Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Теоретические основы проблемы экологического образования и воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы 1.1 Сущность экологического образования и воспитания

  • экологическое воспитание младших школьников. «Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деяте. Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности


    Скачать 113.94 Kb.
    НазваниеЭкологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
    Анкорэкологическое воспитание младших школьников
    Дата01.12.2021
    Размер113.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла«Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деяте.docx
    ТипКурсовая
    #287314
    страница1 из 6

    Подборка по базе: Анна Ялымова Патриотическое воспитание 27.03.22.pdf, ПЗ 4 Воспитание особого ребенка в семье.docx, Теоретические основы музыкального воспитания младших школьников , экологическое воспитание дошкольников 35%.doc, Лосик К.Г. Православное воспитание.docx, Православное воспитание_Потапова Е.М..docx, ВКР Воспитание.docx, Развитие орфографической зоркости младших школьников.docx, Доклад-презентация Нравственное воспитание младших школьниковв у, Типичные нарушения в речи младших школьников.docx
      1   2   3   4   5   6

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Сочинский Государственный Университет»

    Социально-педагогический факультет

    Кафедра педагогического и психолого-педагогического образования

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    По дисциплине: «Педагогика начального образования»

    На тему: «Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности»

    Выполнила студентка 3 курса группы 17-НОИЯ, очной формы обучения направления подготовки 44.03.05. «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование и иностранный язык» Саркисова Нонна Георгиевна

    Руководитель: Мушкина Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук

    Отметка о допуске (не допуске) к защите:

    ______________________ _____________

    « » 2 г.

    (подпись руководителя)

    Сочи

    2019

    Содержание

    Введение………………………………………………………………….…..………..3

    1. Теоретические основы проблемы экологического образования и воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы…..……6

    1.1 Сущность экологического образования и воспитания…………………....6

    1.2 Формы и методы экологического образования и воспитания в начальной школе………………………………………………………………………………..…..8

    1.3 Внеклассная работа по экологическому образованию и воспитанию младших школьников…………………………………………………………………13

    Выводы по 1 главе…………………………………………………………………...17

    2. Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы…………………………………………………....18

    2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………….……….18

    2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………………24

    2.3 Контрольный эксперимент…………………………………………………….29

    Заключение……………………………………………………………………………35

    Список использованной литературы…………………………………………….37

    Введение

    Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.

    На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены каких-либо экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше "сотрудничали" с окружающей средой. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с тем над сложными вопросами - как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Ученые-экологи и небольшие группы людей, которые занимаются проблемами экологии, не решат глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающих контактов не уберечь.

    Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, можно возродить образованием и воспитанием.

    Для успешного экологического образования и воспитания населения необходимы непременные условия: во-первых, общество должно быть готово усвоить экологические идеи и знания; во-вторых - необходима соответствующая литература, пособия по экологическому воспитанию и образованию; в-третьих, необходима качественная экологическая подготовленность педагогов любой специализации, именно педагогов, как основных людей, которые организуют своей деятельностью передачу всего накопленного человечеством опыта молодому поколению.

    Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит учителю начальных классов.

    Цель курсовой работы - исследовать организацию экологического образования и воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы;

    Объект исследования - экологическое образование и воспитание младших школьников.

    Предмет исследования - организационно-педагогическое обеспечение реализации комплексного подхода в формировании экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы.

    В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:

    Определить возможности внеклассной работы по экологическому воспитанию младших школьников;

    Воспитать новые ценностные ориентации;

    Разработать содержание экологических игр и систематизировать их.

    Методы исследования:

    изучение и анализ философской, культурологической, социологической, психологической, педагогической литературы;

    наблюдение;

    педагогический эксперимент;

    беседы с детьми, учителями, родителями;

    анкетирование;

    тестирование;

    методы статистической обработки данных.

    Глава 1. Теоретические основы проблемы экологического образования и воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы

    1.1 Сущность экологического образования и воспитания

    Экологическое образование и воспитание необходимо рассматривать как два тесно взаимосвязанных звена в целостном процессе развития экологической культуры личности.

    Специфика процесса воспитания связана с воздействием на духовную сферу личности и оперированием системой понятий "ценности отношение - деятельность", специфика процесса экологического образования связана с воздействием на "рацио", интеллект, формирующиеся сознание и оперирование системой "сознание мышления - знание деятельность".

    Экологическое образование обладает такими особенностями, как

    актуализация идеи о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой;

    рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности;

    направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.

    Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения, а так же в процессе внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию. Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика (Бордовская, Реан 2000: 36).

    Цель экологического воспитания - это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Всё это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности. Эта цель достигается по мере решения в единстве следующих задач:

    образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

    воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

    развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального, эмоционального, нравственного (Игнатьева 2005).

    Определяя сущность экологического воспитания можно выделить:

    1. Особенности этого процесса:

    а) ступенчатый характер:

    формирование экологических представлений;

    развитие экологического сознания и чувств;

    формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

    выработка навыков и привычек поведения в природе;

    преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

    б) длительность;

    в) сложность;

    г) скачкообразность;

    д) активность;

    2. Значение психологического аспекта, который включает в себя:

    а) развитие экологического сознания;

    б) формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности;

    в) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

    г) воспитание устойчивой воли;

    д) формирование значимых целей экологической деятельности (Бобылёва 2003: 64-75).

    Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

    Условием экологического воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности бережного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

    Таким образом, экологическое воспитание - это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать правильные.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта