Главная страница

детская психология. 1. Детская психология наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка


Скачать 18.71 Kb.
Название1. Детская психология наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка
Дата01.05.2019
Размер18.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладетская психология.docx
ТипДокументы
#75837

Подборка по базе: Возрастная психология. Теории психического развития..docx, Кейс ПсихологияБезруков.doc, реферат Портнова ИА психология.docx, Пульмонология взрослая, детская рус,каз.docx, Реферат ПсихологияБезруков.doc, ниидпо общая психология.docx, Тема 1_семинар. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими, НКТ Дошкольная педагогика и психология 2часть.doc, реферат психология.docx, КИС детская неврология резиденты.docx

1.Детская психология — наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до старости изучает особая психологическая наука — возрастная психология. Детская психология изучает основные закономерности психического развития ребенка.
Предмет детской (возрастной) психологии
По Марцинковской – возрастная (детская) психология изучает закономерности формирования психики ребёнка, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к понимению природы, функций, генезиса психики, различные стороны становления психики – её изменения в процессе деятельности, при общении, познании.
Также, составляющими предмета детской психологии являются:
- факторы, закономерности и условия психического развития ребёнка;
- периоды развития, их смена и переходы от одного возраста к другому;
- развитие психики в связи с развитием деятельности ребёнка, его общением с другими людьми, познании им окружающего мира и формирование его личности (В.С.Мухина).
Важными задачами детской психологии являются:
- раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе;
- установление возрастных периодов этого развития;
- выяснение причин перехода от одного периода к другому.
- научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах;
- определение эталонов зрелости индивида, личности;
- выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды жизни;
- прогнозирование развития, в том числе роль ранних периодов, изучение психических ресурсов.
Важнейшая задача детской психологии – выяснение условий психического развития.
Детская психология опирается на общую психологию. Сопоставление тех или иных психических явлений в их полной, развернутой взрослой» форме с начальными ранними стадиями дает возможность понять перспективы и содержание их становления и развития в детском возрасте. В свою очередь, данные детской психологии имеют исключительно важное значение для общей психологии, поскольку они позволяют раскрыть законы развития психических процессов и свойств личности и, таким образом, более глубоко понять их динамику, структуру и содержание. Детская психология тесно связана с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикой в частности. К. Д. Ушинскии, подчеркивая значение психологических знаний для педагогической теории и практики, писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших полушарий головного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств.
2.Связь детской психологии с другими науками.
Основой психологии, как и многих других наук, стала философия. Еще в 3 в. До н.э. Аристотель писал трактат «О душе». Философия играет заметную роль в психологических исследованиях, т.к. Проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне решения мировоззренческих проблем: телесного и духовного, объективного и субъективного, биологического и социального и т.д. Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших полушарий головного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств. Связь с генетикой – предоставляет материал для осознания соотношения врожденного и приобретенного. Значительная связь психологии с физиологиейвысшей нервной деятельности – в теорию вошли понятия рефлекторной дуги, условного и безусловного рефлекса и т.д. Связь с дефектологией и логопедией – формирование правильности речи. Детская психология опирается на общую психологию -помогает определить, что именно и в каком направлении развивается в психике ребенка. Детская психология тесно связана с педагогикой вообщеи сдошкольной педагогикой –в частности. К. Д. Ушинский, обращаясь к педагогам и воспитателям, он призывал: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить». Глубокая связь с педагогической наукой важна и для дальнейшего развития детской психологии, поскольку именно из живой педагогической практики она, с одной стороны, черпает новые идеи и проблемы, а с другой — в ходе этой практической деятельности проверяет истинность своих теоретических выводов. Так же можно отнести связь с изобразительной деятельностью и музыкальным развитиемдетей.
3.Метод — это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности.Ведущим методом является наблюдение.
Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель.
Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, малыш ведет себя свободно, раскованно. Это позволяет получить объективные результаты. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка.
Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий.
Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения.
Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически.
Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты.
Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

ЭКСПЕРИМЕНТ
Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Одним из видов психологического эксперимента являются тесты, которые представляют из себя систему специально подобранных заданий, предлагаемых детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить, насколько развитие ребенка отстает или опережает ее.
вспомогательные методы.
К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).
В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими
Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать только после 4-5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, и в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить словами свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми — большое искусство. Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки.

4. Актуальные проблемы современной детской психологии.
Важнейшие исследования законов психического развития ребенка связаны с именами Блонского, Щелованова, Выготского. В дальнейшем большой вклад внесли Леонтьев, Лурия, Запорожец, Эльконин, Божович. Басов рассматривал ребенка как активного деятеля в окружающей среде. Он выделил основные типы деятельности детей и пытался дать анализ их структуры. Блонский выделил критические изменения, которые отделяют стадии психического развития (возрастные кризисы). Выготский, Леонтьев, Божович: единство сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в единстве, деятельность - условие возникновения сознания, фактор его развития. Выготский, Лурия – психические явление рассматривается в движении; личностный подход; единство теории и практики (процесс и результат деятельности).
К числу важнейших практических задач, стоящих перед детской психологией, относятся:

1) создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка;
2) организация оптимальных форм детской деятельности и общения;
3) организация психической помощи в периоды возрастных кризисов.

Проблемы современной детской психологии:

1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

3. Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

4. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.


написать администратору сайта