Главная страница
Навигация по странице:

  • ВВЕДЕНИЕ

  • ЦЕЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Артикуляционная гимнастика

  • ПРИНЦИП ОТБОРА УПРАЖНЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

  • КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

  • МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  • Практическое задание: Занимательный материал к артикуляционным упражнениям

  • ЛИТЕРАТУРА

  • Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика


    Скачать 33.51 Kb.
    НазваниеАртикуляционная гимнастика
    Дата21.03.2021
    Размер33.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАртикуляционная гимнастика.docx
    ТипРеферат
    #186780

    Подборка по базе: 5-6 апта ырғақты гимнастика,Тоқтарова Әсем 20-09тобы.docx, Ерикбаева Дариға МЕК 212 Гимнастиканың негізгі амалдары.docx, Та__ы ж_не _нерк_сіпте орындалатын кешендік гимнастикалы_жатты_у, 1. НК. Прикладная гимнастика. Комплексное силовое упражнение.doc, Н_с_аулар Б_л бет _шін навигация_ _ндірістік гимнастиканы_ кешен, Таңғы және өнеркәсіпте орындалатын кешендік гимнастикалықжаттығу, Утренняя гимнастика Белякова М.docx, Военно-прикладная гимнастика.docx, Японская гимнастика Чиаки Фукуды.docx, Артикова Асел ВТКО_102 Гимнастика жаттығулары.docx

    Частное учреждение образовательная организация высшего образования

    "Омская гуманитарная академия"
    Реферат
    на тему: «Артикуляционная гимнастика»

    по учебной дисциплине: «Основы речевой культуры дефектолога»

    Выполнила:

    Студентка _1_курса

    Специальности:

    Специальное (дефектологическое) образование

    Форма обучения: заочная

    Тарасюк Татьяна Анатольевна Фамилия И.О.

    Проверил(а):

    _______________________

    Должность, Фамилия И.О.

    Оценка:________________

    «_____»__________20___г.

    Омск 2021

    ВВЕДЕНИЕ

    Четкая речь –одно из условий для всестороннего полноценного развития детей. Чем красивее, и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему донести свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    Речь ребёнка формируется в общении с окружающими, необходимо, чтобы речь взрослых людей была образцом для детей. Любое нарушение звукопроизношение ,в той или иной степени может отразиться на деятельности, развитие и поведении ребёнка. Дети, которые плохо говорят, начиная осознавать свой недостаток,становятся, застенчивыми, молчаливыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
    ЦЕЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

    Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речевом процессе.

    Мы правильно произносим различные звуки как изолированно , так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.

    В процессе предварительного логопедического обследования часто возникают нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме специальной артикуляционной

    гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

    Цель артикуляционной гимнастики – выработать правильные, полноценные движение и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

    Как правило, ребёнок должен выполнять те движение, которые необходимы для постановки конкретного звука .

    ПРИНЦИП ОТБОРА УПРАЖНЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

    Упражнения для артикуляционной гимнастики не нужно подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

    Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения которые необходимые для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.

    При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются нужный звук. Всю артикуляционную гимнастику, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения («Птенчики», «Лопаточка», «Иголочка», Чашечка», «Трубочка» «Стрелочка»,) направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 – 10 секунд . Динамические упражнения («Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Катушка», «Лошадка», «Маятник», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей быстрой переключаемости.

    Как известно самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка: а) опущен за нижние зубы – «почистим зубы»; б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка». После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое – «качели». Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «киска сердится». Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «пароход гудит», «прятки». Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок входящую струю воздуха (и, э, с, з, ж, ч, щ); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (л); язык может сужаться (о, у). В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др.), слегка выдвинуты вперёд (ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в), смыкается с верхней губой (п, б, м). Нижняя челюсть может опускаться, образуя носовые звуки и подниматься, образуя ротовые звуки.

    КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

    Артикуляционную гимнастику рекомендуется начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

    Первый комплекс и включает эти основные упражнения

    1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.

    2.Вытянуть губы вперёд трубочкой.

    3.Чередоваие положения губ: в улыбке – трубочкой.

    4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы находиться в положение улыбки.

    5. Широкий язык.

    6. Узкий язык.

    7.Чередование положений языка: широкий – узкий.

    8.Подьём языка за верхние зубы.

    9.Чередование движений языка вверх – вниз.

    10.Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам.

    Основной комплекс.

    1.Открыть рот и подержать открытым (а – а – а – а), закрыть.

    2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

    3. «Хоботок» - вытягивание губ вперёд трубочкой.

    4. «Лопатка» - широкий язык следует высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, за тем чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.

    5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».

    6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

    7. «Качели» - движение языка: нос – подбородок.

    Упражнения для губ.

    «Улыбка» - удерживаем губы в улыбке. Зубы не видны.

    «Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.

    «Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

    «Хоботок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд.

    «Бублик» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

    Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик», «Улыбка» - «Хоботок».

    «Кролик» - зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

    Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц)

    «Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)

    Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

    Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

    Методические указания.

    - Следить, за тем чтобы щёки не надувались, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

    - Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

    2. «Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)

    Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

    Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя».

    Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

    Методические указания.

    - Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

    - Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

    - Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

    Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

    3. «Лопатка» (Фомичёва М.Ф.)

    Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

    Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

    Методические указания.

    - Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.

    - Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

    - Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.

    - Боковые края языка должны касаться уголков рта.

    - Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

    4. «Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)

    Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

    Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

    Методические указания.

    - Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

    - Нельзя надувать щёки.

    - Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

    5. «Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)

    Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

    Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, выполняя сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

    Методические указания.

    - Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

    - Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

    - Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

    Комплекс артикуляционной гимнастики № 2

    Для шипящих (ш, ж, ч, щ)

    1. «Вкусное варенье»

    Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

    Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

    Методические указания.

    - Следить,за тем чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

    - Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

    - Если упражнение не получается,то следует вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

    2. «Гармошка»

    Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

    Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

    Методические указания.

    - Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открываем рот.

    - Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 – 5.

    - Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

    3. «Фокус»

    Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

    Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

    Методические указания.

    - Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

    - Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

    - Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

    4. «Чашечка»

    Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

    Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

    Методические указания.

    - Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

    - Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

    - При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

    5. «Приклей конфетку»

    Цель: Учить удерживать язык вверху.

    Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

    Методические указания.

    Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль)

    «Наказать непослушный язык»

    Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

    Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

    Методические указания.

    - Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

    - Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

    - Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

    2. «Пароход гудит»

    Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

    Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

    Методические указания.

    Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

    3.«Индюк»

    Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

    Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

    Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл – бл (как индюк болбочет).

    Методические указания.

    - Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

    - Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону.

    - Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

    4. «Качели»

    Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

    Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 – 5. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

    Методические указания.

    - Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

    5. «Лошадка»

    Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

    Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

    Методические указания.

    - Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

    - Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

    - Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

    - Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

    Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для сонорных звуков (р, рь)

    1.«Чьи зубы чище»

    Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.

    Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

    Методические указания.

    - Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

    - Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

    - Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

    2. «Маляр»

    Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

    Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

    Методические указания.

    - Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

    - Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

    3. «Барабан»

    Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

    Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д – д – д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

    Методические указания.

    - Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    - Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.

    - Кончик языка не должен подворачиваться.

    - Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя

    4. «Барабан – 2»

    Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

    Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да – ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

    Методические указания.

    - Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да – ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

    5. «Автомат»

    Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.

    Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т – т – т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

    Методические указания.

    Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

    Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Выполнять её лучше перед завтраком в течении 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений.

    При отборе материала для артикуляционной гимнастики следует соблюдать определённую последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения стоит эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом, ребенок должен видеть своё лицо и лицо педагога. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если ребенок выполняет какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

    Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения ребёнок. Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим каждому индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения самостоятельно дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

    Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны уметь быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

    Практическое задание: Занимательный материал к артикуляционным упражнениям

    Сказка о Весёлом Язычке

    Жил – был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик:

    В домике этом красные двери,

    Рядом с дверями белые звери.

    Любят зверюшки конфеты и плюшки.

    Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике, то открываются, то закрываются(рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика(высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке(язык «лопаточкой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился(язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь(язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь(языком стучим в зубы, произносим «д – д – д – д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко(водим языком по верхней губу сверху вниз, рот открыт), потом котёнок облизнулся(облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул(рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик – так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком язычка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.
    ЛИТЕРАТУРА

    Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. – М., 1989, с. 48

    • Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989, с.27, 102,120.

    • Логопедия./Под ред. Л.С. Волковой. – М.,1989, с. 81.

    • Новоторцева Н.В. Тетрадь по развитию речи. Пособие для воспитателей, логопедов, родителей. – 1998.




    написать администратору сайта