Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ)

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Государственное регулирование национальной экономики» Тема

  • Региональная политика, как со стороны регионов, так и со стороны федерального центра, реализуется преимущественно путем активного проведения

  • Фундаментальные методы

  • Суть теории

  • Государстарственное регулирование. государственное регулирование ксю. Аналитическая записка о деятельности хозяйствующего субъекта ооо ломбард самоцвет плюс


    Скачать 107.5 Kb.
    НазваниеАналитическая записка о деятельности хозяйствующего субъекта ооо ломбард самоцвет плюс
    АнкорГосударстарственное регулирование
    Дата03.08.2022
    Размер107.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлагосударственное регулирование ксю.doc
    ТипКонтрольная работа
    #640058

    Подборка по базе: Пояснительная записка информатика 5-11 кл.docx, Конспект урока по технологии в 8 классе «Проектирование как сфер, Курсовая работа _Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного , Росдистант_Основы проектной деятельности_Задания_1-3_Вариант_4.d, Методическая материал на тему-Специфика содержания деятельности , Пояснительная записка1.docx, Программа_Внеурочной деятельности.docx, 1-4 класс Программа курса по внеурочной деятельности _Разговоры , 1. Пояснительная записка.doc, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx



    Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Уральский государственный экономический университет»

    (УрГЭУ)



    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Государственное регулирование национальной экономики»
    Тема: Аналитическая записка о деятельности хозяйствующего субъекта «ооо лОМБАРД САМОЦВЕТ ПЛЮС»



    Институт непрерывного

    и дистанционного образования
    Направление подготовки

    Экономика
    Направленность (профиль)

    Бизнес-аналитика

    Кафедра

    Конкурентного права и антимонопольного регулирования
    Дата защиты: ________________

    Оценка: _______________




    Студент

    Фирсова Ксения Валерьевна

    Группа ИНО ЗБ БА-20 НТ

    Руководитель

    Сбродова Н.В.

    (ФИО, должность, звание)




    Екатеринбург

    2022 г.

    1. задание

    Институциональное направление: определение роли государства в экономике.

    Ответ: По Д. Норту, «государство - организация со сравнительными преимуществами реализации насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных».

    Поэтому государство может, как способствовать созданию эффективных рыночных институтов, так и наоборот, создавать институциональную структуру, которая не позволяет проявиться преимуществам конкурентного порядка из-за монопольной власти и других факторов, ведущих к росту трансакционных издержек. Все зависит от конкретных исторических условий и сравнительной эффективности в этих условиях той или иной системы хозяйственной координации. И хотя именно государство является необходимым атрибутом прогрессирующих хозяйственных систем, институты, генерируемые им, могут не только способствовать повышению эффективности, но и препятствовать ему.

    Неэффективность институтов возникает вследствие высоких издержек коллективных действий, необходимых для изменения институтов, что, в свою очередь, определяется другими экономическими и политическими институтами. Именно такого рода затраты по изменению институтов обусловливают достаточную продолжительность существования институтов, необходимую для того, чтобы выявить их экономическую эффективность.

    Зачастую декларативные высказывания экономистов и политиков о целях и необходимости такой политики не согласуются с возможностями экономического механизма реализовать их, ибо необходимо определить цену, которую платит общество при проведении регулирующих рыночный механизм мероприятий. И только в том случае, когда можно доказать, что положительные эффекты перекроют социальные издержки, предлагаемые вариативно определенные меры могут быть рекомендованы для практического применения.

    Институциональная структура экономики любой страны - это, прежде всего, результат прошлых действий государства и спонтанного эволюционного отбора наиболее эффективных институтов. Западные страны с рыночной экономикой обладают развитой институциональной структурой, соответствующей доминирующему способу экономической координации. Поэтому эти страны могут позволить себе использование методов прямого и косвенного государственного вмешательства в целях проведения желательной экономической политики без значительного ущерба для всего национального хозяйства. Такие меры хотя и деформируют институциональную структуру в отрасли, но в незначительной степени.

    Иная ситуация наблюдается в странах с неразвитыми рыночными отношениями или с переходной экономикой. Рыночные институты в подобных странах находятся в стадии формирования или вообще отсутствуют. Их институциональная структура включает институты, характерные не только для рыночного порядка, поэтому различные способы экономической координации часто вступают между собой в конфликт. Эффективность таких экономик значительно ниже развитой рыночной или даже централизованно управляемой систем. И если государством в условиях переходной экономики излишне регулируются экономические отношения, складывающиеся на рынках, то это отрицательно сказывается на темпах и качестве формирования соответствующих рыночных институтов.

    Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что не все меры государственной политики развитых стран на рынке труда могут быть применены в условиях переходной экономики. Политика государства в переходной экономике должна быть в первую очередь направлена на создание условий для становления институтов и, следовательно, эффективной институциональной структуры.

    Согласно экзогенному подходу к исследованию государственной экономической политики основное внимание уделяется положительной внешней зависимости между определенными мерами и происходящими экономическими процессами, причем, связь между инструментами и результатами проводимой политики строго казуальная. Такой подход не предусматривает специального анализа внутренних механизмов функционирования системы, на которую направленно воздействие, а также их изменение.

    Согласно эндогенному подходу, наоборот, особый акцент делается на изменении в результате проведения мер государственной экономической политики ценностных установок и механизмов взаимодействия субъектов системы, на которую направлено воздействие такой политики. Тем самым успех применяемых экономических инструментов зависит от согласованности векторов экономической политики и внутренних изменений в обществе, которые ею генерируются в процессе функционирования хозяйственного механизма.

    Институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая тот факт, что сама редкость этих ресурсов, обусловливающая трудность доступа к ним, составляет основу для соперничества и даже конфликтов в борьбе за обладание ими.

    На уровне больших групп институциональное регулирование становится преобладающим, так как производство большинства коллективных благ для таких групп связано с «эффектом безбилетника». Причем, важную роль в институциональном регулировании на уровне больших групп играют этические нормы. Если непосредственный контроль невозможен, а соблюдение нормативных установок не всегда отвечает индивидуальным устремлениям, эти установки должны быть переосмыслены индивидом таким образом, чтобы универсальность принципа оказалась для него предпочтительнее исключения из правил. Индивид предпочитает мир, где никто, включая его самого, не лжет, миру, в котором все, кроме него самого, говорят правду.

    Проблема коллективных действий должна решаться таким образом, чтобы ни одна значительная группа субъектов, стремящихся к получению преимуществ, не смогла нанести ущерб позициям того или иного института своими произвольными действиями или стремлением к краткосрочной выгоде, грозящей значительно более существенными потерями долгосрочного характера.

    Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности.

    В современной западной политической экономии часто используется инженерный подход к институтам, согласно которому, институты должны оцениваться с позиций результативности и обеспечивать повышение эффективности не только действия как такового, но и институциональной структуры, в которой данное действие осуществляется.

    По мере того, как институты внедряют или усваивают более эффективные методы работы их следует преобразовывать с тем, чтобы максимизировать эффективность их деятельности и тем самым обеспечивать повышение благосостояния.

    Исследования государственной политики неизбежно связаны с нормативными суждениями или оценками тех или иных мер и инструментов, используемых при ее реализации. Традиционно в рамках нормативной теории экономической политики выделяются несколько главных проблем: должны ли власти активно вмешиваться в экономику или масштабы государственного вмешательства следует минимизировать для того, чтобы рынок мог свободно функционировать. Предметом нормативных исследований является также выбор наиболее эффективных способов достижения поставленных целей.

    1. задание: Региональная политика.

    1. Цель политики: Основная цель региональной политики в Российской Федерации – обеспечивать сбалансированное социально- экономическое развитие регионов страны, укрепляя территориальную целостность государства, способствуя росту благосостояния и качества жизни граждан России и сокращению различий между регионами по уровню жизни.




    1. Задачи политики:

    • создание достойных условий для жизни и труда всех граждан Российской Федерации, независимо от места их проживания в стране. Повышение уровня жизни населения регионов должно происходить путем достижения устойчивого экономического роста.

    • обеспечение равных возможностей для жителей всех частей страны в реализации своих социальных и экономических прав вне зависимости от места проживания;

    • снижение территориальных диспропорций в уровне и качестве жизни, в том числе поддержка кризисных регионов;

    • стимулирование улучшения инвестиционного климата и инвестиционной активности на региональном уровне;

    • диверсификация структуры экономики и занятости регионов и городов;

    • преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений в социально-экономическом развитии территорий;

    • максимально возможное использование преимуществ территориального разделения труда и совершенствования хозяйственной специализации регионов на базе их конкурентных преимуществ;

    • совершенствование систем государственного управления и местного самоуправления для осуществления целей региональной политики;

    • обеспечение свободного перемещения по территории страны людей, товаров, финансов и информации;

    • поддержка территорий с особыми условиями хозяйствования, включая территории, обеспечивающие обороноспособность страны и защиту ее геополитических интересов;

    • стимулирование межрегионального и межмуниципального сотрудничества, а также создание механизма разрешения споров и конфликтов, возникающих между регионами;

    • укрепление общегражданской идентичности, гармонизация межнациональных отношений и содействие этнокультурному развитию народов РФ, в том числе охрана прав коренных малочисленных народов.




    1. Органы, отвечающие за реализацию политики:

    В систему органов власти, обеспечивающих реализацию региональной политики, входят:

    1. Федеральное собрание РФ, принимающее законы, прямо или косвенно регулирующие различные аспекты правоотношений в сфере территориального развития. Обе его палатыимеют специальные комитеты, отвечающие за законотворчество по региональной политике. Это Комитеты по делам федерации и по региональной политике. Кроме того, в Совете Федерации есть Комитет по делам Севера, а в Государственной Думе - Комитет по Северу и Дальнему Востоку.

    2. Президент РФ, издающий указы, в которых формулируются концептуальные направления государственной региональной политики;

    3. Конституционный суд РФ, который в своих решениях дает оценку законодательной и правоприменительной практике органов государственной власти;

    4. Правительство РФ, которое своими постановлениями трансформирует общие законодательные нормы и президентские указания в нормативные предписания конкретных действий министерств и ведомств. В аппарате Правительства Российской Федерации действует специальная комиссия, занимающаяся вопросами регионов;

    5. Федеральные министерства и ведомства, издающие подзаконные нормативные акты, которые в инструктивной форме определяют процедурно технологические аспекты действий по реализации соответствующих законодательных норм.



    1. Основные нормативные документы, регламентирующие реализацию политики.

    Нормативно-правовая база государственной региональной политики включает в себя федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, другие федеральные нормативных акты, соглашения между РФ и ее субъектами, а также законы и различные акты субъектов РФ.

    Принятые федеральные законы и другие нормативные акты условно можно разделить на четыре группы.

    Первая группа— это законы и акты, определяющие рамочные условия для региональной политики. Сюда относятся:

    • «Основные положения региональной политики в РФ» (1996 г.);

    • Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.), предусматривающий разработку прогнозов по регионам и народнохозяйственным комплексам в территориальном разрезе.

    Вторая группа— законы и акты с региональными аспектами. Например, Бюджетный и Налоговый кодексы, Закон «О недрах», Положение «О федеральных природных ресурсах», Федеральная целевая программа содействия занятости, Федеральная миграционная программа и другие нормативно-правовые документы.

    Третья группа— законы и акты, регулирующие развитие особых, проблемных территорий. Это Закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» и др.

    Четвертая группа— законы и акты, устанавливающие дифференцированные по регионам социальные нормативы. Такие нормативы необходимы для того, чтобы гарантировать населению компенсацию дискомфортных природно-климатических условий, транспортной недоступности и других негативных региональных факторов посредством дополнительных доходов и расходов на социальные нужды. Например, региональные потребительские корзины по основным социально демографическим группам разрабатываются в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме».


    1. Методы реализации политики.

    Региональная политика, как со стороны регионов, так и со стороны федерального центра, реализуется преимущественно путем активного проведения:

    • региональной экономической политики;

    • региональной социальной политики;

    • национальной политики.

    Фундаментальные методы реализации региональной политики — административное, правовое и экономическое регулирование.

    В современной практике получили большое распространение два основных подхода к построению государственной региональной политики: «политика выравнивания» уровней развития регионов и «теория полюсов роста».

    «Политика выравнивания» — это поддержка отдельных регионов в целях ускоренного развития путем перераспределения средств федерального бюджета в их пользу на определенный период времени за счет других регионов. Объективными основаниями для ее проведения являются экологические катастрофы, экономическая депрессия, неблагоприятные условия и т. д. Примером проведения «политики выравнивания» является приоритетное финансирование восточных земель Германии после ее объединения в начале 1990-х гг.

    «Теория полюсов роста» — методологическая основа перестройки территориальной структуры управления во Франции в 1970-х гг. — была выдвинута экономистами-регионологами Ф. Перру й Ж. Будевилем.

    Суть теории — констатация и объяснение неравномерности социально-экономического развития, которое в пространственном плане выступает в виде образования «полюсов роста», способных оказывать сильное влияние на основные факторы производства — капитал и рабочую силу.

    «Региональный полюс роста» — это набор развивающихся и расширяющихся отраслей, размещенных на определенной территории и способных вызывать активизацию экономической деятельности во всей зоне своего влияния.

    Образование «полюсов роста» происходит только тогда, когда существует ключевая отрасль промышленности, относящаяся к наиболее динамичным отраслям.

    Теория не только научно объясняет неравномерность экономического развития регионов, но и указывает один из возможных путей интенсивного решения региональных социально-экономических проблем посредством создания в менее развитых регионах искусственных «полюсов роста», способных оказать сильное организующее воздействие на подъем экономики в регионе.


    1. Достигнутые на настоящий момент положительные результаты.

    Государственная региональная политика требует грамотного проведения и повышения эффективности. Из предложенных вариантов ответов на вопрос: "Какие мероприятия необходимы для улучшения социально-экономического и политического состояния региона?", были выбраны: создание новых отраслей промышленности и рабочих мест (40%), жесткий контроль за соблюдением законов (25%), государственные целевые субсидии (20%), уменьшение федеральных налогов (15%). Сейчас, во время кризиса, создание новых рабочих как никогда актуально. Не удивительно, что население при ответе на вопрос придало этому наибольшее значение.

    Крупные компании, такие как ОАО "Газпром", также проводят политику финансирования и развития страны, так как половина пакета акций принадлежит государству. Здесь можно говорить о взаимовыгодном сотрудничестве государства и предприятий. Такие компании участвуют в государственной региональной политике. Но политика, проводимая ими, не обязательно полезна для России. Правительство должно контролировать соблюдение общенациональных интересов, иначе удовлетворение общественно-значимых потребностей станет редкой случайностью.

    При рыночном хозяйствовании государство располагает лишь частью материальных и финансовых ресурсов. В России государственная собственность отдана в частные руки раньше, чем была обеспечена гарантия надежного пополнения доходов бюджета. Под влиянием роста внутреннего и внешнего долга постепенно осуществляется переход, к принятию решений исходя из доходов бюджета, а не потребностей страны.

    Недостаточное внимание, уделяемое вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность.


    1. Проблемы в реализации политики

    • начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными;

    • национально-этническое развитие и дополнительное обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера;

    • формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов;

    • выделение и функционирование регионов со специфическими статусами.

    Неудачи экономических реформ усиливают неприятие проводимой Центром политики. Это стимулирует, в конечном счете, национальный и региональный сепаратизм, создающий угрозу единству и целостности российского государства. Когда национально-этнические проблемы не находят разрешения, то возникают сепаратистские тенденции и даже конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Не редко такие конфликты приводят к вооруженному столкновению представителей национального меньшинства и титульного народа, или национального меньшинства и власти. 

    1. задание.

    Власти намерены уделить особое внимание восстановлению экономики и доходов граждан. Правительство отметило, что сейчас наступает переломный момент коронакризиса. Дальше, по его словам, обстановка будет постепенно улучшаться. Правительство подчеркнуло, что в стране началась масштабная вакцинация, которая должна создать полноценную защиту от COVID-19. По мере формирования общего иммунитета пройдут и опасения, которые сдерживали экономическое развитие и торговлю.

    Кроме того, глава кабмина отметил, что правительство создало принципиально новый эффективный механизм взаимодействия с бизнесом, а также была запущена масштабная реформа в сфере контроля и надзора. По словам правительства, экономика России более сдержанно отреагировала на пандемию, чем другие страны. Он отметил, что уже к концу 2021 года кабмин рассчитывает добиться стабильного роста. Власти страны готовятся к запуску нового инвестиционного цикла. Это будет сделано с целью увеличения количества рабочих мест с достойной заработной платой.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Алеева А.Я. Электронное пособие по Экономической географии / А.Я. Алеева, Ю.Ю. Громов, О.Г. Иванова, А.В.Лагутин. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2011.-193с.

    2. Алисов Н.В., Хореев Б.С. Экономическая и социальная география мира / Н. В.Алисов, Б.С.Хореев. - М.: Гардарики, 2020. - 703 с.

    3. Армстронг Х., Тайлор Д.Ж. «Региональная экономика и политика» - L.: Harvester Wheatsheaf, 2021. -413с.

    4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов / А.Г. Гранберг. - М.: ГУВШЭ, 2020. - 521 с.

    5. Гусева В.С. «Регионоведение. Конспект лекций».М.:Эксмо,2007.-159 с.

    6. Колосовский Н.Н. «Теория экономического районирования». М.: Мысль, 2009.-456с.

    7. Конституция Российской Федерации.

    8. Кретинин В.А., Бордяшов Е.С. Опыт управления развитием региона в странах с развитой рыночной экономикой // Экономика региона. - № 18. - декабрь 2017г.

    9. Ларина Н.И., Кисельников А.А. «Региональная политика в странах рыночной экономики» Учебное пособие/НГАЭ и У - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2018.-286с.





    написать администратору сайта