Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Становление и развитие ТП.

  • 3. Отграничение ТП от смежных отраслей П.

  • 5. Источники ТП. Их классификация. И.ТП

  • 6.Действие НПА о труде во времени , в пространстве и по категориям раб-ков.

  • 8. Понятие и классификация С-тов ТП.

  • 9.Индивидуальные субъекты ТП.

  • 10. Раб-ли как С-ты ТП.

  • 14. Гарантии и защита прав профсоюзов.

  • Шпоры по трудовому праву. 1. предмет, метод, система трудового права


    Скачать 422.5 Kb.
    Название1. предмет, метод, система трудового права
    АнкорШпоры по трудовому праву.doc
    Дата14.12.2017
    Размер422.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры по трудовому праву.doc
    ТипДокументы
    #11392
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница1 из 8

    Подборка по базе: дыхательная система.ppt, ФОРМЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА.docx, эндокринная система.docx, Женская половая система гиста.docx, масляная система.docx, КР Система экспортного контроля.docx, Отличия страхового стажа от трудового.docx, Банковская система Японии.docx, Реферат - Система принципов уголовного права и их взаимосвязь..d, Жарков_НиН19-2_Налоги, налоговая система как инструмент государс
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1.предмет, метод, система трудового права.

    ТП, как отрасль П-это совок-ть юр.норм, регулир-х труд. и тесно с ним связанные отн-ния. ТП явл.самостоят.отраслью П: 1) она не явл.частью иной отрасли П., имеет свой предмет и метод пр.регулир-я.2) ни одна отр. П, кроме констит. не имеет на дней приоритетов. 3) нормы ТП в ходе регул-ния общ-х отн-ний, вход-х в предмет, не нужд-ся в доп. применении норм любой др.отр.П. Предмет -труд. и тесно с ними связынные отн-ния. Тр.отн-ния-это отн-ния м/у раб-м и раб-лем, основанное на согл-нии о личном выполн-и раб-ком за плату труд.фций, подчинения прав.внутр. труд. распорядка при обеспечении раб-лем условий труда, предусм.труд.зак-вом, колл.дог-ром, соглаш-ми и труддог-ром. Тесно связ-ые отн-ния:1) отн-ния по занятости и труд-ству у данного раб-ля. 2) отн-ния по проф.подгот-ке, перепод-вки и повыш.квалифик. 3)отн-ния по орган-ции труда и управл-ю.4) отн-ния по соц.парт-ству. 5)отн-ния по участию раб-ков и профс-в в установл.условий труда и применении труд.закон-ва 6) отн-ния раб-ля и раб-ка по матер. ответств. 7) отн-ния по надзору и контролю за соблюдением труд.закон-ва м/у органми надзора и контроля и раб-лем. 8)отн-ния по разреш-ю труд.споров. Метод-это комплекс способов пр. регулир-я труда: 1) сочетание импер-го и диспоз-го способов пр.регулир-я 2)рекомендат-е, мягкое регул-ние, путем указания на поведение с-тов, бывает :центр-ный, локал-й. 3) участие профс-в и иных представ.орг.раб-в. 4) своеобразие способов защиты труд. П. раб-в и раб-лей. 5) единство и дефференциация пр.рег-ния, выраж-ся в общих констит. пр-пах. Общая норма-распростр-ся на всех, диф. отражает спец. нормы, кор-е распростран. на отдел.категории гр-н. Система ТП-это сов-сть юр.норм, образующих отрасль с инст-тами, а также подининс-ты.Делится на 2 части: Об. и Ос. Об.ч. вкл.нормы, составл. предмет и задачи ТП, нормы-пр-пы, нормы, опр.прав.статус раб-в и раб-лей, как с-тов, разгранич-и компетенции РФ и её С и МСУ , т.е. нормы общего хар-ра. Ос.ч. вкл.прав.нормы, регул-щие отдел.стороны труд.отн-ний,либо нормы, регул-щие отн-ния непосред.связ-е с труд.
    2. Становление и развитие ТП.

    ТП, как самостоят.отрасль сложилась недавно. Возникновению ТП, как самостоят-й отрасли П предшествовало возникновение труд.отнош-й со свободным раб-ком. Такие труд.отнош-я стали развиваться в 16-18 вв., они требовали юр. опосредования и для этого был использован механизм частно-пр.сделки имущ.хар-ра, когда одна сторона передавала др.стороне раб.силу раб-лю за вознаграждение, это была частно-пр.имущ.сделка и никакого вмешат-ва, в том числе и со стороны гос-ва не допускалось (раб-ль диктовал свои права, зарплата- низкая, продолжит-ть раб.вр.достигала 18 часов, неограниченно использовался детский труд начиная с 5-6 лет). Затем стали появляться 1-ые профсоюзы. 1-ые з-ны появились в нач. 19 в. В Англии в 1802 и 1819гг. были приняты парламентские акты, запрещавшие труд детей моложе 7 лет и ограничив-ие труд детей до 16 лет – 12 часов в сутки. Во Франции в 1841 г. был принят з-н «О детском труде на фабриках» (использовался труд детей в ночное вр.). Были приняты аналогичные акты и в др.странах. В России з-ны «О малолетних работ-х на фабриках, заводах и мануфактурах», «О воспрещ-е ночной работы несовершен-ми и женщинами на фабриках, заводах и мануфактура». В декабре 1917г. был принят КзоТ. В 1973г. был принят 3 КзоТ, действовавший до 2001г. В 2001г. был принят ТК, вступил в силу в 2004г. ТП возникло в связи с необход-тью регулир-я отнош-й, порождаемых появлением наемного труда, с-тами кот.явл. юр.свободный раб-к и равный ему раб-ль и до сих пор ТП рассматр-ся, как одно из средств, кот. общ-во использует для урегулир-я отнош-й в процессе труда.
    3. Отграничение ТП от смежных отраслей П.

    1) ГП и ТП:1) предмет- ГП-имущ.отн-ния по поводу овеществл-го рез-та труда и не затрагивает отн-ния в процессе тр., на основе дог-ра подряда, возмездного оказания услуг. В этих дог-х стороны самост. С-ты, имеющие свой инт-с, на основе полного равенства. ТП-имущ.отн-ния по поводу неовеществл-го труда, регул-ет отн-ния в самом процессе тр. 2) ГП-не предусм. гарантии и льготы, раб-ль стремится применить труд.оформление отн-ний. ТП-устанавливает опр.льготы и гарантии.3) метод- ГП-юр.равенство, отсутствие м/у с-тами власти и подчинения. ТП-присутствует. 2) АП. и ТП: 1) предмет- АП- образуют отн-ния по осуществл-ю исполн-рапорядит-й деят-ти гос. органов. ТП-орагнизация управл-я, однако в ТП управлен.формы орг-ции тр. применяются внутри предприятия. Гос.служащий-это гр-н РФ, испол-щий О. по гос.долж-сти гос.службы за вознагражд-е. Гос.служ.м.б. с-том, как АП, так и ТП, при этом труд.отн-ния возникают в гос.органе, а за пределами уже адм-е. 2) и АП и ТП присущи элементы подчинения, в некот-х категорях раб-в существуют особ-ти с примененияем элементов адм-пр.регул-ния. 3) ПСО и ТП: 1) предмет ПСО-общ-ные отн-ния, склад.в процессе матер.обеспеч. гр-н, когда они утрачивают свою трудосп-ть и достигают пенсион.возраста. М/у гр-нами и спец.орг. по представлению отд.видов соц.обесп-ния из разл.гос. фондов. ТП соприкасается с ПСО по вопросам гос .соц. страх-ния и тр.стажа, к-рый раб-к вырабатывает в процессе труд.деят-сти.
    5. Источники ТП. Их классификация.

    И.ТП-это рез-ты правот-ской деят-сти компетентных орг.гос-ва в сфере регул-ния труд. и тесно связанных с ними общ-х отн-ний, составляющих предмет этой отрасли П. Согласно общему правилу И.ТП-это НПА, а также нормативные части колл.дог-ра и согл-ния, регул-х труд.отн-ния и тесно с ними связанные и устанавл-щие П.иО. участников этих отн-ний. Клас-ция:1) по юр.силе-законы;подзаконные акты (противореч-е ТК м.б. признаны з-ны, ограничивающие гарант-нные в Кодексе П.и О., явл-ся высшей ценностью)2) по системе отрасли-Общей;Общей и Особенной; Особенной части.3) По форме акта-з-ны; указы; постановления; разрешения; правила;решения; приказы4) По сфере действия-обще фед-ные;С РФ; отраслевые и межотрасл-е;территориальные; локальные. 5) по степени обощенности-кодифициров-е; комплексные,направлен.на регул-ние отн-ний не только в сфере тр.;текущие6) по с-ту-общие,к-рые распространяются на всех раб-в;спец.-распространяются на отдельные кат-рии раб-в.
    6.Действие НПА о труде во времени, в пространстве и по категориям раб-ков.

    во вр-ни. 1) ФЗ вступают в силу по истеч-ю 10 дней после их офиц.опубл-ния- 1-ая публик-я полного текста в "Росс.газете" или "Собрании закон-ва РФ". обычно дата введения з-на в действие содерж-ся в заключит.полож-ях з-на. Во многих случаях дата вступления з-на определ. отдельным з-ном. Акты През. РФ, имеющие норм.хар-р вступают в силу по истечению 7 дней их 1-го офиц.опублик.Акты Прав-ства РФ, затрагивающие П., свободы и О. чел-ка и гр-на, устанавл. прав.статус фед.орг.исполн.власти, а также орган-ций - по истечению 7 дней. Иные акты Прав-ва со дня их подписания. НПА фед.орг.исп.власти, подлежат гос рег-ции в Минюсте РФ и обяз.офиц.опублик. в газете "Рос.вести" в теч10 дней после регистр-и, а также Бюллетене НПА фед.орг.исполн.власти.2) прекращ-е - а) отмена актом того же уровня или актом, имеющим большую юр.силу. б) вступление в силу др.акта равной или высшей юр.силы по тому же вопросу. в) истечение срок, на к-рый был рассчитан данный з-н или иной НПА. в простр-ве ФЗ и ФКЗ, указы През-та, постанов-ния Прав-ва действуют на всей территор РФ. При осущест-нии полномочий орг.гос.власти С РФ соответ.з-ны и иные НПА распростр-ся на тер-рию С РФ, НПА орг. МСУ действуют на соответ.территории, локальные-в организации, руководитель, кот.издал соответств. акт. по категориям раб-ков 1) общие акты и общие нормы, для всех раб-в на территории РФ. 2) спец.закон-во, для некот-х категорий работ-в, в спец. НА ТП и спец.нормы в общих актах, спец. закон-во дает всем раб-м равную возможность реализовать свои констит.труд.П., обеспечивая их осуществл-е особен-ми пр.регул-ния тр.отд-х категорий раб-в, нуждающихся в допол.защите от производств-х вредностей и т.д. спец. нормы м.б. 3 видов: 1) нормы-льготы, предоставл-щие доп. гаратии труд.прав.2) нормы-приспособл-я, приспосаблив-е общие нормы к данным условиям. 3)нормы-изъятия, ограничивают по сравнению с общими нормами для нек-х раб-в.
    7. Принципы ТП. – это наиболее общие нормы, действующие как во всей сфере пр.регулир-я, так и в отд.опред.форме; - это основополагающая и руководящая идея, задающая хар-р и общую направл-ть пр.регулир-я общ.отнош-й и определяющая тождество естеств-го и объективного права; - это краткое отражение сути пр.норм. Отраслевые пр-пы свойственны 1-й отрасли права. Межотр-е – те, кот. распростр-ся на несколько отраслей права. В К РФ закреплены общие, отрачлевые и межотраслевые пр-пы. В ТП закреплены свои пр-пы. Они связаны между собой, они соответствуют общим и межотраслевым пр-пам. Межотраслевые: 1.Свобода труда и возмож-ть свободно распоряж-ся своими способ-ми к труду, выбирать круг деят-ти и профессию. Каждый гр-н вправе вообще не заниматься труд. деят-тью. 2. Запрет принудит.труда. Означает невозмож-ть работы под угрозой применения наказания. 3.Пр-п равенства П и С чел-ка и гр-на независимо от расы, пола, национ-ти. Конкретизир-ся след.пр-пами ТП: запрещение дискриминации в сфере руда; обеспечение рав-ва возможности раб-ков безо всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом стажа; каждый имеет П на вознаграждение за труд без к.-л.дискриминации и не ниже установл-й з-ном мин.з/п. 4. Защита от безработицы. Реализ-ся путем установл-я норм о порядке и основании увольнения раб-ков, путем установления норм о повышении квалификации раб-ков. 5.П на охрану здоровья .6. П на образование.7.П на объединение.8.Охрана достоинства личности гос-вом .9. Гарантированность соц.обеспечения, установл-го з-ном;.10.Обеспечение П чел-ка на защиту своих П и С всеми способами, не запрещенными з-ном.
    8. Понятие и классификация С-тов ТП.

    СТП – участники труд.и тесно связанных с ними онтошений. СТП д.обладать пр.статусом. Элементы пр.статуса: труд.равосубъектность, статутные П и О, гарантии П и О, ответст-ть ненадлежащее исполнение возложенных на с-та обязанностей. Труд.правосуб-ть – это обществ.юр.св-во, кот. придается физ.лицу в соотв-и с потребностями развития обществ.отнош-й. Элементы: труд. правосп-ть, труд.деесп-ть, труд.деликтосп-ть. Статутные П и О закреплены в основных НПА труд.законод-ва и др.з-нах. Гарантии: выраж.в форме юр.норм, кот.поощряют с-тов по реализации своих обяз-тей. Отв-ть:выраж.в форме юр. норм, кот.действ.путем применения санкций,если с-ты не выполняют своих обяз-тей. Различ.2 вида пр.статуса суб-тов:общий,спец.Общий предусм.П и О для каждого вида СТП. Спец. предусм. внутривидовые особенности с-тов. Классификация: 1)основные, вспомогательные;2)на участников ПО,вхлдящих в предмет ТП; 3) ндиви., коллективные.
    9.Индивидуальные субъекты ТП. – физ.лица , котклассифиц-ся на лиц наемного труда раб-ков, безработных гр-н, лиц, заключив-х ученич.дог-р, физ лиц раб-лей, работ-х собств-ков. I. В кач-ве наемного раб-ка м.б.только физ.лицо. Следует отличать пр.статус гр-на, как с-та ТП и раб-ка, заключив-го труд.дог-р. Пр.статус гр-на определяется П и О, закрепленными в К РФ. Труд.правосубъектность лиц наемного труда включает в себя труд.дееспособность, труд. деликтосп-ть. Труд. правосубъектность характериз-ся условиями маиериального и формального хар-ра. Материальные – наличие фактической способности чел-ка к труду. Формальные – признание способности данного физ.лица к участию в труд.правоотношениях со стороны гос-ва, кот. руководствуется 2 критериями: возрастной – с достижением орпедел.возраста чел-к становится способным к систематическому, регламентиров-му нормами ТП труду; волевой – состояние волевой способности гр-н к трудуНе могут быть субъектами ТП недееспособные, признанные таковыми судом. II.Безработный по законодательству – трудосп-ные по возрасту и по состоянию здоровья гр-не, по состоянию здоровья, не имеющие работы и заработка, зарегестрированные в службе занятости, ищющие работу и готовые преступить к ней, не трудоустроенные в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости. За ними сохраняются общепризнанные П и О.
    10. Раб-ли как С-ты ТП. –это орган-ии любой формы собств-ти, т.е. гос, муниц., коллект-е и индиивид.-предпринимат-е, обладающие труд. правосубъект-ю и в 1-ую очередь работодат. правосп-тью. Раб-ли – предприятия, учреждения орг-ции (ЮЛ). ЮЛ (раб-ль) д.б. способен: 1.предоставить работу на вр.действия труд.дог-ра и четко ее определить,2.оплатить труд раб-ка своевременно в полном размере, а также иные периоды вр., подлежащие по з-ну оплате, 3.предоставить все льготы, предусмотр. законод-вом,4.обязан нести отв-ть по обязат-м, вытекающим их фактов участия его в труд.отнош-х. Труд. правосп-ть возникает с момента гос.регистрации. Для ее возникновения необходимо 2 условия: материальное – характериз-ся 2 критериями: оперативным (способность организации к приему и увольнению раб-ков, орг-и их труда, наличие органов управл-я), имущ-м (возмож-ть распоряжаться денежными средствами. Им-во юр.лица выражено в денежной или в вещественной формах). Труд.пруавосп-ть утрачивается с момента ликвидации. Статутные П и О возникают как следствие: 1.Заключения труд.договора с конкретным раб-ком;2.вытекает из заключения коллект-го дог-ра;3.в силу прямого указания з-на или иного НПА. Представители ЮЛ –администрация или орг-я (это совок-ть должн-х лиц, осуществл-х ф-ции организации и управление трудом и обладающие властными полномочиями). В составе администрации – руководители, заместители, гл.руков-ли, руков-ли структурных подразделений и др.лица, имеющие в своем подчинении раб-ков.
    11.Труд.коллектив. Закон «О труд.коллективах и повышении их роли в управлении предприятием». Труд.коллектив- это объединение раб-ков с одним раб-лем для совместного труда в конкретном предприятии. Признаки:1.Добровольное объединение раб-ков для совместного труда; 2.Объединение раб-ков на основе труд.договора; 3.Объдинение организационно- оформленное с установлением дисциплинарного труда, с взаимной ответственностью раб-ков и раб-ля за труд.правонарушения;4.Объединение раб-ков олной организации. В структуру труд.коллектива входят: все раб-ки этой организации, администрация, во главе с руков-лем, избранные труд.коллективом представители, обществ. Орг-ции созданные на предприятии. Виды :1.По виде общественного труда и сфере его применения.2.По форме собственности.3.По степени объединения раб-ков:основной, низовой, первичный. Труд. правосубъектность труд.коллектива возникает с момента образования, заканчивается с момента ликвидации. Организационно-правовые формы реализации полномочий: общее собрание (конференция), Совет труд.коллектива (СТК).На общем собрании д.присутствовать больше половины членов труд.коллектива, чтобы оно было правомочным. Решение общего собрания обязательно для всех членов.
    12.Профсоюзы.

    Профсоюз - это добровольное обще­ственное объединение граждан, связанных общими производствен­ными, профессиональными интересами по роду их деятельности, соз­даваемое в целях представительства и защиты их социально-трудо­вых прав и интересов. Признаки: 1. Объед-ние граждан. 2.Граждане, объединившиеся в профсоюз, связаны производств-ми и профессиональными интересами. 3.Профсоюз создается в целях защиты и представительства. Источники: 1.П на объединение в профсоюзы закреплено в К РФ (П создавать общественные объединения для защиты своих интересов, П вступать в существующие обществ. Объединения либо воздерживаться от вступления в них, П беспрепятственно выходить из них).2.Гл.58 ТК посвящена профсоюзам. 3.ГК регулирует порядок создания обществ.объединений. 4. ФЗ «О профсоюзах». 5. ФЗ «Об обществ. объединениях» 6.ФЗ «О некомм-х организациях» 7. ФЗ «о коллективных договорах и соглашениях.
    13. П и О профсоюзов. Классиф-я: 1) по содерж-ю; 2) по кругу лиц, чьи права и инт-сы вправе представлять и защищать проф-зы; 3) по формам реализации (мнение, согласование актов, требование, представительство); 4) по степени самостоят-ти (профс-зы самостоят-но принимают реш-е, принимают реш-е на приорит-х началах, м.принимать участие в принятии реш-й раб-лями); 5) по степени общности (общие для всех профс-зов права, права предоставл-е опедел.профс.органом); 6) по их полож-ю в системе прав данной орг-и,т.е. в зависимости от того в каком акте закреплено. П и О: 1.П на представит-во соц.труд прав и инт-сов раб-ков. 2.П на защиту соц.труд.прав и инт-сов раб-ков. 3.П на содействие занятости. 4. П на ведение коллект-х перег-ров, заключение коллект-х дог-ров, соглашений и контроль за их выполнением. 5. П на участие в урегулировании коллект-х труд.споров (это неурегулированное разногласие м/у раб-ками или их представителями и раб-ками и их представители по поводу установления и изменения условий труда, заключеие, изменение и выполнение коллективных договоров и соглашений, в связи с отказом раб-ля учесть мнение профсоюза при принятии актов) 6.П на информацию. 7.П на осуществление контроля за соблюдением труд.законодательства и иных НПА. 8.П в области охраны труда. 9. П на участие в норматворческой и правоприменительной деятельности. 10. П на защиту интересов раб-ков в органах по рассмотрению труд споров.11.П на соц.защиту раб-ков.
    14. Гарантии и защита прав профсоюзов. Юр.гарантии - это такие гос.-пр.средства, кот.охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны раб-лей, их объединений, органов исполн.власти, органов МСУ, дают возможность профсоюзам беспрепят-но осуществлять свои правомочия. Юр.гарантии в основном направлены на обеспечение любого правомочия профс-зов. Среди них есть гарантии: общего действия, обеспечив-е реализацию прав всех проф-зов и прав, специализир-х по признакам с-та и содер­ж-я; направл-е на обеспечение использ-я прав самими -ми и на их охрану и защиту от нарушений со стороны раб-лей, орг.исп.вл., орг.МСУ. Защита состоит в принятии принудит.мер к реализ-и и восстановл-ю наруш-го права, наказании правонаруш-й. Законод-вом предусмотрены спец. юр.га­рантии. В систему юр.гарантий прав проф-зов входят га­рантии: а) имущ-е (в зак-ве сформ-ны как их права: П собств-ти на им-во и ден.средства, необходимые для выпол­нения уставных задач; П владения и пользования им-вом, переданным проф-зам в хоз.ведение; П ЮЛ; б) личные (это дополнит.гарантии,они предоставл-ся: а) при переводе на др.работу; б) при наложении дисципл-х взысканий; в) при увольнениях по инициативе администр-и. Этим лицам предоставл-ся свободное время для вы­полнения общ.обяз-тей.; в) обяз-ть гос.органов, администр-и содейст­вовать деят-ти проф-зов, с их участием решать соц.-тру­д.вопросы, когда это предусмотрено з-ми, иными НПА; г) надзор и контроль за соблюдением законод-ва о правах проф-зов; д) юр.отв-ть.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта