Главная страница
Навигация по странице:

  • Оглавление Введение......................................................................................................... 4 Глава 1

  • Введение Автомобильный транспорт

  • Производственное значение автотранспорта

  • Проблема автомобилизации

  • Глава 1. Основные методы технического обслуживания и ремонт двигателей автомобиля 1 Выполнение работ при различных видах технического

  • Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта

  • Средства технического диагностирования автомобилей

  • Диагностирование двигателей внутреннего сгорания

  • Диагностирование цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания

  • 4.Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Автомобильного транспорта


    Скачать 4.42 Mb.
    НазваниеАвтомобильного транспорта
    Дата20.07.2022
    Размер4.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла4.Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.pdf
    ТипУчебное пособие
    #633645
    страница1 из 10

    С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: Тема 3 - Съемные грузозахватные приспособления.pdf, Тема 2 - Стропальное дело.pdf.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Метрология, стандарт, Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования.do, Лекции обслуживание на ПОП.doc, Тема 4. Техническое обслуживание крана-манипулятора.docx, 25.79_dr_Внеочередное обслуживание граждан.pdf, ПМ 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта для 23, Курсовая работа Организация обслуживания банкета за столом с пол, Монтаж и обслуживание электропроводки и осветительных установок , Курсовая работа по учебной дисциплине «Техническое обслуживание , Тест общий курс транспорта с ответами.docx
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Министерство образования и науки Республики Казахстан
    Некоммерческое акционерное общество «Холдинг «Кəсіпқор»
    Т.К. БАЛГАБЕКОВ, Т.Д. ЖУМАЖАНОВ,
    Г.Н. БАЙГУЖИНА, А.Ф.ТАРАН
    ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
    АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
    Разработано в качестве учебного пособия по
    актуализированным типовым учебным планам и программам
    для системы технического и профессионального, послесреднего
    образования по специальности 1201000 – «Техническое обслуживание,
    ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта»
    Нур - Султан, 2019

    УДК 629.3 (075)
    ББК 39.33-08 я 73
    Т 38
    Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта:
    Учебное пособие / Т.К. Балгабеков, Т.Д. Жумажанов, Г.Н. Байгужина, А.Ф.
    Таран. – Нур-Султан: Некоммерческое акционерное общество «Холдинг
    «Кəсіпқор», 2019.
    ISBN 978-601-333-755-5
    Учебное пособие разработано в соответствии с актуализированным
    типовым учебным планом по специальности 1201000 - «Техническое
    обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта»,
    ПМ 07 - «Выполнение основных видов работ слесаря по ремонту
    автомобилей». В ходе разработки учебного пособия были изучены и
    проанализированы программы, составляющие модуль ПМ 07.
    В учебном пособии в соответствии с результатами обучения по
    модулю ПМ 07, представлены работы по разборке и сборке агрегатов, узлов
    и систем автомобилей.
    Данное учебное пособие предназначено для студентов организаций
    технического и профессионального, послесреднего образования.
    УДК 629.3 (075)
    ББК 39.33-08 я 73
    Рецензенты:
    – Костанайский колледж автомобильного транспорта УМО по профи- лю «Автомобильный транспорт»;
    – ОЮЛ «Ассоциация автодорожников Казахстана».
    Рекомендовано Республиканским научно-практическим центром
    «Учебник»
    © НАО «Холдинг «Кəсіпқор», 2019

    Оглавление
    Введение.........................................................................................................
    4
    Глава 1. Основные методы технического обслуживания и ремонт двигателей автомобиля.................................................................................
    5 1.Выполнение работ при различных видах технического обслуживания автомобиля……………………………………………..
    1.1 Общие положения при осуществлении технического обслуживания автомобиля………………………………………………
    5 5
    1.2. Методы технического диагностирования автомобилей. Средства технического диагностирования автомобилей.
    Организация технического диагностирования автомобилей…………………………
    6 1.3. Выполнение операции по разборке и сборке двигателя...................
    11 1.4. Разборка и сборка кривошипно-шатунного механизма...................
    23 1.5. Разборка и сборка газораспределительного механизма..................
    30 1.6. Разборка и сборка системы смазки....................................................... 35 1.7. Разборка и сборка системы охлаждения.............................................. 45 1.8Устройствои принцип работы системы питания инжекторного двигателя........................................................................................................
    55 1.9. Соблюдение техники безопасности при выполнении работ............
    61
    Глава 2. Техническое обслуживание и ремонт силовых передач автомобилей...................................................................................................
    2.1. Разборка и сборка коробок передач и раздаточных коробок............
    63 63 2.2.Разборка и сборка карданной передачи............................................. .. 66 2.3. Разборка и сборка сцепления ……………………………………….
    70 2.4. Разборка и сборка ведущего моста....................................................... 75 2.5. Соблюдение техники безопасности при выполнении работ...........
    82
    Глава 3. Техническое обслуживание и ремонт ходовой части и кузовов автомобилей....................................................................................
    84 3.1. Разборка и сборка независимой подвески........................................... 84 3.2. Разборка и сборка зависимой подвески............................................... 87 3.3. Разборка и сборка элементов кузова автомобиля..............................
    89 3.4. Соблюдение техники безопасности при выполнении работ...........
    95
    Глава 4. Техническое обслуживание и ремонт органов управления автомобилей...................................................................................................
    97 4.1. Разборка и сборка рулевого управления без гидроусилителя........
    97 4.2. Разборка и сборка рулевого управления с гидроусилителем.........
    98 4.3. Разборка и сборка гидравлической тормозной системы..................
    106 4.4. Разборка и сборка пневматической тормозной системы.................
    109 4.5.Соблюдение техники безопасности при выполнении работ...........
    113
    Заключение.................................................................................................... 119
    Перечень сокращений..................................................................................
    Глоссарий…………………………………………………………………
    120 121
    Список использованной литературы.......................................................... 126

    4
    Введение
    Автомобильный транспорт – одна из важнейших отраслей народного хозяйства. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства и т.д. Наряду с другими видами транспорта он обеспечивает рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.
    Производственное
    значение
    автотранспорта определяется объективной потребностью перемещения груза от места производства к месту потребления. Главной задачей транспорта является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. В то же время следует отметить, что современное состояние автомобильного транспорта страны не позволяет в достаточной мере выполнять стоящие перед ним задачи. Во многом это связано с несогласованностью экономических интересов отрасли и обслуживаемой ею клиентуры, слабо развитой производственной базой автотранспортных предприятий, недостаточным государственным регулированием и другими недостатками.
    Проблема автомобилизации – это, конечно, не только проблема автомобиля. Это и развитие дорог, и повышение качества топлива, и переход на альтернативные энергоносители, и опережающее развитие общественного транспорта. Мы должны осознать проблему автомобилизации как общенациональную. Эту проблему можно решить, только приобщая население к общественному транспорту. Но перед тем, надо улучшить состояние последнего. Как и в развитых зарубежных странах на решение этой проблемы и связанных с ней задач должна быть ориентирована система целей модернизации автотранспортной подсистемы.
    Учебное пособие разработано в соответствии с актуализированным типовым учебным планом по специальности 1201000 - «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта», ПМ 07 -
    «Выполнение основных видов работ слесаря по ремонту автомобилей». В ходе разработки учебного пособия были изучены и проанализированы программы, составляющие модуль ПМ 07.
    Данное учебное пособие предназначено для студентов организаций технического и профессионального, послесреднего образования.

    5
    Глава 1. Основные методы технического обслуживания и ремонт
    двигателей автомобиля
    1
    Выполнение работ при различных видах технического
    обслуживания автомобиля
    1.1 Общие положения при осуществлении технического обслуживания
    автомобиля
    Техническое обслуживание, являясь составной частью технической эксплуатации, представляет собой комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности автомобилей при использовании по назначению, хранении и транспортировании. Техническое обслуживание машин включает в себя комплекс работ по очистке, диагностике, регулированию, смазке и заправке, креплению сборочных единиц и деталей в них.
    Целью осуществления комплекса операций технического обслуживания является обеспечение систематического контроля технического состояния автомобиля, выполнения работ для уменьшения скорости изнашивании сборочных единиц, предупреждения отказов и возможных неисправностей составных частей. Техническое обслуживание автомобилей при их использовании по назначению следует проводить в соответствии с руководством по эксплуатации (РЭ). Использование машин без проведения технического обслуживания не допускается. В зависимости от этапа жизненного цикла, периодичности, объема работ, условий использования по назначению техническое обслуживание подразделяется на виды их выполнения. Так, до использования машин по назначению техническое обслуживание проводят перед вводом в эксплуатацию, после транспортирования и длительного хранения.
    Техническое обслуживание (ТО) подразделяют на ежесменное (ЕО), сезонное (СО) и периодическое (ТО-1, ТО-2) [1].
    Планово-предупредительная система технического обслуживания
    и ремонта
    Автомобиль после проведенного технического обслуживания отправляют в ремонт в плановом порядке, соблюдая принятую в руководстве по эксплуатации периодичности график проведения работ.
    Предупредительность заключается в своевременном выполнении процессов и операций, соблюдения графика проведения работ по каждому типу и модельному ряду техники. При более широком внедрении методов и средств технического диагностирования можно перейти от планово- предупредительной системы к стратегии технического обслуживания и ремонта по результатам диагностирования изделий.

    6
    1.2. Методы технического диагностирования автомобилей. Средства
    технического
    диагностирования
    автомобилей.
    Организация
    технического диагностирования автомобилей
    Методы технического диагностирования автомобилей.
    Существуют два метода диагностирования автомобилей:
    1) внешний осмотр специалистами;
    2) диагностирование инструментальными средствами с помощью специального оборудования и приборов.
    Внешний осмотр начинают с проверки сборочных единиц с возможными неисправностями Проводя внешний осмотр, находят подтекание масла, рабочей и охлаждающей жидкостей, топлива, уделяя внимание состоянию уплотнений и креплений, видимые повреждения несущих металлоконструкций рабочего оборудования, выявляют наличие шумов, стуков, задымленности силовой установки, и элементов трансмиссии.
    Основа диагностирования инструментальными средствами — это определение показателей технического состояния сборочных единиц, их замер и сравнение со значениями параметров, установленных нормативными документами на создание машины.
    Процесс диагностирования автомобилей состоит из двух последовательно выполняемых этапов:
    1) анализ технического состояния составных частей и сборочных единиц;
    2) определенные виды и объем работ по осуществлению технического обслуживания и ремонта;
    Средства технического диагностирования автомобилей.
    Средства диагностирования автомобиля подразделяются:

    на внешние, которые подключают к объекту диагностирования только для диагностирования;

    на встроенные, составляющие с машиной единое целое и дающие возможность непрерывно получать информацию о диагностируемой машине.
    Внешние средства технического диагностирования могут быть переносными, передвижными и стационарными в виде стенда. Их размещают в передвижной диагностической станции и (или) на стационарном посту эксплуатационной базы автомобильного хозяйства.
    Используемый в качестве внешнего средства диагностирования переносной диагностический комплект может быть сформирован из ряда необходимых приборов: микрометра, щупа, индикатора, нутромера, толщиномера, штангенциркуля, калибров, штангенглубиномера, дозиметра.
    Наиболее сложными и надежными являются диагностические средства типа
    КИ для измерения мощности двигателей, испытания масляных насосов и фильтров, регулирования топливной аппаратуры, испытания и

    7 регулирования электрооборудования, расхода картерных газов, определения зазоров в головках шатуна, проверки фаз газораспределения. Средства диагностирования используют в отапливаемых пространствах на всех режимах работы машины: сначала выполняют диагностирование электрооборудования, затем проводят диагностирование основных сборочных единиц автомобиля начиная с двигателя, трансмиссии, устройств управления и заканчивая тормозами [3,8].
    Диагностирование двигателей внутреннего сгорания
    Двигатели внутреннего сгорания работают в исключительно неблагоприятных условиях: высокая запыленность среды, нередко тяжелые климатические условия, специфичность условий технического обслуживания и хранения машин, резко меняющийся характер нагрузок и т. п. Так, частицы пыли, попадая в цилиндры двигателей, а также в топливо, масло, вызывают интенсивный износ трущихся поверхностей, что ухудшает работоспособность двигателей и машин в целом.
    К основным причинам быстрого износа двигателей и более частых отказов в их работе по сравнению с другими элементами машин, помимо абразивного износа, относятся несоблюдение правил эксплуатации и хране- ния машин; подсос запыленного воздуха во впускной трубопровод и несвоевременное обслуживание воздушных, масляных и топливных фильтров; холодный пуск двигателей и несоблюдение нормального режима их работы; применение несоответствующих топлив и смазочных материалов; несвоевременная регулировка топливной аппаратуры; несвоевременный и некачественный ремонт двигателей.
    Значительная напряженность работы двигателей приводит также к повышенным давлениям в сопряжениях и к появлению ударных нагрузок, что снижает усталостную прочность материала деталей.
    Диагностирование двигателей, как правило, бывает комплексное, включающее эксплуатационное и функциональное диагностирование.
    Диагностирование двигателя начинают с проверки его мощности и экономичности работы. Для диагностирования двигателя применяют также ряд приборов и установок.
    Неисправности двигателей внутреннего сгорания возникают главным образом из-за нарушения тепловых и нагрузочных режимов работы
    (особенно перегрузок), применения некачественных топлив и смазочных материалов, работы в условиях загрязненной и запыленной среды.
    Цилиндропоршневая группа. Основными признаками неудовлетво- рительной работы цилиндропоршневой группы могут быть чрезмерный прорыв газов в картер, шум и стуки в сопряжениях. Причинами являются износ подшипников коленчатого вала, эллипсность и конусность его шеек, износ поршней, износ и поломка поршневых колец.

    8
    Диагностирование
    цилиндропоршневой
    группы
    двигателей
    внутреннего сгорания
    Состояние цилиндропоршневой группы (ЦПГ) определяется по величине давления сжатия или разрежения, результатам измерений неплотностей в камере сгорания и сопряжении гильза-поршень по величине утечек воздуха и прорыва газов в картер, а также по угару масла во время работы двигателя. Диагностирование ЦПГ дизеля проводят при ТО-2 и перед ремонтом или поступлении заявки от машиниста. Основные косвенные признаки неисправного состояния ЦПГ — повышенный расход масла на угар и прорыв газов в картер, трудный пуск, снижение мощности двигателя.
    Наибольшее распространение для оценки ЦПГ получил способ измерения количества газов, прорывающихся в картер. Количество газов измеряют индикатором КИ-13671 (рис. 1.1.). Для измерения количества газов двигатель прогревают до температуры жидкости в системе охлаждения 70 — 90°С, закрывают пробками отверстие сапуна, отверстие под масломерную линейку и подключают индикатор с помощью переходника к заливной горловине картера двигателя. Измерение расхода газов проводится при номинальной частоте вращения коленчатого вала. Прорвавшиеся в картер газы проходят через индикатор и поднимают поршень 2 сигнализатора В верхнее положение. Поворачивая плавно крышку 5 и, тем самым закрывая дроссельное отверстие индикатора, добиваются, чтобы риска на колеблющемся поршне 2 совпала с риской на трубке 1. По лимбу на крышке
    5 против указателя определяют расход газов.
    Если расход газов более 170 л/мин, открывают одно или два дополнительных отверстия, вывинтив заглушки 4 [4,9].
    Рисунок 1.1. Определение расхода картерных газов индикатором КИ-13671:
    1 — трубка сигнализатора; 2 — поршень
    сигнализатора; 3 — удлинитель; 4 —
    заглушка; 5 — крышка; 6 — корпус; 7 —
    переходник

    9
    В этом случае необходимо прибавить к показанию индикатора соответственно 100 или 200 л/мин. При диагностировании автомобилей перед ТО-2, которое предшествует плановому текущему или капитальному ремонту, полученное значение расхода газов сравнивают с их допустимыми значениями и принимают решение о возможности дальнейшей эксплуатации двигателя.
    Сравнительную оценку технического состояния цилиндров можно дать по разряжению в надпоршневом пространстве. Чтобы измерить разряжение, снимают с двигателя форсунки, устанавливают в отверстие для форсунки наконечник вакуум-анализатора КИ-5315 и прокручивают с помощью пускового устройства коленчатый вал. При движении поршня вниз на такте расширения в над поршневом пространстве создается разряжение, под действием которого открывается впускной клапан прибора. По вакуумметру фиксируют максимальное значение разряжения. Номинальное значение разряжения в цилиндре — 0,088, допустимое — 0,07, предельное — 0,068
    МПа. В случае, когда расход газов не превышает допустимого значения, но разряжение в цилиндрах ниже допускаемого, необходимо восстановить герметичность клапанов механизма газораспределения. Если расход газов превышает допустимое значение, необходимо заменить кольца или цилиндропоршневую группу.
    Состояние ЦПГ автомобильных двигателей оценивают по прорыву газов в картер или по утечке воздуха из надпоршневого пространства
    (компрессии). Компрессию в каждом цилиндре измеряют компрессометром
    КИ-861 (для дизельных двигателей)
    Для определения наличия прорывающихся из камеры сжатия двигателя газов, которые попадают в его картер, служит прибор расхода газа
    (расходомер) КИ-4887-11 (рис. 1.2). Принцип действия этого прибора основан на зависимости количества газов, проходящих через дроссельный расходомер, от площади проходного сечения, дросселирующего отверстия при заданном перепаде давления в дифференциальном манометре. Прибором
    (газорасходомером) выявляют состояние каждого цилиндра двигателя.
    Расход газов определяют в период работы двигателя на номинальной частоте вращения холостого хода и при нормальном тепловом режиме.
    Предварительно после пуска и кратковременной работы на холостом ходу двигатель должен быть прогрет до температуры 65-90 °С. После этого двигатель останавливают, закрывают пробками отверстия сапуна и масломерной линейки, заливают наполовину в дифманометр воду, вывинтив также пробку из канала (пробку не ставят до конца измерений). Затем полностью открывают дросселирующее отверстие, поворачивая при этом против часовой стрелки втулку за маховичок и дроссель за наружную втулку.
    После этого устанавливают эжектор за выхлопную трубу, а конусный наконечник вставляют в отверстие маслозаливной горловины. Снова запускают двигатель и устанавливают номинальную частоту вращения.

    10
    Рисунок 1.2. Прибор КИ 4887-11:
    а — устройство; б – схема работы; 1 – впускной патрубок; 2 —
    калиброванное отверстие; 3 — корпус; 4 — шкала расходов; 5 — пружина; 6
    — выпускной патрубок; 7 – дроссель; 8, 9 и 10 – жидкостные каналы
    манометров; 11 — неподвижная втулка; 12 – подвижная втулка; 13 —
    дросселирующее отверстие; 14 – заслонка; 15 – эжектор; 16 – выхлопная
    труба; 17 – наконечник; 18 – маслозаливная горловина
    Удерживая прибор в вертикальном положении и поворачивая втулку дросселя, устанавливают на одном уровне воду в левом и в правом каналах манометра. Затем, медленно поворачивая втулку за маховичок по часовой стрелке, добиваются такого положения, при котором уровень воды в канале был бы на 15 мм выше уровня в канале. Проверку цилиндров двигателя на количество прорывающихся газов можно определить компрессиометром КИ-
    861, вставив его на место вывернутой форсунки. Поставив прибор, открывают выпускной вентиль и проворачивают двигатель посредством пускового его двигателя или стартером при выключенной подаче топлива и отключенном декомпрессоре, после чего закрывают выпускной вентиль компрессиометра и наблюдают за стрелкой манометра. При остановке стрелки манометра записывают показания манометра и открывают выпускной вентиль. Таким же путем проверяют давление в других цилиндрах. Если разница между показаниями давления в каком-либо цилиндре и средним значением компрессии основных цилиндров будет превышать 0,2 МПа, то такой цилиндр неисправен. Рассмотренный принцип проверки пригоден для измерения неплотностей клапанов газораспределения. Для этого применяются тот же прибор КИ-4887-11 и компрессорно-вакуумная установка. Перед проверкой воздушный фильтр отсоединяют от впускного трубопровода, а поршень проверяемого цилиндра устанавливают в положение верхней мертвой точки (в.м.т.). После этого

    11 поворачивают коленчатый вал против хода на 90° (впускной и выпускной клапаны цилиндров при этом должны быть закрыты).
    Сжатый воздух от компрессора или компрессорно-вакуумной установки подается в камеру сгорания через отверстия форсунки (отверстия под форсунками непроверяемых цилиндров должны быть закрыты) под постоянным избыточным давлением 0,2 МПа, поддерживаемым и контролируемым редукционным клапаном. Из камеры сгорания какая-то часть этого воздуха прорывается в картер, а какая-то часть через неплотности клапанов — во впускной трубопровод. Количество воздуха, прорвавшегося через неплотности клапанов, замеряется по газовому расходомеру. При этом предельные значения расхода картерных газов могут быть приняты по паспортным данным для диагностируемых двигателей [12,14].
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта