Главная страница
Навигация по странице:

  • Модели региональной интеграции: прошлое и настоящее. Под ред. А. Маныкина - М., 2010. - С.598

  • Куанышева А.А. Политическое участие Республики Казахстана в деятельности ЕврАзЭС в современных условиях. - Алматы, 2007. - С.11.

  • Назарбаев Н.А. Материалы беседы с корреспондентом журанала «Простор», №12. - 1996. - С.2

  • ктп. Социокультурные аспекты интеграционных процессов. 2. 5 Социокультурные аспекты интеграционных процессов


    Скачать 81 Kb.
    Название2. 5 Социокультурные аспекты интеграционных процессов
    Дата25.01.2021
    Размер81 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциокультурные аспекты интеграционных процессов.doc
    ТипРуководство
    #171218

    Подборка по базе: Био аспекты здорового образа жизни.docx, практические аспекты стратегического управления через призму опы, Киенко Т.С. Гендерные аспекты девиантного поведения.docx, Биоэтические аспекты медикализации смерти.Биоэтические аспекты э, Медицинские аспекты инвалидности.doc, Социально педагогические аспекты физической культуры и спорта РК, Курсовая Социальные аспекты экономической политики государства.d, Центральная Азия исторические и географические аспекты понятия. , Лекция Центральная Азия исторические и географические аспекты по

    2.5 Социокультурные аспекты интеграционных процессов................

    4.2. Социокультурные проблемы интеграционных процессов: позиция Казахстана

    Социокультурное сотрудничество на постсоветском пространстве занимает важнейшее место в межгосударственных отношениях. Это обусловлено тем, что на пространстве СНГ складывались прочные социокультурные взаимоотношения между народами на протяжении веков. В советский период руководством страны значительное внимание уделялось развитию гуманитарной сферы, была сформирована новая советская культура, «национальная по форме, социалистическая по содержанию», которая взаимодополняла и обогащала культуры народов Советского Союза. Создав национально-государственные образования, партийное руководство стимулировало развитие национальных культур.

    В то же время в СССР была сформирована высокоэффективная* система образования, благодаря чему удалось достигнуть высокого уровня образования населения и, одновременно, развития самой передовой науки в мире.

    С распадом СССР научно-образовательный и культурный потенциал на постсоветском пространстве был утрачен ввиду разрыва связей в указанных областях, реформирования системы образования и науки, усиления национальной политики в постсоветских странах. Бывшие республики СССР стремилась к обособлению и идентификации своих культурных ценностей. Принимая во внимание экономический кризис и отсутствие средств и ресурсов, они оказались не способны развивать культурную и образовательную сферу.

    Реформирование системы образования было связано с переориентацией на систему западного образования. Однако ситуация в большинстве постсоветских стран, усугубляющаяся противоречиями в политическом и экономическом курсе, возрастанием социальных проблем, негативными явлениями в области духовной жизни, привело к

    170

    снижению уровня развития науки и образования-в бывших республиках СССР. Решение данного вопроса требовало если не восстановления утраченных связей, то хотя бы интеграции в сфере культуры, науки и образования. Контакты в области культуры, науки и образования отвечают коренным интересам народов всех стан Содружества, они способствуют дальнейшему развитию > отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества.

    Для глубинного понимания интеграции на постсоветском пространстве важное значение имеет ее социо-культурный контекст. На протяжении веков на постсоветском пространстве протекали ассимиляционные, миграционные процессы, происходило сближение культур и народов. С распадом СССР произошел всплеск этнонационального начала в культурах народов постсоветского пространства, это привело к росту национализма, упадку культуры, образования. Как отмечают исследователи, «долгое время русская наука и культура служила как для украинцев, белорусов, так и для других наций и национальностей, населявших Российскую Империю и СССР, реальным проводником мирового социального опыта и освоения новейших научно-технических достижений. История наглядно свидетельствует — синтез культурных начал способен многократно усилить культурный потенциал каждого народа»1. Однако, данную идею разделяют далеко не все народы, проживающие на постсоветском пространстве. Отсутствие традиции интеграционных процессов, развитого гражданского общества, разностороннего опыта демократического строительства поставило взаимодействие между государствами СНГ в прямую зависимость от политических амбиций власти и экономических интересов бизнеса.

    Необходимость экономического и социально-политического реформирования стран СНГ требовала развития научно-технического потенциала, который не мог развиваться обособленно в каждой отдельной стране. В этой связи актуальнейшим вопросом была реинтеграция научно-технических и культурных связей, которые были установлены в советский период. На этапе становления постиндустриального общества возрастает роль каждого человека, и особенно представителей творческой интеллигенции, образования и науки. Знания, интеллект и нравственность становятся главными ресурсами устойчивого прогресса. Возникает острая потребность в консолидации усилий ученых в целях создания средствами культуры и науки концепции нового образования, призванного отразить целостную картину мира, общие истоки нравственной ответственности человека перед другими людьми, обществом, природой. Как неоднократно заявлял Президент Казахстана Н. Назарбаев, сотрудничество государств региона в области культуры, науки и образования остается важным приоритетом казахстанской внешней политики. Между странами Содружества исторически сложились тесные культурные связи, которые являются базовым фундаментом для дальнейшей консолидации.

    Вопросы о создании на пространстве бывшего Советского Союза единого гуманитарного, образовательного, а шире — духовного пространства постоянно включались в повестку дня многочисленных встреч Президентов, глав правительств, Министерств СНГ на протяжении последних четырнадцати лет, однако, все же гуманитарное сотрудничество являлось самым отсталым направлением. Так, формированию культурного пространства Содружества Независимых Государств содействует Совет по культурному сотрудничеству государств - участников СНГ, созданный в соответствии с Соглашением от 26 мая 1995 года. Огромную роль в укреплении дружественных

    связей между государствами и народами СНГ играет сотрудничество в области физической культуры и спорта.

    Одним из базовых документов; принятых на этапе становления СНГ, стало подписанное в октябре 1992 года в Бишкеке Соглашение о* сотрудничестве в^ области информации. Этапным стало утверждение в октябре 1996' года Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств, определившей приоритетные цели, принципы и организационные основы сотрудничества государств - участников СНГ в сфере информации, информатизации и связи.

    С 2005 г. интенсифицировалось сотрудничество в гуманитарной области СНГ. В 2005 г. на неформальном саммите глав государств Содружества в Москве была принята Декларация о гуманитарном сотрудничестве государств - участников СНГ. В августе 2005 года в развитие этой Декларации на саммите в Казани было подписано Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств. Принятие этих документов стало новым импульсом многостороннему развитию связей в сфере культуры, науки, образования, информации и массовых коммуникаций, спорта .

    Практической реализацией данных соглашений стало подписание в 2006 г. в городе Душанбе на заседании Совета глав правительств Договора о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества .

    Реализация Соглашения о гуманитарном сотрудничестве тесно связана с проведением года Содружества Независимых Государств, значительную часть мероприятий которого составляют акции гуманитарного характера. Одной из наиболее, ярких стали форумы творческой? и научной интеллигенции государств - участников СНГ7. Основной целыо Первого форума творческой и научной- интеллигенции государств-участников- СНГ, состоявшегося в апреле 2006? года, стала: выработка рекомендаций по расширению?гуманитарного сотрудничества' стран. СНГ в новых условиях путем формирования цивилизованного рынка. ' и оборота гуманитарных услуг в интересах социально- экономического прогресса; государств Содружества. Его проведение, инициированное представителями образовательно-культурной; общественности стран Содружества, соответствовало духу и букве Декларации и Соглашения о гуманитарном, сотрудничестве, под­писанных на саммитах СНГ в Москве (май- 2005. г.)2 и в Казани (август 2005 г.); Свою поддержку межгосударственному Форуму’интеллигенции высказал Совет глав правительств: СНГ. Проблема необходимости углубления интеграции в области книгоиздания и книгораспространения стала темой для обсуждения и на втором заседании; Форума, со­стоявшемся в ноябре 2007 г. в А1стане.2

    Важнейшим направлением является формирование информационного пространства. В 2003-2004 годах на уровне Совета глав правительств СНГ подписаны документы, инициированные Информсоветом СНГ. Среди них - Конвенция м статусе корреспондента, представляющего СМИ одного государства СНГ в другом государстве Содружества, - документ, призванный защищать профессиональные интересы журналистов в границах Содружества, обеспечивать наиболее благоприятные условия для их работы.

    Главную задачу Информсовет видит в укреплении партнерства информационных агентств государств - участников СНГ. Информсовет

    выступил с инициативой и сформировал Ассоциацию национальных информационных агентств СНГ - АНИА, что позволяет преодолеть дефицит информации о жизни стран Содружества.

    Наиболее актуальной сферой гуманитарного сотрудничества в рамках СНГ явилась образовательная-* сфера. Модернизация

    образования была необходима в информационно-технологическом обществе XXI в. определяющим в конкуренции государств будет уровень образования нации, ее способность развивать передовые технологии.

    Центробежные тенденции затронули не только политическую и экономическую сферы, но и механизмы социо-культурного взаимо­действия, хотя сама логика развития независимых государств диктует иной выбор - сохранить единое образовательное пространство как залог повышения конкурентоспособности стран Содружества3.

    Одним из направлений конкретной практической деятельности по формированию единого образовательного пространства стало принятие решений на уровне Совета глав правительств о придании учебным заведениям, научным центрам государств - участников СНГ статуса базовой организации.

    Одна из первых попыток определения общего образовательного пространства была предпринята В. Шукшуновым: «Под общим образовательным пространством понимается духовно-географическое пространство Содружества Независимых Государств или часть его, в котором осуществляется согласованная деятельность образовательных учреждений и национальных органов управления образованием; признаются учебные курсы, программы, документы об образовании, ученые степени и звания; обеспечивается свободный доступ на равных условиях всех граждан СНГ, входящих в общее образовательное

    пространство, в государственные образовательные учреждения; обеспечивается академическая и профессиональная мобильность учащихся, студентов, аспирантов, преподавателей, ученых».

    Образовательное пространство СНГ - это реальность, создаваемая посредством укрепления и углубления связей национальных образовательных систем, обеспечения условий для их культурного взаимообмена и взаиморазвития, направленная на подготовку молодежи к жизни в условиях быстро меняющегося мира, многонациональной культурной среды. Новое образовательное пространство выстраивается на основе национально-культурной идентификации подрастающего поколения, но в то же время с учетом общемировых тенденций развития и общечеловеческих идеалов. Формирование общего образовательного пространства началось с подписания в 1997 году правительствами государств - участников СНГ Концепции формирования единого образовательного пространства СНГ. Единое образовательное пространство является одним из определяющих факторов интеграции национальных экономических систем государств СНГ в глобальную экономическую систему мирового сообщества. Инструментом реализации Концепции стал созданный в рамках вышеуказанного Соглашения Совет по сотрудничеству в области образования государств

    • участников СНГ. По его инициативе была подготовлена и Решением Совета глав правительств Содружества (29.11.2001г, Москва) утверждена Межгосударственная программа по выполнению вышеназванной Концепции.

    Важная роль отводится развитию дистанционного обучения, которое становится источником интеграционных процессов в образовании. В настоящее время Советом одобрены и согласованы государствами - участниками СНГ проекты Концепции развития дистанционного обучения в государствах - участниках СНГ и

    Соглашения о координации работ в области информатизации образовательных систем государств1- участников СНГ.

    Сотрудничество в области образования активизируется благодаря подписанию 26 августа 2005 года главами государств Содружества Соглашения о гуманитарном сотрудничестве. На сегодняшний день самыми перспективными проектами является Сетевой Университет СНГ и ШОС. Участие в данных проектах дает уникальную возможность для студентов и преподавательско-профессорского состава получить уникальные знания и обменяться опытом в ведущих университетах СНГ, проект Сетевого Университета СНГ призван обеспечить мобильность студентов и преподавателей.

    Большинство национальных университетов Казахстана активно участвуют в данных проектах, что во многом способствует укреплению образовательных и научных связей. Не менее важным аспектом является и то, что значительное количество казахстанских студентов обучается в российских вузах по президентской программе Казахстана. В свою очередь, с 2007 г. Правительство Российской Федерации учредило квоту для обучения студентов из стран СНГ. Необходимо констатировать факт кризиса научно-образовательного потенциала Казахстана, как и в других республиках после распада СССР, именно поэтому государству требуется интеграция в рассматриваемой сфере.

    Проблемным вопросом гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ является разная идеологическая направленность стран СНГ, антироссийские настроения и курс на сближение стран СНГ со странами Европы и США.4 Нельзя не признать факта лидерства в научно-техническом и образовательном потенциале России. Постсоветское пространство переживает общие перемены в сфере образования, переход к Болонской системе образования, однако, это не должно означать полный отказ от существовавшей в советское время системы образования, и поэтому в эту эпоху реформирования образовательной системы государствам на постсоветском пространстве суждено идти вместе, так как все они вышли из советской системы образования. Необходимо восстановить лучшее, что было и интегрировать это в новую систему.

    На заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств, состоявшемся 10 октября 2008 года в г. Бишкек, было принято решение об объявлении 2010 года Годом науки и инноваций в Содружестве Независимых Государств5, однако, фактически, несмотря на все попытки реанимировать сотрудничество в данной сфере, мало что удается реализовать. Тем не менее, нужно отметить, что в сфере развития гуманитарных связей в странах СНГ в качестве основной задачи остается восстановление и дальнейшее развитие общего культурного, образовательного, информационного пространства, так как .оно является важным условием стимулирования интеграционных процессов в других сферах сотрудничества.

    Что касается позиции Казахстана в интеграции образовательного пространства, то рассматриваемое государство придерживается политики вхождения в Болонский процесс, развития интеграционных проектов на постсоветском пространстве через механизм двухсторонних и многосторонних связей, направление образовательной интеграции в рамках ШОС. Однако, согласно законодательству РК, не всегда мобильность студентов и преподавателей является реализуема. Важной проблемой для Казахстана стал полный отказ от советской системы аспирантуры и докторантуры и переход на трехступенчатую систему образования, в соответствии с принципами Болонского процесса.

    Возможно, данный процесс мог бы стать эффективным, но Казахстан обладает сравнительно небольшим потенциалом и опытом внедрения европейской системы образования, ввиду чего в результате проведенных реформ в сфере образования очень сильно пострадало качество образования. Полностью отказавшись от советской системы образования, не было возможности качественно внедрить европейскую систему.

    С января 2011 г. Казахстан полностью перешел на трехступенчатую систему образования, согласно Болонскому процессу, и со временем, эффективно внедрив его, сможет разделить свой опыт и с другими постсоветскими странами. Однако, наиболее эффективно, с нашей точки зрения, было бы адаптировать европейскую систему образования совместными усилиями на постсоветском пространстве. Поэтому важно отметить, что Казахстан, являясь сторонником разноформатной интеграции на постсоветском пространстве, в сфере образования не в полной мере реализует свой интеграционный потенциал.

    Что касается позиции Казахстана в социо-культурной сфере, то, как мы уже упоминали, Астана в идеологическом, экономическом и политическом развитии основывается на идее евразийства. Возвращаясь к истокам евразийской концепции, отметим, что свой вклад в ее развитие внесли представители общественно-политической мысли Казахстана, среди который упомянем таких выдающихся просветителей, как Ч.Валиханов (1835-1865) и А.Кунанбаев (1845-1904) и др. Ч.Валиханов, в частности, ратовал за ускоренный переход своего народа от вековой отсталости к «высшему культурному развитию», под которым имелось в виду материальное благосостояние, высокий уровень культуры и демократические порядки, а также добрососедские

    взаимоотношения с крупным и влиятельным соседом - Россией» . Несмотря на резкую критику царской колониальной политики, Валиханов признавал прогрессивную роль России и русского народа в судьбах народов Средней Азии и Казахстана.

    Реализация постсоветского евразийства проходит в новых геополитических реалиях, и в понятие «евразийство» вкладывается различный смысл и дается различное его толкование в контексте практической реализации. Как отмечает А.Куанышева, «евразийская тематика является весьма широкой и даже всеобъемлющей проблемой. Сегодня евразийской идеей является геополитическое единство, толерантность к многообразию и, более того, осознание великой созидательной силы культурного и национального многообразия»6.

    Саму идею евразийства в понимании и практической реализации Астаной можно представить как открытость и толерантность общества, его готовность к восприятию чужого, способность синтезировать свое и воспринятое и умение создать на этой основе свою специфическую цивилизацию, для которой характерно гармоничное сочетание общечеловеческих и национальных ценностей7.

    Н.Назарбаев не раз подчеркивал, что Казахстан уникален и силен своей многонациональностью, которая стала результатом длительных исторических процессов. Здесь сформировалось уникальное поликультурное пространство, основанное на духовном единении. «Признание самостоятельно существующих культурных потоков не отрицает их взаимодополняемости, что никак не означает ассимиляции»

    • говорит Президент.8 Именно эти идеи, некогда бывшие составной частью исторической доктрины В.Соловьева и евразийцев, теперь на наших глазах воплощаются в жизнь.

    Уточним» и некоторые особенности евразийства Назарбаева. В его видении, участниками интеграции становятся независимые субъекты на основе добровольного решениями общности интересов, без какого-либо давления и принуждения. Особо выделим принцип отказа от давления и применения силы, что активно реализовывается в политической практике Казахстана с обретения им независимости. Казахстан отказался от ядерного оружия, запретил его испытания, участвует в многосторонних региональных организациях безопасности, а также решил многие спорные вопросы с соседями. Евразийская идея Назарбаева, в отличие от классического евразийства, предполагает выгоду для каждого участника интеграционных процессов, а также использование суммарного потенциала в интересах всех участников.

    Новое казахстанское евразийство отличается также и тем, что в нем ушел в прошлое антизападный мотив. Евразийство сегодня - это не отдаление от Европы, а, наоборот, активное взаимодействие с ней в межгосударственном и межрегиональном формате. Эти теоретические постулаты нашли воплощение в Послании Президента 2008 года, в котором глава государства дал установку на разработку государственной программы «Путь в Европу»9.

    Принимая во внимание многонациональный состав государства, Президент Казахстана на протяжении 20 лет вносит вклад в развитие межцивилизационного диалога, дружбы народов через самые различные механизмы - создание Ассамблеи народов Казахстана, провозглашение Казахстана - мостом между западной и восточной цивилизацией, проводя Съезды мировых религий, эти идеи были озвучены и в 2010 г., во время председательства Казахстана в ОБСЕ и проведении'

    Астанинского саммита глав государств-членов ОБСЕ, а также в 2011 г. в преддверии председательства Казахстана в Организации исламская конференция. Такая политика Казахстана оказывает значительное положительное воздействие на социо-культурную интеграцию народов Содружества Независимых Государств. Гуманитарное сотрудничество на постсоветском пространстве, несмотря на свой потенциал, начинает развиваться достаточно поздно, однако имеет значительные перспективы. Крепкие связи в данной сфере - это залог успешного сотрудничества в будущем. Роль Казахстана в данном процессе заключается в том, что он мог бы трансформировать накопившийся солидный опыт на государства Центральной Азии, и стать привлекательным научно-образовательным центром в регионе.



    1Модели региональной интеграции: прошлое и настоящее. Под ред. А. Маныкина. - М., 2010 - С.591.

    2Рушайло В. Гуманитарное сотрудничество - основа укрепления СНГ.// 11йр.7Лу\у\у.кгеш1.ог§/оршоп5/115533926

    3238 Модели региональной интеграции: прошлое и настоящее. Под ред. А. Маныкина - М., 2010. - С.598

    175

    4Полпыева Дж. Культура мира и творческие будни СНГ. Перспективы «большого гуманитарного проекта» Содружества//Ьйр://\у\у\у.п§.гиЛс1еа5/2007-05-18/10_сиКиге.ЬПп1

    5Наука и инновации - приоритетные направления деятельности СНГ// Ь1ф://го5ти.П1/ас1:1Уку/ортюп5/110.Ь1т1

    6Куанышева А.А. Политическое участие Республики Казахстана в деятельности ЕврАзЭС в современных условиях. - Алматы, 2007. - С.7

    7Куанышева А.А. Политическое участие Республики Казахстана в деятельности ЕврАзЭС в современных условиях. - Алматы, 2007. - С.11.

    8Назарбаев Н.А. Материалы беседы с корреспондентом журанала «Простор», №12. - 1996. - С.2

    9Назарбаев Н.А. Материалы беседы с корреспондентом журанала «Простор», №12. - 1996. - С.2





    написать администратору сайта