Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат Тема: Борис Васильев «Завтра была война»

  • История создания произведения.

  • Идейно-тематическое содержание.

  • 3. Характеристика главного героя.

  • Эпизод, который произвел наиболее сильное впечатление.

  • Художественное многообразие и актуальность произведения.

  • Борис Васильев «Завтра была война». Борис Васильев Завтра была война


    Скачать 33.7 Kb.
    НазваниеБорис Васильев Завтра была война
    Дата03.12.2019
    Размер33.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБорис Васильев «Завтра была война».docx
    ТипРеферат
    #98418

    С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: РЕФЕРАТ ЗОЖ.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: ответы лекции завтра.docx, ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ.docx, В 1989 году была сделана очередная попытка расширить классификац, Крымская война.docx, Орлов В. В. Васильева Т. С. Философия экономики. Пермь, 2005. ф, задание по климатической комфортности Борисычева 103.docx, КР Васильева.doc, классный час на завтра.doc, Александр Васильевич Храповицкий.docx, Крымская война.docx

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    «Заволжский автомоторный техникум»


    Реферат
    Тема: Борис Васильев «Завтра была война»

    Группа: АТ-13

    Выполнил: Волжанкин Андрей

    Преподаватель: Торопова Л. В.

    Заволжье

    2014
    Содержание


    1. Коротко об авторе. Время создания произведения и время отраженное в нем………………2 – 4

    2. Идейно-тематическое содержание………………………………………………………………5 – 6

    3. Характеристика главного героя……………………………………………………………………...7

    4. Эпизод, который произвел наиболее сильное впечатление………………………………………...8

    5. Художественное многообразие и актуальность произведения……………………………………9


    1. Коротко об авторе. Время создания произведения и время отраженное в нем.
    Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец — Васильев Лев Александрович (1892—1968) — кадровый офицер царской и впоследствии Красной армии. Мать — Алексеева Елена Николаевна (1892—1968).

    В 1941 году ещё будучи школьником Борис Васильев ушёл на фронт. В 1943 году после тяжёлой контузии Васильев покинул действующую армию. Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина. В 1946 году окончил инженерный факультет академии и работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. В 1952 году вступил в КПСС. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

    Литературным дебютом Васильева стала пьеса «Танкисты» (1954), посвящённая смене поколений в армии послевоенной страны. Спектакль, получивший название «Офицер» после двух пробных постановок в Театре Советской Армии, в декабре 1955 года был запрещен Главным политуправлением Советской Армии. Васильев продолжает осваивать драматургию, несмотря ни на что, и пробует свои силы как сценарист. После окончания студии при Госкино СССР по сценариям Васильева были поставлены художественные фильмы: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960). В 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры», получивший широкую известность. Ради заработка приходилось также сочинять сценарии для КВН, писать подтекстовки к киножурналам.

    Первое прозаическое произведение Васильева «Иванов катер» было принято Твардовским к публикации в «Новом мире» в 1967 году. Однако повесть увидела свет лишь в 1970 году (№ 8—9). Настоящая слава пришла к писателю в 1969 году с публикации в журнале «Юность» (№ 8) повести «А зори здесь тихие…». Васильев вспоминал, что Борис Полевой, прочитав рукопись, сделал всего два замечания (заменить «шмайссер» на «автомат» и «еловый корень» на «выворотень») и немедленно подписал её в номер. С этого момента начинается и долгое успешное сотрудничество с журналом «Юность», где впервые увидели свет лучшие произведения Бориса Васильева.

    Уже через год повесть «А зори здесь тихие…» была перенесена на сцену театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. В 1972 году книга была успешно экранизирована Станиславом Ростоцким. Писатель постоянно обращается в своём творчестве к теме войны и военного поколения: «В списках не значился» («Юность», 1974, № 2—4); «Завтра была война» («Юность», 1984, № 6), в рассказах «Ветеран» («Юность», 1976, № 4), «Великолепная шестёрка» («Юность», 1980, № 6), «Вы чьё, старичьё?» («Новый мир», 1982, № 5), «Неопалимая купина» («3намя», 1986, № 2). Писатель уделял в своём творчестве внимание современным острым социальным темам и российской истории.

    Борис Васильев — лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» — «За Честь и Достоинство». Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

    Скончался 11 марта 2013 года в Москве на 89-м году жизни.

    14 марта похоронен с воинскими почестями на Ваганьковском кладбище, рядом с супругой.

    История создания произведения.

    Вот как сказал о нём сам автор: “Я написал три книги о войне и хотел в них показать, как бы три её лика. В повести «А зори здесь тихие» рассказать о войне как о жесточайшем испытании...

    В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек с высокой нравственностью, если он живёт и действует по совести, то в тяжёлый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку.

    А повесть «Встречный бой» — это протест против бессмысленных потерь на войне...

    Когда эти три вещи были уже написаны, меня стал мучить вопрос: а кто же они были — те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли они такими? Так появился роман о предвоенной школе «Завтра была война»”.

    Роман был напечатан в 1987 году в журнале «Юность». В ответ на это произведение редакция получила тысячи писем. Писали чаще юные, но много писем пришло и от людей немолодых, помнивших довоенную школу, чьи судьбы были схожи с судьбами героев Бориса Васильева. По роману поставлены спектакли, снят фильм.

    Действие построено хронологически. Начинается оно в 1938 году. Основные события происходят в сентябре–октябре 1940-го. Заканчивается роман встречей выпускников в 1980 году. В романе изображён город Воронеж с его широким проспектом Революции и самым большим фотоателье на нём.

    1. Идейно-тематическое содержание.


    Вторая мировая война жирной чертой разделила мировоззрение многих миллионов людей на две части: жизнь до войны и после нее. Великая Отечественная унесла с собой в небытие сотни тысяч душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в это страшное время и участвовать в этом кровопролитном помешательстве мирового масштаба. Как и любое событие, эмоционально отражающееся в психике, война заставила многих людей взяться за перо и изложить на бумаге все свои переживания и впечатления. Одной из таких книг, автор которой пережил Великую Отечественную, является повесть «Завтра была война» Бориса Васильева.

    Нет, в этом произведении мы не найдем описаний сражений и военного быта, как в большинстве рассказов военных лет. Не найдем мы здесь и обвинений в сторону фашистов и немцев. В этой книге мы прочитаем о подростках, вступающих во взрослую жизнь, делающих первые шаги навстречу будущему. Ученики 9 «Б», как и мы сейчас, мечтали о светлом будущем, о счастье, о любви и взаимности. Читатель буквально видит всех их спустя много лет, представляет, какими станут герои произведения: рациональная руководительница и строгая, но любящая мужа и детей Искра, волевой и целеустремленный Артем, заслуженный летчик Ландыс… Все они, шестнадцатилетние школьники, мечтали о будущем и знали, что впереди их ждет интересная и счастливая жизнь.

    Но судьба распорядилась по-иному, не дав им возможность познать счастье и радость. «Завтра была война» - это реквием по неосуществленным надеждам и несбывшимся мечтам, по той жизни, которая должна была быть прожита в соответствии с законами бытия, но которой не было. Глубокая печаль пронизывает эпилог произведения, потому что так не должно быть в природе, чтобы дети погибали вместе с родителями, чтобы ребенок, не повзрослев, превращался в героя и раньше времени увековечивал свое имя в памяти людей.

    Начало повести отправляет нас в осень 1940 года, в 9 «Б» класс. Школьные заботы, учебники и контрольные, беззаботная суета на переменах, подсказки и списывания – казалось бы, все как обычно. Но в головах шестнадцатилетних юношей и девушек появляются новые, неизвестные и манящие ощущения и совсем недетские вопросы об истине, об ответственности. В сердце каждого девятиклассника начинало происходить осознание себя как личности и как взрослого человека. И каждый из них начал проявлять черты индивидуальности.

    В этой книге про школьников поднимаются далеко не детские проблемы. В диалогах подростков мы видим отчаянные попытки найти ответы на вечные вопросы: что есть счастье? существует ли абсолютная истина? как пережить трудности в жизни? А трудностей на пути учеников 9 «Б» оказывается очень много.

    Тематика произведения выражается именно этим взрослением (о котором я говорил выше, описывая героев отдельно). Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспитывать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.

    Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части повести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и эпилога — воспоминания автора о своей молодости. А идея выражается в том, что запоминается в жизни только самое прекрасное — юность. Повесть называется — “Завтра была война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно. Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.

    3. Характеристика главного героя.

    Безусловно, самой яркой героиней является Искра Полякова - лидер, староста и хороший товарищ. К ней бежали в случае проблем, у нее искали поддержки и знали, что она всегда найдет выход из любой ситуации. Но, несмотря на внешнюю строгость, холодность и бесстрашие, Искра была очень одинокой девушкой, и смелость была всего лишь маской, под которой скрывалась (и от окружающих, и от самой себя) доброта и чувствительность. Воспитанная суровой женщиной, Искра все больше становилась похожей на свою мать. Такие люди привлекают окружающих своей смелостью и решимостью, но многие не подозревают, как сильно иногда им нужна помощь и понимание. Искра погибла героически, в очередной раз далеко запрятав свой страх и доказав свою любовь к Родине.

    Зина Коваленко — ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Искры.

    Вика Люберецкая — самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее — это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.

    Валентина Андроновна – классная руководительница и учитель литературы, иногда замещала директора. Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

    Саша Стамескин - бывший одноклассник, хулиган, Искра берет его под свою опеку и делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

    Николай Григорьевич Ромахин - директор школы, его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

    Жора Ландыс - верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику.

    мать Искры - женщина, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, смиряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно сказать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.



    1. Эпизод, который произвел наиболее сильное впечатление.


    Однажды на дне рождения одноклассника Артема Шефера, ее подруга и одноклассница Вика Люберецкая читала стихи Есенина. Искре очень понравились стихи, но когда она узнала кто автор, то искренне возмутилась, ведь Есенин считался крамольным поэтом…

    На следующий день Искра была вызвана к завучу школы, которая уже была осведомлена о том, чем занимались комсомольцы на дне рождении одноклассника – читали упаднические стихи крамольного поэта. Но больше всего возмутило завуча, что Искра, как комсорг класса не доложила о таком ЧП сама.

    Искра понимает, что Вике грозит опасность и спешит предупредить ее. Но отец Вики, известный в городе человек - главный конструктор местного авиазавода Леонид Сергеевич Люберецкий спешит успокоить девушек, что ничего нет предосудительного в этом, ведь Есенина никто не запрещал.

    С тех пор Искра стала часто бывать в доме у Люберецких и узнала о таких вещах, в которых раньше не сомневалась. Например, о презумпции невиновности, о том что человек не должен оправдываться или доказывать свою невиновность, а правоохранительные органы должны доказать его вину, и даже чистосердечное признание не служит доказательством вины, ведь человек может оговорить себя под давлением.

    Слова Люберецкого произвели очень сильное впечатление на Искру, и она решает выпустить в школе стенгазету о презумпции невиновности. Но мать вовремя заметила черновик этой стенгазеты и остерегла дочь от опрометчивого поступка, а вскоре Люберецкий был арестован.

    Его дочери теперь грозит позор. Завуч давит на Вику, что бы она публично отказалась от своего отца, но Вика не желает делать этого. Тогда завуч требует от Искры срочно провести комсомольское собрание, что бы исключить Люберецкую из комсомола. Но на собрание Вика не пришла, она покончила собой, приняв большую дозу снотворного.

    Несмотря на предостережения матери, Искра вместе с одноклассниками и директором школы Ромахиным решает провести похороны подруги. На могиле Вики она зачитывает ее предсмертное письмо. Организация панихиды по дочери врага народа не обошли стороной и Ромахина, его исключили из партии.

    А через несколько дней приходит известие, что Люберецкого отпустили. Бывшие одноклассники Вики, немедленно поспешили утешить несчастного отца надеждой на будущее. Тогда они еще не знали, какие беды принесет им всем следующий 1941 год…



    1. Художественное многообразие и актуальность произведения.

    Тема войны актуальна в любое время, потому что там погибают люди. И автор при помощи своего таланта и мастерства смог доказать еще раз ее актуальность. Все тяготы, несправедливости и жестокости автор описывает с неподражаемой простотой и краткостью. Но это не вредит восприятию повести. Сцены из жизни девушек емки и кратки, но дают полное представление о каждой героине. В своих героях автор показывает разные типы людей, их поведение, и это у Васильева, на мой взгляд, получается особенно хорошо. Васильев не просто писатель, а писатель-психолог. И этому он учился не по книжкам, а сама жизнь, точнее, война научила и помогла понимать психологию людей.


    написать администратору сайта