Главная страница

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 2. Экономический и правовой механизмы антикризисного управления Наблюдение Финансовое оздоровление Внешнее управление Конкурсное производство Мировое соглашение Банкротство индивидуальных предпринимателей Упрощенные процедуры банкротства Банкротство финансовых и кредитных организаций Выбор методов и


Скачать 424.62 Kb.
Название2. Экономический и правовой механизмы антикризисного управления Наблюдение Финансовое оздоровление Внешнее управление Конкурсное производство Мировое соглашение Банкротство индивидуальных предпринимателей Упрощенные процедуры банкротства Банкротство финансовых и кредитных организаций Выбор методов и
Дата15.10.2021
Размер424.62 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ.docx
ТипКонкурс
#248507
страница1 из 15

С этим файлом связано 26 файл(ов). Среди них: Введение. Сущность банковской деятельности. Современная банковск, БАНКОВСКИЙ МАРКЕТИНГ И БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.docx, Валютные операции и внешнеэкономическая деятельность кредитных о, формы безналичных расчетов.docx, деятельность коммерческого банка на рынке ценных бумаг.docx, банковские операции.docx, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ И ПРИБЫЛЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА.docx, ведение кассовых операций.docx, Кредитные операции.docx, ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА.docx, АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.docx, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ.docx, КРИЗИСЫ В ТЕНДЕНЦИЯХ МАКРО- И МИКРОРАЗВИТИЯ.docx, ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ, Банкротство предприятий.docx, анализ организационно-технического уровня производства.docx, выбор и ограничения в экономике.docx, инфокоммуникационные технологии управления инвестициями.docx, макроэкономическое регулирование экономики. финансы, бюджет и фи, Динамические модели.docx, Гипертекстовые технологии и разработка модельных транжеров в сфе, макромодели экономической динамики.docx, рынок капиталов. ссудный процент и прибыль как формы дохода.docx, рынок труда и зарплата. рынок земли и земельная рента.docx, системы поддержки принятия решений для рационализации организаци, теория экономического роста.docx и ещё 16 файл(а).
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБРАБОТКИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.docx, Лекция 1. Классификация электроустановок, помещений и электрообо, Особенности правовой охраны общеизвестных товарных знаков.ppt, Комплексный экономический анализ.docx, Комплексный экономический анализ.docx, лекции экономический анализ.pdf, Тесты ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.docx, Глава 1. Общие механизмы, понятия и термины 1С.pdf, Комплексный экономический анализ.docx, Лекция 1 Бухгалтерский учет, механизмы реализации в программе 1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Тема 2. Экономический и правовой механизмы антикризисного управления  4.1. Наблюдение 4.2. Финансовое оздоровление 4.3. Внешнее управление 4.4. Конкурсное производство 4.5. Мировое соглашение  4.6. Банкротство индивидуальных предпринимателей  4.7. Упрощенные процедуры банкротства  4.8. Банкротство финансовых и кредитных организаций  Выбор методов и процедур антикризисного управления осуществляется на основе: – анализа финансово-экономического состояния и диагностики причин неплатежеспособности; – планирования финансового оздоровления; - регулирования и контроля антикризисных процедур. Диагностика финансово-экономического состояния предприятия позволяет определить общие, типовые и индивидуальные причины его попадания в зону неплатежеспособности. К общим причинам неплатежеспособности российских предприятий можно отнести следующие: 1) низкая конкурентоспособность продукции предприятий, которая выражается в низких потребительских характеристиках товаров и в высоких ценах; 2) несвоевременное поступление выручки при продаже ликвидной продукции; 3) низкий удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции в связи с бартерным характером товарных отношений между предприятиями; 4) дебиторская задолженность государства за заказанную, но неоплаченную продукцию. Она становится не только изъятым из оборота капиталом, но и навязанным предприятию имуществом, которое превращается в объект складирования, охраны и составляет значительную долю в налоге на имущество; 5) расходы по содержанию ведомственного жилого фонда, оставшегося на предприятии, которые являются большой нагрузкой на финансовый организм предприятия; 6) задолженность предприятий перед организациями-монополистами, продающими электроэнергию, газ, тепло и воду; 7) неиспользуемые производственные, административные и бытовые помещения, которые освободились из-за сокращения производства и также превратились в финансовую нагрузку. Экономический механизм антикризисного управления состоит из следующих основных элементов (подсистем): 1. Диагностика финансового состояния предприятия. 2. Оценка бизнеса предприятия. 3. Маркетинг. 4. Организационно-производственный менеджмент. 5. Управление персоналом. 6. Финансовый менеджмент. 7. Антикризисная инвестиционная политика. 8. Антикризисное бизнес-планирование. 9. Организация ликвидации предприятия. Правовые механизмы антикризисного управления определяются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Федеральный закон). Закон определяет несостоятельность как признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику – гражданину – не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства (установлены статьей 3 Федерального закона). Признаком банкротства гражданина считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Признаком банкротства для юридического лица является неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, в связи с неисполнением денежных обязательств и обязательных платежей, обладают: должник, конкурсный кредитор, уполномочены органы, определенные статьей 2 Федерального закона органы. При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства (ст. 27): - наблюдение (управление предприятием осуществляется временным управляющим); - финансовое оздоровление; - внешнее управление (управление предприятием осуществляется внешним управляющим); - конкурсное производство (управление предприятием осуществляется конкурсным управляющим); - мировое соглашение. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд может принять решения (ст. 52): - о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; - решение об отказе в признании должника банкротом; - определение о введении финансового оздоровления; - определение о введении внешнего управления; - определение о прекращении производства по делу о банкротстве; - определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения; - определение об утверждении мирового соглашения. Законом предусмотрены меры по предупреждению банкротства организаций (гл. II, ст. 31): процедура досудебной санации – учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства, должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. 4.1. Наблюдение Если, несмотря на проведение санации, заявление о признании должника банкротом было принято судом, то в течение недели вводится процедура «наблюдение», которая может длиться до трех, а иногда до пяти месяцев. Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требования кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Наблюдение является подготовительной процедурой. Прежде чем ликвидировать или оздоровить предприятие, дается время на сбор необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния. На основании данных, собранных на стадии наблюдения, принимается решение о дальнейшей судьбе должника. Срок рассмотрения дела о банкротстве и срок наблюдения вместе должны составлять не более 7 месяцев. При наблюдении руководство предприятием – должником осуществляется руководителем предприятия под контролем временного управляющего. В течение наблюдения (ст. 63 «Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения») требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном порядке, а выявляются для предъявления через собрание кредиторов. Это дает возможность должнику работать, невзирая на долги, и оценить целесообразность продолжения деятельности либо целесообразность ликвидации. Исполнение документов по имущественным взысканиям приостанавливается, снимаются аресты на имущество, за исключением исполнения документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, морального вреда. В ходе наблюдения невозможны также следующие действия (ст. 64): ликвидация, реорганизация должника, создание на его базе других организаций, филиалов, невозможен выпуск ценных бумаг, выход из состава участников, выплата дивидендов. Основными направлениями деятельности временного управляющего являются: - контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности имущества неплатежеспособного предприятия); - изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности оздоровления или ликвидации, сбор информации о кредиторах. Права и обязанности временного управляющего описаны в статьях 66 и 67 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Одной из его обязанностей является установление требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Цель собрания – определение кредиторами дальнейшей судьбы должника. Временный управляющий сообщает кредиторам на собрании результаты анализа финансового состояния должника и перспектив (возможности или невозможности) восстановления платежеспособности. Выводы управляющего носят рекомендательный характер. На основании решения первого собрания кредиторов и руководствуясь Законом о банкротстве, арбитражный суд выносит следующие решения: - о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей должника, собственника имущества должника или третьих лиц, при условии достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности; - о введении внешнего управления, при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, но есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена; - о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, при наличии признаков банкротства и отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления. Наблюдение прекращается с даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом или утверждения мирового соглашения. 4.2. Финансовое оздоровление Финансовое оздоровление – процедура, применяемая к должнику в деле о банкротстве в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. Исполнение должником обязательств может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством. Лица, предоставившие обеспечение несут ответственность за неисполнение должником обязательств в пределах стоимости имущества и имущественных прав, представленных в качестве обеспечения. Для проведения финансового оздоровления арбитражным судом назначается административный управляющий. Права и обязанности административного управляющего перечислены в статье 83 Федерального закона. Одной из основных его обязанностей является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Таким графиком должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления. К кредиторам первой очереди относятся кредиторы, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда. Требования кредиторов второй очереди – это требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений по авторским договорам. Не позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления (ст. 88) должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету прилагаются следующие документы: баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках должника, документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Арбитражный суд после получения заключения арбитражного управляющего и возможных жалоб кредиторов принимает одно из следующих решений (ст. 92): - определение о прекращение производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; - определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; - решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства – в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства. 4.3. Внешнее управление Внешнее управление – процедура, применяемая к должнику в деле о банкротстве в целях восстановления его платежеспособности. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.  Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. В случае если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем восемнадцать месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления. Последствиями введения внешнего управления являются (ст. 94): - отстранение руководителя должника от должности, управление делами должника возлагаются на внешнего управляющего; - прекращение полномочий органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему; - отмена ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов; - введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. Мораторий позволяет в течение срока проведения внешнего управления использовать суммы, предназначенные для уплаты долгов, на проведение мероприятий по улучшению финансового состояния должника. Действие моратория распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки, наступления которых наступили до введения внешнего управления. Мораторий не распространяется на требования кредиторов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда. Внешний управляющий утверждается арбитражным судом. В отличие от административного и временного управляющего внешний управляющий полностью заменяет собой руководителя. Права и обязанности внешнего управляющего перечислены в статье 99 Федерального закона. Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства. Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности (ст.109): - перепрофилирование производства; - закрытие нерентабельных производств; - взыскание дебиторской задолженности; - продажа части имущества должника; - уступка прав требований должника; - исполнение обязательств должника собственником имущества должника ─ унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьими лицами; - увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников или третьих лиц; - размещение дополнительных обыкновенных акций должника; - продажа предприятия должника; - замещение активов должника; - иные меры по восстановлению платежеспособности должника. Внешний управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов свой отчет. Отчет содержит: баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника; расшифровку оставшейся дебиторской задолженности и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника; сведения об удовлетворении требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов; иные сведения о возможности погашения кредиторской задолженности. По результатам отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений: - об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; - об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов; - об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; - о заключении мирового соглашения. Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего. В случае если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника. В случае, если суд принял решение об открытии конкурсного производства, арбитражным судом утверждается конкурсный управляющий. 4.4. Конкурсное производство Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмеренного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев и может продлеваться не более чем на шесть месяцев. С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: - срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей считается наступившим; - прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей; сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну; - снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжением имущества должника; - все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности; - органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника, также прекращаются полномочия собственника имущества должника ─ унитарного предприятия. Права и обязанности конкурсного управляющего определяются статьей 129 Федерального закона. Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства составляет конкурсную массу. В составе имущества отдельно учитывается имущество, являющееся предметом залога. В конкурсную массу не входит: - имущество, изъятое из оборота; - имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности; - социально значимые объекты (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения) продаются путем проведения торгов в форме конкурса в таком же порядке, как и остальное имущество. Обязательным условием такого конкурса является обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевыми назначениями. Средства от продажи включаются в конкурсную массу. Статья 134 Закона о банкротстве определяет очередность удовлетворения требований кредиторов. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. В случае, если прекращение деятельности должника может повлечь за собой техногенные или экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди  погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий. Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей последовательности: - в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему; - во вторую очередь удовлетворяются требования по оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам; - в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника; - в четвертую очередь удовлетворяются требования по остальным текущим платежам. Требования кредиторов по текущим платежам, относящимся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: - в первую очередь производятся расчеты по требованию граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда; - во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; - в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена и у должника есть имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, то арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и перехода к внешнему управлению. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным. 4.5. Мировое соглашение  На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение. Мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. Утверждение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. В случае утверждения мирового соглашения в ходе финансового оздоровления прекращается исполнение графика погашения задолженности. В случае утверждения мирового соглашения в ходе внешнего управления прекращается действие моратория на удовлетворение требований кредиторов. В случае утверждения мирового соглашения в ходе конкурсного производства конкурсное производство не подлежит дальнейшему исполнению. Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Мировое соглашение может быть расторгнуто по решению арбитражного суда в случае неисполнением должником условий мирового соглашения в отношении не менее одной четвертой требований кредиторов. 4.6. Банкротство индивидуальных предпринимателей  Банкротство индивидуальных предпринимателей регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 25) и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (глава X, §2). Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При осуществлении процедуры признания банкротом индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества в порядке и в очередности, предусмотренными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом. Сохраняются требования личного характера и требования граждан, перед которыми лицо, признанное банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом. 4.7. Упрощенные процедуры банкротства  Упрощенные процедуры банкротства применяются в отношении отсутствующего или ликвидируемого должника. В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано: - по решению его участников (учредителей) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; - по решению суда. Основанием для добровольной ликвидации является: - достижение целей, для которых создавалось юридическое лицо, или невозможность их достижения; - истечение сроков, на который создавалось юридическое лицо; - отсутствие целесообразности существования предприятия; - признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. По решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано, если суд установит следующие факты: - организация осуществляла деятельность без лицензии; - организация осуществляла деятельность, запрещенную законом; - со стороны организации имели место нарушения закона; - организация – религиозное объединение или фонд – осуществляла деятельность, противоречащую ее целям; - вследствие признания банкротом. В случае, если стоимость имущества должника (юридического лица), в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности (банкротстве). Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. В случаях если гражданин – должник или руководитель должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности. Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление к отсутствующему должнику не применяются.   4.8. Банкротство финансовых и кредитных организаций  Банкротство финансовых организаций регламентируется главой IX § 4 Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)). В соответствии со статьей 180 под финансовыми организациями понимаются: 1) кредитные организации; 2) страховые организации; 3) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 4) негосударственные пенсионные фонды; 5) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; 6) клиринговые организации; 7) товарные и валютные биржи; 8) кредитные потребительские кооперативы (далее - кредитные кооперативы). К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, положения § 4, за исключением положений статей 181 и 182 Федерального закона, не применяются. Основания для признания кредитной организации банкротом определяются Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее по тексту – Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций). Заявление о признании кредитной организации банкротом33 принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Под несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить денежные требования кредиторов или исполнить обязательные платежи. Под обязанностью кредитной организации исполнять обязательные платежи понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика исполнять обязательные платежи в соответствующие бюджеты, которые определены в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также обязанность кредитной организации исполнять поручения (распоряжения) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» кредитная организация считается не способной удовлетворить денежные требования кредиторов или исполнить обязательные платежи, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения и/или если после отзыва у кредитной организации лицензии стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами или обязанности исполнить обязательные платежи. В статье 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организация» определены меры предупреждения банкротства кредитных организаций: 1) финансовое оздоровление; 2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее – временная администрация), за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций; 3) реорганизация. Меры предупреждения банкротства осуществляются при возникновении оснований, установленных в статье 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организация». Банк России в соответствии с порядком, установленным в нормативных актах Банка России, в случае возникновения оснований, вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер с целью ее финансового оздоровления, реорганизации, а также назначить временную администрацию. По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято одно из следующих решений: - о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства; - об отказе в признании кредитной организации банкротом. Статьей 183.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 34 предусмотрены меры по предупреждению банкротства финансовой организации: 1) оказание финансовой помощи финансовой организации ее учредителями (участниками) и иными лицами; 2) изменение структуры активов и структуры пассивов финансовой организации; 3) увеличение размера уставного капитала финансовой организации и величины ее средств (капитала); 4) реорганизация финансовой организации; 5) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации меры. В статье 182.2 перечислены основания для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации 1) неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам. При этом под таким отказом понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение требований кредиторов по денежным обязательствам в течение десяти рабочих дней со дня возникновения обязанности удовлетворения таких требований, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; 2) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше десяти рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения; 3) недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, если срок исполнения таких обязательств и (или) обязанности наступил. В случае возникновения перечисленных оснований финансовая организация в течение пятнадцати дней с даты их возникновения обязана направить в контрольный орган уведомление об этом с приложением плана восстановления ее платежеспособности, если при этом отсутствуют признаки банкротства финансовой организации. В течение тридцати рабочих дней с даты получения плана восстановления платежеспособности финансовой организации по результатам его анализа контрольный орган принимает решение о назначении временной администрации финансовой организации или о нецелесообразности такого назначения. Под временной администрацией финансовой организации понимается специальный временный орган управления финансовой организации, назначенный контрольным органом. Целями назначения временной администрации являются восстановление платежеспособности финансовой организации и (или) обеспечение сохранности имущества финансовой организации. Задачами временной администрации являются: 1) применение мер по предупреждению банкротства финансовой организации и (или) контроль за применением таких мер; 2) устранение оснований приостановления или ограничения действия лицензии финансовой организации. Временная администрация назначается на срок от трех до шести месяцев. Временная администрация проводит анализ финансового состояния финансовой организации и не позднее чем через сорок пять дней с даты ее назначения представляет в контрольный орган заключение о финансовом состоянии финансовой организации. В течение десяти рабочих дней с даты получения заключения о финансовом состоянии финансовой организации контрольный орган принимает одно из следующих решений: 1) об обращении временной администрации в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом; 2) о проверке временной администрацией обеспечения исполнения обязательств финансовой организации и последующей подготовке мер по предупреждению ее банкротства при поступлении в контрольный орган документов об обеспечении участниками финансовой организации или иными лицами исполнения обязательств финансовой организации.

Источник: http://refleader.ru/jgeatyrnaujgmer.html

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

«Справочник экономиста» №1 2007 /

Поделиться…

Цель антикризисного управления на предприятии — анализ факторов возникновения кризисной ситуации, а также разработка и практическое внедрение комплексного экономического механизма антикризисного управления. Данный механизм заключается в сканировании внешней и внутренней среды фирмы с целью раннего обнаружения признаков приближения кризиса, оперативной оценки и анализа финансового состояния фирмы и выявления вероятности наступления ее несостоятельности (банкротства) и последующем внедрении экономических мер по преодолению кризисной для предприятия ситуации.

Накопленный за годы реформы опыт управления деятельностью предприятия в условиях кризиса показал реальную значимость разработки данного направления экономических исследований. Однако современные методы антикризисного управления требуют четкого реагирования и постоянной адаптации к изменяющимся рыночным условиям. Постоянный процесс совершенствования и разработки экономического механизма антикризисного управления востребован  предприятиями в современных условиях. На наш взгляд, он должен быть реализован с помощью следующих основных этапов:

1. Выявление основных факторов и признаков кризисных явлений в экономике предприятия.

2. Оценка кризисных факторов.

3. Разработка и определение экономических методов антикризисного управления в стратегии предприятия.

4. Внедрение экономических методов антикризисного управления и контроль за их реализацией.

Предприятие является одновременно и субъектом, и объектом в системе антикризисных процедур, поэтому наиболее важным представляется деление факторов и признаков кризисных явлений на внешние и внутренние.

Анализ факторов является первичной операцией антикризисного управления, так как он обеспечивает базу как для оценки факторов возникновения кризисной ситуации, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей предприятию внедрить ряд экономических методов антикризисного управления.

Анализ предполагает изучение двух составляющих — внешних и внутренних факторов предприятия.

Анализ внешних факторов предприятия направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать организация, если методы управления будут успешными, а также какие осложнения могут ее ожидать, если она не сумеет адекватно отреагировать на внезапные изменения окружения. Анализ включает в себя обзор макро- и микроокружения.

Изучение макроокружения предполагает изучение общих условий деятельности предприятия во внешней среде и включает рассмотрение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического процесса развития общества, инфраструктуры и т.п. Анализ микроокружения направлен на оценку состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что предприятие может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении кризисного состояния. К основным факторам микроокружения относятся покупатели, поставщики, конкуренты и рынок рабочей силы.

Анализ внутренних факторов вскрывает те возможности и отличительные преимущества, которыми предприятие обладает в конкурентной борьбе, а также слабые стороны хозяйствования предприятия, являющиеся причиной нестабильного и кризисного положения.

Внутренние факторы анализируются по следующим направлениям:

·    кадры  предприятия, их потенциал, квалификация;

·    организация управления;

·    производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;

·    финансы предприятия;

·    маркетинг;

·    организационная культура.

На основе проведенных социологических исследований ряда российских промышленных предприятий составлена табл. 1, в которой представлены структура внешних и внутренних факторов кризисных явлений и их значимость  в современных условиях.

Таблица 1. Внутренние и внешние факторы кризисных ситуаций

Виды внешних и внутренних факторов

Значимость, %

1. Отраслевые

1.1. Состояние рынка, сильная конкуренция

29,0

1.2. Недобросовестность контрагентов, конкурентов

27,5

1.3. Низкий уровень законодательной защиты отрасли

26,0

1.4. Значимость предприятия в РФ

17,5

Итого

100

2. Акционерные

2.1. Государственное вмешательство

30,6

2.2. Передел акционерного капитала на основе поглощения

29,4

2.3. Высокий износ оборудования

20,0

2.4. Низкий уровень обеспечения прав акционеров

13,5

2.5. Несогласованность позиций крупных акционеров

6,5

Итого

100

3. Кооперационные риски инфраструктуры

 

3.1. Транспортные

29,0

3.2. Сбытовые

28,5

3.3. Снабженческие

27,9

3.4. Финансовые

14,6

Итого

100

4. Регулирование деятельности предприятия




4.1. Изменение федерального налогообложения

25,3

4.2. Изменение местного налогообложения

21,0

4.3. Изменение рыночной конъюнктуры, спад спроса на продукцию

20,7

4.4. Риск штрафов и санкций

18,0

4.5. Риски отмены льгот

15,0

Итого

100

5. Технологические




5.1. Риск пожара

68,0

5.2. Риск затопления

32,0

Итого

100

6. Финансовые




6.1. Дефицит денежных средств

26,0

6.2. Низкий уровень кредитоспособности  предприятия

19,0

6.3. Изменение процентных кредитных ставок

15,0

6.4. Ошибочная ценовая политика

13,5

6.5. Высокий уровень дебиторской задолженности

12,0

6.6. Диспропорция в использовании длинных и коротких денег

7,5

6.7. Высокий темп роста затрат, связанный с увеличением объемов выпуска продукции

7,0

Итого

100

7. Качество управления




7.1. Ошибки в принятии стратегических и тактических решений управленческой командой

26,7

7.2. Низкий уровень использования информационных технологий

22,0

7.3. Уровень квалификации аппарата управления

20,8

7.4. Неблагоприятные условия работы с контрагентами

18,5

7.5. Неконтролируемый рост управленческих расходов

12,0

Итого

100

После того как определены внутренние и внешние факторы кризисного состояния предприятия, наступает этап анализа и всестороннего обзора сложившейся рыночной ситуации, в которой действует организация. Необходимо учитывать, что анализ вышеуказанных факторов предполагает, что решения, принятые на основании учета только внешних или только внутренних факторов, будут неизбежно страдать недостаточной системностью, так как выверенные и хорошо обоснованные методы антикризисного управления могут быть разработаны лишь на базе тщательного анализа с выявлением полного перечня факторов, определяющих деятельность предприятия, и наиболее вероятных тенденций их развития и изменения на базе установления основных сил и механизмов, способных оказать на них существенное влияние.

Отправной точкой для подобной оценки может послужить SWOT-анализ, который позволяет качественно проанализировать и структурировать сильные и слабые стороны деятельности предприятия, а также потенциальные внешние угрозы и благоприятные возможности. При этом следует отметить следующее:

·    сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны — факторы деятельности предприятия, на которые оно может оказывать влияние (внутренние факторы);

·    возможности (Opportunities) и угрозы (Threats) — факторы, находящиеся вне контроля предприятия и оказывающие влияние на его развитие (внешние факторы).

Методология вышеуказанного анализа предполагает заполнение SWOT-матрицы, в которой отражаются, а потом последовательно сопоставляются внутренние особенности (сильные и слабые стороны) и внешние аспекты деятельности предприятия (возможности и угрозы). Исходя из соотношения факторов, принимается решение об оптимальном направлении развития  бизнеса и соответствующего экономического механизма управления предприятием, что отражается в таких разделах матрицы, как поля сочетания факторов.

SWOT-анализ может проводиться по следующим направлениям:

·    предприятию в целом;

·    отдельным бизнес-направлениям;

·    отдельным рынкам, на которых предприятие функционирует;

·    отдельным товарно-рыночным комбинациям;

·    в текущей, краткосрочной или долгосрочной перспективе.

Проведем оценку рыночной ситуации, в которой действует предприятие, и оценку возможностей и угроз, с которыми оно может столкнуться, на примере ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» на период деятельности с июля по декабрь 2006 г.

Так, систематизируя информацию о деятельности общества, составим SWOT-матрицу для определения основных приоритетов, проблем и возможностей, исходящих из внешней и внутренней среды, в  пределах которой функционирует предприятие (табл. 2).

Таблица 2. Матрица SWOT-анализа факторов деятельности ОАО «ВАСО» 

Внешние факторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренние
факторы

 

Благоприятные возможности
(Opportunities)

Угрозы и риски
(Threats)

1.   Государственная поддержка отрасли

2.   Создание объединенной авиастроительной корпорации (ОАК)

3.   Ослабление ограничивающего законодательства

4.   Рост спроса

5.   Диверсификация выпускаемой продукции

6.   Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей

7.   Появление новых технологий

8.   Доступность ресурсов

9.   Рост уровня доходов населения

1.   Высокая активность конкурентов

2.   Ужесточение требований поставщиков

3.   Повышение требований покупателей к качеству продукции

4.   Повышение цен на энергоресурсы и металлургическую продукцию

5.   Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса

6.   Неблагоприятный сдвиг в курсах валют

7.   Высокие затраты по содержанию непроизводственной сферы

8.   Риски предъявления судебных исков и претензий, связанных с деятельностью общества 

Сильные стороны
(Strengths)

Поле: Сила и возможности (СИВ) 

Поле: Сила и угрозы (СИУ) 

1.   Известность торговой марки

2.   Стабильная репутация предприятия на рынке

3.   Высокий уровень сервиса

4.   Ориентация на потребителя

5.   Надежная и проверенная сеть поставщиков

6.   Низкая себестоимость продукции в сравнении с основными конкурентами

7.   Доступ к уникальным ресурсам и технологиям

8.   Высокая компетентность и квалификация персонала

9.   Высокая заинтересованность сотрудников в развитии предприятия

Стратегия: использование сильных сторон предприятия для максимизации возможностей внешней среды; использование возможностей рынка для максимизации полезности сильных сторон предприятия

Экономические методы реализации стратегии:

·       выход на новые международные и внутренние рынки сбыта продукции и услуг;

·       увеличение объема производства основного вида продукции;

·       расширение ассортимента выпускаемой продукции

Стратегия: использование преимуществ предприятия для преодоления угрозы и рисков внешней среды

Экономические методы реализации стратегии:

·   тесная работа с потенциальными заказчиками самолетов для максимально точного определения уровня технических и эстетических требований к продукции;

·   перезаключение договоров с целью устранения влияния на экономику предприятия  неблагоприятного изменения  валютного курса;

·   предложение дополнительного гарантийного и послегарантийного сервиса выпускаемой продукции в конкурентной борьбе

Слабые стороны
(Weaknesses)

Поле: Слабые стороны и возможности (СЛВ) 

Поле: Слабые стороны и угрозы (СЛУ) 

1.      Слабая стратегия управления

2.      Слабая маркетинговая политика по продвижению продукции на рынок

3.      Неразвитая сеть дилеров

4.      Несоответствие современным требованиям к качеству выпускаемой продукции

5.      Высокие кооперационные риски

6.      Высокая себестоимость продукции

7.      Длительный цикл производства

8.      Недостаток самофинансирования

9.      Низкий уровень использования производственной мощности

10.  Изношенность производственного оборудования

11.  Узкий ассортимент выпускаемой продукции

12.   Нестабильная ценовая политика 

Стратегия: использование появившихся возможностей для нивелирования слабых сторон внутренней среды предприятия

Экономические методы реализации стратегии:

·   наращивание объемов производства и расширение ассортимента выпускаемой продукции в рамках работы с ОАК;

·   снижение кооперационных рисков при сотрудничестве с постоянным кругом поставщиков основных материалов и готовых изделий, заключение долгосрочных договоров с учетом оптимальных партий закупок;

·   привлечение дополнительных финансовых ресурсов путем заключения договоров, предусматривающих поэтапную оплату производимой продукции 

Стратегия: предотвращение наиболее существенных угроз и укрепление слабых позиций внутренней среды предприятия

Экономические методы реализации стратегии:

·   снижение конечной себестоимости продукции за счет отраслевой локализации отдельных специализированных производств;

·   сокращение расходов на содержание непроизводственной сферы;

·   проведение конкурсных тендеров на поставку основных комплектующих изделий и материалов;

·   применение методов нивелирования угроз внешней среды и слабых сторон предприятия, применяемых на поле СЛВ и СИУ 

Анализируя данные SWOT-матрицы, состояние бизнеса ОАО «ВАСО» можно оценить как рискованное, так как имеется сочетание благоприятных возможностей при больших опасностях, значительное влияние внешних угроз, сильные стороны уравновешиваются слабыми, что снижает вероятность максимального использования благоприятных возможностей.

Необходимо отметить, что для успешного анализа факторов деятельности предприятия методом SWOT важно не только выявить угрозы и возможности, но и оценить их с точки влияния и важности на стратегию управления предприятия. Для этого целесообразно применить метод позиционирования каждой конкретной возможности  на матрице возможностей (табл. 3). Матрица строится методом экспертной оценки, для этого перечень возможностей макроокружения ранжируется по степени их влияния на деятельность предприятия (сильное, умеренное, малое) и вероятности того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя, низкая).

Таблица 3. Матрица возможностей ОАО «ВАСО»

Вероятность использования возможности

Влияние

Сильное

Умеренное

Малое

Высокая

ПОЛЕ ВС:

Высокая  вероятность и сильное влияние

Государственная поддержка отрасли 

ПОЛЕ ВУ:

Высокая вероятность и умеренное влияние

Рост спроса 

ПОЛЕ ВМ:

Высокая вероятность и малое влияние

Диверсификация выпускаемой продукции 

Средняя

ПОЛЕ СС:

Средняя вероятность и сильное влияние

Создание объединенной авиастроительной корпорации 

ПОЛЕ СУ:

Средняя вероятность и умеренное влияние

Доступность ресурсов 

ПОЛЕ СМ:

Средняя вероятность и малое влияние

Рост уровня доходов населения 

Низкая

ПОЛЕ НС:

Низкая вероятность и сильное влияние

Появление новых технологий 

ПОЛЕ НУ:

Низкая вероятность и умеренное влияние

Ослабление ограничивающего законодательства 

ПОЛЕ НМ:

Низкая вероятность и малое влияние

Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей 

Возможности,  выпадающие на поля ВС, ВУ и СС, имеют большое значение для предприятия, их необходимо максимально использовать в развитии предприятия. Возможности в поле СМ, НУ и НМ имеют незначительное влияние. Использование возможностей, попавших на остальные поля, предполагается при наличии у предприятия достаточных ресурсов.

Так, на анализируемое общество наибольшее влияние окажут следующие внешние факторы:

·    государственная поддержка отрасли;

·    рост спроса;

·    создание объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

Схожая матрица составляется и для оценки угроз (табл. 4). Сверху по горизонтали располагаются возможные последствия для организации угрозы внешней среды (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Слева по вертикали откладывается вероятность реализации угрозы (высокая, средняя, низкая).

Таблица 4. Матрица угроз ОАО «ВАСО»

Вероятность реализации угрозы

Возможные последствия

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая

Поле ВР:

Высокая вероятность и разрушение

Высокая активность конкурентов 

Поле ВК:

Высокая вероятность и критическое состояние

Повышение требований покупателей к качеству продукции 

Поле ВТ:

Высокая вероятность и тяжелое состояние

Повышение цен на энергоресурсы и металлургическую продукцию 

Поле ВЛ:

Высокая вероятность и легкие ушибы

Неблагоприятный сдвиг в курсах валют 

Средняя

Поле СР:

Средняя вероятность и разрушение



Поле СК:

Средняя вероятность и критическое состояние

Ужесточение требований поставщиков 

Поле СТ:

Средняя вероятность и тяжелое состояние

Высокие затраты по содержанию непроизводственной сферы 

Поле СЛ:

Средняя вероятность и легкие ушибы

Риски предъявления судебных исков и претензий, связанных с деятельностью общества 

Низкая

Поле НР:

Низкая вероятность и разрушение



Поле НК:

Низкая вероятность и критическое состояние
Риск увеличения процентных ставок по кредитам и ссудам 

Поле НТ:

Низкая вероятность и тяжелое состояние

Рост темпов инфляции 

Поле НЛ:

Низкая вероятность и легкие ушибы
Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса 

Угрозы, попадающие в поля ВР, ВК, СР и ВТ, представляют большую опасность для предприятия и требуют немедленного и обязательного устранения либо принятия мер по снижению их негативного влияния. Для ОАО «ВАСО» такими внешними рисками являются:

·    высокая активность конкурентов;

·    повышение требований покупателей к качеству продукции;

·    повышение цен на энергоресурсы и металлургическую продукцию.

Угрозы в полях НР, СТ и СК также должны контролироваться предприятием и устраняться в плановом порядке. Что касается угроз, находящихся в полях НК, СТ и ВЛ, то требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Попавшие в оставшиеся поля угрозы и риски макроокружения предприятия отлеживаются и оперативно оцениваются по степени влияния на деятельность организации.

Таким образом, проведя SWOT-анализ внутренней и внешней среды деятельности ОАО «ВАСО», мы установили линии связи как между сильными и слабыми сторонами хозяйствования общества, так и между возможностями и рисками макроокружения. Данные зависимости позволили выделить четыре поля сочетания внутренних и внешних факторов:

·   поле «Сила и возможности»;

·   поле «Сила и угрозы»;

·   поле «Слабые стороны и возможности»;

·   поле «Слабые стороны и угрозы».

В рамках данного анализа каждому полю соответствуют определенная стратегия управления обществом и ряд экономических методов по ее реализации, общей направленностью которых является максимальное развитие и использование на рынке преимуществ предприятия и ликвидация либо сведение к минимуму внешних и внутренних рисков.

Анализируя данные SWOT-матрицы, состояние бизнеса ОАО «ВАСО» можно оценить как рискованное, а при низкой вероятности осуществления возможностей и достаточно высокой вероятности реализации угроз внешней среды — приближающееся к проблемному.

Процедура ранжирования внешних факторов показала, что наиболее значимыми и вероятными оказались возможность государственной поддержки отрасли, рост спроса и стратегическое создание объединенной авиастроительной корпорации.

Построение матрицы угроз выявило следующее:

·    к тяжелому состоянию общество может привести повышение цен на энергоресурсы и металлургическую продукцию, а также высокие затраты по содержанию объектов непроизводственной сферы;

·    к критическому состоянию приведет повышение требований покупателей к качеству продукции, а следовательно, последующая неконкурентоспособность общества;

·    высокая активность конкурентов грозит возможным разрушением предприятия.

Таким образом, проанализировав возможности ОАО «ВАСО», его слабые и  сильные стороны, рассмотрев угрозы, исходящие из внешней среды, принимая принципы выработки стратегии управления в рамках SWOT-анализа, имеем возможность определить экономический механизм управления предприятием, опираясь на общую стратегию и цели общества.

Так как общество работает на развивающемся рынке самолетостроения с чрезвычайно сильной внутренней и внешней конкуренцией, то наилучшим будет управление, нацеленное на создание единой торговой марки и формирование предпочтения покупателей к ней, а также объединение капиталов для расширения рынков сбыта как в основных, так и в качественно новых направлениях деятельности. Отметим, что данной стратегии управления способствует государственная поддержка отрасли и решение правительственной комиссии РФ по обеспечению интеграции предприятий авиастроительного комплекса об учреждении ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК).

Конкретными экономическими методами по реализации установленной стратегии управления обществом являются:

·    наращивание объемов производства и расширение ассортимента выпускаемой продукции  в рамках работы с ОАК, повышение ее качества и конкурентоспособности;

·    тесная работа с потенциальными заказчиками самолетов для максимально точного определения уровня технических и эстетических требований к продукции;

·    снижение кооперационных рисков при сотрудничестве с постоянным кругом поставщиков основных материалов и готовых изделий, заключение долгосрочных договоров с учетом оптимальных партий закупок;

·    привлечение дополнительных финансовых ресурсов путем заключения договоров, предусматривающих поэтапную оплату производимой продукции.

Однако при применении SWOT-анализа существует риск как недооценки, так и переоценки некоторых факторов. Просчеты в анализе любой из составляющих бизнеса могут в дальнейшем повлиять на экономический механизм управления предприятием. Выделяют следующие «узкие места» рассматриваемого метода:

·   недостаточность и ограничения в получении  первичной информации, характеризующей деятельность предприятия (актуальность, полнота, достоверность);

·   субъективность экспертной оценки внешних и внутренних факторов.

Вследствие вышеуказанных фактов следует разрабатывать стратегию управления предприятия в комплексе с антикризисными процедурами, которые условно можно разделить на три этапа.

Первый этап. Оперативное антикризисное управление.

Цель антикризисного управления на первом этапе — устранение или минимизация наиболее значимых для предприятия кризисных факторов, таких как:

·    снижение платежеспособности;

·    низкий уровень или отсутствие самофинансирования;

·    спад или стагнация производства;

·    рост расходов и снижение выручки по основным видам деятельности.

В рамках первого этапа антикризисного управления ОАО «ВАСО» следует осуществить следующие меры:

·          разделение длительного производственного цикла на менее продолжительные периоды с целью регулирования уровня незавершенного производства;

·    заключение договоров по производству продукции, предусматривающих оплату и признание выручки предприятия по этапам изготовления продукции с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов;

·    снижение кооперационных рисков при сотрудничестве с постоянным кругом поставщиков основных материалов и готовых изделий;

·    проведение тендеров на поставку основных комплектующих изделий и материалов.

Второй этап. Текущее антикризисное управление.

Эффектом внедрения экономических мер на втором этапе является преодоление кризисного состояния предприятия в период текущего года: достижение нормативного уровня текущей ликвидности и планируемого уровня рентабельности продукции, улучшение инвестиционной привлекательности предприятия.

Экономический механизм реализации второго этапа для ОАО «ВАСО» состоит в следующем:

·    снижение конечной себестоимости продукции за счет отраслевой локализации отдельных специализированных производств общества;

·    сокращение расходов на содержание непроизводственной сферы;

·    перезаключение договоров с целью устранения влияния на экономику предприятия  неблагоприятного изменения  валютного курса;

·    тесная работа с потенциальными заказчиками самолетов для максимально точного определения уровня технических и эстетических требований к продукции;

·    предложение дополнительного гарантийного и послегарантийного сервиса выпускаемой продукции в конкурентной борьбе;

·    активная маркетинговая политика и расширение рынков сбыта.

Третий этап. Среднесрочное антикризисное управление.

Реализация третьего этапа антикризисного управления производится в течение 3–5 лет и направлена на рост эффективности производства, повышения конкурентоспособности предприятия, повышение капитализации бизнеса. Она включает комплекс мероприятий, направленных на совершенствование финансово-экономической политики, снижение затрат на основе лучшего использования материальных и трудовых ресурсов, внедрение современных информационных технологий.

Среднесрочными методами антикризисного управления для общества могут стать:

·   реструктуризация деятельности общества в рамках интеграции предприятий авиастроительного комплекса и создания ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»;

·   увеличение объема производства основного вида продукции и расширение ассортимента выпускаемой продукции;

·   выход на новые международные и внутренние рынки сбыта продукции и услуг.

Следует отметить, что реализация данных мер возможна только при условии разработки и реализации целевой концепции управления предприятием, благодаря которой управление обретает единство задач и способов достижения заданных ориентиров, увязку намеченных рубежей с располагаемыми ресурсами. Кроме того, эффективность применения экономических методов антикризисного управления оценивается на стадии контроля за их реализацией. Сравнение различных вариантов управления предполагает не только выбор оптимального экономического механизма оздоровления предприятия, но и предупреждение негативных последствий реализации антикризисных процедур.

Н.В. Якимкина, аудитор

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта