Главная страница

Анри Бергсон. Анри Берсгон


Скачать 16.99 Kb.
НазваниеАнри Берсгон
Дата24.03.2020
Размер16.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАнри Бергсон.docx
ТипДокументы
#113202

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: zdorovyy_obraz_zhizni.pptx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Реферат Анри Файоль.doc

Анри Бергсон  — французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни.

В философии Бергсона мир -- это непрерывный творческий процесс эволюции новых форм и состояний. К такому выводу философ приходит, анализируя понятие «время».

Время понимается философом как непрерывный процесс. На основе этого можно выделить два понятия времени в философии Бергсона:

-Время-качество, la duree, длительность;

-Время-количество.

Под длительностью понимается то, что жизнь, бытие это не набор неких статичных фактов, это непрерывно сменяющиеся процессы, вытекающие один из другого, это вечный поток, постоянное творческое становление. В реальной жизни, воспринимаемой сознанием, каждый последующий момент времени несёт нечто новое. Он несводим к предыдущему моменту. Также и в эволюции. Ее время необратимо, так как появляются новые формы, а от них невозможно вернуться к старым.

Физическое или пространственное время всегда обратимо. Опыт в механике можно повторить бесчисленное количество раз с одним и тем же результатом.

Ожерелье из бусин -- образ физического (механического) времени. Клубок -- образ длительности.

Не соглашается Бергсон с двумя традиционными представлениями эволюционизма -- механистическим (эволюция целиком выводится из прошлого -- свершившихся причин) и финалистическим (эволюция выводится из будущего -- из цели, к которой устремлено развитие). У Лейбница, например, эволюция выполняет заранее намеченную программу. Для Бергсона этот тип финальности является лишь «механицизмом наоборот». Все уже дано. Однако в жизни есть непредвиденное.

«Таким образом, механицизм и финальность здесь являются лишь взглядами извне на наше поведение. Они извлекают из него интеллектуальность. Но наше поведение проскальзывает между ними и простирается гораздо дальше».

Ограниченность этих воззрений, по его мнению, преодолевает концепция творческой эволюции, которой подвержена «жизнь».

Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, которая, пребывая в некой целостности, отличается от материи и духа. Материя и дух, взятые сами по себе, являются продуктами её распада. Основные понятия, с помощью которых философ определяет сущность «жизни» — «длительность», «творческая эволюция» и «жизненный порыв». Жизнь не может быть схвачена интеллектом. Интеллект способен создавать «отвлечённые» и «общие» понятия, он — деятельность рассудка, он дробит мир на отдельные элементы, а из них строит свое искусственное восприятие действительности. Воспроизвести реальность во всей органичности и универсальности можно, только воссоздав её. Это под силу лишь интуиции, которая, будучи непосредственным переживанием предмета, «внедряется в его интимную сущность».

Целостное постижение действительности может быть «эмоционально-интуитивным». Кроме того, наука всегда имеет в виду практическую полезность, а это, по Бергсону, одностороннее видение. Интуиция направляет внимание на «первичную данность» — собственное сознание, психическую жизнь. Только самонаблюдению подвластна непрерывная изменчивость состояний, «длительность», а, следовательно, и сама жизнь.

На данных предпосылках выстраивается учение об эволюции органического мира, влекомого «жизненным порывом», потоком «творческого напряжения».  Двигателем самой эволюции Бергсон считает жизненный порыв — некоторый заряд энергии, позволяющий переходить от простых форм организации материи к сложным. Сущностью эволюции является развитие по расходящимся линиям. Человек находится на самом острие творческой эволюции, причём способность осознать всю её внутреннюю мощь — удел избранных, своеобразный «Божественный дар». Это объясняет элитарность культуры.

В существовании человека Бергсон выделяет два «этажа», два типа социальности и морали: «закрытую» и «открытую». «Закрытая» мораль обслуживает требования социального инстинкта, когда личность приносится в жертву коллективу. В условиях «открытой» морали приоритетным становится проявление индивидуальности, создание нравственных, религиозных и эстетических ценностей.

Носители таких идеалов -- пророки и мудрецы древности. Истинная религия -- это религия динамическая (открытая). Она пронизана мистицизмом, защищающим человека от угрозы мертвого интеллекта и осуществляющим интуитивное слияние с творческим жизненным порывом -- «сверхсознанием», Высшим Существом, или Богом.


написать администратору сайта