Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка.

  • ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

  • Условия реализации программы.

  • Объем программы

  • Время поведения групповых и индивидуальных занятий

  • Принципы построения программы

  • Основные методы программы

  • Организуя занятия с детьми с особыми образовательными потребностями, реализуются следующие функции

  • Психологический блок работы включает следующие задачи

  • Планируемые результаты освоения программы

  • Рабочая программа психолога. рабочая программа 16-17г. 1. целевой раздел 1 Пояснительная записка


    Скачать 191.09 Kb.
    Название1. целевой раздел 1 Пояснительная записка
    АнкорРабочая программа психолога
    Дата12.07.2021
    Размер191.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларабочая программа 16-17г.docx
    ТипПояснительная записка
    #224084
    страница1 из 5

    Подборка по базе: ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО РАЗДЕЛУ 1.docx, ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ 2 «ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА».docx, тест по разделу 2 философия.docx, тест по разделу 1 философия.docx, Отпуск лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента. Р, 3. Пояснительная записака КП.doc, РАСЧЕТ НАСАДОЧНОЙ РЕКТИФИКАЦИОННОЙ КОЛОННЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ, 6 раздел (БЖД).docx, +1 Раздел.doc, Вопросы для подготовки раздела.docx
      1   2   3   4   5

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1.1 Пояснительная записка.................................................................................2-9 1.2 Возрастные особенности детей дошкольного возраста……………..….9-12 1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ............................12

    Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.............................12-15

    Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью различной степени............................................................................................15-21

    2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    2.1. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающей работы................................................................................................................21-32

    2.2. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами КГКУ "Детский дом№2"..............................................................................................................32-35

    3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

    3.1. Структура психологического занятия..........................................................35

    3.2. Перспективный тематический план работы...........................................35-38

    3.3. Комплекс игр и упражнений по развитию психических процессов....38-57

    ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................58

    1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1.1 Пояснительная записка.
    Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что «главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит, прежде всего, под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, труд, учение). Исследователи отмечают, что в годы дошкольного детства с их неуклонным подъемом по «возрастной лестнице» первостепенное значение имеет проблема взаимосвязи возрастных и индивидуальных особенностей, что возрастные особенности личности существуют обязательно в форме индивидуальных вариантов развития.

    На сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию.

    Как правило, в детских домах воспитывается неоднородный контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различными степенями задержки психического и речевого развития.

    Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности. В настоящее время в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    В силу этого дети с ОВЗ, наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют специфические – особые - потребности обучения и воспитания. У дошкольников наблюдаются ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность. Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии.

    У воспитанников наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт характера: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность.

    Дети, находящиеся в данном детском доме требуют особого внимания, терпения, индивидуального подхода. Нервно-психическая сфера таких детей очень чувствительна к различным неблагоприятным воздействиям. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. К каждому ребенку проявляется особое внимание, выражается любовь и трепетное отношение.

    Рабочая программа психологического сопровождения детей разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

    - Федерального закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

    - Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

    - Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    - Конституции Российской федерации от 12.12.1993года.

    - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

    - Декларация прав ребенка ООН (1959)

    - Конвенции ООН о правах ребенка (1989)

    - "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях". Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.

    Основной базой рабочей программы являются:

    - «Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами по программам развития Е.А. Алябьевой, Айдаралиевой Б.Ж., Степановой С.С., Васильевой Н.Н., Барановой Ф.Ю, Зиминой Л.В.»

    - Программа для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.

    - «Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения», под ред.Т.Г.Неретиной.

    - «Социально-эмоциональное развитие дошкольников» под ред. Н.В. Микляевой .

    - "Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды. ФГОС". Е.В. Михеева.

    Эта программа предполагает развивающую ориентацию образования детей, основываясь на единстве процессов обучения и развития.

    Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

    Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, эмоционально-волевое.

    Определена цель деятельности педагога-психолога: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

    ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: осуществление коррекционно-развивающей работы, обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

    ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

    1.Своевременно выявить возрастные и индивидуальные особенности развития каждого ребенка и разработать маршрут коррекционно-развивающей работы.

    2.Оказать коррекционно-развивающую помощь при формировании всех сфер личности ребенка:

    2.1. Познавательной:

    - овладевать и совершенствовать восприятие цвета, формы, пространства, времени;

    - развивать концентрацию, переключение и распределение внимания;

    - тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память;

    - овладевать элементарными навыками анализа и синтеза, устанавливать тождества и различия, обобщать, классифицировать, делать выводы;

    - формировать умение устанавливать причинно-следственные и логические связи между предметами и явлениями; работать по образцу, правилу, схеме;

    - стимулировать речевое развитие.

    2.2. Социально-коммуникативной:

    - учить детей понимать самих себя и других людей, строить отношения с большой группой сверстников на основе саморегуляции поведения и деятельности, умение находить компромиссы;

    - развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, взаимопомощь;

    - развивать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    2.3 Эмоционально-волевой:

    - способствовать развитию процесса самопознания, принятию собственной индивидуальности;

    - помогать в познании эмоциональных состояний, пополнять активный словарь ребенка словесными обозначениями эмоций;

    - развивать навыки адекватного социального поведения;

    - развивать воображение и творческую активность.

    - содействие созданию положительного эмоционального настроя у каждого ребенка и положительного эмоционального климата в группах;

    Условия реализации программы.

    Необходимым условием реализации программы является взаимодействие специалистов учреждения, обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях детей в особенности с ОВЗ, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей. Данная рабочая программа является комплексной и предназначена также для работы с детьми с ОВЗ, воспитывающихся в данном детском доме.

    Объем программы. Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года.

    Формы занятий: групповая, индивидуальная.

    Форма работы: 1 раз в неделю подготовительная группа, индивидуальные - 1-2 раз в неделю.

    Время поведения групповых и индивидуальных занятий: Продолжительность занятий 15 -30 минут.

    Максимальное число участников в группе: 3-6 человек.

    Возраст: 4-7 лет.

    Принципы построения программы.

    1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

    2. Единство диагностики и коррекции.

    3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

    4. Комплексность методов психологического воздействия.

    5. Возрастание сложности.

    6. Учет объема и степени разнообразия материала.

    Этапы работы:

    1. Организационно-методический этап. Включает в себя набор детей в группу, определение коррекционно-развивающего маршрута.

    2. Диагностический этап. Проведение индивидуальной диагностики детей, сбор анамнестических данных.

    3. Коррекционно – развивающий этап. Индивидуальные и групповые занятия.

    4. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов. Диагностическое обследование детей проводится дважды в год, в начале и в конце учебного года. Анализ работы по программе.

    Основные методы программы:

    - Метод тактильного опознания предметов. Направлен на повышение точности тактильности восприятия, формирование тонкой моторики руки.

    - Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность.

    - Арт-терапевтический метод: работа с красками, пластилином. Способствует активизации мозга в целом, развитию воображения.

    - Индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, сюжетно-ролевые игры;

    - Сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;

    - Метод дидактических игр. Направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством и пр.

    - Метод психогимнастики. Помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознаний эмоциональных реакций. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно и выразить, что создает дополнительные условия для развития.

    - Метод коммуникативных игр. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации.

    Организуя занятия с детьми с особыми образовательными потребностями, реализуются следующие функции:

    • Эмпатическое принятие ребенка.

    •Создание психологической атмосферы и психологической безопасности.

    • Эмоциональная поддержка ребенка.

    • Постановка задачи и обеспечение ее принятия ребенком.

    • Тематическое структурирование задачи.

    • Помощь в поиске формы выражения темы.

    •Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

    Психологический блок работы включает следующие задачи:

    • Формирование у ребенка представлений о самом себе, осознание своих качеств и возможностей:

    - осознание себя, своих особенностей, своих желаний и потребностей; - осознание нужности и функциональной значимости частей тела;

    - реализация своего потенциала.

    • Развитие эмоционально-волевой сферы у детей:

    - различие, осознание, дифференциация своих чувств, адекватное реагирование на различные жизненные ситуации;

    - различие, осознание эмоций других людей;

    - развитие произвольного поведения;

    • Обучение взаимодействия детей друг с другом и со взрослым:

    - развитие навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками;

    - воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;

    - приобретение положительного опыта сотрудничества, взаимопонимания;

    - усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие.

    Планируемые результаты освоения программы:

    - Овладение системой сенсорных эталонов. Соединяют сенсорный опыт со словом, развитие мелкой моторики, развитие речи, формирование представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке, видах его деятельности и взаимодействия с природой, усвоение количественных и качественных отношений между предметами.

    - Сформировано представление о самом себе, овладевают элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе.

    - Сформированы перцептивные действия (рассматривания, выслушивания, ощупывания). Овладевают системой сенсорных эталонов. Соединяют сенсорный опыт со словом.

    - Овладевают единым процессом познания реального мира через тесное взаимодействие трех основных форм мышления: наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического.

    - Усваивают количественные и качественные отношения между предметами. Сопоставляют предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимают, что количество не зависит от величины, цвета, формы и расположения.

    - Познание спектра основных эмоций, приобретение навыков положительного их проявления, адекватного реагирования на эмоциональное состояние других людей;

    - Развита мелкая моторика, сформировано хватание, выделение каждого пальца, выработана согласованность действий обеих рук, определена ведущая рука.

    - Дети интересуются игрушками, могут выполнять предметно-игровые действия, играть со сверстниками.

    - Сотрудничают со взрослыми и сверстниками, овладевают навыком продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта