Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат по Истории

  • Билл Клинтон-президент США

  • Радюковская Елена Алексеевна

  • Содержание Введение 1.Детство.Семья………………………………………………………………..1 2. Образование …………………………………………………………………2

  • 3.Политичекая карьера…………………………………………………......2-3 4.Внутренняя политика в годы президентства………………………….3-6 5.Внешняя политика в годы президентства……………………………6-11

  • 6.Итоги президентства. Историческая оценка деятельности…………..11 7.Список литературы………………………………………………………...12 Введение

  • 1 Образование

  • Внутренняя политика в годы президентства

  • Внешняя политика в годы президентства

  • Итоги президентства. Историческая оценка деятельности

  • реферат президент. Билл Клинтонпрезидент США


    Скачать 126 Kb.
    НазваниеБилл Клинтонпрезидент США
    Дата03.10.2018
    Размер126 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлареферат президент.doc
    ТипРеферат
    #52287

    С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: задание 2.docx, практическая работа по дисциплине ЭкоОснПр.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: 01 - ТерСтом - оформление реферата (1).pdf, атеросклероз реферат.docx, земпроект реферат.docx, Титульный лист для реферата.doc, Никита реферат.pdf, СЗБ17П. Попова Ю.А. Реферат.docx, Образец реферата.docx, Государственная деятельность Ивана III РЕФЕРАТ.docx, Лапина АА. 103 стом. Реферат Волейбол.docx, Корягин ВС ЛД-19-01 Реферат Культурология. Дореволюционная Пермь


    Частное профессиональное образовательное учреждение

    «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


    Реферат


    по

    Истории

    дисциплине


    Тема:

    Билл Клинтон-президент США
















    тема работы






    Выполнил(а) студент(ка)


    Радюковская Елена Алексеевна




    фамилия имя отчество

    Идентификационный номер:

    801-0210-38




































    Пермь 2018

    Содержание

    Введение

    1.Детство.Семья………………………………………………………………..1

    2. Образование …………………………………………………………………2

    3.Политичекая карьера…………………………………………………......2-3

    4.Внутренняя политика в годы президентства………………………….3-6

    5.Внешняя политика в годы президентства……………………………6-11

    6.Итоги президентства. Историческая оценка деятельности…………..11

    7.Список литературы………………………………………………………...12

    Введение

    Уильям Джефферсон Клинтон (Bill Clinton) - 42-й президент США - родился 19 августа 1946 года в Хоупе (штат Арканзас). Президент США с 20 января 1993-го по 20 января 2001 года.

    В 1996 году Клинтон отпраздновал свое 50-летие. Он был пока единственным президентом США, родившимся после второй мировой войны. Заняв Белый дом в 46 лет, Клинтон стал вторым по возрасту избранным главой государства после 43-летнего Джона Кеннеди, а после победы на вторых выборах он стал самым молодым в истории дважды президентом. Клинтон — первый в истории США президент, начавший активную кампанию за собственное переизбрание более чем за год до выборов. О своем желании остаться на второй срок он заявил еще до первой инаугурации, не успев принять дела у предшественника, чем также установил своего рода рекорд. Американские газеты ехидно замечали, что президент умеет и любит лишь одно — проводить избирательные кампании.

    Жизнь Клинтона представляет собой как бы специальную пропагандистскую иллюстрацию к истории о "Великой американской мечте".

    Детство.Семья

    Билл Клинтон родился 19 августа, 1946, в глубокой провинции в маленьком городке Надежда, штата Арканзас, штата, где еще никогда не рождались президенты. Отец - Вильям Джефферсон Блайс, погиб за три месяца до рождения сына в автомобильной катастрофе. Он был назван по имени своего отца, Вильям Джефферсон Блайс третий. Нуждающаяся найти способ поддерживать себя и ребенка, мать Билла Клинтона, Вирджиния Кэссиди Блайс, медицинская сестра, переехала в Новый Орлеан, Штат Луизиана, чтобы учиться. Билл Клинтон остался с родителями матери в "Надежде" - владельцами маленького пригородного продуктового магазина. Там он был окружен многими родственниками, которые дали ему любовь и поддержку, сыграли существенную роль в его воспитании. Бабушка с дедушкой Билла Клинтона, Элдридж и Эдит Кэссиди, преподавали ему силу ценности и веры. Они преподавали их молодому внуку, что каждый создан равным и поэтому, с людьми нельзя обращаться по-другому из-за цвета их кожи. Этот урок, Билл Клинтон никогда не забыл. О втором муже матери президента американцы предпочитают публично не говорить - он был известен тем же, чем так прославился в мире быт президента Ельцина.

    Его мать возвратилась из Нового Орлеана с учёной степенью в 1950, когда ее сыну было уже четыре года. Через несколько лет она выходит третий раз замуж за Роджера Клинтона, продавца автомобилей в магазине своего брата. Когда Биллу Клинтону было семь лет, семейство переехало в “Hot Springs", штат Арканзас. Роджер получил больше оплачиваемую работу как менеджер автомобильного дилера, а Вирджиния нашла себе работу как медсестра. В 1956 г. у Билла появляется брат, а в 16 лет он официально принимает фамилию Клинтон. Как активный член церкви, он собирал деньги и занимался милосердием. В свободное время он любил читать, играл на саксофоне. Он любил музыку, занимался каждый день, и играл в джазовых ансамблях.

    В этом же возрасте он один из победителей в конкурсе юных лидеров "Мальчики нации". В их числе он отправляется первый раз в Вашингтон и пожимает в Белом доме руку президенту Кеннеди. С этого момента, как говорил позже Клинтон, он "твердо решает посвятить себя тому, чтобы улучшить жизнь американцев и для этого стать президентом".

    В 1962 Билл Клинтон ездил в Вашингтон, округ Колумбия, на специальную конференцию лидеров молодежи. Молодые юноши и девушки были приглашены в Белый дом на встречу с президентом Кеннеди.

    1

    Образование

    У семьи не было денег, но благодаря своим личным способностям Билл добивается финансовой поддержки и получает поистине блестящее образование. Джорджтаунский университет, специальность международные отношения; университет Оксфорд в Англии, специальность - государствоведение; Йельский университет, специальность - юриспруденция. В 1973 Билл Клинтон вернулся в Арканзас, где преподавал право в университете.11 октября 1975 он женился на Хилари. Одновременно ему удается поработать в команде арканзасского сенатора Вильяма Фулбрайта, где он приобретает первые уроки того, как делается политика. Несколько лет Клинтон работает профессором права в университете штата Арканзас, а в 1974 году пробует баллотироваться в сенат, но проигрывает. Через два года Клинтон избирается генеральным прокурором Арканзаса, а еще через два губернатором, самым молодым в США. Как губернатор Арканзаса, он сконцентрировался на улучшении состояния образовательной системы штата.27 февраля, 1980 у него родилась дочь Виктория. Клинтон описывают этот день как самый счастливый в жизни.

    В 1981 г., он проигрывает перевыборы. Это последний проигрыш Клинтона. Ему было только тридцать пять лет, за плечами - знания и опыт, можно серьезно вступать в борьбу. Через год он возвращает себе пост губернатора и остается на нем одиннадцать лет. Снова его наиболее важная цель как губернатора состояла в том, чтобы увеличить качество образования в государстве. Он поднял жалованье преподавателей и начал программу испытания студентов после третьих, шестых, и восьмых классов. Он также поощрял родителей участвовать в детском образовании. Его новые образовательные стандарты гарантировали, что каждый ребенок в Арканзасе, независимо от размера или богатства его семьи получит хорошее образование.

    В 1986-1987 гг. Клинтон избирается председателем общенациональной ассоциации губернаторов, то есть становится известным в стране политиком

    Политичекая карьера
    В 1974 г. Клинтон баллотировался в Конгресс США и стал восходящей звездой демократов Арканзаса, чуть не победив переизбиравшегося кандидата республиканцев. В 1976 г. был избран генеральным прокурором штата, а в 1978 г. – губернатором. Привлек к себе внимание образовательной программой, предусматривавшей повышение налогов и введение квалификационных тестов для учителей. Активно содействовал решению проблем трудоустройства и реализации мер по охране здоровья детей.

    2

    Занимал пост председателя национальной ассоциации губернаторов в 1986 и 1987 гг. Вошел в совет демократического руководства – группу умеренных демократов, стремившихся к уменьшению влияния в партии представителей профсоюзов, расовых меньшинств и антимилитаристов. В 1990 и 1991 гг. был председателем этого совета. Поддерживал связи с либералами, продвигая программу реформ системы социального обеспечения – любимого детища умеренных демократов.

    В октябре 1991 г. Клинтон вступил в борьбу за президентский пост. Он выступал за снижение налогов и военных расходов, реформы здравоохранения и образования. Обещал осуществить программу, которая гарантировала бы каждому американцу получение образования на уровне колледжа и позволила бы студентам погашать субсидии на обучение, выполняя низкооплачиваемые общественные работы. Выступал с резкой критикой республиканцев за использование расовых проблем для раскола нации. В ходе избирательной кампании Клинтон неизменно подчеркивал тему перемен и надежды. Отмечая своевременность смены поколений в руководстве страны, настаивал на необходимости перемен для оживления экономики. 3 ноября 1992 проголосовало более 100 млн. человек – 55% всех избирателей. Клинтон получил 43% голосов, Буш – 37%, а Р. Перо – 19%. 20 января 1993 г. в США проходит инаугурация Уильяма Джефферсона Клинтона в качестве 42-го президента страны.

    Внутренняя политика в годы президентства
    Придя в Белый Дом под лозунгом «наведения порядка в доме» (put the house back on track) и «восстановления американской мечты» (restore the American dream), Клинтон вызвал в американском обществе беспрецедентный всплеск надежд и ожиданий давно назревших изменений.

    Основные параметры политики своей администрации были разработаны Клинтоном совместно с Гором и представлены в их программе, получившей название «В первую очередь - народ. Как мы все вместе сможем изменить Америку». Этот программный документ включал в себя тщательно разработанный свод основных приоритетов внутренней и внешней политики американского государства с четко выраженной позицией демократического

    кандидата по ключевым вопросам жизнедеятельности государства, базирующейся на его собственных оценках и предлагаемых мерах по улучшению состояния государства.

    Суть нового решения заключалась в уделении основного внимания правительства нуждам населения, т.е. вопросам социальной политики. В своей программе Клинтон предлагал вложить в различные социальные программы более чем 50 млрд дол. в год на протяжении последующих 4-х лет с одновременным уменьшением бюджетного дефицита вдвое.
    3

    Инвестиции подобного масштаба позволят создать более миллиона новых высокооплачиваемых рабочих мест и тем самым помогут американскому государству должным образом конкурировать с другими странами и сохранить свой статус лидера на мировой арене. В целом стратегия демократов состояла из следующих основных моментов: 1) внутриэкономическая перестройка американского государства, заключающаяся главным образом в конверсии экономики, т.е. в перенесении акцентов с оборонной отрасли в сферу мирного производства; 2) перестройка структуры налогообложения с тем, чтобы создать систему справедливого распределения налогов на все слои населения;  3) улучшение системы среднего и высшего образования, предоставление государственных займов для желающих продолжить свое образование в колледже, разработка программ для профессионального переобучения рабочих;  4) радикальная перестройка системы государственного здравоохранения, заключающаяся главным образом в постепенном создании всеобщей возможности получать минимальное медицинское обслуживание;  5) реформа федерального правительства, состоящая в сокращении 100 тыс. рабочих мест, что позволит уменьшить расходы на содержание федерального правительства, ограничить влияние силовых групп на правительственные решения и пересмотреть практику финансирования избирательных кампаний.

    По мнению Клинтона, единственный способ, с помощью которого американское государство сможет не только быть действительно конкурентоспособным на мировом рынке в современных условиях, но и сохранить свои лидирующие позиции в XXI в., - это создать лучшую в мире систему образования и обучения населения.

    В течение первых месяцев своего президентства Клинтон занимался вопросами здравоохранения и ратификации североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА). Он назначил свою супругу главой специальной комиссии по разработке реформ в системе здравоохранения. В ноябре обе палаты Конгресса ратифицировали НАФТА, причем большинство демократов голосовало против, а большинство республиканцев – за принятие соглашения. План реформирования системы здравоохранения был подвергнут критике многими членами Конгресса как слишком радикальный. Индустрия страхования здоровья предприняла против него серьезные лоббистские меры. В начале 1994 члены Конгресса представили другие предложения, и в конечном итоге Клинтон согласился с умеренным планом

    демократических лидеров Конгресса. Однако республиканская обструкция в Сенате помешала проведению голосования по реформе системы здравоохранения в 1994.

    Согласно некоторым рекомендациям, сделанным в самом начале 80-х годов активными сторонниками теории индустриального пути развития и изложенным в работе «Взгляд в 1990-е: американская стратегия и мировая экономика» Д. Бертона Мл., В. Готбаума и Ф. Рохатина, Соединенные Штаты Америки должны в первую очередь рассматривать технологические

    4

    изменения как основной национальный приоритет. Между правительством и промышленными кругами должен вестись продолжительный диалог, позволяющий последним открыто обсуждать свои технологические потребности, что должно способствовать более скорому и скоординированному ответу на возникающие проблемы. Что касается вопроса о человеческих ресурсах, то в книге был предложен ряд изменений относительно взаимоотношений бизнеса и профсоюзов, здравоохранения, образования, обучения и переобучения рабочих. Рассмотрение шагов администрации Клинтона - Гора показывает, что они восприняли многие предложения, выдвинутые в книге «Взгляд в 1990-е», и воздвигли их в ранг национальных целей и приоритетов.

    Успехи во внутренней политике – стабильный экономический рост при сравнительно высоком уровне занятости - сыграли решающую роль в переизбрании президента Клинтона на второй срок. На выборах 1996 г. Клинтон получил 379 голосов выборщиков против 159, отданных сенатору Р. Доулу, и стал первым со времен Рузвельта президентом-демократом, избранным на второй срок. Однако Клинтона поддержали лишь 49% голосовавших избирателей, а республиканцы удержали большинство в обеих палатах Конгресса.

    После переизбрания основной проблемой администрации Клинтона стало достижение сбалансированного бюджета при одновременной реализации обещанных избирателям социальных программ. В июле 1997 удалось согласовать с республиканским большинством в Конгрессе ориентацию законодательства на достижение сбалансированного бюджета к 2002. Пойдя на уступки республиканцам в налоговой политике и программе медицинского страхования «Медикэр», президент добился одобрения Конгрессом мер по расширению медицинской помощи детям и инвалидам и выделению субсидий студентам колледжей.

    Основная заслуга администрации Клинтона, как отмечает И.В. Скрынник,  состояла в том, что ей удалось разработать и воплотить в жизнь новую экономическую философию, в центре которой находятся не движущие и саморегулирующиеся силы рынка или правительство как таковое, а индивидуум, существующий в рамках или границах окружающего его сообщества. Подобный подход означал также и переосмысление роли правительства, которое должно фокусировать свое внимание на тех аспектах экономики и рынка, которые не в состоянии обеспечить индивидууму

    соответствующего уровня жизни и развития. В результате новой экономической и социальной философии правительства показатели экономического развития продолжали укрепляться и превзошли все ожидаемые результаты.

    Заложенная в 5-летнем плане и принятая в 1993 г. программа экономических преобразований и действий правительства на протяжении всего периода пребывания Клинтона у власти давала свои результаты. Уровень дефицита бюджета в 1992 г., ожидаемый приблизительно в 357 млрд

    5

    дол. или более того, на самом деле составил всего 10 млрд дол. Клинтону

    удалось уже в 1998, за три года до намеченного срока, представить на утверждение Конгресса полностью сбалансированный бюджет. Было создано более 14 млн новых рабочих мест, уровень безработицы стал самым низким за последние 24 года, а инфляции - за последние 30 лет. Американский бюджет на 1999 г. стал первым за последние 30 лет сбалансированным бюджетом.

    В 2000 г. свыше 80 млн. американских граждан - треть населения страны - регулярно получали пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования, объем которых превышал 1 трлн. долларов. Это в 30 с лишним раз больше федерального бюджета РФ в то же время.

    Америка никогда еще не была такой богатой и процветающей, как в годы президентства Клинтона. Снизился уровень безработицы, увеличилось число рабочих мест. Инфляции практически не было. Дефицит бюджета был сведен на нет, и государственная казна наконец стала пополняться реальными деньгами. В 90-е годы был существенно ограничен бюджет Пентагона (с 6 до 3% ВВП), осуществлена реформа расходов на социальное обеспечение и обеспечен экономический рост, который привел к превышению доходов правительства над расходами - почти на 3% ВВП. У американской экономики - громадный положительный потенциал.

    Внешняя политика в годы президентства
    Новые подходы США к решению проблем безопасности формировались в процессе разработки глобальной стратегии на период после распада биполярного порядка. Обсуждавшиеся в ходе внешнеполитических дискуссий концепции были использованы администрацией Клинтона при подготовке официального документа, известного как «Стратегия национальной безопасности вовлеченности и расширения».

    Было решено сделать акцент на четырех направлениях американской политики продвижения демократии и рыночной экономики: 1) укреплять сообщество стран с рыночной экономикой; 2) поощрять и укреплять новые демократии и общества с рыночной экономикой там, где для этого есть возможности; 3) бороться с агрессией и способствовать либерализации недемократических стран; 4) оказывать поддержку развитию демократии и рыночной экономики в регионах, вызывающих наибольшую тревогу.В июле 1994 г., по настоянию президента Клинтона, концепция была оформлена в новый документ СНБ «Стратегия национальной безопасности вовлеченности и расширения). Основным положением документа было утверждение о том, что граница между внутренней и внешней политикой стирается, укрепление национальной экономики необходимо для

    поддержания военной мощи, проведения внешней политики и поддержания

    6

    мирового влияния США, активная международная деятельность обеспечивает расширение торговли и новые рабочие места для американцев.

    Победа на президентских выборах 1996 г. была расценена администрацией Клинтона как национальное признание выдвинутой ею внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов не только на конец XX века, но и на грядущее столетие. В мае 1997 г. Белый дом представил еще один важный доклад - Стратегия национальной безопасности в новом столетии в котором были изложены основы политики администрации Клинтона на второй срок правления, представлена стратегия на будущее. В докладе были выделены следующие основные положения стратегии: 1. США - нация с глобальными интересами; 2. Задача руководства страны - поддерживать превосходство во всех сферах- дипломатической, технологической, индустриальной и военной для защиты интересов США; 3. Для выполнения этой задачи США могут действовать как совместно с другими странами, так и в одиночку, когда это необходимо; 4. Соединенные Штаты являются единственной страной, способной осуществлять мировое лидерство при разрешении международных проблем.

    Администрация Клинтона выдвинула внешнеполитическую программу, целью которой было закрепить благоприятный для США расклад сил в мире и обеспечить возможности для контроля над развитием международной ситуации в соответствии с американскими интересами и планами. Важное место было отведено идеологическому компоненту - распространению американских ценностей и преобразованию международного сообщества в соответствии с американской моделью демократии и экономической системы.

    В ходе формирования глобальной стратегии США были поставлены вопросы создания нового мирового порядка, в котором США должны сохранить статус основного системообразующего центра и в котором будут максимально нейтрализованы угрозы его безопасности и позиции гегемона. Именно поэтому важнейшими действиями США стали расширение НАТО и представление этой организации, где они занимали позицию неоспоримого лидера и хотели ее сохранить, в качестве основной коллективной регулирующей силы в формирующемся порядке; закрепление силовой модели урегулирования конфликтов опять же при американском лидерстве; отход от существовавших договоров в сфере безопасности, которые отражали положение, существовавшее в годы холодной войны (СНВ, ПРО).

    В результате деятельности администрации Клинтона и политологов, работавших на нее, получила закрепление концепция создания евро-американского сообщества, действующего на основе модели «кооперационной безопасности». Такой подход предполагает сохранение американского лидерства и не исключает определенной автономности мирового лидера.

    Действия США по урегулированию конфликтов (бывшая Югославия) свидетельствуют о том, что военно-силовая модель получила закрепление в

    7

    теории и на практике. В концепциях, аргументирующих действия США, основными были положения об отмирании национального суверенитета, о подчиненности национальных интересов общедемократическим ценностям и интересам «демократической части мирового сообщества», в котором США являются неоспоримым лидером (гегемоном). Объявив «мир» (как состояние без войны и/или конфликтов) неделимой категорией, США взяли на себя миссию по дальнейшему расширению демократии в мире.

    На практике военно-силовой подход основывается на использовании двойных стандартов (США и их союзники поддерживают одну из сторон в конфликте); на игнорировании ООН и существующих международных норм (невмешательство во внутренние дела государств); не исключается возможность одностороннего принятия решений Соединенными Штатами; используются новые виды вооружений, в том числе опасные для населения и запрещенные международными нормами; военные операции не имеют четко проработанных программ по послевоенному урегулированию ситуации (создание демократических институтов) в странах - объектах воздействия.

    Как заметил В. Колосов, ссылаясь на газету Economist, к концу XX в. в демократических странах законность силовой акции определялась общественным мнением. Именно оно, а не нормы международного права выступали в роли высшего арбитра. Так, американские и другие западные лидеры прекрасно отдавали себе отчет, какую реакцию вызовут не сходившие с телеэкранов картины массового исхода албанских беженцев из Косово (1999). Цель была достигнута. Если в начале 1990-х большинство американцев выступало против превращения единственной сверхдержавы в мирового полицейского, то, напротив, весной 1999 года общественное мнение поддержало вмешательство НАТО в косовский кризис.

    Демонтаж существовавшей системы международной безопасности существенно затрагивал интересы России, так как, во-первых, она, как правопреемница СССР, была одним из устроителей и основных регуляторов системы безопасности биполярной эпохи, а во-вторых, у нее сохранялось свое видение нового мирового порядка, а также того, какой должна быть система безопасности в XXI веке.

    Во время правления администрации Клинтона в американском политико-академическом сообществе проходили острые   дискуссии о том, как урегулировать проблемы с Россией (расширение НАТО, кризис в Югославии, Договоры СНВ-2 и ПРО, судьба ООН), как рассматривать ее роль в международной системе безопасности. В результате - отход США от

    9

    двусторонних договоренностей сопровождался интенсивными диалогом лидеров двух держав, в ходе которого президенты России и США объявили государства партнерами в решении международных проблем и подписали ряд документов, которые по формату и содержанию отличаются от двусторонних договоров эпохи биполярности. Статус этих договоров существенно ниже, их значимость для международной безопасности не так

    8

    высока, а роль России выглядит менее важной. Они не сняли проблем в отношениях России и США, сохраняются разногласия и в США, и в мире относительно правомерности и правильности американской политики.

    Прекращение существования Организации Варшавского договора в июне 1991 г. сняло вопрос о роспуске НАТО – к добровольному отказу от полученного преимущества США и их союзники не были расположены. Расширение состава Североатлантического альянса помимо количественной имело важную стратегическую значимость, и с самого начала рассматривалось в трех ракурсах: 1) расширение миссии; 2) расширение зоны ответственности; 3) расширение состава.  Российская дипломатия фактически

    В ноябре 1993 г, вРиме государственный секретарь У. Кристофер в выступлении на пленарном заседании СБСЕ, провозглашая программу «Партнерство во имя мира» сказал: «В то же самое время мы предлагаем открыть двери для постепенного расширения числа членов НАТО». Администрация Клинтона начала претворять в жизнь планы расширения НАТО, которые поначалу казались трудноосуществимыми. В кампании по разъяснению позиции администрации Клинтона по НАТО большая роль принадлежала внешнеполитическим экспертам – эмигрантам из Восточной и Центральной Европы. «В этом регионе, – пишет научный сотрудник ИСКРАН П. Е. Смирнов, – блок НАТО, хотя формально больше и не противник России, но так и не переставший восприниматься ею как угроза, мог взять под свое крыло как минимум еще 50 млн. человек и вплотную подойти к рубежам, которые всегда были для России наиболее уязвимыми»

    10 января 1994 г. Б. Клинтон, выступая на саммите НАТО в Брюсселе, заявил, что «если демократия на востоке потерпит поражение, насилие и нестабильность с востока могут быть опасны для Америки и других демократических государств». Он официально объявил о программе «Партнерство ко имя мира» (ПВМ), которая должна была способствовать формированию новых отношений в области безопасности между Североатлантическим союзом и его партнерами во имя мира. На пресс-конференции он подтвердил, что Польша, Чехия, Венгрия и Словакия могут стать первыми кандидатами для приема в НАТО, а также что ПВМ открывает для бывших членов ОВД и других европейских стран, не входящих в Североатлантический альянс, возможность военного сотрудничества с НАТО.

    Было заявлено, что после распада СССР в мире не осталось военной державы, способной удержать США от решительных действий по регулированию мирового порядка. Расширение НАТО характеризовалось не только и не столько как расширение военного блока и угроза России и другим государствам, которые не войдут в него, а как действия по расширению границ либерального демократического порядка, построенного и поддерживаемого в течение 40 лет Соединенными Штатами.
    9

    Авторы политической концепции будущей НАТО заявляли, что поскольку НАТО была создана в основном американскими усилиями, США вправе возглавить процесс по ее закреплению, опираясь на нее как на ведущую международную структуру.

    К началу второго срока правления администрации Клинтона вопрос о расширении НАТО был решен окончательно. Позиция России не учитывалась, хотя она была вовлечена в широкий диалог с США относительно форм взаимодействия и оформления отношений НАТО–Россия. Самым важным для США было то, что им удалось нейтрализовать оппонентов внутри страны, договориться с Россией, осуществить радикальное изменение стратегии НАТО, приведя ее в соответствие с глобальной стратегией США.

    Вторая половина 90-х годов XX века проходила под знаком конкретных шагов в плане расширения НАТО на восток. В 1999 году в альянс вступили Венгрия, Польша, Чехия. В 2000 г. отдельные политологи поставили вопрос о целесообразности дальнейшего расширения альянса с возможным присоединением к нему стран Балтии. Так, в докладе Института Кейто указывалось, что действия США привели к кардинальному изменению доктрины НАТО, существа этого блока. Отмечалось, что НАТО начала выполнять задачи за пределами сферы своего действия, не оговоренные Вашингтонским договором 1949 г. (бывшая Югославия).

    Эксперты Института Кейто рекомендовали Конгрессу США принять резолюцию, запрещающую использование вооруженных сил США для выполнения задач, выходящих за рамки обеспечения обороны стран – членов НАТО. Конгрессу предлагалось остановить дальнейшее расширение блока после принятия в 1999 г. трех восточноевропейских стран. Однако подобные рекомендации не принимались во внимание администрацией Клинтона. К 2000 г. даже те либеральные эксперты, которые выступали против расширения альянса, заявили, что США не могут отступиться от своих обещаний и приостановить процесс расширения.

    Добившись достижения решения о принятии некоторых стран Восточной Европы в НАТО, Клинтон, казалось бы, одержал победу в сфере международных отношений. Тем не менее, из всего наследия Клинтона, как отмечает В. Ошеров, самой неудачной сферой явилась именно внешняя политика. Внешнеполитические успехи Клинтона, раздувавшиеся американскими СМИ, оказались очередной иллюзией. Конфликт между Израилем и арабским миром только усугубился, мир в Северной Ирландии так по-настоящему и не восстановлен, Африка остается зоной непрекращающегося кровопролития. Иллюзией обернулась сама идея о том,

    что конфликты возможно решить путем кулуарных сделок, от которых «всем будет хорошо». На самом деле в любой ситуации будут выигравшие и проигравшие, и для того, чтобы уладить многолетние, а то и многовековые конфликты, нужен не расчет на материальные выгоды, а прежде всего решимость враждующих сторон во имя мира по-настоящему жертвовать,

    10

    смиряться, прощать. И силовые методы тут тоже не помогают.

    Вообще при Клинтоне отношения Америки с окружающим миром, в частности с Европой, заметно осложнились. Они никогда не были простыми, во многом двусмысленными, но наличие общего врага - СССР - приглушало противоречия. Сейчас этот фактор улетучился. Зато претензии на гегемонию, никогда не нравившиеся никому, стали вызывать открытое осуждение, особенно из-за некомпетентности людей, определявших внешнюю политику США в клинтоновский период. Европейцы всегда с благодарностью принимали американскую защиту и помощь, но когда защищаться стало не от кого, а высокомерное желание учить других осталось прежним, положение заметно изменилось. Было много признаков растущей оппозиции.

    Итоги президентства. Историческая оценка деятельности
    Период пребывания у власти Билла Клинтона представляет собой в целом успешный для президента, но весьма противоречивый для страны этап развития Соединенных Штатов Америки.

    В области внутренней политики США в результате проведенных реформ испытала несравнимый бум в своем экономическом и социальном развитии. Америка никогда еще не была такой богатой и процветающей, как в годы президентства Клинтона. Снизился уровень безработицы, увеличилось число рабочих мест. Инфляции практически не было. Дефицит бюджета был сведен на нет, и государственная казна стала пополняться реальными деньгами. У американской экономики - громадный положительный потенциал. Основная заслуга администрации Клинтона состояла в том, что ей удалось разработать и воплотить в жизнь новую экономическую философию, в центре которой находятся не движущие и саморегулирующиеся силы рынка или правительство как таковое, а индивидуум, существующий в рамках или границах окружающего его сообщества.

    11
    Список литературы
    1.Клинтон, Билл // Энциклопедия «Кругосвет» - http://www.krugosvet.ru/

    2.Кобринская И. Я. Политика США в Центральной и Восточной Европе // США v Канада – экономика, политика, культура. 2000. № 2. С. 55–71.

    3.Колосов В. «Низкая и «высокая» геополитика // Отечественные записки. 2002. № 3 (4).

    4.Мошес А. Л. Военно-политическая переориентация стран Центральной и Восточной Европы и Балтии // Европа: вчера, сегодня, завтра. – М.: Экономика, 2002. С. 674–688.

    5.Ошеров В. В годы Клинтона // Новый мир. 2001. № 5.

    6.Политика Клинтона и Политика Буша // Washington ProFile - http://www.washprofile.org/ru/node/5793

    7.Рогов С.М. Государство и рынок по-американски // Независимая газета. 2000.  № 31.

    8.Скрынник И.В. Внутриполитические и социально-экономические приоритеты администрации Билла Клинтона // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические Науки. Мировой политический процесс. 2000, № 1.

    9.Смирнов П. Е. США и Западная Европа: борьба за влияние в восточноевропейском регионе // США: экономика, политика, идеология. 1997. № 6. С. 30–42.

    10.Червонная С., Васильев В. Прощай, эра Клинтона // Дипкурьер НГ (приложение к «Независимой газете») № 1 (21) от 18.01.2001.

    11.Шаклеин В. В. Проблемы международной безопасности и внешняя политика США в 1993–2000 гг. – М., 2004.

    12



    написать администратору сайта