Главная страница
Навигация по странице:

  • Крюкова Т. В.

  • ББК 22.18:88.4 © Т.В. Крюкова, 2005© С.-ПетербургскийгосударственныйуниверситетВведение

  • курсовая. Основы теории принятия решений в конфликте. Т.В. Крюкова. Докт физ мат наук проф. В. В. Захаров (С. Петерб гос унт)


    Скачать 204.17 Kb.
    НазваниеДокт физ мат наук проф. В. В. Захаров (С. Петерб гос унт)
    Анкоркурсовая
    Дата17.11.2019
    Размер204.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсновы теории принятия решений в конфликте. Т.В. Крюкова.docx
    ТипДокументы
    #95637
    страница1 из 9

    Подборка по базе: 1- Биология как наука. Связь биологии с другими науками. Место и, 1- Биология как наука. Связь биологии с другими науками. Место и, 1. Понятие и функции науки. Наука как деятельность и как социаль, 1. Теория перевода и ее место среди филологических наук.docx, МПД проф.маг. Эпидемиология.docx, ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Тема 1, Педагогика в системе наук о человеке_ Раздел 2 Модуль3.ppt, Искусство тренировать- взаимосвязь науки и практики (1).docx, Instruction Доктор Рядом.doc, 3.Становление психологии как самостоятельной науки во второй пол
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    ББК 22.18:88.4

    К78

    Рецензент докт. физ.-мат. наук проф. В.В. Захаров
    (С.-Петерб. гос. ун-т)
    Печатается по постановлению
    Редакционно-издательского совета
    С.-Петербургского университета



    Крюкова Т. В.

    К78 Основы теории принятия решений в конфликте: Учеб. пособие. — СПб., 2005. — 88 с.

    В учебном пособии изложены основные понятия, подходы и методы теории принятия решений, которые были включены в курс лекций, читаемых студентам направления подготовки 040300 «Конфликтология» (бакалавриат) философского факультета СПбГУ на протяжении последних 5 лет.

    В пособии основной акцент делается на изложении рациональных подходов и методов применительно к конфликту. Для усвоения материала студентам-конфликтологам достаточно знаний курса математики, читаемого на философском факультете.

    В Приложении дается описание деловой игры на принятие коллективного решения, один из вариантов которой используется в пособии для иллюстрации приводимых методов.

    Предназначено студентам, аспирантам философского факультета и всем интересующимся …
    ББК 22.18:88.4

    © Т.В. Крюкова, 2005
    © С.-Петербургский
    государственный
    университет

    Введение

    В предлагаемом учебном пособии делается попытка познакомить студентов отделения конфликтологии с основами теории принятия решений применительно к области конфликтов. Прежде всего, автор акцентирует внимание на основных понятиях, сущности и роли принятия решения на всех этапах человеческой деятельности.

    Некоторые решения человек принимает не задумываясь и автоматически, а над другими думает продолжительное время, ищет лучший вариант, и не факт, что он его находит. Конечно, опыт и интуиция в ряде случаев могут помочь в принятии решений, но считать такое решение оптимальным нельзя, потому что не доказано, что найденное решение наилучшее из всех возможных при заданных ограничениях и допущениях. Следовательно, необходимо объяснить ход своих мыслей при выборе данного решения и аргументировать его оптимальность. Конечно, такая необходимость возникает в основном при принятии либо наиболее важных решений, либо, если решение касается не только самого индивида, но и других, за которых он несет ответственность. Сегодня очевидно, что неоптимальность решений, принимаемых в жизненных и деловых ситуациях, лишает нас значительной доли возможности и ресурсов. Именно способность принимать целенаправленные решения выделяет человека из окружающего живого мира, и принятию решений нужно научиться.

    Существует такая наука, которая носит название «теория принятия решений». Познав ее, можно гораздо лучше принимать типовые решения, да и в уникальных случаях быть осмотрительнее. Теория принятия решений представляет комплекс наук. Тут и методы исследования операций, и кибернетика, и теория игр, и психология, и социология и др. Кроме знаний методов теории принятия решений, конечно, очень важно, чтобы человек, который принимает решение профессионально разбирался в той предметной области, к которой относится задача.

    Данное пособие ориентировано как раз на конкретную предметную область — это конфликты, основной предмет исследований в конфликтологии. Существует две основных концепции принятия решений: рациональная и поведенческая. В пособии освещаются эти направления, но основной акцент делается на изложении именно рациональных подходов и методов, пронизанных изрядной долей математики. Некоторые трудности усвоения студентами гуманитарного отделения математических дисциплин еще не являются препятствием на пути изучения предлагаемой дисциплины, а скорее наоборот, стимулом на пути к становлению профессионалом-конфликтологом с широким кругозором, знанием и умением применять также естественнонаучные подходы и методы. Как писал известный математик Томас Саати: «Я люблю обе стороны математики: чистую — как возвышенный уход от реальности, прикладную — как страстное стремление к жизни». Вот как раз некоторые элементы прикладной стороны математики могут и должны быть поняты и усвоены студентами отделения конфликтологии.

    В учебном пособии в доступной форме освещаются важные темы и вопросы, связанные с тематическим планом дисциплины. Сначала даются основные понятия и определения. Формулируется задача принятия решения в двух трактовках — «принятие индивидуального решения» и «принятие коллективного решения». В зависимости от этих трактовок и излагается весь материал.

    По первой трактовке — принятие индивидуальных решений рассматривается как процесс, состоящий из ряда этапов: анализа исходной информации, формирования альтернатив и выбора наилучшей. Субъектом индивидуального принятия решения является лицо, принимающее решение (ЛПР). Важное внимание уделяется анализу проблемы, выявлению и классификации основных компонентов задачи. Приводятся типовые задачи принятия решений. Компоненты задачи принятия решения могут носить как качественный, так количественный характер, поэтому приводятся процедуры, позволяющие переходить от качественных к количественным показателям на основе вводимых шкал. Рассматривается фактор неопределенности, который является существенным в процессе принятия решений. Сформированные альтернативы чаще характеризуются не одним, а несколькими показателями. Для выбора наилучшей альтернативы необходимо провести их сравнение. Такая операция требует знания определенных методов, и такие задачи относятся к классу многокритериальных. В данном пособии предлагаются методы решения подобных задач. На конкретном примере демонстрируется процедура принятия решения в условиях неопределенности и риска.

    Во второй трактовке рассматривается задача принятия коллективного решения, которая характеризуется двумя особенностями: наличием не одного ЛПР, а группы ЛПР со своими целями и интересами; необходимостью определения или выбора правил согласования, или согласованности, решений членов группы. А это суть предпосылки к появлению и развитию конфликта, поэтому принятие любого коллективного решения по своей природе конфликтно.

    В пособии приводятся описания процедур и способов организации экспертиз и методов экспертных оценок. Рассматриваются способы согласования альтернатив (вариантов) среди экспертов (членов группы).

    В приложении к данному пособию дано описание деловой игры на принятие коллективного решения, которая проводится в начале изучения данного курса. Приобретенный опыт и результаты, полученные в ходе участия в этой деловой игре, используются для иллюстрации многих теоретических выкладок в течение всего лекционного периода, что нашло свое отражение в пособии.

    В пособии не рассматривается теория игр, хотя традиционно она считается математической теорией конфликтов, так как на отделении конфликтологии читается самостоятельный курс по данной дисциплине.

    Целью данного пособия является знакомство с методами и подходами теории принятия решений, овладение и преломление последних на конфликтологические задачи. Данный научный инструментарий может стать дополнительным ресурсом, которым смогут воспользоваться как субъекты, так и посредники на всех этапах развития и упра­вления конфликтом.

    После каждой главы в пособии предлагается список контрольных вопросов для самопроверки. В процессе работы над пособием использовалась отечественная и зарубежная литература, которая отражена в списках основной и дополнительной литературы в конце учебного пособия.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта