Дополнительное образование детей Практическое задание. 1 Инфраструктура системы дополнительного образования детей в рф
![]()
|
![]() ![]() Подборка по базе: Пути политогенеза и этапы образования государства в свете соврем, тест экономика образования Модель оценки Б.docx, Тема 1.6. Системы счисления.pdf, Основная общеобразовательная программа начального общего образов, Строение Солнечной системы.docx, тест Информационные системы в экономике.docx, Болзени дыхательной системы Мейраш.docx, Подготовка педагога дополнительного образованиZ.docx, Практическая работа №2 Сравнительный анализ разделов «Система оц, Степанян 6.2.2 Отчет об ошибках системы содержание, использовани Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство) Дисциплина: Дополнительное образование детей: история и современность Практическое занятие 1 Выполнил: Обучающийся Наумова Наталья Анатольевна Преподаватель: Чащинов Евгений Николаевич Практическое занятие 1 Задания по теме 1.2. Инфраструктура системы дополнительного образования детей в РФ Цель занятия: закрепление знаний об инфраструктуре системы дополнительного образования детей в РФ, формирование умений систематизировать материал по теме, осуществлять рефлексию изученного. Задание 1. Познакомьтесь с содержанием и со структурой системы дополнительного образования, реализуемых в организациях дополнительного образования. Составьте блок-схему «Направления работы учреждений дополнительного образования детей (УДОД)». ![]() 1 2 5 7 8 ![]() ![]() ![]() 3 4 1. Раскрытие ценностно-смысловой компоненты мира и развитие самодеятельности детей. 2. Раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы – лишь одно из средств обучения. 3. Построение пространства саморазвития. 4. Индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности. 5. Половозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития. 6. Личностный опыт практической жизнедеятельности ребенка. 7. Развивающее и реабилитирующее образование. 1 Задание 2. Познакомьтесь с содержанием и со структурой системы дополнительного образования, реализуемых в организациях общего образования. Составьте блок-схему «Типы кружков, сложившихся в школьной практике». ![]() 1 2 3 4 5 1. Подготовительные кружки создаются для младших школьников. Здесь дети углубляют полученные на уроках элементарные знания и умения по выбранному направлению, у них формируются практические умения и навыки. Как показывает опыт, занятия в таких кружках служат хорошей подготовкой для последующего вовлечения детей в творчество. 2. Предметные кружки объединяют учащихся средних и старших классов. Знания и умения, которые приобретают здесь школьники, выходят за рамки учебных программ, создаются условия для самостоятельного творчества. 3. Спортивно-технические кружки – авиамодельные, ракетно-космического моделирования, авто- и судомоделистов, картингистов, железнодорожного моделизма и др. В них занимаются учащиеся, проявляющие интерес к спортивному моделированию, техническим видам спорта. Они изучают специальную технику, делают стендовые и функциональные модели летальных аппаратов, автомобилей, судов, локомотивов и других средств транспорта, знакомятся с историей и перспективами развития техники, учувствуют в соревнованиях. 4. В производственно-технических кружках учащиеся занимаются изучением устройства и работы каких-либо широко распространенных машин, аппаратов или иных технических объектов (автомобилей, мотоциклов, комбайнов, киноаппаратов и пр.), приобретают умения и навыки управления ими, ухода и обслуживания. Выполнив программу, учащийся получает удостоверение, облегчающее приобретение конкретной профессии: шофера, комбайнера, киномеханика и пр. 5. Творческие кружки (литературные кружки, кружки художественно-прикладного или декоративного творчества и др.) охватывают учащихся всех возрастных групп, которые занимаются различными видами творчества. Например, в техническом творчестве – это художественная обработка древесины, металла, лозы, кости, глины, макраме, вязание, вышивка, изготовление игрушек из ткани, меха, работа с кожей, лоскутной пластикой и др. Тут создаются благоприятные условия для формирования эстетического вкуса, развития творческой индивидуальности. Задание 3. Заполните таблицу «Условия реализации дополнительного образования в образовательных организациях РФ». Условия реализации дополнительного образования в образовательных организациях РФ
Задание 4. Разработайте план подготовки досугового мероприятия для школьников (тема на Ваш выбор) в условиях построения социального партнерства в развитой инфраструктуре дополнительного образования ![]()
Задания по теме 1.3. Уровень развития системы дополнительного образования в России Цель: закрепление знаний об уровне развития системы дополнительного образования в России; формирование умений анализировать качество реализации дополнительного образования в образовательных организациях РФ. Задание 5. Проанализируйте уровень развития организации дополнительного образования, описанный в данном ниже фрагменте, по плану: а) цели дополнительного образования; б) качество программного обеспечения; в) содержание и направления работы по реализации дополнительного образования; г) формы организации педагогической деятельности; д) вывод о качестве организации дополнительного образования. Текст для анализа: Все родители хотят, чтобы их дети были добрыми, выросли успешными и счастливыми! Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Основная идея проекта «Успех каждого ребенка» – выстраивание системы дополнительного образования, создание комплексной модели поддержки талантливых детей. Каждый ребёнок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок. Помочь ребёнку реализовать себя помогает созданная в школе система дополнительного образования. Изучение и освоение культурного наследия легло в основу программы развития нашей школы. На протяжении многих лет в школе сформировалась целая система дополнительного образования, которая дает возможность построения индивидуальной траектории образовательного маршрута ребёнка, ориентированного на успех. Дополнительное образование нашей школы зарождалось на таких занятиях как «Мережка», «Пчеловод», «Сельский механизатор», «Автодело», «Гончарное дело», «Основы с/х производства», занятиях по прикладной экономики, в кружке «Дети – творцы XXI века», в школе успешно действует малое школьное предприятие «Гончар». На сегодняшний день дополнительное образование школы реализует пять направлений. Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, секции по волейболу, баскетболу, спортивного ориентирования, ЮИД и шахматы. Духовно-нравственное и общекультурное направление реализуется через такие творческие объединения как гончарное дело, школьный театр. Социальное направление: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению классов, школы; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми) и др. Социальное направление ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся. Оно реализуется через поисково-исследовательскую работу в архивах школьного музея, семейных архивах. Через встречи с очевидцами войны, ветеранами труда, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.), военно–спортивные праздники, через волонтёрскую деятельность, шефство. Общеинтелектуальное направление реализуется через такие объединения, как немецкий язык для профессии и карьеры, прикладная экономика. Школа создаёт равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития. В основе выявления и развития талантливых учащихся лежат принципы «ситуации успеха», свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Для реализации этих принципов на базе школы созданы все условия для воспитания и развития успешной личности. Учащиеся нашей школы прошли путь от росписи стен до современного графического дизайна. В школе действуют постоянные выставки, которые все время обновляются авторскими работами как обучающихся, так и педагогов. Образовательное учреждение имеет хорошую базу для реализации образовательных программ дополнительного образования. Швейные мастерские обеспеченны новейшими современными швейными машинками, гончарный цех оборудован муфельными печами, гончарными кругами. Объединение «Картинг» имеет квадроцикл. Роботехника – роботов. На сегодняшний день в школе функционируют 16 творческих объединений, а также реализуются курсы внеурочной деятельности следующих направлений: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное. Индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Программы дополнительного образования важны, поскольку дают возможность каждому ребёнку попробовать себя в различных сферах, приобрести новые умения, найти себе занятие по душе и по таланту, сориентироваться в конечном счёте в выборе будущей профессии. Участники дополнительного образования систематически участвуют в акциях, слетах, смотрах, конкурсах различных уровней (муниципальный, региональный, всероссийский). Успехи участников отражаются благодарственными письмами, грамотами, дипломами, памятными призами. Результативное взаимодействие между школой и родителями - это отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования. В течение всей практической деятельности педагоги привлекают родителей к сотрудничеству, чтобы они стали настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляли к школе уважение и оказывали ей поддержку. На протяжении многих лет родители (законные представители) активно участвуют в организации и проведении различных мероприятий. Для дальнейшей реализации проекта в данном направлении необходимо: - продолжить работу, направленную на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; - модернизировать систему дополнительного образования в соответствии с запросами родителей (законных представителей), требованиями современного времени; - привлечение учащихся в разные направления реализации проектов ранней профориентации учащихся; - модернизация материально-технической базы (современные компьютеры с большим объемом памяти, роботы) - получение педагогами дополнительного образования в новых областях деятельности. Мы уверены, что секрет и залог успеха кроится в преданной любви к детям и к делу, которому ты призван служить. А если творческое кредо педагога - дарить воспитанникам радость познания и самореализации, то результат такой деятельности непременно обернется определенным успехом, и конечно, благодарностью поверившего в себя ученика и его родителей. А это именно то, к чему мы стремимся в своей повседневной, достаточно хлопотной, но очень нужной и интересной работе. Основные цели дополнительного образования заключаются в создании комплексной модели поддержки талантливых и одаренных детей. Каждый ребёнок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок. Помочь каждому ребёнку реализовать себя. Образовательное учреждение имеет хорошую базу для реализации образовательных программ дополнительного образования. Швейные мастерские обеспеченны новейшими современными швейными машинками, гончарный цех оборудован муфельными печами, гончарными кругами. Объединение «Картинг» имеет квадроцикл. Роботехника – роботов. На сегодняшний день в школе функционируют 16 творческих объединений, а также реализуются курсы внеурочной деятельности следующих направлений: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальноев) содержание и направления работы по реализации дополнительного образования; Формами организации педагогической деятельности являютсяфизкультурные праздники и соревнования, секции по волейболу, баскетболу, спортивного ориентирования, ЮИД и шахматы для спортивно-оздоровительного направления; .творческие объединения как гончарное дело, школьный театр для духовно-нравственного и общекультурного направлений; работа по озеленению классов, школы; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы для социального направления; встречи с очевидцами войны, ветеранами труда, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы для патриотического направления. Следовательно, качество организации дополнительного образования соответствует нормам, имеет разнообразные программы и будет интересно детям младшего школьного вощраста и их родителям. Задание 6. Исходя из описанной в первой части практического занятия информации о системе дополнительного образования в общеобразовательной школе, сформулируйте предложения (не менее трех) по совершенствованию организации дополнительного образования в данной школе. Можно добавить изучение основных видов танца (изучение движений и пластики) —Классический танец —Народно-характерный танец —Историко-бытовой танец —Бальный танец —Современный танец —Спортивная хореография Музыкальные занятия, посвященные музыкальной грамоте. —Воспитание чувства метроритма. Музыка и танец подчинены единым законам ритма. Дети могут это прочувствовать во время движения под музыку, например, при ходьбе, где шаг соответствует доле. ““Шаги в музыке” слушать надо обязательно, но предшествовать этому слушанию должны реально осознаваемые шаги. В этом единая основа музыки и движения (простой физкультуры, а в истории человечества – танца)” —Творческие задания. —Слуховой анализ. —Теоретические сведения. —Совместное музицирование (детский оркестр). Игра на музыкальных инструментах способствует развитию более яркого эмоционального восприятия музыки, музыкальных и творческих способностей у детей. Доступность исполнения партии в ударно-шумовом оркестре приносит большую радость и позволяет в непринужденной, приподнятой атмосфере закрепить многие слуховые навыки, узнать в ощущениях средства музыкальной выразительности, освоить на практике азы музыкальной грамоты. Изучение истории балета или танцевального костюма. Задание 7. При реализации дополнительных общеобразовательных программ разрешено использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Требования каких нормативно-правовых актов должны быть учтены при разработке дополнительных общеобразовательных программ? При разработке дополнительных общеобразовательных программ, связанных с дистанционными образовательными технологиями и электронным обучением, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об образовании в Российской Федерации".При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. 4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся. 5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Задания по теме 2.2 Развитие внешкольного образования в Советской России. Цель: закрепление знаний о развитии внешкольного образования в Советской России; формирование умений анализировать и применять знания об опыте внешкольного образования в Советской России в практике педагога дополнительного образования. Задание 8. Составьте блок-схему «Формы внешкольного образования в Советской России». ![]() Детская школа искусств Станция туристов Детско-юношеская спортивная школа Пионерский лагерь Станция юных техников Станция натуралистов Задание 9. Составьте блок-схему «Направления внешкольного образования в Советской России». Обоснуйте актуальность этих направлений для современной системы дополнительного образования в России. ![]() Научно-техническое Туристическо-краеведческое Художественно-эстетическое Гуманитарное Эколого-натуралистическое Исследовательско-экспериментальное Задания по теме 2.3 Становление системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века Цель: закрепление знаний о становлении системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века; формирование умений применять эти знания в практической деятельности педагога дополнительного образования. Задание 10. Выполните анализ фактологической информации и научных исследований о становлении системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века.Письменно обоснуйте необходимость становления системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века. Чем отличается система внешкольного образования от системы дополнительного образования? Какие новообразования системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века актуальны в настоящее время? В конце 90-х гг. внешкольные учреждения становятся одним из основных воспитательных институтов социума, усиливается их методическая роль в распространении педагогических знаний, в пропаганде наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми. Кроме того, усиливается их роль в координации всей воспитательной работы в социуме. В соответствии с Законом «Об образовании» учреждения дополнительного образования детей названы в ряду разных типов образовательных учреждений, деятельность которых регулируется основе уставом каждого конкретного образовательного учреждения. Основные задачи учреждения дополнительного образования: · обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественного от 6 до 18 лет; · адаптация к жизни общества; · формирования общей культуры; · организация содержательного досуга. Основным отличием между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием является то, что последнее не имеет уровней и федерального государственного стандарта, оно реализуется во всём образовательном пространстве, которое находится за его пределами. А внеурочная деятельность является неотъемлемой составной частью образовательного стандарта, которая влияет на результаты его реализации. Задание 11. Охарактеризуйте проблемы становления системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века. Свой ответ оформите в таблице: «Проблемы становления системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века». Назовите и охарактеризуйте не менее трех проблем.
Задание 12. Разработайте план-конспект учебного занятия на любую тему с указанием применяемых подходов к построению дополнительного образования (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения). Отразите каким образом будете оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на этом занятии. КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока
Пермь - 2022 |