Главная страница
Навигация по странице:

  • РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА  2013 г. С.В. Кузьмина

  • Выдержки из содержания программы

  • Выдержки из программы активизации диалогической культуры общения

  • DEVELOPMENT OF A STUDENTS PERSONALITY POTENTIAL FROM THE POINT OF VIEW OF THE COMPETENCE APPROACH S.V. Kuzmina, N.V. Vlasikhina


  • Скачать 333.65 Kb.
    Название
    Дата03.06.2019
    Размер333.65 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла3.pdf
    ТипДокументы
    #80227

    С этим файлом связано 26 файл(ов). Среди них: РГР Пример.docx, Задание на практическое занятие1.docx, курс. проект ( школа ).PDF, Эссе.docx, igp.doc, kursovaya_IgorBurkov.docx, KR_monosakharidy_Rakova.docx, Сотрудничество и соперничество РП.pdf, ИГРЫ СО СТАКАНЧИКАМИ.docx, Гигиена.docx, Л.Р. №3 Ражабов Х.А. 241807.docx, 2_Dnevnik_po_praktikumu_4NO.doc, Мое мировоззре́ние.docx, Поебота золотая.docx, sr2.docx, Kursovoy_proekt_GGD.docx, е.docx, kursovaya_po_fizilogii_vistseralnykh_sistem1.docx, HELPING CHILDREN COPE WITH STRESS.docx, Sotsiologia_upravlenia.docx, Задание на расчет риска ЗО 2018 год.doc, esse.docx, Стадии психосексуального развитие.docx, нумерация гель-лаков.docx, Анализ матричных вычислений. Ленточный метод, блочный метод.pptx, landoeyu.pdf и ещё 16 файл(а).
    Показать все связанные файлы

    С.В. Кузьмина, Н.В. Власихина
    26
    В контексте развития современного общест- ва важнейшей задачей вуза становится форми- рование высокого уровня профессиональной компетентности выпускников, способных эф- фективно осуществлять деятельность, как во внешней, так и во внутренней среде образова- тельного учреждения.
    Новое поколение Федеральных государст- венных образовательных стандартов деклари- рует, что оценка результатов образования должна вестись по уровню достигнутых студен- том компетенций [1]. Компетенция при этом определяется как способность (готовность) к профессиональной деятельности с максималь- ным применением знаний, умений и навыков, а также развитием деловых качеств личности.
    Формирование определенных компетенций ле- жит в основе приобретения выпускником ком-
    петентности в избранной профессиональной области деятельности.
    Рыночные условия профессиональной дея- тельности, в которых происходит окончатель- ное становление профессиональной компетент- ности, диктуют свои требования к подготовке кадров. Постоянные трансформации экономи- ческих процессов, условий труда определяют в качестве важнейшего компонента профессио- нальной компетентности наличие личностного потенциала у специалистов [2].
    В науке понятие личностного потенциала чаще всего употребляется в связи с понятием
    «ресурс» (иногда – «капитал»), при этом име- ются в виду интеллектуальные, личностные, нравственные, духовные и другие ресурсы. Ис- следователи (В.Н. Косырев, Е.Ф. Зеер, В.И.
    Носков, А.М. Павлова, Т.П. Скрипкина) склон- ны рассматривать личностный потенциал как структуру, компоненты которой образуют два взаимодействующих фактора [2].
    Во-первых, это реальные возможности ин- дивида, характеризующие уровень его актуаль- ного развития. Сюда относятся знания, умения, навыки, способности, физические и интеллек- туальные потенции. По мнению авторов, он реализуется за счет компонентов двух уровней: психофизиологического и квалификационного.
    Вторым фактором являются устремления и общая направленность личности, опирающиеся на систему отношений и представлений инди- вида о самом себе и окружающем мире, на ие- рархию ценностей и мировоззрение (А.М. Пав- лова). Это третий уровень личностного потен- циала – мотивационный по сути и психосоциа- льный по происхождению, важной психологи- ческой составляющей которого является ощу- щение самодостаточности и веры в себя.
    В.Н. Косырев выделяет в структуре личност- ного потенциала еще один фактор – стремление к расширению своих потенций [3]. Он проявляется в желании испытать себя и обрести новые возмо- жности за счет наиболее полного использования имеющихся у индивида задатков и превращения их в способности. Это то, что А. Маслоу называл самоактуализацией [4]. В результате мы имеем
    четвертый уровень личностного потенциала, субъективным следствием которого становится субъективное впечатление успешности и профес- сиональной компетентности личности.
    Описанная структура личностного потенци- ала, на наш взгляд, более полно соответствует представлению С.Л. Рубинштейна о сущности человека: «чтобы понять путь своего развития в
    УДК 159.923
    РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА
    С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

    2013 г.
    С.В. Кузьмина,
    1
    Н.В. Власихина
    2
    1
    Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
    2
    Санкт-Петербургский христианский университет zaochnik@fks.unn.ru
    Поступила в редакцию 14.03.2013
    Рассматривается проблема развития личностного потенциала студентов как стержневой компетен- ции будущего специалиста; на основе результатов теоретического исследования раскрывается понятие личностного потенциала; системообразующим компонентом личностного потенциала выделяется коммуникативный аспект; одним из наиболее значимых факторов развития личностного потенциала студентов определяется психологическая культура общения, принятая в образовательном учреждении.
    Ключевые слова:
    личностный потенциал,профессиональная компетентность,компетенция, комму- никативный потенциал, психологическая культура общения.

    Развитие личностного потенциала студента с позиции компетентностного подхода
    27 его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспек- те: чем я был? – что я сделал? – чем я стал?»[5].
    Итак, если подвести итог, то с точки зрения
    В.Н. Косырева личностный потенциал – это до- стигнутые в результате предыдущего развития возможности личности, обеспечивающие полу- чение личностно значимых и социально ценных достижений в различных сферах социального функционирования. Личностный потенциал имеет в своей основе некоторый личностный ресурс, но не сводится к нему. Ресурсы – это простая совокупность имеющихся запасов, взя- тая сама по себе, безотносительно к тому, чего можно достичь с их помощью.
    Личностный потенциал характеризуется, по крайней мере, четырьмя свойствами: 1) ка- чественным содержанием имеющихся личност- ных ресурсов, 2) количественной характеристи- кой каждого из них, 3) возможными областями эффективного функционирования личности на основе имеющихся ресурсов, 4) уровнем лично- стных достижений в соответствующих сферах функционирования личности.
    Понятие личностного потенциала находится в неразрывной связи с категорией развития (по- ступательного, развернутого во времени движе- ния от низшего к высшему), что обусловливает его системную природу.
    Д.А. Леонтьев рассматривает понятие «лич- ностный потенциал» более глубоко и определя- ет его как «интегральную характеристику уров- ня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления ли- чностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности, то есть осуществ- ление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности – как вне- шних, так и внутренних условий» [6]. Раскры- вая это понятие, он говорит о таких характери- стиках личности, как воля, сила Эго, внутрен- няя опора, локус контроля, ориентация на дейс- твие и некоторые другие. Личностный потенци- ал отражает меру преодоления личностью за- данных обстоятельств, в конечном счете прео- доление личностью самой себя.
    Рассмотрение личности с точки зрения ее основних подструктур как потенциалов нача- лось в отечественной науке с работы М.С. Кага- на. Разрабатывая системный подход к личности и ее деятельности и принимая тезис С.Л. Руби- нштейна: «личность и формируется и проявляе- тся в деятельности», М.С. Каган предложил рас- сматривать личность как персонифицирован- ную деятельность [7]. Свою структуру личность получает из видового строения человеческой деятельности и характеризуется, по М.С. Кага- ну, пятью потенциалами.
    Гносеологический потенциал определяется объемом и качеством информации, которой рас- полагает личность и которая складывается из зна- ний о внешнем мире, природном и социальном, и самопознания. Ее получение зависит от природно- го ума, образованности и практического опыта. С этим потенциалом связана преимущественно по- знавательная деятельность человека.
    Аксиологический потенциал личности опре- деляется обретенной ею в процессе социализа- ции системой ценностных ориентаций, идеалов, жизненных целей.
    Творческий потенциал личности определяет- ся полученными ею и самостоятельно вырабо- танными умениями, навыками и способностями к созидательному и продуктивному действию, творчеству.
    Коммуникативный потенциал личности опре- деляется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью ее контактов с другими людьми.
    Художественный потенциал личности опре- деляется уровнем, содержанием и интенсивнос- тью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет [7].
    Личность, таким образом, определяется не своим характером, темпераментом, физически- ми качествами и т.п., а тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает, с кем и как она общается, каковы ее художествен- ные потребности и как она их удовлетворяет.
    Наиболее развернутая концепция личностного потенциала разработана в исследованиях научной школы профессора В.В. Рыжова [8, 9], где не то- лько дано наиболее полное и интегративное опи- сание этого феномена, но и осуществлена серия многолетних и многочисленных дисcертационных исследований. К научной школе профессора В.В.
    Рыжова относятся и авторы данной работы.
    Согласно проведенному теоретическому ана- лизу выработано следующее определение лич- ностного потенциала. Личностный потенциал – это система свойств, составляющих основу личностного и профессионально-личностного развития человека (если речь идет о развитии личности в профессиональном плане, как спе- циалиста в какой-либо профессиональной дея- тельности) и обеспечивающих соответствую- щий уровень достижений в профессиональной подготовке, в последующей деятельности, в развитии собственной личности.
    Личностный потенциал складывается из сле- дующих основных компонентов, каждый из ко- торых, в свою очередь, может быть системно рассмотрен как потенциал:
    1. Гносеологический (когнитивный, интел-
    лектуальный) потенциал. Сюда входит система профессиональных знаний, умений, навыков, а

    С.В. Кузьмина, Н.В. Власихина
    28 также представлений и мировоззрения, которы- ми обладает личность. Психологической осно- вой и механизмом формирования этой под- структуры являются интеллект и умственные способности личности, возможно, профессио- нально ориентированные.
    Применительно к определенным видам про- фессиональной деятельности гносеологический потенциал может быть дополнен блоком сугубо специальных способностей.
    2. Аксиологический потенциал. Он включает систему целей, ценностей и ценностных ориен- таций в профессии, социально-психологических установок личности. Наибольшее значение в этой подструктуре имеет общая осмысленность жизни, понимание жизненной цели, эмоцио- нальная насыщенность жизни, удовлетворен- ность ее результатами.
    В процессе профессионального развития личности, равно как и в процессе общего обра- зования, особое значение для формирования высокой мотивации обучения студентов и стремления к профессиональным достижениям приобретают ценностные ориентации, тесно связанные с их социально-психологическими установками в жизни и в обучении.
    В аксиологический потенциал возможно включение таких социально-психологических установок, как установки-ориентации на «аль- труизм – эгоизм», «процесс – результат», «сво- боду – власть», «труд – деньги» и другие.
    Социально-психологическая установка, с од- ной стороны, определяет основные целевые и ценностные ориентации личности в его учеб- ной и иной деятельности. С другой стороны, выражая определенную социальную значимость и ценность той или иной направленности, соци- ально-психологическая установка способствует формированию мотивации достижений и опре- деляет ценностную нагрузку совершаемой ак- тивности.
    3. Творческий потенциал. В эту подструкту- ру, в соответствии с имеющимися в современ- ной психологической науке данными, включа- ются: 1) высшие уровни всех когнитивных про- цессов, 2) специальные структуры потребност- но-мотивационной сферы, 3) эмоциональный профиль, 4) структура волевой регуляции, 5) Я- концепция личности. Все эти качества откры- вают личности возможность созидать, творить, находить новое, принимать решения и действо- вать оригинально и нестандартно.
    4. Коммуникативный потенциал представ- ляет собой систему свойств, умений и способ- ностей личности, обеспечивающих ей успеш- ность общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению и уровень владения языками общения, а также коммуникативными качествами личности и конкретными умениями и навыками общения.
    Профессионально ориентированное рас- смотрение коммуникативного потенциала по- зволяет говорить об определенном уровне раз- вития коммуникативной компетентности лич- ности. Высокий уровень развития коммуника- тивного потенциала, например, применительно к профессиональному становлению и развитию личности, обозначаемый как профессионализм общения, определяется нами как глубоко лично-
    стный уровень компетентности, не сводимый к знаниям и коммуникативным умениям.
    5. Художественный потенциал включает систему эстетических вкусов, предпочтений, художественно-творческих способностей и воз- можностей человека, выраженность в личности
    «эстетического человека» по Э. Шпрангеру.
    6. Профессиональный потенциал рассматри- вается применительно к анализу профессио- нальной подготовки человека к какой-либо дея- тельности. Он может учитываться также в орга- низации профильного и предпрофильного обу- чения, ставшего сегодня модным в условиях общего среднего образования. По нашему мне- нию, этот потенциал находит свое выражение в профессиональных ориентациях, склонностях, предпочтениях в области избранной деятельно- сти, в соответствующем им типе личности. Свое наиболее яркое выражение он находит в уровне мотивации профессиональных достижений, а также в ориентации мотивов. Важной и именно потенциальной характеристикой профессио- нального потенциала является личностно- профессиональный тип человека, избравшего наиболее соответствующую его особенностям профессию. Для оценки потенциала в этом смысле могут быть использованы типологии личности Э. Шпрангера, Дж. Голланда, Г. Се- лье, Р.М. Гинзбург.
    Предполагается, что определенному лично- стному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию личности в деятельности.
    7. Духовный потенциал включает систему духовно-нравственных ценностей и жизненных позиций личности, ее ценностно-смысловых и смысложизненных ориентаций, основных убе- ждений и мировоззрений, определяющих пони- мание человеком своей ответственности, свобо- ды и трансцендентности.
    Духовный потенциал, или духовность в ши- роком смысле, выражает способность личности различить и избрать истинные нравственные ценности и положить их в основание своей

    Развитие личностного потенциала студента с позиции компетентностного подхода
    29 жизни. Духовность понимается нами как глубо- ко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориен- тацией познания и деятельности человека на общечеловеческие ценности. При этом ключе- выми нравственными ценностями определяют- ся добро, красота, истина, свобода, ответствен- ность, трансцендентность личности. Объеди- няющей характеристикой духовности является любовь.
    Центральным компонентом личностного по- тенциала, ведущим за собой развитие и всех остальных структурных компонентов, является, по нашему мнению, коммуникативныйпотен- циал личности.
    Анализ литературы по проблеме коммуникати- вных способностей и коммуникативного потен- циала показал, что их сущность, структура и определения у различных авторов трактуются по- разному, с точки зрения как понятийных, так и сущностных основ. Во всех подходах отсутствует элемент взаимодополняемости, нет единой конце- птуальной схемы. Подавляющее большинство существующих подходов дифференцируется по двум направлениям: личностно-процессуальному и субъективно-процессуальному. Причем выде- ленные направления не детерминируют личност- но ориентированную духовную плоскость обще- ния, представляя коммуникативный потенциал личности как инструмент воздействия, влияния, управления, коррекции и т.п., а не как диалогичес- кие коммуникативные способности в трактовке межличностного взаимодействия (Ю.Н. Емелья- нов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, А.В. Растян- ников, А.А. Кидрон и др.). В этих исследованиях коммуникативные способности и коммуникатив- ный потенциал рассматриваются в плане проявле- ния в общении социальных, социально-перцеп- тивных, гностических, экспрессивных, информа- ционно-коммуникативных, поведенческих спосо- бностей, навыков и умений общения [10, 11].
    Вместе с тем представление о высшем уровне общения, отвечающее критерию профессиональ- ной компетентности, включает в себя именно ли- чностно и духовно ориентированный диалог.
    Этот принцип особенно активно реализуется при использовании диалогического типа психо- логической культуры общения образовательно- го учреждения [12].
    Под психологической культурой общения мы понимаем систему норм, ценностных ориента- ций, мотивационно-целевых установок, опреде- ленных моделей, форм, способов и стилей по- ведения и взаимоотношений в коллективе обра- зовательного учреждения, практикуемых в учебно-воспитательной работе и общении пре- подавателей и студентов в процессе формиро- вания профессиональных компетенций. Мы по- лагаем, что эта система оказывает существенное влияние на формирование психологических уста- новок, усваиваемых студентами в процессе обу- чения и общения с преподавателями, ценностных ориентаций и деловых качеств личности выпуск- ников, развитие их личностного потенциала.
    Как показывают наши исследования, опти- мальным условием полноценного профессио- нального становления личности специалиста, развития его личностного потенциала является личностно ориентированная
    диалогическая
    культура общения в образовательном учрежде- нии [12, 13]. Диалогический тип взаимодействия и общения людей гармонично интегрирует межличностные ориентации, доброжелатель- ность и толерантность клановой организацион- ной культуры образовательного учреждения; позитивные элементы стабильности и порядка
    иерархической культуры; целеустремленность и деловитость рыночной культуры; альтруизм, самоотдачу и творческую направленность адхо-
    кратической культуры.
    Диалогическая парадигма в психологии – это не просто определенный подход к общению, но глубинное понимание личности и ее развития
    (М.М. Бахтин, М. Бубер, Г.А. Ковалев, А.Ф.
    Копьев, В.А. Петровский, Н.Д. Павлова, И.А.
    Зачёсова и др.).
    Основными признаками и нормативами диа- лога принято считать следующее:
    1. В диалоге реализуется активное диалоги-
    ческое отношение к собеседнику как к активно- му и равноправному партнеру независимо от его возраста, уровня интеллекта и способностей.
    2. В диалоге реализуется безусловное при-
    нятие партнера и признание неповторимости и уникальности его личности.
    3. В диалоге партнер принимается безоце- ночно.
    4. В диалоге практикуется взаимная добро- желательность и доверительность в отношениях партнеров.
    5. Участники диалога эмоционально и лич- ностно раскрыты.
    6. Для диалога характерна взаимная искрен- ность партнеров.
    7. Участники диалога свободны от стереоти- пов и предвзятостей в отношении друг друга.
    8. Диалог – творческая коммуникативная
    деятельность, способная существенно усилить творческую активность партнеров.
    Таким образом, объединяя в себе творче- скую интеллектуальную и коммуникативную активность, диалог является важнейшим усло- вием реализации личностного потенциала в лю- бой сфере деятельности.

    С.В. Кузьмина, Н.В. Власихина
    30
    Формирование коммуникативного потен- циала личности студентов, его соответствия требованиям профессиональной компетентно- сти специалиста на фоне усиления личностно ориентированной диалогической культуры об- щения в образовательном учреждении стало
    целью разработки программы развития лично- стного потенциала студентов факультета физи- ческой культуры и спорта ННГУ им. Н.И. Ло- бачевского.
    В качестве основных принципов реализации программы развития личностного потенциала студентов мы рассматриваем следующие поло- жения:
    1. Использование данной программы целе- сообразно и наиболее эффективно при целена- правленной оптимизации организационно-куль- турных и социально-психологических условий профессиональной подготовки, сложившихся в образовательном учреждении. Отсюда естест- венно вытекает второе положение.
    2. Программа развития личностного потен- циала студентов должна быть сопряжена с целе- направленной работой с преподавательским и студенческим коллективами по оптимизации психологической культуры общения, ее последо- вательной диалогизации, усилению творческих, деловых и нравственно-ценностных ориентаций.
    По нашему мнению, программа развития лич- ностного потенциала студента должна содержать в себе мероприятия, направленные на формирова- ние всех его компонентов: гносеологического, аксиологического, творческого, коммуникативно- го, художественного, профессионального, духов- ного. Но очевидно, что это задача достаточно объемная и требует к себе значительного внима- ния. Решение ее – процесс длительный, которому, возможно, человек должен посвятить всю свою профессиональную жизнь. В рамках краткосроч- ного исследования решить ее не представляется возможным, поэтому мы вынуждены определить системообразующий компонент личностного по- тенциала. По нашему мнению, как уже отмеча- лось, это коммуникативный компонент. Человек, умеющий общаться, способный устанавливать контакты с различными по характеру, статусу, национальности людьми, добивающийся цели в процессе коммуникации, способен развиваться и духовно, и профессионально, и личностно.
    Исходя из этого, центральным направлением программы развития личностного потенциала студентов стало развитие коммуникативного компонента.
    Основной формой реализации данной про- граммы является социально-психологический тренинг. Кроме него используются групповые дискуссии, семинары, мозговые штурмы.
    Выдержки из содержания программы
    Семинар «Препятствия личностному росту»
    Цель семинара: Ознакомление с факторами, выступающими внутренними преградами для личностного и профессионального развития.
    На данном лекционно-дискуссионном заня- тии студентам предлагается знакомство с описа- ниями преград личностному росту по материа- лам работ В. Джеймса и А. Маслоу, обсуждение этого материала и анализ личных примеров.
    Упражнение «Цели» (по В. Джеймсу).
    Инструкция для студентов: уделите этому упражнению 15 минут. Возьмите четыре листа бумаги и ручку или карандаш. На одном листе напишите: «Каковы мои жизненные цели?» В течение двух минут ответьте на этот вопрос.
    Записывайте все, что вам приходит в голову, независимо от того, насколько это вам покажет- ся общим или абстрактным, или тривиальным.
    Вы можете записать личные, семейные, профес- сиональные, социальные, общественные или духовные цели и проч. Дайте себе еще две ми- нуты, чтобы просмотреть ваш список, допол- нить или исправить что-то. Затем отложите этот лист в сторону.
    Возьмите второй лист и напишите сверху:
    «Как я хотел бы провести ближайшие три го- да?» – потратьте две минуты на ответ, потом в течение двух минут просмотрите, проверьте, дополните список. Это поможет вам уточнить ваши цели, наметить их более определенно, чем в первом вопросе. Отложите и этот лист.
    Чтобы увидеть свои цели под другим углом, напишите на третьем листе: «Если бы я узнал, что мне осталось жить шесть месяцев с сего- дняшнего дня, как бы я прожил их?» Цель этого вопроса – выяснить, нет ли чего-нибудь, что важно для вас, но чего вы не делаете и о чем даже не задумываетесь. Пишите также в тече- ние двух минут и возьмите еще две минуты на просмотр. Затем отложите и этот лист. На чет- вертом листе выпишите три цели, которые ка- жутся вам наиболее важными из всех, ранее записанных.
    Сравните ваши листы. Есть ли какие-нибудь темы, проходящие через различные названные вами цели? Относятся ли все ваши цели к ка- кой-нибудь определенной категории, например к личным или социальным? Есть ли одинаковые цели на первых трех листках? Отличаются ли чем-нибудь от всех других три цели, которые вы выбрали в качестве наиболее важных?
    Задание «Построение целей»
    Инструкция для студентов: постарайтесь на- метить свои основные жизненные цели, направ- ления, в которых вы хотели бы прилагать свои усилия сейчас и в будущем. Не забудьте о по-

    Развитие личностного потенциала студента с позиции компетентностного подхода
    31 требности развивать самого себя. Хорошо, если вы сможете составить два плана: на длитель- ную перспективу и на 2–3 года. Запишите свои соображения.
    В связи с выделенными целями продумайте следующие вопросы:
    1. Что будет способствовать достижению этих целей?
    2. Что будет препятствовать достижению этих жизненных целей?
    3. Какие критические события возможны на пути к достижению целей?
    4. Чем я могу снизить остроту критических моментов?
    5. Что мне потребуется для достижения жиз- ненных целей, какие ресурсы (время, помощь близких и друзей, деньги, здоровье и т.д.)?
    6. Смогу ли я задействовать эти ресурсы для достижения жизненных целей?
    7. Нужно ли мне изменить поставленные це- ли?
    Желательно, чтобы намечаемые цели из раз- ных сфер жизни (обучение, работа, семейная жизнь, социальный статус, межличностные от- ношения, физическое здоровье, душевный на- строй, духовная жизнь) были соотнесены друг с другом.
    Самопрезентация
    Каждый участник представляется по кругу и называет два любых качества, которыми он гордится.
    Упражнение «Портье»
    Работа над ситуацией, в которой присутст- вуют препятствия в процессе общения (отказы, критика, негативное эмоциональное отношение) на пути достижения цели.
    Упражнение «Голые идут по Антарктиде»
    Группе студентов предлагается фраза «Го- лые идут по Антарктиде». Задача группы – с помощью вопросов прояснить данную ситуа- цию и достигнуть цели, выяснив, что «Голые»
    – в данной фразе не прилагательное, а сущест- вительное, имя собственное, обозначающее фа- милию людей, которые идут по Антарктиде.
    Упражнение «Персонажи»
    Каждому участнику группы на спину при- крепляется лист, на котором нарисован персо- наж из сказки, мультфильма, артист, политик и т. д. Задача участников: выяснить у других уча- стников группы с помощью вопросов, кто на- рисован на листе. Каждый заданный вопрос нужно записать. При обсуждении упражнения анализируется количество вопросов, их тип (от- крытые, закрытые), их степень эффективности.
    Упражнение «Высказывания»
    Каждому участнику группы выдается кар- точка, на которой написано конкретное выска- зывание, как правило, неприемлемое большин- ством людей. Задача участника: подготовить аргументы в пользу данного высказывания и в диалоге с другими участниками группы отстаи- вать данную точку зрения.
    При обсуждении данного упражнения уча- стники анализируют себя и друг друга по сле- дующим критериям:
    • трудно или легко было найти аргументы;
    • что использовали в диалоге и насколько удалось убедить своих собеседников.
    Ролевая игра «Проект»
    Участникам группы описывается проблем- ная ситуация, которую необходимо решить с позиции руководителя. Каждый представляет свой вариант ее решения.
    При обсуждении упражнения участники ана- лизируют друг друга по следующим критериям:
    • гибкость в использовании различных стра- тегий общения;
    • способность общаться на различных уров- нях (деловое общение, личное и т.д.);
    • способность слышать собеседника и пони- мать его эмоциональное состояние;
    • способность устанавливать доверительные отношения.
    Выдержки из программы активизации
    диалогической культуры общения
    Для расширения возможностей формирова- ния коммуникативного компонента личностно- го потенциала студентов, активизации диалоги- ческой культуры общения на факультете в ра- боту по программе были вовлечены преподава- тели факультета. Через выступления на научно- практических конференциях, заседаниях кафедр преподаватели факультета были ознакомлены с проблематикой исследования. Актуальность разрабатываемой проблемы подчеркнута всеми членами педагогического коллектива.
    В то же время выявился ряд объективных трудностей для осуществления процесса оптими- зации культуры общения на факультете. Одним из источников этих трудностей, как оказалось, явля- ется система мотивации труда сотрудников в высших учебных заведениях. Стоимость труда преподавателей вуза, соответствующего высоко- му уровню подготовки студентов к профессио- нальной реализации в современных условиях, чрезвычайно высока и адекватно не возмещается действующей тарифной сеткой и системой ква- лификационных доплат. Очевидна необходимость разработки дополнительно психологических мер мотивации сотрудников вуза. Для решения этих вопросов на факультете был проведен ряд меро- приятий, кратко описанных ниже.
    1. Семинар-тренинг для заведующих кафед- рами факультета физической культуры и спорта на тему «Пути активизации потенциала сотруд- ников».

    С.В. Кузьмина, Н.В. Власихина
    32 2. Постоянно действующий учебно-мето- дический семинар для преподавательского со- става факультета на тему «Современный препо- даватель в физкультурно-спортивной сфере: психолого-педагогические основы профессио- нального мастерства и культуры общения».
    3. Тренинг для преподавателей на тему «Ин- новационный подход к деятельности препода- вателей в вузе».
    Цель тренинга: активизировать коммуника- тивный и творческий потенциал сотрудников факультета в решении профессиональных задач, нацелить их на разработку творческих проек- тов, в рамках которых возможно реализовы- ваться и развиваться профессионально, улуч- шать свое материальное положение.
    4. Круглый стол на тему «Улучшение каче- ства работы по подготовке выпускников к про- фессиональной деятельности».
    Здесь были заслушаны все выдвигаемые пре- подавателями предложения и организовано их обсуждение. Было выработано и поддержано предложение о реализации программ оптимиза- ции подготовки студентов и об улучшении психо- логического и организационного климата на фа- культете. Намечены пути дальнейшей работы.
    Очевидно, что работа в направлении изуче- ния и развития коммуникативного аспекта лич- ностного потенциала студента, а также условий его формирования требует продолжения.
    Программа может быть расширена и исполь- зована в изучении и развитии других аспектов личностного потенциала, что позволит повы- сить профессиональную компетентность буду- щих специалистов.
    Список литературы
    1. Федеральный государственный образователь- ный стандарт высшего профессионального образова- ния по направлению подготовки «Физическая куль- тура и спорт». URL: www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/ pr_fgos_2009_pv_33b.pdf
    2. Кузьмина С.В. Развитие профессиональных компетенций менеджера физической культуры и спорта на этапе обучения в вузе // Оптимизация учебно-тренировочного процесса: Тез. докл. Между- нар. научно-практич. конф. Н. Новгород: ННГУ им.
    Н.И. Лобачевского, 2011. С. 94–96.
    3. Косырев В.Н. Личностный потенциал: теоре- тико-методологические и прикладные аспекты. URL: www.tsutmb.ru/nu/nauka/index.php/component/content/
    article
    4. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.
    5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
    URL: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text
    6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности. Лично- стный потенциал как основа самодетерминации.
    URL: www.psychology-online.net/39/
    7. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.:
    Издательство политической литературы, 1974.
    8.
    Рыжов В.В. Мировоззренческие основы обра- зования. Нижний Новгород: Нижегородский христи- анский колледж, 2003. 80 с.
    9.
    Рыжов В.В. Психология творческой личности:
    Монография. В 3-х т. Нижний Новгород, 2006.
    10.
    Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсовет- ской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.,1997.
    С. 201–222.
    11. Дьяконов Г.В. Основы диалогического подхо- да в психологической науке. Кировоград, 2007.
    12. Рыжов В.В., Кузьмина С.В. Разработка кон- цепции и типологии психологической культуры об- щения // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 10. С. 125–130.
    13. Кузьмина С.В. Формирование психологиче- ской готовности студентов к профессиональной дея- тельности в сфере физической культуры и спорта.
    Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Нижний Нов- город, 2010.
    DEVELOPMENT OF A STUDENT'S PERSONALITY POTENTIAL FROM THE POINT
    OF VIEW OF THE COMPETENCE APPROACH
    S.V. Kuzmina, N.V. Vlasikhina
    Development of students' personality potential as a core competence of future professionals is considered. Based on the results of theoretical research, the concept of personality potential is revealed; the communicative aspect is identified as the backbone component of personality potential. It is underlined that the psychological culture of communication adopted in an educational institution is one of the most important factors in the development of personality potential of students.
    Keywords: personality potential, professional competence, competence, communicative potential, psychological culture of communication.


    написать администратору сайта