5 кл. ИЗО. Чумаченко Светлана Николаевна Учитель изо высшей категории пояснительная записка рабочая программа
![]()
|
![]() ![]() Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Закрытого административно-территориального образования Знаменск Гимназия №231 Астраханской области Предметный курс «Изобразительное искусство» 5 класс Рабочая программа Составитель: Чумаченко Светлана Николаевна Учитель ИЗО высшей категории. Пояснительная записка. Рабочая программа к УМК «Изобразительное искусство» авторов Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. 5 класс/ под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015, для 5 класса составлена учителем «ИЗО» высшей квалификационной категории Чумаченко Светланой Николаевной. Нормативно-правовой и документальной базой программы являются: Закон «Об образовании РФ». Федеральный государственный образовательный стандарт ООО. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы/ Под руководством Б.М. Неменского –4-е изд.- М.: Просвещение, 2014 г. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Данная программа ориентирована на учащихся 5 класса. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в объёме 34 часов. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных учебных занятий в количестве 1 часа в неделю, продолжительность занятий 45 минут. Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. «Изобразительное искусство» в основной школе является базовым предметом, нацелено на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления. Цель курса - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, Эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры. Задачи курса: Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально- пространственной формы; Освоение художественной культуры как формы материального воплощения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах; Развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости; Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, отражённой в его изобразительном искусстве, архитектуре, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды; Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; Овладение средствами художественного изображения; Овладение основами практической творческой работы с различными художественными материалами и инструментами. Общая цель основного общего образования с учетом специфики учебного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Задачи: формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. 2. Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство» Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного ан основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом: Программа « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.»; Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н.А. Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.191с. Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс / Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2015. Неменская Л.А.Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Л.А.Неменская; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015. Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014 г.. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Целевые установки для 5 класса: Изучение декоративно-прикладного искусства с позиций его жизненных функций и вытекающих особенностей его образного языка. Приобщение к народному искусству, развитие духовно-нравственной, творчески мыслящей личности Место учебного предмета в учебном плане На изучение предмета в 5-8 классе выделяется в каждом классе по 35 учебных часов в год (1 час в неделю). Всего -140 часов. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся - формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. -овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами; -формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры Метапредметные результаты -Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; -обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях; Умение эстетически подходить к любому виду деятельности; -развитие фантазии, воображения, визуальной памяти; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов Предметные результаты: -восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций; -активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; -художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; -умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах; -понимание разницы между элитарным и массовым искусством; -применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности Содержание учебного курса ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Древние корни народного искусства Древние образы в народном искусстве Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Связь времен в народном искусстве Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Декор- человек, общество, время. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит » о человеке. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство в современном мире Современное выставочное искусство. Ты сам- мастер. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч) Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность. Тема. Древние образы в народном искусстве 2 Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Тема. Убранство русской избы 1 Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир) Создание поисковых групп по направлениям народного искусства. Тема. Внутренний мир русской избы 1 Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда1 Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Тема. Русская народная вышивка 1 Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Тема. Народный праздничный костюм 1 Народный праздничный костюм целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы) 1 Календарные народные праздники это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Художественно- творческое задание СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 ч) Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде городской, и совершенно иной жизнью. Задача - дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах. Тема. Древние образы в современных народных игрушках 1 Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской в других местных форм игрушек. Тема. Единство формы и декора в старооскольской игрушке 1 Особенности пластической формы старооскольских глиняных игрушек. Мастера старооскольской игрушки. Тема. Искусство Гжели 1 Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Тема. Городецкая роспись 1 Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь - главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи. Тема. Хохлома 1 Из истории развития хохломской росписи. Особенности хохломской росписи :главные элементы росписи: « под фон», «кудрина» . Тема. Жостово. Роспись по металлу 1 Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Тема. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. 1 Дерево и береста основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья- птица света. Изделия из бересты. Резное узоречье берестяных изделий. Тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) 1 Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Тест |