Главная страница
Навигация по странице:

  • Пермь 2020 Оглавление

  • Введение

  • 1. Развитие культуры Урала

  • 1.1 Образование

  • 1.2 Фольклор

  • 1.3 Искусство

  • 1.4 Архитектура

  • 2. Семья Дягилевых. Влияние на культуру Перми XIX

  • Вывод

  • Список литературы

  • Корягин ВС ЛД-19-01 Реферат Культурология. Дореволюционная Пермь. Дореволюционная Пермь, как культурная столица урала


    Скачать 54.27 Kb.
    НазваниеДореволюционная Пермь, как культурная столица урала
    Дата29.06.2020
    Размер54.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКорягин ВС ЛД-19-01 Реферат Культурология. Дореволюционная Пермь.docx
    ТипРеферат
    #133187

    С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: мама.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Эстетическая , биологическая и культурная роль коллоидных систем, социально - культурная анимация.docx, МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА.docx

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской федерации
    Лечебный факультет

    Кафедра истории Отечества, истории медицины, политологии и социологии.

    Направление: 31.05.01 Лечебное дело


    РЕФЕРАТ

    на тему:

    «Дореволюционная Пермь, как культурная столица урала»


    Выполнил студент гр. ЛД-19-01

    Корягин Владимир Сергеевич

    Проверил:

    Сарапулов Алексей Николаевич
    ___________ _________________________

    (оценка) (подпись)
    _________________________

    (дата)

    Пермь 2020

    Оглавление


    Введение 3

    1. Развитие культуры Урала 5

    1.1 Образование 5

    1.2 Фольклор 7

    1.3 Искусство 10

    1.4 Архитектура 12

    2. Семья Дягилевых. Влияние на культуру Перми XIX века 14

    Вывод 15

    Список литературы 16


    Введение



    Город Пермь был основан в 1723 году – это довольно поздно, по сравнению с другими городами, но это не помешало его культурному развитию, а в некотором случае даже помогло стать культурной столицей урала в древолюционный период.

    Здесь были открыты и стали достоянием мировой культуры пермский звериный стиль – медно-бронзовое литье древних уральских племен, пермская деревянная скульптура – самобытное народное искусство, в котором проявился синтез христианства с языческими традициями славян и финно-угров.

    В области находится несколько памятников природы, известных далеко за ее пределами. Самыми знаменитыми являются Вишерский заповедник и Кунгурская ледяная пещера.

    Пермский край знаменит культурными традициями, театрами, музеями. В Пермской области работают 10 театральных коллективов. Пермский государственный академический театра оперы и балета им.Чайковского – один из старейших театров России, входящий в число ведущих музыкальных театров России, всемирную славу имеет его балетная труппа. На сцене театра выступают многие выпускники Пермского хореографического училища – признанной в мире балетной школы.

    В Пермской художественной галерее хранится всемирно известная коллекция пермской деревянной скульптуры. Галерея – это и одно из самых богатых в России хранилищ русской иконописи (коллекция «строгановских» икон).

    С пермской землей связаны имена таких знаменитых людей как металлурга, изобретателя дуговой электросварки металлов Н.Г.Славянова, поэта В.В. Каменского, организатора «Русских сезонов» в Париже С.П.Дягилева, изобретателя радио А.С.Попова, писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка, балерины Н.В. Павловой и др.

    В данной контрольной работе я хочу более ярко раскрыть тему становления культуры Перми. От куда взялась ее непосредственность, из каких народов. А так же обьяснить почему Пермь можно считать культурной столицей урала в дореволюционное время.

    1. Развитие культуры Урала
    Развитие культуры Урала на протяжении XVII–XIX вв. характеризовалось сложным взаимодействием и взаимообогащением русской национальной культуры и культур местных народов.
    1.1 Образование
    До начала русской колонизации на Урале проживали народы (манси, ханты, коми-пермяки, удмурты и др.) не имеющие своей письменности, а другие (башкиры и татарские мулы) были знакомы с арабской грамотой.

    Русская колонизация начиналась еще с XIV века, именно тогда на Урал проникает русская грамота, которая стала распространяться среди местного населения. Миссионер Стефан Пермский в XIV веке создал так называемую древнепермскую азбуку для народа коми (зырян), до того не имевшего своей письменности. С помощью ее на коми язык был переведен ряд богослужебных книг, велась пропаганда христианства. Вероятно, пермская грамота имела некоторое распространение и среди коми-пермяков. Хотя древнепермская письменность не получила широкого распространения, она, несомненно, имела прогрессивное знание.

    К XVII веку число грамотных людей на Урале возросло, главным образом среди посадских людей. Среди крестьянского населения грамотность была ничтожной. Неграмотным оставалось и подавляющее большинство нерусского населения края.

    Первые русские школы в крае появились лишь в начале XVIII в. Уже в 1709 г. Петр I, направляя в Невьянск «Память Никите Демидову», наряду с прочими распоряжениями предписывал ему «устроить деткам школу». В 1718 г. или в 1719 г. при Далматовском монастыре было открыто училище для детей церковнослужителей и монастырских крестьян, преобразованное впоследствии в славяно-латинское. В 1723 г. в Соликамске была открыта «цифирная школа», правда, просуществовавшая очень недолго.

    С возникновением на Урале горной промышленности появилась и потребность в специалистах горного дела. В. Н. Татищев, прибывший сюда в качестве начальника горных заводов, добился от Берг-коллегии разрешения на открытие горнозаводских школ. Первые из них были открыты в 1721 г. при Уктусском и Алапаевском заводах и в Кунгуре.

    Протоиерей пермского Петропавловского собора о. Антоний (Антон Иванович Попов) в 1785 г. составил «Краткой Пермской словарь с российским переводом...». К сожалению, этот первый коми-пермяцкий словарь не был издан и распространялся в рукописях.

    Потребности развития страны заставили правительство Екатерины II провести в 80-х гг. XVIII в. некоторые мероприятия в области народного просвещения. Однако власти на местах, в ведении которых по положениям губернской реформы 1775 г. находилось дело образования, часто проявляли опережающую инициативу. Так, 4 апреля 1783 г. Пермский приказ общественного призрения во исполнение «предложения» наместника Е. П. Кашкина принял решение устроить в городе Российскую градскую Пермскую школу. Школа в Перми открылась одновременно с подобным учебным заведением в Петербурге – за шесть лет до того, как эта практика была распространена на всю страну.

    В 1786 г. пермская школа была преобразована в главное народное училище. Большинство учащихся составляли дети солдат, унтер-офицеров, купцов, мещан, заводских мастеровых и крепостных «вотчинных служителей». Немногочисленное дворянство края предпочитало не отдавать своих детей в эти школы, а крестьянские дети попадали в них исключительно редко. К началу XIX века главные народные училища стали преобразовывать в гимназии.

    Появились и первые женские учебные заведения. К 1870 году в Перми существовали женские гимназии, приходские училища, институт благородных девиц М. Курвуазье.

    В первой половине XIX века в Перми и губернии стали возникать библиотеки, а в последствии и журналы «Современник», «Отечественные записки», «Искра».

    В Пермской губернии в 1871 г., несмотря на то что затраты на народное образование относились к «необязательным», они распределялись следующим образом: 64, 8 % этих расходов несли земства; города – 7, 8 %; сельские общества – 12, 9 %; заводоуправления и частные лица – 14, 2 %, а государственное казначейство выделяло лишь 0, 3 %.

    Число начальных (русских) школ в Пермской губернии к 1901 году выросло до 1 011, но подавляющая масса населения, особенно сельского, оставалась неграмотной, особенно это касалось нерусского населения.
    1.2 Фольклор
    Первой формой литературного творчества народов Урала было устное фольклорное (поэтическое) творчество. В нем башкиры, коми-пермяки, удмурты и другие народы, населявшие Урал, воспевали своих героев, в нем они клеймили своих угнетателей. Распространенным видом народного поэтического творчества были легенды и предания, которые отражали не только фантастические, но и реальные события, обраставшие мифическими подробностями. Так, у коми-пермяков сложился цикл оригинальных преданий о Пере-богатыре. Зарождение этого эпоса восходит еще к первобытнообщинному строю.

    Пожалуй, самое большое место в фольклоре края занимали песни. Многообразные – обрядовые, любовные, плясовые, солдатские, разбойничьи, исторические и т. д., они были летописью народов, освещали их обычаи, верования, труд, особенности быта. Песни были самой чуткой и самой распространённой формой народного творчества. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке, который наделен чертами борца за справедливость, о Степане Разине, а с конца XVIII в. – о Пугачеве, возникшие среди казаков, горнозаводских рабочих, башкир, удмуртов и распространившиеся по всему Уралу.

    Свое отражение в уральском фольклоре нашла и жизнь горнозаводского населения. Тяжелейшие условия труда на рудниках и заводах, постоянная опасность, которой подвергался горнорабочий, явления, которые он не мог объяснить, создали почву для возникновения рассказов о таинственных силах: хранителе богатств подземных недр Великом полозе, «горном хозяине» или «хозяйке». Эти рассказы переплелись с рассказами о вольных людях, народных заступниках и вылились в «тайные сказы», в которых реальное сплавлялось с фантастическим.

    Уже в XVI–XVII вв. в крае сложился круг читателей, из которого выходили люди, не только переписывавшие литературные памятники, но даже создавшие оригинальные произведения. Еще в первой половине XVIII в. производились записи уральского фольклора. В. Н. Татищев во время пребывания на Урале составил сборник «простонародных выражений».

    В первой поло- вине XIX в. в связи с повышением интереса к русскому фольклору было сделано значительное количество записей и уральского фольклора. В 30–40-х гг. записи производили для свода песен П. В. Киреевского (около 40 текстов). Башкирский и русский фольклор Южного Урала записывал В. И. Даль, предания и песни о Пугачеве – А. С. Пушкин.

    Запись и публикация уральского фольклора особенно активно велись в конце 50-х – начале 60-х гг. В это время фольклорные записи публиковались на страницах неофициальной части «Губернских ведомостей», они попадали на страницы смышляевского «Пермского сборника»; сказки, записанные уральским краеведом А. Н. Зыряновым, вошли в известное собрание русских народных сказок А. Н. Афанасьева.

    С первых лет XIX в. «рассадниками» литературного творчества становятся учебные заведения. В творчестве местных литераторов нередко звучали вольнолюбивые антикрепостнические мотивы. Одним из таких литераторов был И. И. Варакин (Варокин), крепостной управляющий Верхне-Муллинского имения князей Голицыных. В 1807 г. в Петербурге вышла книга его стихов «Пустынная лира забвенного сына природы». В 1812 г. в петербургском журнале «Улей» появилось стихотворение И. И. Варакина «Глас истины к гордецам». Несмотря на предложение высокого выкупа, поэт так и не был отпущен своими хозяевами и умер в крепостной неволе.

    В 1825 г. в журнале «Вестник Европы» было напечатано его стихотворение «К лицемеру», являвшееся острой сатирой на пермского «помпадура» губернатора К. Я. Тюфяева, а по некоторым предположениям – на самого императора Александра I, который посетил Пермь в 1823 г.

    В 60 – х гг. развилось творчество известных писателей: Е.А. Словцова - Камскоая (1830–1864 гг.), поборница женского равноправия, Ф.М. Решетников (1841–1871 гг.), один из видных писателей революционно-демократического лагеря, А.А. Кирпищикова (1838–1927 гг.) создала яркие произведение о жизни и работе уральских работных людей.

    В 70 – е гг. XIX века стало популярным творчество самого крупного уральского писателя – демократа той поры Д.М. Мамина-Сибиряка (1852–1912 гг.). Писатель много путешествовал по Уралу, изучая край, накапливая материал для произведений. В печати один за другим появлялись его рассказы, очерки, романы («Дикое счастье», «Горное гнездо», «Три конца»).

    1.3 Искусство
    Еще в XVII веке на заводах и в городах Пермской губернии прижились театрализованные представления – народные драмы. Наиболее популярными из них были «Шайка разбойников» и «Царь Мак- симилиан». В начале следующего столетия появились крепостные театры в вотчинах крупнейших магнатов – Строгановых, Всеволожских и др. Основной состав актеров набирался из крепостных служащих, причем долгое время женские роли исполняли мужчины.

    Например, служителями Очерского завода был организован драматический кружок. Ему было отдано пустующее здание склада, который стали называть «комедийным сараем». В этом театре ставили пьесу В. В. Капниста «Ябеда», оперу А. Н. Верстовского «Аскольдова могила», оперу М. А. Матинского «Санкт-Петербургский Гостиный двор».

    В 1849 г. было построено деревянное театральное здание в Перми, сгоревшее в 1863 г. После этого было построено новое здание, также деревянное. По крайней мере с 1850 г. в городе выступала труппа П. А. Соколова. Основой его труппы были воспитанницы крепостного театра В. П. Тургеневой в Спасском - Лутовинове. Спектакли труппы П. А. Соколова стали большим событием в культурной жизни Перми.

    До конца 70-х гг. Пермь имела лишь небольшое деревянное театральное здание. Городской думой было принято решение построить новый, каменный театр, для чего объявили сбор пожертвований. В короткий срок жители города собрали более 100 тыс. руб. В подписке участвовали и рабочие Мотовилихи. К весне 1878 г. здание построили. Оно стало одним из лучших в то время провинциальных театральных зданий. В качестве антрепренера в Пермский театр пригласили выдающегося деятеля русской провинциальной сцены Петра Михайловича Медведева, человека передовых взглядов, талантливого актера и режиссера.

    С 1895 г. Пермь стала первым городом России, отказавшимся от частной антрепризы (театр стал муниципальным и содержался за счет городской думы).

    Бурный рост революционно-демократического движения в конце 50-х – начале 60-х гг. вызвал к жизни новую форму просветительской деятельности – музыкально-литературные вечера. Члены только что возникшего в Перми кружка А. И. Иконникова организовали в городе зимой 1859/1860 г. одиннадцать таких вечеров в пользу создаваемого Мариинского женского училища, на которых исполнялись музыкальные произведения А. Е. Варламова, А. С. Даргомыжского, Д. Россини и др. Пермская инициатива получила высокую оценку в газете «Санкт-Петербургские ведомости» и журнале «Современник». В 1861–1862 гг. подобные вечера проводились в Вятке, Елабуге, Глазове.

    Наряду с театром и музыкой, издавна было популярно прикладное искусство: резьба по дереву, художественная вышивка и ткачество. В связи с возникновением горнозаводской промышленности появились новые виды прикладного искусства. Быстро развивалось и достигло высокого совершенства камнерезное искусство.

    Много разнообразных изделий было изготовлено в это время на Уральском Горнощитском заводе: камины, вазы для Эрмитажа, Петергофа и др. Значительными работами завода были памятник Ермаку в Тобольске, созданный по проекту архитектора А. Брюллова (1835 г.), и памятник П. П. Аносову в Омске, изготовленный по модели А. И. Лютина (1852 г.).

    Во второй половине XIX века в Прикамье широко распространилась художественная роспись по дереву, которой украшались деревянная утварь, мебель, сани, элементы интерьера. Среди многочисленных местных декоративных росписей (очерской, верещагинско-путинской, березовской, кунгурской, суксунской и др.) своим стилевым единством и живописной манерой выделяется обвинская роспись. Основные мотивы обвинской росписи: «обвинская роза» – цветок со спирально закрученной серединой, яблоко или цветок с расходящимися вверх веточками, восьмилепестковые цветы, грозди ягод и пр. Основные элементы располагались на оси симметрии или в центре композиции. Прикамские и вятские «маляры» в своих произведениях живописно воплощали яркий мир народной фантазии.

    В Перми в семье потомственных иконописцев чердынского происхождения родились замечательные живописцы братья П. П. и В. П. Верещагины – представители позднего академического направления.

    Они учились у пермских художников И.В.Бабина и А.У.Орлова, затем продолжили образование в Академии художеств. П. П. Верещагин оставил большое количество уральских пейзажей.

    В 1875–1876 гг. он путешествовал по р. Чусовой и вдоль строившейся тогда Горнозаводской железной дороги, выполнил огромное количество этюдов, на основании которых в последующие годы написал около 30 полотен: «Вид реки Чусовой при пересечении мостом Уральской железной дороги», «Река Чусовая. Камень Мултык», «Речка Архиповка» и др. П. П. Верещагин первым из крупных живописцев обратился к изображению природы Урала.

    Полотна братьев Верещагиных находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и лучших художественных собраниях страны. (Приложение № 3)
    1.4 Архитектура
    Первая половина XIX в. стала периодом расцвета архитектуры на Урале. Особенное развитие наряду с гражданской получила промышленная архитектура: создавались монументальные заводские сооружения, велись большие работы в городах. В это время в крае работало значительное количество архитекторов – выпускников Академии художеств, которые являлись проводниками идей передовой русской архитектуры.

    В 1822–1832 гг. в качестве архитектора Пермского горного правления работал выдающийся зодчий И. И. Свиязев. Сын крепостного графини В. А. Шаховской из с. Верхние Муллы под Пермью, в 1818 г. он окончил Академию художеств, которая и выкупила его на волю. Кроме работ на горных заводах (Медеплавильная фабрика Мотовилихинского завода, Большая оружейная фабрика Златоустовского завода, Монетный двор в Екатеринбурге и многие другие) И. И. Свиязев выполнил ряд проектов в Перми: жилые дома, ротонда в Загородном саду, обелиски Сибирской заставы, здание Благородного собрания, колокольня Спасо-Преображенского собора и др. Впоследствии он стал академиком архитектуры, руководил постройкой храма Христа Спасителя. Его можно считать основоположником российской промышленной архитектуры.

    2. Семья Дягилевых. Влияние на культуру Перми XIX века
    В истории дореволюционной Перми Дягилевы занимают особое место, благодаря своей общественной, культурной и благотворительной деятельности, почти столетие неизменно вызывая у жителей города уважение и благодарность.

    Культурная и общественная жизнь города тех лет, несомненно оказала влияние на формирование характера, выбор сферы деятельности нашего земляка Сергея Павловича Дягилева. Он всегда помнил Пермь, родную гимназию, учителей и соучеников, красавицу Каму и безбрежные лесные просторы, помнил сказки пермского края... И уже через десятилетия, находясь вдали от России, он постарается то далекое, незабываемое пермское, что обогатило его духовно воплотить в своих балетных постановках. В конце жизни он, как дед и прадед, обратился к коллекционированию, разыскал и приобрел свыше двух тысяч редких изданий, одиннадцать писем Пушкина; четыре письма Лермонтова, письма Гоголя, Вяземского, Жуковского, автографы Глинки, Дельвига, Державина, Карамзина и Тургенева. Дягилев мечтал, что - все найденное им вернется на родину, ибо память о России не покидала его. Однако осуществить ему это было не суждено.

    пермский губерния искусство архитектура
    Вывод
    Пермь уникальное место в России, в культуре города и края очень гармонично сплелись классика и язычество. В крае стараются сохранить и развить любовь к культуре. Поддерживают различные культурные движения молодежи, что непосредственно вносит изменение в сознание людей.

    Благодаря тому, что на территории Пермской губерни в дореволюционные времена работало множенство талантливых людей, город Пермь стал Меккой искусства на Урале.

    Пермь в те годы выгодно отличала себя от других уральских городов наличием муниципального театра, в котором активно выступали городские коллективы.

    Особое место в становлении дореволюционной Перми как культурной столицы Урала сыграла семья Дягилевых. Сергей Павлович Дягилев рассказал всему миру о Пермской губернии, что позвлило стать нашему городу культурной столицей дореволюционного Урала

    Считаю, что тема реферат раскрыта.
    Список литературы


    1. Егорова Е.И. Сергей Дягилев и художественная культура XIXXX веков/ Материалы научной конференции/ Пермское книжное издательство/ 1989 г.

    2. Чагин Г.Н. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА УРАЛА ДО КОНЦА XIX ВЕКА / Учебное пособие / Пермь / 2016

    3. Сайт международного фестиваля «Дягилевские сезоны» в Перми http://diaghilevfest.ru/main/ (дата обращения 20.05.2020)

    4. Сайт Дягилевский центр https://diaghilevcenter.wordpress.com


    написать администратору сайта