Главная страница
Навигация по странице:

  • Программа профессиональной переподготовки Практическая психология с дополнительной специализацией в области семейной психологии (1850)Дисциплина

  • Практическое задание 3, Модуль 3. Высшая нервная деятельность Выполнил: слушатель Миргородов Сергей Олегович Преподаватель

  • Перевязко Елена Александровна г. Москва – 2022 Задание 1.

  • Физиология высшей нервной деятельности - Практическая работа 3. Дисциплина Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем Практическое задание 3, Модуль 3

    Единственный в мире Музей Смайликов

    Самая яркая достопримечательность Крыма

    Скачать 1.45 Mb.
    НазваниеДисциплина Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем Практическое задание 3, Модуль 3
    Дата26.06.2022
    Размер1.45 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФизиология высшей нервной деятельности - Практическая работа 3.docx
    ТипПрограмма
    #615321

    С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Божьи весы.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Билет 10. Общая характеристика психической деятельности дошкольн, л1 УП Предмет, методы и задачи психофизиологии профессиональной , Анатомия и физиология центральной нервной системы.docx, Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности, Рекомендуемые направления внеурочной деятельности.pdf, Информационные технологии в юридической деятельности ответы на т, Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения у д, Документирование управленческой деятельности.docx, обеспечение проектной деятельности.docx, 07.КЛ- 23.02.03-16 ОП.07 Правовое обеспечение профессионально

    Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

    Программа профессиональной переподготовки

    Практическая психология с дополнительной специализацией в области семейной психологии (1850)

    Дисциплина: Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем

    Практическое задание 3, Модуль 3. Высшая нервная деятельность


    Выполнил:

    слушатель Миргородов Сергей Олегович

    Преподаватель:

    Перевязко Елена Александровна

    г. Москва – 2022

    Задание 1. Российский физиолог И.П.Павлов провёл эксперименты, демонстрирующие процесс создания условных рефлексов у собак, после чего американский психолог Джон Б. Уотсон и его ассистентка  Розали Рейнер решили показать, что эмоциональные реакции могут быть обусловлены и у людей. Участником эксперимента стал 11-месячный ребенок по имени Альберт. Уотсон и Рейнер для начала проверили реакции ребенка, показывая ему белую крысу, кролика, обезьяну, маски и горящие газеты. Мальчик первоначально не показал страха ни перед одним из объектов, которые ему показали. В следующий раз, когда Альберту была показана крыса, Уотсон создал громкий шум, ударяя по металлической трубе молотком. Естественно, ребёнок испугался шума и стал кричать. После повторных демонстраций белой крысы с громким шумом, Альберт стал пугаться крысу, даже если показ не сопровождался ударом молотка по трубе.

        

    Приведите в соответствие элементы классического обусловливания в эксперименте «Маленький Альберт»


    Нейтральный стимул

    Белая крыса

    Неоговоренный стимул, он же Безусловный стимул

    Громкий шум (удар по металлу)

    Безусловная реакция

    Стал кричать, одергивать руку от крысы (стал бояться ее)

    Обусловленный стимул

    Белая крыса, а также в этом эксперименте участвовали другие животные на которых также был выработан этот стимул

    Условный рефлекс

    Страх


    В связи с этим экспериментом ребенок стал бояться не только белую крысу, но и другие предметы которые ему показывали, произошел перенос реакции страха. Но реакция была выражена с разной интенсивностью.

    Достоверной информации о том, как сложилось дальнейшая судьба ребёнка, нет, но согласно некоторым источникам истинной личностью «Крошки Альберта» является Уильям Баргер. Его мать работала в той больнице, где проводился эксперимент, а племянница Баргера заявила, что дядя всю жизнь боялся собак, за что подвергался насмешкам со стороны членов семьи. Исследователи, занимающиеся данным вопросом отметили, что нет никакого способа проверить, является ли данная фобия побочным эффектом эксперимента, а также заявили, что Уильям Баргер не знал о своей роли в качестве подопытного.
    Задание 2. Китаока Акиеши является профессором психологии в Японии. Он стал известен благодаря созданной им  оптической иллюзии «Вращающийся Змей». Объяснение его иллюзии связано со зрительным восприятием, а более точно с … (выберите вариант) и дайте объяснение с позиции выбранного варианта
    Ответ:   а) с разницей восприятия между сетчаткой и слепым пятном;

                   б) с взаимодействием между периферийным зрением и центральной ямкой в желтом пятне;

                   в) с различием восприятия между слепым и желтым пятном.


    Для правильного восприятия и понимания сути оптических явлений мы должны знать строение и функционирование человеческого глаза. Однако физиология глаза — уникального анализатора изображения не может полностью объяснить сути происходящих оптических явлений в отрыве от психической деятельности мозга.



    1. Роговица

    2. Радужная оболочка

    3. Хрусталик

    4. Передняя камера

    5. Ресничное тело

    6. Цинновы связки или ресничный поясок

    7. Стекловидное тело

    8. Центральная ямка

    9. Желтое пятно

    10. Зрительный нерв

    11. Слепое пятно

    12. Сетчатка

    13. Сосудистая оболочка

    14. Склера

    15. Задняя камера

    16. Оптическая ось

    17. Зрительная ось



    Белая часть глазного яблока называется склерой или склеротической (белковой) оболочкой. Внутри склера выстлана сосудистой оболочкой, состоящей из сети кровеносных сосудов, питающих глаз. Передняя часть глазного яблока более выпуклая и прозрачная — это роговица, переходящая в склеру. Вместе с влагой, заполняющей переднюю камеру, образует первую живую линзу глаза. Она фокусирует лучи света, попадающие в глаз.

    Другую стенку передней камеры образует радужная оболочка, ограничивающая зрачок. Цвет радужки определяется содержанием (либо отсутствием) в ней коричневого пигмента меланина. Различная концентрация меланина вызывает ощущение разного цвета радужных оболочек.

    В средней части радужки имеется центральное отверстие — зрачок. Через него лучи света попадают внутрь склеры. Зрачок — аналог диафрагмы в фотографическом объективе. Он реагирует на яркий видимый свет, а заодно ограничивает попадание во внутреннюю часть склеры вредных для глаза ультрафиолетовых лучей. Зрачок — черный, поскольку все лучи, вошедшие в глаз, поглощаются внутренней частью глазного яблока.

    За роговицей расположена вторая живая линза — хрусталик. Хрусталик связан с цилиарной (кольцевой) мышцей цинновыми связками, меняющими его диаметр и толщину, т.е. меняющими кривизну этой линзы и позволяющими автоматически фокусировать изображение окружающего мира, иначе, настраивать изображение на резкость.

    Внутренняя часть глазного яблока заполнена стекловидным телом (коэффициент преломления такой же, как у воды), поддерживающим упругость и постоянство формы глаза.

    Поверх сосудистой оболочки располагается сетчатая оболочка, сетчатка, или ретина — истинный орган зрения. Сетчатка непосредственно связана с мозгом и фактически представляет ткань мозга, превращающая видимую световую энергию в нервные импульсы. Чрезвычайно тонкая сетчатка состоит из 10 слоев нервных окончаний. В сетчатке около 130 млн клеток-рецепторов, чувствительных к свету. От 6 до 10 млн из них — колбочки, работающие при дневном свете и служащие для различения мелких деталей предметов и участвующих в возникновении цветоощущений. Диаметр колбочки — около 0,006 мм. Каждая колбочка заполнена желтым пигментом йодопсином.

    Остальные приблизительно 120 млн клеток — палочки, высокочувствительные к слабому свету, но не различающие мелких деталей и не участвующие в «восприятии цвета». Диаметр палочки — около 0,002 мм. Зрительные клетки — палочки заполнены пигментом пурпурного цвета — родопсином, или зрительным пурпуром.

    Наибольшее число колбочек находится вблизи желтого пятна. Само желтое пятно практически не содержит палочек и набито колбочками. Особая чувствительность дневного зрения приходится на центральную ямку желтого пятна. Поэтому для максимального различения мелких деталей необходимо, чтобы линия, по которой устремлен взгляд, соединяла центр хрусталика с центральной ямкой желтого пятна. Поскольку центральная часть желтого пятна не содержит палочек, ночью человек не только не различает цветов, но и не может различить мелких деталей. Для того чтобы ночью увидеть предмет, мы должны смотреть не на него, а рядом с ним.

    Палочки и колбочки являются окончаниями нервных клеток, по которым световое ощущение, преобразованное в нервный импульс, передается в мозг по зрительному нерву. Место схождения нервных окончаний в зрительный нерв называется слепым пятном. Оно не содержит ни палочек, ни колбочек и не формирует изображения.

    Видеть — это обладать способностью зрения. Глаз является только приемником излучений разных длин волн с разной интенсивностью, проникающих внутрь него. Глаз является, по сути, очень чувствительным и сложным фотоприемником, и без анализатора — мозга он не может «видеть», различать предметы и цвета.

    Цвет — это свойство нашего мозга воспринимать, различать излучения разных длин волн.

    Итак, правильный ответ: (Б)

    В ходе эксперимента ученые выяснили, что при взгляде на иллюзию активизируются те же нейроны, что и при взгляде из окна быстро движущегося поезда, когда кажется, что пейзаж «едет мимо» а не наоборот.

    Неврологи объясняют это следующим образом и я несомненно с ними согласен: видимость движения во «Вращающихся змеях» создается из-за большого количества оптической информации, поступающий в разные участки сетчатки глаз. Определённое сочетание световых сигналов, а именно «черный — синий, белый — желтый» или «черный — зеленый, белый — красный» (именно к таким комбинациям периферическое зрение максимально чувствительно), обманывает наш мозг, заставляя его воспринимать статическое изображение, как динамичное.

    Задание 3. Определение типа темперамента

    Скачайте из Интернета или пройдите онлайн тестирование с помощью теста Айзенка на темперамент (опросник EPI). Зафиксируйте Ваши результаты по шкалам экстреверсия-интроверсия, нейротизм-эмоциональная стабильность. Приведите данные в ответе. Перенесите эти данные на рисунок в систему координат. Оцените результат, дайте краткое заключение темпераменту, обратную связь о соотношении результатов теста и самовосприятии тестируемого.



    Eysenck Personality Inventory (EPI) - опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстраверсии - интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника.

    Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

    Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

    Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

    Наш испытуемый проходил оба варианта тестирования, где результаты оказались схожи, опубликован будет результат (B).



    По результатам тестирования испытуемый по шкале экстраверсия/интроверсия набрал 16 баллов, что соответствует довольно таки выраженному экстравертному типу.

    Типичный экстраверт открытый и общительный, чувствует необходимость находиться в социуме, где проявляет высокую активность. Преобладают положительные эмоции, контроль чувств снижен.

    Также по результатам тестирования нейротизм/стабильность испытуемый набрал 6 баллов, что соответствует очень высокому уровню устойчивости.

    А устойчивость в свою очередь характеризуется умением приспосабливаться к различным переменам, добиваться своей цели, не реагируя на окружающие раздражители. Такой человек редко беспокоится или боится будущего. Характерна сниженная эмоциональность.

    По типу темперамента испытуемый сангвиник, а сангвиник — это энергичный (активный) тип темперамента с сильной нервной системой, отличающийся общительностью, оптимистичным взглядом на жизнь, быстрой адаптацией, уравновешенностью эмоций и выносливостью. Он никогда не сидит на месте, одиночество его угнетает, ведь он — экстраверт. Сангвиническая личность тоже иногда грустит, как меланхолик, зацикливается на чем-то, как флегматик, и бросается в авантюры, как холерик. Просто потому что ей интересно пробовать все новое.


    Если подытожить, то испытуемому можно дать следующую характеристику.

    Человек довольно гибкий, потенциально способный эффективно действовать в разных ситуациях - и таких, которые требуют быстрых и смелых решений, и таких, которые требуют вдумчивого, всестороннего анализа и осмотрительности. Такому человеку нужно чаще бывать на людях и развивать в себе способности к общению с людьми, т.к. если этого не делать, то способность быстро угаснет, либо совсем не разовьется. Но не забывать и о том, что ему требуются ситуации спокойного уединения, позволяющие собраться с мыслями, обдумать причины возможных неудач и планы на будущее.
    Также этот человек по натуре с достаточно ровным и спокойным характером. Он потенциально умеете переносить трудности и справляться со стрессами не хуже большинства других людей, можете быть вполне чутким и тонким человеком, предвидеть отдаленную опасность, сопереживать людям. Но эти качества нужно постоянно развивать. Так как без употребления, они могут быть утерянными или вовсе не сформированными.

    Занятие изящными видами искусств необходимы этому человеку для развития чувства прекрасного, чувства гармонии.





    написать администратору сайта