Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Социальное обеспечение образовательных потребностей детей из многодетных семей.

  • Введение Актуальность исследования

  • Объектом нашего исследования

  • Методы исследования

  • Теоретической и методологической базой исследования

  • Теоретическая значимость

  • Практическая значимость дипломной работы

  • Структура исследования

  • 1.1 Социальный статус и проблемы многодетной семьи в современных условиях

  • СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ. Диплом Ивановой. 2009г. Научный руководитель канд пед наук, доцент Е. Ю. Аронова дипломная работа социальное обеспечение образовательных потребностей детей из многодетных семей


    Скачать 0.76 Mb.
    Название2009г. Научный руководитель канд пед наук, доцент Е. Ю. Аронова дипломная работа социальное обеспечение образовательных потребностей детей из многодетных семей
    АнкорСОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
    Дата30.09.2021
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДиплом Ивановой.doc
    ТипДиплом
    #239092
    страница1 из 7

    Подборка по базе: классный руководитель.docx, Профессия юриста - научный стиль.docx, 16.038 Руководитель строительной организации.pdf, Машинист-инструктор, как руководитель.docx, 2Организация и управление процессом перемещения и хранения грузо, кодекс РК 2009г..doc, моя статья научный проект на примере работы археологического кру, ПЗ Научный стиль.docx, статья в научный журнал.docx, 4 Научный стиль речи студенты.pdf
      1   2   3   4   5   6   7


    Федеральное агентство по образованию
    Государственное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования
    «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Кафедра социальной работы, психологии и педагогики

    высшего образования

    Допустить дипломника к защите в ГАК

    «____» ______________________2009г.

    Научный руководитель – канд. пед. наук,

    доцент Е.Ю. Аронова_______________


    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
    Социальное обеспечение образовательных потребностей детей из многодетных семей.

    Работу выполнила Иванова Людмила Николаевна
    Факультет – управления и психологии
    Специальность – Социальная работа
    Нормоконтролер О.А. Гомцян


    Краснодар 2009
    Содержание


    Введение 3

    1 Формирование ориентации на образование в многодетных семьях 7

    1.1 Социальный статус и проблемы многодетной семьи в современных условиях 7

    1.2 Характеристика образовательной услуги как тенденции современной действительности 12

    1.3 Проблемы социального неравенства в удовлетворении образовательных потребностей 17

    2 Изучение образовательных потребностей многодетных семей и механизмов их социальной поддержки 30

    2.1 Общая характеристика социальных проблем в получении образования детей из многодетных семей 30

    2.2 Анализ образовательных потребностей детей из многодетных семей 32

    2.3 Механизмы обеспечивающие доступ к образованию 41

    Заключение 55

    Список использованных источников 58

    Приложение А 61

    Приложение Б 67


    Введение
    Актуальность исследования. В постоянно меняющейся экономической, социальной и культурной среде образование выступает ключевым фактором со­циализации личности, необходимым условием высокой горизонтальной и вертикальной мобильности, способности к освоению и продуцированию инновационных процессов. Образование закладывает интеллектуальный, нравственный, физический потенциал личности. Система образования готовит людей, способных к непрерывному совершенствованию, формирует общую культуру личности, является условием любой профессиональной подготовки.

    Несмотря на то, что российская система образования находится в режиме выживания и нестабильности, она одновременно находится и в развитии. Увеличивается разнообразие типов общеобразовательных школ, стабилизировалась и немного улучшилась ситуация со средним профессиональным образованием, расширяется система высшего образования. Образование становится все более важным элементом стратегии жизненного успеха. Возрождается тенденция к востребованности образования, его качеству, растет стремление получить профессию, отвечающую требованиям сегодняшнего дня. Одновременно с этим происходит углубление дифференциации в современной российской системе образования как отражение дифференциации общества, и эта ситуация требует внимания социальных работников.

    Устоявшееся представление о том, что качественное образование любого уровня должны быть доступно детям из всех слоев, вступает в противоречие с нынешней дифференциацией в сфере образования. В частности, проблемы получения полного среднего образования и доступа к высшему профессиональному образованию наиболее остро стоят перед многодетными семьями, как одной из социально незащищенной категории семей. Льготы, которые предоставляются по законодательству, минимальны. Многодетные семьи оказываются не защищенными в условиях общественно-политических и социально-экономических кризисных явлений переходного периода. Им трудно решать многие проблемы, неизменно возникающие в семье. Одной из таких проблем и является в проблеме доступа к профессиональному образованию среднего и высшего уровня.

    Проблемой социального неравенства и, в частности, неравенства в образовании занимались такие ученые и исследователи, как Балабанов А.С, Гудков Л.Д, Ковалева Л.И, Красильникова М.Д, Овчарова Л.Н, и др. Пруель П. А. рассматривает социальной определенности образования. Вместе с тем, положение многодетных семей, их проблемы в современных условиях изучали такие исследователи, как Антонов А.И, Бреева Е.В, Борисов В.А, Гурко Т.А, Новокшонова Г.А, и другие. Не достаточно были рассмотрены проблемы образовательных потребностей в этих семьях. Легальная и нелегальная платность образования, формирование иерархии «элитарных» и «дешевых» образовательных учреждений, усиление неравенства в сфере образования для молодежи разных регионов - все это, несмотря на расширение спектра образовательных услуг, создает барьер для многих, в основном малообеспеченных семей. В частности, данная проблема остро стоит перед многодетными семьями, так как большинство из них является малообеспеченными. Зачастую эти семьи не имеют возможности обеспечить престижным образованием хотя бы одного ребенка, не говоря уже о нескольких. Невозможность получения той или иной профессии, которая в будущем будет высокооплачиваемой и престижной, может привести к смене ориентации на получение начального профессионального, среднего или среднеспециального образования, а возможно и на окончание курсов подготовки по какой-либо профессии.

    Проблема исследования определяется противоречием между существующим многообразием образовательных услуг в обществе и недостаточной определенности содержания и характера социального обеспечения образовательных потребностей многодетных семей.

    Объектом нашего исследования является содержание образовательных потребностей детей из многодетных семей.

    Предмет исследования - социальные механизмы, обеспечивающие доступ к образованию детей из многодетных семей.

    Цель исследования - выявление социальных факторов и механизмов, обеспечивающих образование детям из многодетных семей.

    Задачи исследования:

    1. Дать типологию современной многодетной семьи и ее особенностей, изучить основные социальные проблемы образования детей из многодетных семей;

    2. Выявить возможности доступа к образовательным учреждениям и услугам детей из многодетных семей;

    3. Определить доминирующие факторы социальных стратегий образования детей из многодетных семей.

    Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, опросные методы (опрос, интервью).

    Гипотеза исследования: несмотря на ориентацию детей из многодетных семей на среднее специальное и высшее образование, доступ к желаемому уровню образования ограничен сложившейся инфраструктурой образования и социальными особенностями многодетной семьи.

    Теоретической и методологической базой исследования стал структурно-функциональный подход к изучению социальных объектов, фундаментальные положения, разработанные Григорьевым С.И, Субетто Л.И (качество образования), Ильиным В.И (социальное неравенство), Константиновским Д.Л (социальное положение молодежи в образовании), Сорокиным П.А (теория социальной мобильности и социальной стратификации) и другими учеными, психологическая теория деятельности Леонтьева А.Н, Выготского Л.С, теория взаимодействия факторов социализации Мудрика В, культуросообразный подход в реализации образования Крылова Н.Б.

    Теоретическая значимость. Обоснованы социальные стратегии доступа к образованию детям из многодетных семей, показана необходимость изменения во взаимодействии школ и социальных служб в расширении возможностей получения образования детей из многодетных семей. Выявлены барьеры, затрудняющие доступ к образованию на всех уровнях детям из многодетных семей, что приводит к воспроизводству социального неравенства. Показаны механизмы, расширяющие доступ к образованию детей из многодетных семей в условиях расформирования системы образования.

    Практическая значимость дипломной работы. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для принятия управленческих решений в целях обеспечения доступа к образованию для социально уязвимых групп населения, в частности для многодетных семей. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке целевых социальных программ по поддержке многодетных семей, в образовательном процессе в профессиональном обучении по направлению социальная работа.

    Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

    1 Формирование ориентации на образование в многодетных семьях
    1.1 Социальный статус и проблемы многодетной семьи в современных условиях
    Понятие «многодетная семья» имеет различные значения в практике социальной жизнедеятельности. В районах с традиционно высокой рождаемостью таковой считается семья с пятью и более детьми, в европейской части России - с тремя и более. Семейное законодательство России не устанавливает, какая семья является многодетной. В соответствии с Указом Президента РФ от 5.05.1992 г. № 431 [25] органы исполнительной власти субъектов России самостоятельно устанавливают, какие семьи являются многодетными. При этом понятие «многодетная семья» определяется ими с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона. Однако в большинстве регионов принято считать, что многодетной является семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, а учащихся дневных отделений средних специальных или высших учебных заведений до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет. Все это делает категорию «многодетная семья» достаточно неопределенной, зависящей от множества факторов. Это понятие не только демографическое, но и социальное, означающее возникновение в большинстве случаев при рождении нескольких детей ряда сложностей, и в первую очередь материальных, возрастающих с появлением каждого следующего ребенка.

    В сфере социальной работы многодетные семьи распределены на четыре категории.

    Во-первых, среди многодетных семей определенную часть составляет случайная многодетность, когда вместо желанного второго ребенка рождаются сразу близнецы либо ребенок появляется на свет в результате каких-либо ошибок в контрацепции и невозможности прибегнуть к средствам прерывания беременности.

    Во-вторых, это сознательная, целенаправленная многодетность, которая может быть связана с национальными традициями либо с религиозными предписаниями. Иногда возможны культурно-идеологические побудители, иногда воплощение традиций родительской семьи. У таких семей много трудностей, связанных с малообеспеченностью, теснотой вжилище, загру­женностью родителей, особенно матери, состоянием их здоровья, но, по крайней мере, у родителей существует мотивация к воспитанию из детей достойных людей.

    Третью группу составляют семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца); в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть различными, в том числе и вполне благополучными, но отзвук существования неполной семьи сохраняется.

    Наконец, неблагополучные многодетные семьи образуются в результате безответственного поведения родителей, чаще матери, иногда на фоне ин­теллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни [41]. Дети здесь являются лишь средством для получения разного рода пособий, льют и благ.

    Многодетные семьи, когда-то составлявшие большинство на территории России, в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю от общего количества семей. Еще в 1989 году в Российской Федерации насчитывалось 2,3 млн. многодетных семей, что составляло 9,9 % от числа семей, имевших детей до 18 лет, или 9,7 % от числа всех семей с детьми. Причем за десятилетие с 1979 по 1989 года, количество многодетных семей несколько увеличилось (в 1979 году их было 2,1 млн.). Возросла также их доля в общей численности семей, имевших детей до 18 лет: в 1979 году она составляет 9,2 %, в 1989 году 9,9 %. В этот период происходило сокращение числа семей с одним ребенком и одновременный рост числа семей с двумя, тремя и более детьми. Все это указывало на изменение общественного мнения в пользу семьи с несколькими детьми. В начале 1990-х годов происходят изменения: количество многодетных семей стало сокращаться. Общее резкое снижение рождаемости в начале 1990-х годов связано с серьезным ухудшением экономической, политической, социальной обстановки в стране, межнациональными конфликтами, с обеднением, а в ряде случаев и обнищанием населения. Люди начали сознательно ограничивать число детей в семье, так как от количества членов семьи, точнее, от числа нетрудоспособных, приходящихся на число работающих, прямо зависит благосостояние семьи, ее уровень жизни [8]. По данным переписи 2002 года в РФ число домохозяйств, имеющих трех и более детей моложе 18 лет составило 1,4 млн. По сравнению с переписью 1989 года количество многодетных семей сократилось на 0,9 млн., или на 3,3 % от общей численности домохозяйств с детьми младше 18 лет (6,6 %против 9,9 % в 1989 году) [27].

    В целом многодетные семьи становятся для России все большей редко­стью. В настоящее время показатель среднего числа детей, рожденных одной женщиной в течение ее жизни (так называемый суммарный коэффициент рождаемости), составляет 1,3 против 2,0 в 1989г. Наблюдается также тенденция увеличения среднего возраста родителей при рождении ребенка. Если в 1989г. средний возраст матери при рождении ребенка составлял 25,5 лет, то в 2002 г.-26,2 [27].

    Многодетная семья занимает особое место среди различных категорий семей. Как отмечает Новокшонова Г.А. в этой категории семей социальные изменения и внутренние процессы происходят своеобразно и противоречиво.

    Во-первых, многодетная семья менее всего подвержена стиранию ген-дерных различий, формирует традиционные и здоровые отношения типа: «мужчины и женщины», «отцы и дети», но при неблагоприятных условиях жизни в многодетной семье чаще проявляются отклонения от нравственных норм. Спецификой микромира многодетной семьи является замкнутость, са­модостаточность общения между членами семьи и слабость внешних контактов, социальных связей.

    Во-вторых, исследование Новокшоновой Г. А. позволило выявить, что именно в многодетной семье, имеющей глубокие и разветвленные корни родственных связей, складываются наиболее благоприятная ситуация для со­хранения национальных обычаев, народных традиций. Однако далеко не всегда эти традиции носят прогрессивный характер, и в этом случае многодетная семья выступает хранительницей таких негативных явлений, как авторитаризм, крайние формы национализма, шовинизма. Кроме того, нередко замкнутый характер многодетной семьи способствует формированию социализированного типа девиантного поведения.

    Многодетная семья, по мнению психологов, носит характер наиболее оптимальной социальной группы, в которой не происходит нивелирование личности как в большом коллективе, и которая способствует индивидуальному развитию, получению социального опыта, взаимному духовному и ин­теллектуальному обогащению, психологическому комфорту. При нарушении же родственных связей и при негативном стиле воспитания, дети в многодетных семьях отстают в психическом и социальном развитии от детей в малодетных семьях, чаще становятся школьными, а впоследствии и социальными дезадаптантами.

    В-третьих, в силу своей специфики, многодетная семьяведет более оседлый образ жизни, реже меняет место жительства, место работы. В про­фессиональном плане ей чаще свойственно передавать свои знания, опыт и навыки детям, особенно в народных промыслах. Вместе с тем, попадая в чрезвычайную ситуацию оторванности от своей локальной семейной среды, члены многодетной семьи, как показывает исследование, чаще становится неблагополучными, маргинальными,

    Исследование Новокшоновой Г.А. показывает, что в современных со­циально-экономических условиях многодетная семья относится к группе наиболее социально незащищенных и экономически слабых, что обусловлено возросшей экономической нагрузкой на семью [24].

    Одной из самых важных особенностей многодетной семьи является то, что она переносит все «болезни» семьи, однако в ней они протекают значи­тельно тяжелее. Есть несколько принципиальных моментов, касающихся не­посредственно многодетных семей.

    Во-первых, говоря об указанной семье, подразумеваются не только проблемы, возникающие в ней самой, но и проблемы детей, проживающих в подобных семьях.

    Во-вторых, проблемы многодетных семей различаются в зависимости от места ее проживания: различных регионов страны, города или деревни. Имеются существенные расхождения между регионами с высокой рождаемостью, где, соответственно таких семей много, и регионами с низкой рождаемостью, где их мало.

    В-третьих, многодетные семьи не представляют собой однородную массу. Все они резко отличаются друг от друга, несмотря на наличие общих проблем.

    Существует своего рода финансовое наказание за увеличение рождае­мости. Пропорционально увеличению числа детей уменьшается свободное время родителей. Зато увеличиваются многократно заботы о том, чем накормить, во что обуть - одеть, как воспитать и т. д. Многодетные семьи отличаются довольно высокой долей бедных, Если среди всех семей с детьми она составляет около 50 %, то среди семей с 3-мя детьми она значительно выше около 85 %, а среди семей с 4-мя и более детьми выше 90 %. Более того, значительная часть многодетных семей не имеет и половины прожиточного минимума на члена семьи.

    Значительное влияние иждивенческой нагрузки на душевой доход в семьях приводит к выводу о том, что это является постоянно действующим фактором бедности многодетных семей.

    Усугубляют положение многодетных семей и несвоевременная выплата даже существующих низких пособий на детей, а также запаздывание с ин­дексацией минимальной заработной платы. Важной характеристикой бедности многодетных семей является структура их потребительских расходов.

    В многодетных семьях доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее рациональна, чем в целом во всех семьях с детьми. Семьи с 3-мя и более детьми поучают на 20 % меньше фруктов и ягод, мяса в 1.5 раза меньше, чем дети в семьях с 1-м ребенком. В семьях с 4-мя и более детьми дети потребляют яиц в 1,6 раза, рыбы - в 2,4 раза меньше, чем дети из однодетных семей.

    С резким ростом цен на детские товары и значительным сокращением объемов их производства семьи с детьми с низкими и даже средними доходами крайне ограничены в возможностях удовлетворить потребности детей о самых необходимых предметах одежды, в обуви, школьно-письменных принадлежностях [34].

    Причем эта ситуация характерна дня многих регионов России. многодетные семьи и прежде были одной из самых материально уязвимых групп населения, современные же инфляционные процессы бьют по ним больнее, чем по обществу в целом, и вынуждают экономить на самом необходимом - на многих продовольственных и почти на всех промышленных товарах [9].

    Можно отметить, что современные многодетные семьи оказываются наименее защищенные в современных условиях: государственные льготы не оказывают существенную помощь, общество не принимает и понимает их. Многодетным семьям приходится самостоятельно решать все проблемы, ко­торые свойственны и другим категориям семей, но перед ними стоят особо остро из-за тяжелого, в большинстве семей, материального положения.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта