для попавших в санкционный список коммерческих банков и других финансовых организаций, так и не попавших в этот список из-за того, что они входили в “группу риска” для западных инвесторов.

    • Ограничение внешних источников финансирования предприятий серьёзно сказывается на инвестировании проектов бизнеса. Также можно отметить сокращение в страну притока иностранных инвестиций из-за отсутствия доступа к рынку капиталов, а также из-за возросших рисков.

    • Рост цен на санкционные и несанкционные товары. Как отмечают эксперты РАНХиГС, набор товаров, попавших под действие санкций, мог бы стоить на 3% дешевле, а не попавших - на 2,9% дешевле. [10]

    • Вследствие эмбарго на некоторые технологии были заморожены многие важные проекты в ТЭК и ВПК, сократился импорт в Россию автомобилей и других транспортных средств.

    Положительный результат:

    Перед РФ открываются перспективы диверсификации источников кредитования за счёт проникновения на рынки Юго-Восточной Азии, хотя и доступны нам только рынки Китая и Сингапура;

    • Ограничение источников инвестирования привело к слабому росту инвестиционной активности, так как страны Европы часто вкладываются в инвестиционные проекты на территории РФ. Так, например, за 2016 год иностранные инвесторы вложились в 206 российских проектов. Также, по этой причине, это может привести и к смягчению или даже отмене санкций.

    • Рост цен на санкционные и несанкционные товары позволило развиваться аграрно-промышленному комплексу во время кризиса. И, насколько мы знаем, с этим Россия успешно справилось. Страна обеспечивает себя мясом птицы на 100%, свининой - на 90%, говядиной - на 65%, а молоком - на 75%. [11]

    • Эмбарго на некоторые технологии позволило дать толчок к ускорению программы импортозамещения, что увеличило независимость национальной экономики страны от товаров других государств.

    На основании данного анализа можно сделать вывод, что даже благодаря таким мерам, как санкция или эмбарго, для национальной экономики страны могут открыться новые пути развития, и даже ограничения способны улучшить экономическую ситуацию. На данном примере мы видим, что можно найти новые пути инвестирования или кредитования, улучшить аграрно-промышленный комплекс, а также в более полной мере развить программу импортозамещения, хотя для этого понадобится более длительный срок.

    Приоритетные задачи экономической политики по противодействию санкциям.

    Основное направление развития экономической политики в условиях санкций стала активная реализация Российской Федерацией в 2014-2017 годах политики импортозамещения, в частности:

    1) 14 июля 2014 года Правительством РФ было подписано Постановление о запрете закупки отдельных видов иностранных товаров машиностроения; [12]

    2) В 2014 году был создан Фонд развития промышленности, главной задачей которого является льготное финансирование проектов и предоставление займов предприятиям импортозамещающих производств; [12]

    3) Подписание ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где сказано о различной помощи малому и среднему бизнесу: финансовой, консультационной, имущественной и т.д; [12]

    4) В 2015 году стартовала комиссия Общественного совета Минпромторга. Её цель - отслеживать зависимость российского рынка от импорта, а также составлять и анализировать информацию о действующих отраслях экономики; [12]

    5) В рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» осуществляется обеспечение благоприятных условий для развития предприятий, а также создание инфраструктуры для развития новых отраслей промышленности; [12]

    6) Постановление Правительства №3 устанавливает порядок выдаче субсидий по компенсации расходов по выплате процентов по кредитам организаций, полученным в 2017 - 2019 годах. Это средства нужны для реализации новых инвестиционных проектов.[12]

    Успешный опыт стран, переживших воздействие экономических санкций в разные временные периоды, показывает, что главную роль в регулировании национальной экономики выполняет государство. И делает оно это, используя следующие методы:

    - Ищет новые рынки сбыта

    - Развивает взаиморасчёты с платежеспособными партнёрами в национальной валюте покупателя;

    - Создаёт национальную платёжную систему;

    - Совмещает политику импортозамещения и экспортоориентированное производство;

    Такая государственная поддержка должна иметь строго ограниченные временные рамки. Поддержка государства может осуществляться только в новых отраслях или на этапе преодоления кризисного периода. Если данный принцип соблюдаться не будет, то это приведёт к снижению предпринимательской инициативы, из-за чего возможна низкая конкурентоспособность и даже убыточность производства. Важной задачей государства является также обход санкций через посредников, а также система лоббирования российских интересов через иностранные фирмы, сокращение утечки фирмы, если она имеется; подключение бизнеса для реализации национальных проектов; предоставление возможности открытости сотрудничества [13].

    Оптимальные пути преодоления последствий антироссийских санкций.

    Негативное воздействие санкций на Российскую экономику заставляет правительство создать комплекс мер, способных противостоять санкциям и стабилизировать дальнейшее экономическое положение в РФ. Для этого государство:

    - Спонсирует малый бизнес;

    - Оптимизирует банковские системы;

    - Спонсирует и развивает отечественные отрасли, производящие импортозамещающую продукцию;

    - Улучшает качество продукции в конкурентной среде;

    - Открывает доступ отечественных производителей к более широкому кругу потребителей;

    - Ищет новых потребителей российского сбыта.

    Можно сделать выводы о том, что целью санкций в отношении России является не только изменение политического курса страны, но и реализация экономических интересов стран-инициаторов санкций, повышение политической поддержки истеблишмента со стороны их граждан, а также демонстрация своей позиции в отношении политики России третьим странам.

    Значительного ухудшения экономической ситуации в России из-за ввода санкций ЕС и США не происходит. Экономика ЕС в целом значительного ущерба не понесла, однако для целого ряда стран последствия санкций оказались достаточно серьезными. Негативный эффект для стран Евросоюза проявился преимущественно в снижении экспорта агропродовольственных товаров в Россию.

    Анализ последствий санкционного давления на РФ позволил выявить не только угрозы, но и возможности, которые может и должна реализовать РФ для выхода на новую траекторию развития. Ключевыми угрозами являются финансовые санкции, затрудняющие доступ к мировым финансовым рынкам. Бизнесу придется функционировать в условиях ограниченных внутренних и внешних источников инвестиций еще очень долго. Лучшей формой адаптации может стать рост качества инвестиций. Но при этом важно, чтобы приоритет отдавался тем инвестициям, реализация которых способна привести к росту технологического уровня и эффективности производственного потенциала страны. К числу положительных перспектив и возможностей можно отнести, в первую очередь, технологическое импортозамещение, позволяющее повысить конкурентоспособность российских компаний.

    Список литературы.

    1. https://www.rbc.ru/politics/23/09/2020/5bffb0f09a7947..

    2. Garfield R. The Impact of Economic Sanctions on Health and Well-Being. Relief and Rehabilitation Network, 1999, vol. 31, pp. 1–34.

    3. Directive 1 (as amended on September 29, 2017) under Executive Order 13662: https:/ / www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Documents/eo13662_directive1_20170929.pdf.

    4. Directive 4 under Executive Order 13662: https:/ / www.treasury.gov/ resource-center/ sanctions/ Programs/ Documents/ eo13662_directive4.pdf.

    5. Directive 3 under Executive Order 13662: https:/ / www.treasury.gov/ resource-center/ sanctions/ Programs/ Documents/ eo13662_directive3.pdf.

    6. Council Regulation (EU) No 833/2014 of 31 July 2014 concerning restrictive measures in view of Russia’s actions destabilising the situation in Ukraine: https:/ / eur-lex.europa.eu/ eli/ reg/ 2014/ 833/ oj.

    7. Executive Order 13685 of December 19, 2014: https:/ / www.treasury.gov/ resource-center/ sanctions/ Programs/ Documents/ ukraine_eo4.pdf.

    8. EU restrictive measures in response to the crisis in Ukraine: https:/ /www.consilium.europa.eu/ en/ policies/ sanctions/ ukraine-crisis/.

    9. Кайгородов-Хамошин Р.А. Экономические санкции в мировой экономике и их эффективность в условиях глобализации Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1 (77-1). С. 161-164.

    10. Davis L., Engerman S. Sanctions – Neither War nor Peace. Journal of Economic Perspectives, 2003, vol. 17, no. 2, pp. 187–193.

    11. Alavifar S.A., Zaernjuk V.M., Romouzi P. The Assessment of the Success of Economic Sanctions Designed to Withstand the Economic Policy with a Focus on Strategic and Tactical Forms of Sanctions. 8th Scientific Conference of Iranian Students in the Russian Federation. St. Petersburg, Russia, April 25–26, 2015.

    12. Лебедева П.А. "Государственная политика импортозамещения -стимулирующий инструмент развития реального сектора экономики Российской Федерации"

    13. Ф.Лист, «Национальная система политической экономии», 1841 г.



    написать администратору сайта