Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1.Теоретическая основа функционирования мирового рынка услуг. Сущность рынка транспортных услуг.

  • 2 Виды и структура рынков транспортных услуг.

  • Грузоперевозка видом транспорта Характерные черты

  • Глава 2 Тенденции современного рынка транспортных услуг 2.1 Рынок морского транспорта. Виды морских грузоперевозок. Достоинства и недостатки.

  • Показатели развития рынка морского транспорта

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Мировой рынок транспортных услуг. Роль транспорта в международны. 2. 1 Рынок морского транспорта. Виды морских грузоперевозок. Достоинства и недостатки


    Скачать 202.7 Kb.
    Название2. 1 Рынок морского транспорта. Виды морских грузоперевозок. Достоинства и недостатки
    Дата15.10.2021
    Размер202.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМировой рынок транспортных услуг. Роль транспорта в международны.docx
    ТипДокументы
    #248598

    Подборка по базе: эссе по истории транспорта.docx, Рынок понятие, структура рынка, основные функции рынка, классифи, вариант 1 (Макроэк) денеж рынок монетарная политика.doc, Рынки факторов производства рынок труда, рынок земли, рынок капи, Курсовая работа Рынок труда.docx, Буденовский рынок.docx, Савеловский рынок.docx, Петрова Е.С. рынок ценных бумаг.docx, Финансовый рынок.docx, Лекция 3. Рынок сущность объекты субъекты структура Основные фор



    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение……………………………………………………………………………3

    Глава 1. Теоретическая основа функционирования мирового рынка услуг

    1.1 Сущность рынка транспортных услуг…………………………………5

    1.2 Виды и структура рынков транспортных услуг………………………9

    Глава 2. Тенденции современного рынка морского транспорта

    2.1 Рынок морского транспорта. Виды морских грузоперевозок. Достоинства и недостатки………………………………………………………..13

    2.2 Показатели развития рынка морского транспорта………………..…17

    Заключение………………………………………………………………………..20

    Список использованных источников…………………………………………....22

    ВВЕДЕНИЕ

    Во всех крупных странах транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

    Рынок транспортных услуг, в современном мире имеет главную роль в развитии и проведении глобализации, а кроме того влияет как международную торговлю, так и транснациональные компании. Так как развитие международных и внутренних рынков во все времена сопровождалось свободным перемещением товаров и ресурсов.

    Транспортные услуги включают в себя работу как внутри страны, так и международное экономическое сотрудничество в сфере экспорта и импорта различных товаров и услуг.

    Транспорт – сфера экономического материального производства, которая не создает новейший продукт или не изменяет его важнейшие свойства или качество. Главной экономической услугой транспорта является перемещение товаров, изменение его текущего местоположения на последующее, с сохранением всех изначальных свойств товара. Поэтому необходимо разобрать главные показатели перевозок товаров, а именно грузооборот и основные свойства видов транспорта, используемого для перемещения грузов.

    На данный момент создано несколько видов транспорта, которые будут разобраны подробнее, а именно – это водный транспорт, автомобильный, железнодорожный, трубопроводный и воздушный. В совокупности они составляют целую мировую транспортную систему, которая влияет на мировой товарооборот.

    Мировая транспортная система сильно зависит от протяженности и состояния транспортных путей. Автомобильный транспорт нуждается в хорошем качестве дорог, железнодорожный – в качественном состоянии рельсов и шпал, воздушному транспорту необходимо свободное чистое небо, а морскому достаточно глубокое дно для удобного плаванья. Довольно быстро развивается последнее время воздушный, автомобильный и трубопроводный транспорт, соответственно возросло их значение на международном рынке. Также увеличилось значение морского транспорта на международной арене рынка транспортных услуг.

    Большинство мировых транспортных компаний находится в экономически развитых странах, которые активно разрабатываются и успешно функционируют. Развитые страны значительным образом владеют долей рынка мировых транспортных услуг, нежели развивающиеся страны, которые пользуются услугами транспортировки экспортной и импортной продукции из данных развитых стран.

    Согласно имеющимся данным Всемирного банка, стоимость международного рынка транспортных услуг достаточно быстрыми темпами растет и уже составляет 2.2 трлн. (6.8% мирового ВВП). Кроме того, в специфике рынка транспортных услуг присутствуют некоторые противоречия, которые характеризуют его как рынок, зависимый от инфраструктуры, и в то же время, имеющий возможность самостоятельно себя обеспечивать необходимыми ресурсами.

    Кроме того, транспортные услуги имеют влияние не только на внешнем рынке товаров услуг, но и внутри страны, создавая различные логистические компании или обеспечивая население городским и меж городским транспортом, соединяющим различные субъекты данной страны.

    Исходя из этого, актуальность данной работы заключается в том, чтобы исследовать современные рынки транспортных услуг для дальнейшей торговли и других экономических целей.

    Объектом работы является роль транспорта в международных экономических отношениях. Предметом работы является международные экономические отношения, возникающие в сфере транспортных услуг.

    На основании поставленных актуальных тем, предмета, объекта данной работы необходимо сформировать задачи данной исследовательской работы:

    – определение основных теоретических составляющих рынка транспортных услуг;

    – провести анализ грузооборота различными видами транспорта;

    – изучить факторы, определяющие развитие и место России в международном рынке транспортных услуг;

    – составить и определить перспективы развития данного рынка транспортных услуг в РФ;

    Работа с данными задачами предполагает исследование различных показателей, приведенных в данной работе, поэтому необходимо выбрать точный статистический материал и выполнить комплексный анализ.

    Глава 1.Теоретическая основа функционирования мирового рынка услуг.

      1. Сущность рынка транспортных услуг.

    Как известно, любой рынок, будь то товарный, то финансовый, функционирует на своих особенных базовых устоях, которые нам предстоит рассмотреть. Прежде всего, стоит начать именно с определения, что же такое рынок транспортных услуг. Под мировым рынком транспортных услуг понимается рынок транспортной продукции, или рынок услуг по международным перевозкам грузов. На этом рынке, с одной стороны, выступают покупатели-грузоотправители, а с другой – продавцы-перевозчики [3]. Рынок транспорта был необходим практически во все эпохи, так как торговля никогда не стояла на месте, и требовалась транспортировка каких-либо товаров. В настоящее время рынок транспорта всё более и более наращивает свои обороты, которые будут рассмотрены позднее.

    Рынок транспортных услуг огромен и представляет собой целый комплекс различных видов транспорта, переходящий в отрасль мирового рынка услуг, имеющую свои характерные черты и законы развития. Данный комплекс видов услуг используется для перевозки и поставки товаров в различные страны или регионы.

    Исходя из определения рынка транспортных услуг, можно установить понятие транспортной системы. Транспортная система – совокупность видов транспорта, используемого при перевозке товаров. Транспортную систему можно более детально рассмотреть на схеме



    Рис.1. Схема транспортной системы

    Данные виды транспорта активно развиваются и совершенствуются для удешевления транспортных расходов различных компаний, что делает возможным снижения цены на продукцию, выпускаемую этими компаниями.

    В торговой сделке имеет важное значение доставка и отгрузка товара до заказчика, что создает товарооборот. Затраты обращения в системе товарооборота могут включать следующие расходы на услуги:

    1) транспортировка и расчет товаров, произведенный на основе имеющихся таможенных тарифов;

    2) перемещение товаров с предприятия-отправителя до места дальнейшей транспортировки;

    3)транспортировка товаров с основных транспортных средств на склад покупателя;

    4) погрузка и перевоз товаров на транспортное средство до места получателя;

    5) разгрузка у грузополучателя и возможных перегрузок по маршруту;

    6) хранение товаров при транспортировке, переупаковке, повторной сортировке;

    7) доставка и содержание товаров на складах перед продажей;

    8) упаковка, маркировка и страхование транзитных грузов;

    9) оплата грузовых сборов в портах, уплата налогов, административных расходов.

    Рынок транспортных услуг регулируется на основе различных нормативно-правовых актов, к примеру:

    1. Конституция РФ, являющаяся высшим источником транспортного права в Российской Федерации

    2. Гражданский Кодекс РФ, регулирующий различные имущественные и личные неимущественные отношения, касающиеся транспортных правоотношений

    3. Утвержден Федеральным законом от 08.11.2007 №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

    4. Утвержден Федеральным законом от 07.03.2001 № 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации".

    5. Утвержден Федеральным законом от 30.04.1999 № 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации".

    6. Утвержден Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", и иные законодательные акты, регулирующие транспортные отношения.

    Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеобщее средство труда, как одно из общих условий производства. Транспорт перемещает средства труда и рабочих внутри предприятия, тем самым осуществляя связи, которые порождаются технологическим разделением труда. Данные функции на предприятии выполняет внутрипроизводственный транспорт. Перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, которые порождаются территориальным разделением труда. Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, который в историческом процессе общественного разделения труда выделился в отдельную, самостоятельную сферу производства.

    Транспорт имеет большое значение, как для внешней, так и внутренней торговли стран, поскольку в первом случае транспортные услуги обеспечивают перевозку больших объемов экспортной или импортной продукции, а во втором, осуществляет логистические услуги, такие как доставка продукции на дом или в места осуществления продаж товаров.
    Кроме торговли, транспорт осуществляет связь между городами и странами, обеспечивая туристические перевозки или передвижение внутри города. Городской транспорт также имеет важное экономическое значение, соединяя различные торговые точки. В целом, вся экономика страны опирается на транспортное обеспечение, соединяющее промышленные комплексы, всю сферу обслуживания и потребительские рынки.

    Говоря о любом рынке, следует выделить его характерные особенности, или же признаки, относящиеся к рынку транспортных услуг.

    1. Рынок всегда имеет субъекты: клиентов, поставщиков услуг, производителей, государство, регулирующее возникающие правоотношения.

    2. Все элементы рынка тесно взаимосвязаны. Один элемент не может существовать без другого

    3. Рынок представлен в виде сложной системы, структуру которой составляют различные субъекты транспортных правоотношений.

    4. Рынок транспортных услуг – система, имеющая весь необходимый набор свойств: саморегуляция, адаптация, иерархичность, разнообразие, динамичность.

    Таким образом, транспорт имеет большое значение в экономике любой страны, в независимости от ее территориального расположения, или экономических факторов, так как транспортные услуги потребляемы в совершенно любых сферах жизни, а также используются в экспорте и импорте различной продукции.

    1. 2 Виды и структура рынков транспортных услуг.

    Структура рынка транспортных услуг – это устойчивая экономическая связь между элементами рынка транспортных услуг, обеспечивающих внутреннюю и внешнюю экономическую деятельность. Такими элементами являются субъекты данного рынка, к которым относят государство, клиентов, производителей транспортных услуг, поставщиков и т.д. Все субъекты тесно взаимосвязаны, и деятельность каждых из них зависит от деятельности других.
    Структура рынка может подразделяться на несколько других подсистем, таких как:

    1. Организационная структура рынка транспортных услуг. Данная структура рынка позволяет оценить уровень взаимодействия участников этого рынка и определить методы их регулирования. На основании полученных результатов, становится возможным воссоздать иерархию взаимоотношений субъектов рынка и централизованное регулирование рынка транспортных услуг.

    2. Отраслевая структура рынка транспортных услуг. Данная структура рынка изучает различные виды транспорта, использующиеся для экономической деятельности и механизм их взаимодействия как внутри, так и вне страны.

    3. Рыночная структура, которая отражает конъюктуру рынка, а именно взаимодействия и взаимоотношения субъектов рынка – производителей и покупателей. Основными критериями для оценки производителей является масштаб производства, уровень качества продукции, качества обслуживания, для оценки покупателей – клиенты какого-либо конкретного предприятия или индивидуальные клиенты.

    4. Ассортиментная структура. Эта структура рынка направлена на изучение потребностей потребителей, на что направлен их спрос. Какой вид транспорта является наиболее рентабельным именно в данный момент времени, и по каким критериям он выделяется.

    Структура транспортной системы имеет в своем основании взаимодействие нескольких факторов, например таких как:

    • Научно-технические процессы;

    • Темпы развития транспорта;

    • Рост благосостояния населения стран;

    • Укрепление позиций на мировом рынке.

    Согласно данным структурным подразделениям, выделяется несколько видов транспортных услуг.


    Рис. 2 Структура мирового грузооборота


    1. Автомобильный транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозку по безрельсовым путям. Данный вид транспорта перевозит скоропортящиеся или требующие особо быстрой доставки товары на небольшие расстояния.

    2. Железнодорожный транспорт – производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками; [1] Железнодорожный транспорт чаще всего используется для перевозок на относительно большие расстояния (в сравнении с автомобильным транспортом) нескоропортящихся, объемных и громоздких товаров.

    3. Водный транспорт - один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации; [2] Водный транспорт используется в случаях, когда необходима перевозка тяжелых грузов в большом количестве (например танкерами) на большие расстояния, которые не сможет преодолеть железнодорожный транспорт.

    4. Воздушный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозку товаров и пассажиров с помощью авиационной техники. Данный вид транспорта является самым быстрым, что позволяет в кратчайшие сроки производить перевозку грузов на большие расстояния.

    5. Трубопроводный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозку товаров по трубам в виде жидкого, газообразного и твердого сырья. Этот вид транспорта не предназначен для перевозки пассажиров, используется только для торговли полезных ископаемых и минералов (таких как нефть, газ и т.д.)

    При выборе какого-либо вида транспорта для определенной экономической деятельности, необходимо учитывать множество критериев, относящихся именно к этой предпринимательской деятельности, хотя в целом, транспортные услуги являются необходимым звеном между продавцом и покупателем различных товаров или услуг.

    Поскольку процесс транспортировки в очень редких случаях начинается и заканчивается в рамках одного вида транспорта, в транспортной системе страны существуют помимо специализации и интеграция, и кооперация. Соответственно логистические услуги имеют следующие черты.

    Грузоперевозка видом транспорта

    Характерные черты

    Железнодорожный

    Большой груз партии, относительная скорость перевозок

    Водный

    Затраты энергоресурсов, огромные грузы

    Автомобильный

    Мобильность и небольшое количество доставки груза

    Воздушный

    Высокая скорость и оперативность

    Трубопроводный

    Транспортировка природных ресурсов


    Таблица 1. Черты грузоперевозок


    Основной целью стран в системе функционирования и формирования транспорта считается создание обстановкой для экономического роста, увеличения конкурентоспособности мировой экономики и качества жизни населения посредством доступа к безопасным и качественным транспортным услугам, преобразование географических черт каждого государства в ее конкурентное превосходство. [4]

    При исследовании рынка транспортных услуг используют структурный анализ. Структурный анализ – это анализ, который проводится для того, что бы исследовать статические характеристики систем посредством определения в ней подсистем (элементы различного уровня), а также определение отношений и связи между ними. Для данного исследования поводится несколько этапов анализа, а именно:

    1. Оценка статистического потенциала рынка – характеристика числа и структуры клиентов, объёмов спроса, существенных факторов спроса, определение отраслевой и рыночной структур рынка.

    2. Основа анализа динамического потенциала рынка – определение числа и структуры продавцов и производителей транспортных услуг с выделением групп посредников, их характеристика, выяснение вида зависимости устанавливаемого уровня взаимоотношений от нормы прибыли на рынке и количества клиентов.

    3. Об общем уровне экономической активности крупных транспортных предприятий можно судить по степени концентрации продавцов транспортных услуг, определять которую следует через насыщенность рынка производителями и их мощность, возможность аккумулировать все виды ресурсов.

    4. Общая активность и влияние конкуренции на конъюнктуру определяется количеством лидеров на рынке. Как правило – это признак наличия олигополии или монополии.

    5. Уровень дифференциации услуг как показатель степени конкуренции дополняет количественные оценки структуры продавцов транспортных услуг.

    6. Уровни вертикальной (государственные предприятия, отраслевые координационные структуры) и горизонтальной (отраслевое единство участников рынка) интеграции.

    7. Финансовая (унификация налоговых систем, бюджетной классификации и др.) и экономическая (проведение согласованной федеральной и региональной транспортной политики) интеграция.

    8. Диверсификация – распределение риска возможных потерь. Экономическая диверсификация – распространение активности крупных производителей услуг и видов транспорта за рамки основной деятельности (строительство домов, банковские услуги и др.). Диверсификация транспортных услуг повышает эффективность функционирования рынка. [6]


    Глава 2 Тенденции современного рынка транспортных услуг

    2.1 Рынок морского транспорта. Виды морских грузоперевозок. Достоинства и недостатки.

    Охарактеризовав имеющиеся виды транспорта, необходимо подробнее поговорить об одном конкретном из них, а именно – о морском. Как уже известно, морской транспорт необходим для перемещения в основном тяжелых и объемных грузов на большие расстояния. Как известно, наибольшая часть всех мировых грузоперевозок приходится именно на морской транспорт. Причинами этого факта является то, что морские грузоперевозки - самый дешевый и наиболее безопасный в отношении сохранения товаров вид транспорта.

    Существует несколько видов морских суден:

    1. Сухогруз

    2. Танкер

    3. Контейнеровоз

    4. Балкер

    5. Ролкер

    6. Паром

    Рассмотрим наиболее детально наиболее популярные и используемые виды суден. Сухогрузы – это грузовые морские судна, предназначенные для перевозки различных сухих грузов, виды которых могут быть совершенно различными. Сухогрузы являются наиболее популярным видом морского транспорта, так как они могут вмещать крупные объемы продукции, включают дешевую перевозку, имеют всё необходимое оборудования для стыковки к любому причалу. Данные судна также оборудованы контейнерами и холодильными установками, что делает такое судно универсальным в использовании, единственное требование к товарам для перевозки – наличие упаковки для сохранения целостности.

    Танкер – вид грузового морского судна, предназначенный для перевозки наливного сырья. В основном танкеры предназначены для перевозки нефтепродуктов и сжиженного природного газа. В целях экономии средств современные танкеры были модифицированы до огромных размеров, делает невозможным произвести швартовку на некоторых причалах.

    Контейнеровоз – грузовое морское судно, предназначенное для перевозки товаров в контейнерах. Данные суда универсальны в своем использовании, так как поместить в контейнер можно практически любой товар и перевести его до места назначения любым транспортом. На современном рынке контейнеровозы наиболее быстрыми темпами набирают популярность среди других видов грузовых судов.

    Балкер – грузовое судно насыпного типа. То есть, если танкер перевозит груз в жидком состоянии, то балкер – в насыпном. В основном данный груз перевозит зерно, руду, уголь, песок и т.д. Балкеры являются разновидностью сухогрузов (перевозят груз в сухом виде). Вместительность таких кораблей – до 360 000 тонн грузов, и балкеры занимают примерно 40% всего торгового международного флота.

    Ролкер – грузовое судно специального типа, предназначенное для перевозки различной автотехники, колесной техники, другой различной тяжелой техники, погрузка на которое осуществляется специальными кранами, находящимися на судне. Ролкер оснащен всей необходимой техникой для причала, что делает удобным швартовку в любом подходящем стыковочном месте. Ролкеры довольно дорогостоящи, поэтому их основные минусы в сложности конструкции и дорогом перемещении товаров.

    И последний наиболее популярный тип судна – паром. Паром – пассажирское судно, предназначенное для перевозки большого количества людей на большие расстояния. Паром может перевозить некоторые грузы накатным путем, но их транспортировка не является основной задачей для судна данного типа.

    Итак, существует несколько видов морских суден, использующихся для перевозки товаров на довольно большие расстояния. Для современного рынка морских транспортных услуг развитие кораблестроения в отношении данных суден является основным фактором развития качества всего рынка. Но так как у любого рынка есть как свои достоинства, так и недостатки, стоит поговорить и них поподробнее.

    Прежде всего, стоит назвать наиболее очевидные достоинства, выделяющие рынок транспортных услуг от любого другого рынка.

    1. Низкая стоимость грузоперевозок. Морской транспорт является одним из самых дешевых видов транспорта, что делает его перспективным при выборе различных видов транспорта

    2. Большая грузоподъёмность. Современные судна обустраивают таким образом, чтобы вместилось как можно больше груза, и уменьшились как можно больше издержки на перевозку (например, супертанкеры).

    3. Межконтинентальные перевозки. Данная категория является самым большим плюсом, так как морской транспорт обеспечивает экспорт и импорт товаров в различные страны и даже континенты.

    4. Высокая степень безопасности. Морские судна оснащены современным оборудованием, обеспечивающим сохранность товаров в неизменном виде, как при погрузке, так и при выгрузке товаров в пунктах назначения.

    5. Низкая себестоимость. Данная категория относится к расчету на единицу товара, так как из расчета перевозки крупной партии к одному конкретному товару, грузоперевозка стоит довольно дёшево.

    6. Универсальность. Морские судна могут перевозить совершенно любой товар любых размеров, подходящих под особенности данного судна (например, ролкер или контейнеровоз), что так же может удешевить перевозку.

    Однако, у любого рынка, имеющего достоинства, есть и свои недостатки.

    1. Малая скорость. Каким бы ни было вместительным судно, оно не может превысить свою максимальную скорость перевозки, что может тормозить процесс международной торговли.

    2. Невозможность доставки грузов в некоторые районы. Как известно, грузовые корабли могут плавать лишь в глубоководных районах, а также они зависят от погодных и ветряных условий.

    3. Требования к упаковке грузов. Несмотря на то, что данные грузовые судна могут перевозить практически любой товар, к ним есть жесткие требования упаковки, так как товар обязан быть упакован для дальнейшей транспортировки по морю.

    4. Необходимость использовать другие виды транспортных средств. Несмотря на всю универсальность данного вида транспорта, грузоперевозки должны быть перемещены на другой транспорт для дальнейшей работы с данным грузом, что может также увеличить стоимость товара.

    Таким образом, обладая рядом достоинств и недостатков, рынок морских грузоперевозок может быть охарактеризован как универсальное средство для экспорта и импорта товаров на большие расстояния. Имея возможность прокладывать собственный курс, судна могут выбирать собственное направление пути, зависящее лишь от погодных условий и глубины морского дна.

    Говоря о важности грузоперевозок морским путем, следует провести анализ этих грузоперевозок. Согласно данным РОССТАТа за 2017 год, общее количество грузоперевозок выросло в течение данного периода времени, что говорит также о возросшей необходимости перевозки товаров морским путем. Однако можно заметить, что максимальные перевозки были активны в 2010 году, а в дальнейшем происходит спад использования морского транспорта.

    Рис. 2 Морские грузоперевозки



    Согласно данным РОССТАТа за 2017 год, общее количество грузоперевозок выросло в течение данного периода времени, что говорит также о возросшей необходимости перевозки товаров морским путем. Однако можно заметить, что максимальные перевозки были активны в 2010 году, а в дальнейшем происходит небольшой спад использования морского транспорта, который может в дальнейшем повлиять на развитие кораблестроения и развития рынка транспортных услуг целом в России.

      1. Показатели развития рынка морского транспорта

    Как известно, показателей развития рынка морского транспорта очень много, поэтому следует произвести разбор наиболее актуальных.

    Эффективность развития различных экономических систем, прежде всего зависит, от качества менеджмента, экономического использования ресурсов и технологии производства товаров. Критерий показывает характер использования основного капитала в пределах определенного периода развития, важнейшие пропорции, конечные цели и очередные задачи.Критерий промышленного производства, инвестиционной деятельности и перевозочного процесса определяется целью, которая состоит в удовлетворении нормализованных потребностей населения и предпринимательских структур.

    С учетом цели развития флота и торговых портов по критериям экономической устойчивости оценочные показатели могут быть сгруппированы по признакам:

    • отражение хода выполнения стратегических задач и сбалансированности конечных параметров деятельности (объем перевозок, чистая выручка, четкость взаимосвязи производственных и финансовых показателей относительно ресурсов);

    • улучшение использования ресурсов предприятий морского транспорта - сокращение потерь эксплуатационного времени, сокращение балластных пробегов, улучшение использования рабочего периода, своевременность поступления денежных средств и др.;

    • результативности работы - снижение себестоимости, повышение производительности труда, увеличение эффективности производственного процесса и т.п.;

    • повышение качества работы - сокращение сроков доставки, повышение сохранности товаров, снижение аварийности, улучшение дисциплины.

    В цену товара входит добавленная стоимость других транспортных, тарифных расходов и обслуживание состояния транспорта. Это обстоятельство необходимо учитывать при разработке принципов экономической поддержки национального морского транспорта. Перевозка внешнеторговых грузов в расчетном периоде обеспечивается провозной способностью флота, устанавливаемой с учетом народнохозяйственных интересов и возможностей экспорта транспортных услуг. Поэтому снижение предпринимательской эффективности, возникающее по причинам нераспорядительности грузовладельцев или операторов должны компенсироваться соответствующим механизмом поддержки национальных судовладельцев.

    Фактор, который показывает активность хозяйственных и инвестиционных процессов на мировом рынке транспортных услуг, является уровнем эффективности деятельности и кораблестроения торгового флота.

    Мировой судоходный рынок формируется под воздействием сложной совокупности факторов и прежде всего стремления отдельных судовладельцев с высшей предпринимательской эффективностью обеспечить участие в обслуживании мировых хозяйственных связей. Саморегулирование процесса сбалансированности объемов грузопотоков и провозной способности предопределяет необходимость координации коммерческих функций и государственного подхода к обеспечения нормальных условий развития национального торгового флота.

    К важнейшим факторам формирования морского рынка транспортных услуг относятся:

      • международное разделение и кооперация труда;

      • специальные и экономические преимущества морской доставки товаров;

      • территориальное размещение важнейших центров производства и потребления товаров промышленного и сельскохозяйственного производства, а также природных ресурсов;

      • предпринимательские интересы.

    Опираясь на имеющиеся данные ЮНКТАДа о состоянии торгового флота РФ, можно составить представление об экономическом состоянии рынка морских грузоперевозок в России.


    Рис.3 Состояние торгового флота в РФ


    Общая грузоподъемность морских суден в РФ, также увеличилась, согласно имеющимся данным, что показывает также возросшее экономическое благосостояние рынка морского транспорта, а также развитие технологии мореплавания.


    Рис. 4 Тоннаж грузоперевозок



    В отношении имеющегося предложения РФ о поставке рынка морского транспорта также можно увидеть размер процентного соотношения раз в 5 лет к общему предложению в Мировом сообществе.

    Рис 5. Предложение морских транспортных услуг



    Работая с основными показателями, важно учитывать будущее состояние рынков морского транспорта, поэтому опираясь на прогноз, можно сформировать представление о будущем существовании мирового торгового флота. Согласно сложившимся тенденциями мировых грузоперевозок, можно сформулировать несколько показателей дальнейшего развития, таких как:

      • в период до 2035 г. темпы роста будут находиться в диапазоне 2,5-2,9%, снизившись на несколько процентов;

      • спрос на топливные природные ресурсы будет умеренный, соответственно и спрос на морские грузоперевозки;

      • переориентация развитых стран на новые энергоэффективные технологии и альтернативные источники энергии;

      • средние темпы прироста спроса на транспортные услуги не будут превышать пары процентов в год;

    В этот сценарий заложены более высокие среднегодовые темпы роста макроэкономических показателей: валовой внутренний продукт, инвестиции в основной капитал, рост промышленного производства, реальная заработная плата, оборот розничной торговли, соответственно повышая уровень жизни мирового сообщества и увеличивая торговый оборот как в определенной стране, так и в мировой экономике.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В данной работе было проанализирован мировой рынок транспортных услуг, показатели развития российского рынка морских грузоперевозок и выявлены проблемы функционирования мирового рынка морского транспорта.

    Транспорт – неотъемлемая часть в формировании импортных и экспортных отношений, которая формирует экономическое сотрудничество на внешнем и внутреннем рынке товаров и услуг.

    Транспортные услуги представляют собой один из важнейших элементов для развития всей системы международной торговли. Создание и развитие современных морских грузовых перевозок многими странами рассматривается как одно из основных направлений обеспечения национальной экономической безопасности и суверенитета. Контейнеризация грузовых перевозок, обслуживаемых морским и наземным транспортом, сделала более дешевой и упрощенной всю цепочку перевозок и экспедиторских операций, но при этом заложила основу для дальнейшего развития единого международного правового поля в области транспортного сервиса.

    Именно реструктуризация транспортных, инфраструктурных и логистических систем позволяет проводить структурные сдвиги экономики любой страны. Это подтверждается историей развития всех развитых стран, а также и Российской Федерации.

    Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса – транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех. видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства.

    Современные мировые тенденции в транспортной сфере показывают, что Российской Федерации необходимо наращивать свой транзитный потенциал. Главным составляющим в данном вопросе является географическое положение страны. Ключевой проблемой Российской Федерации на мировом рынке международной торговли услугами транспорта остается недостаточность технического и технологического уровня транспорта, наличие отставания в развитии транспортной системы, статичность темпов роста относительно европейских стран. Российская Федерация на данном этапе развития новшеств и инноваций не может обеспечить повсеместное применение новейших технологий.

    Современные политические и экономические реалии как нельзя больше способствуют активному разрешению вышеописанных трудностей. После распада Советского союза в значительной степени увеличился грузопоток между Российской Федерацией и зарубежными странами, что привело к увеличению конкуренции между российскими и западными логистическими компаниями. В совокупности данное обстоятельство положительно повлияло на качество международных перевозок – постоянно идет улучшение логистических технологий, активно стали использоваться новейшие методы организации доставки товаров.

    Таким образом, отечественные компании постепенно могут стать полноправными участниками международных перевозок в мировом масштабе. Повышение качества и количества морских грузоперевозок привлекло к российским компаниям иностранных инвесторов – это тоже одно из позитивных последствий выхода России на рынок международных перевозок. [9]

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"

    2. Утвержден Федеральным законом от 07.03.2001 № 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации".

    3. Серебрякова М.Ю. Анализ рынка транспортных услуг // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(40).

    4. Меджитова А.Т. Мировой рынок транспортных услуг: состояние, проблемы и перспективы развития. Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. Стр 94

    5. Федеральная служба государственной статистики

    6. И.Н. Лавриков, Н.В. Пеньшин. Экономика автомобильного транспорта. Стр 8-9

    7. Аксенов, И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2016

    8. Голубков, Е.П. Основы маркетинга. – М.: Финпресс, 2016.

    9. Жучков Н.И. Анализ основных проблем морских грузоперевозок.

    10. Шакирьянова А. Р. Анализ тенденций и устойчивости развития грузооборота на рынке внутреннего водного транспорта.





    написать администратору сайта