Главная страница

эго-состояния. практическая работа. Задание Дать определение эгосостоянию


Скачать 106.29 Kb.
НазваниеЗадание Дать определение эгосостоянию
Анкорэго-состояния. практическая работа
Дата14.02.2020
Размер106.29 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаEgo_sostoyania_prakticheskaya_rabota.rtf
ТипДокументы
#108479

Подборка по базе: 3,4 задание колоткина.docx, Практическое задание №6.docx, 6.11 Индивидуальное задание по теме Обмен жирных кислот.doc, Индивид. задание туш.пожаров на АЗС и складах ГСМ.docx, 5 задание.docx, Практическое задание 3 Аджимуллаева.rtf, Практическое задание 3, модуль 3, Матвеев Е. С.docx, практическое задание.docx, Практическое задание 5.1.docx, Практическая работа. Задание 1.docx.

Психологические аспекты управления

Задание:

  1. Дать определение эго-состоянию.

  2. Оценить ваше собственное эго состояние в процессе обучения, на работе, в компании друзей.

  3. Письменно сформулировать рациональный, наиболее бесконфликтный выход, из семи психологических игр, с точки зрения начальника и подчиненного, определить их эго-состояния.

  4. Предложить возможные способы борьбы с искажением информации.

В современном российском менеджменте особое значение при­обретают психологические аспекты управления. Высказывается мнение, что для большинства наших менеджеров в этой сфере ха­рактерны следующие аспекты:

1. Неопределенность, неконкретность самооценки. Оценивая себя как личность, большинство менеджеров склон­но к переоценке своего потенциала, собственных возможностей в силу эмоционального защитного компонента самооценки. Иными словами, собственная объективная оценка практически становится невозможной.

2. Искажение, утрачивание смысла управляющей информа­ции при ее движении по уровням управления (фильтрация ин­формации с определенными целями или в силу особенностей мен­талитета участников коммуникаций).

Директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструк­ции, указания и др. изменяют свой смысл при движении по уров­ням управления. При этом степень искажения тем значительнее, чем больше число людей, через которых проходит эта информация.

В своей книге "Социодинамика культуры" французский уче­ный Л. Моль иллюстрирует это так.

"Капитан адъютанту:

"Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав в пять часов па плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать .это явление, а я дам необходимые пояснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме".

Адъютант дежурному сержанту:

"По приказу капитана завтра утром в пять часов произойдет солнечное .затмение в походной одежде. Капитан даст необходимые пояснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь. наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме' .

Дежурный сержант капралу:

"По приказу капитана завтра утром в пять часов --- .затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые по­яснения в казарме насчет этого редкого явления, если будет дожд­ливо. а это бывает не каждый день".

Дежурный капрал солдатам:

"Завтра в пять часов капитан произведет солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкие явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день

Один солдат другому:

"Завтра в самую рань, в пять часов, солнце на плану произве­дет затмение капитана в казарме. Если не будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день".

Здесь почти все слова остались в первоначальном изложении. но их перестановка, разное понимание привели к искажению, поте­ре смысла.

3. Психологическое самосохранение.

Опыт убеждает, что абсолютное большинство людей не спо­собно к творчеству, инициативе в условиях недоброжелательной критики или ее угрозы. Учитывая это, менеджер должен обсуж­дать любую проблему в режиме разделения времени: сначала со­бирать предложения без их критического разбора и только потом делать их анализ. Критиковать подчиненных можно только с глазу на глаз. При этом всегда начинайте с похвалы и признания досто­инств человека. Обращая внимание на ошибки, делайте это в кос­венной форме. Прежде чем критиковать других, упомяните о своих собственных ошибках.

4. Наличие прямой зависимости достижений в работе ме­неджера от уровня его способностей.

Существует прямая пропорциональная зависимость успехов в предпринимательской деятельности менеджера и его реального потенциала. Отсюда вывод: необходим тщательный профессиональ­ный отбор. Существует ряд методик измерения интеллектуально-психологических п этических качеств человека, которые позволя­ют достаточно достоверно делать выводы о соответствии долж­ности.

"Эго"-состояния:

Патерналистское "Я" (критическое)

Поведение: автоматически оценивающее, порицающее, нака­зывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитар­ное. запрещающее, догматичное, претендующее на правоту, указы­вающее, как правило, проводящее границы.

Формулировки и общее поведение:

"Ты должен", "Ты не должен", "Это тебе нельзя", "Как только ты можешь", "Это следует делать, того не следует делать", "Сколь­ко тебе еще говорить одно и то же", "Прекрати это немедленно", "Я не позволю так с собой обращаться".

Интонация и манера говорить:

Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, ирониче­ски, цинично, саркастически, остро, ясно, с нажимом.

Выражение лица:

Нахмуренный лоб, критический взгляд, сжатый рот, сошед­шиеся на переносице брови, нос презрительно сморщен, неодобри­тельное покачивание головой, отчужденное выражение лица.

Жесты и положение тела: Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены.

Патерналистское "Я" (кормяще-заботливое)

Поведение: доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, поддерживающее, советующее, помогающее, уте­шающее, понимающее, покровительственное, сверхзаботливое.

Формулировки:

"Не ломай себе голову", "Не так все' плохо, как кажется", "Не вешай нос", "Успокойся сначала", "Тебе это по силам", "Бедняга", "Хорошо получилось", "Я могу Вас понять", "Выше голову", "Луч­ше не делай этого, это может быть опасно", "Иди, я сделаю работу

за тебя".

Интонация и манера говорить:

Тепло, успокаивающе, сочувственно.

Выражение лица: Заботливое, ободряющее, довольное, счастливое, улыбчивое, опасливо-озабоченное, любовно-заинтересованное.

Жесты и положение тела:

Протянутые навстречу руки. поглаживание по голове и другие подобные жесты.

Специалист "Я"

Поведение: раскрепощенное, деловое, объективное, вниматель­ное, заинтересованное, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций. Концентрированное, понимая друг друга по глазам, открыто зада­вая вопросы, выдвигая и выбирая альтернативы, независимое, срав­нивая, в сотрудничестве с собеседником, задумываясь, впечатляясь.

Формулировки: все вопросы, начинающиеся со слов: как, что,

когда, почему, где, высказывания: возможно, вероятно, если срав­нивать с ..., по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, я буду и другие подобные. Способ выражения формулировок до­пускает возможность дискуссии, практически отсутствуют догмы.

Интонация и манера говорить:

Уверенно, но без высокомерия, по-деловому, с личностной оцен­кой и окраской, нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко.

Выражение лица:

Лицо обращено к партнеру по общению, открытый и прямой взгляд, взвешивающее, задумчивое, ненапряженное, внимательное, прислушивающееся к партнеру, частое изменение выражения лица в соответствии с ситуацией.

Жесты и положение тела: Жесты подкрепляют то, что говорится, корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, голова держится прямо, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед — выражение заинтере­сованности.

Ученик "Я" (приспосабливающееся)

Поведение: ощущение стыда, чувство вины, осторожное, бояз­ливое, сдержанное, опасливое, с мыслями о последствиях, требую­щее одобрения, впадающее в отчаяние, беспомощное, обиженное, покорное, скромное, неуверенное, подавленное, предъявляющее повышенные требования к себе, жалующееся, придерживающееся хороших норм обращения, следующее правилам и договоренностям.

Формулировки: "Я не верю в свои силы", "Я не смогу это сде­лать", "Я боюсь", "Я хотел бы", "Я попробую", "Если ты так дума­ешь", "Это моя вина", "Я правильно сделал?", "Я хотел только", "Почему всегда я", "Что же мне делать", услышанные от других, и

модные слова: "Нужно", "Я должен".

Интонация и манера говорить: Тихо, нерешительно, прерывающимся шепотом, плаксиво, по­давленно, сокрушенно, подобострастно, нудно, жалуясь, приверед­ливо, покорно, бравируя.

Выражение лица: Глаза опущены вниз, выражение согласия, губы и подбородок дрожат, глаза на мокром месте, нервное, потерянное, тактичное, с оглядкой на других, онемелое.

Жесты и положение тела: Поднимает руку, если хочет что-то сказать, опущенные вниз плечи, склоненная голова, поза слуги, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил.

Ученик "Я" (бунтарское)

Поведение: Протест против более сильных и авторитетных. капризное, своенравное, заводящее, строптивое. Грубое, проти­воречащее другим, гневное, неприязненное, непослушное, агрес­сивное.

Формулировки: "Я этого не хочу". "Оставьте меня в покое". «Проклятье» и другие подобные фразы и слова.

Интонация и манера говорить:

Гневно, громко, угрюмо, упрямо.

Выражение лица:

Жесткое, упрямое, отсутствующее.

Жесты и положение тела:

Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная го­лова.

Ученик "Я" (свободное)

Поведение: Не заботясь о реакции окружающих, спонтанное, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучаю­щее избыток энергии, воодушевленное, вялое, раскрепощенное, от­крытое, веселое, естественное, бесстыдное, забавное, дразнящее, нетерпеливое, эгоистичное, мечтательное, творческое.

Формулировки: "Я хочу", "Мне бы хотелось", "Я бы очень хо­тел", "Прекрасно". "Великолепно", "Высший класс", "Шикарно", "Мне без разницы", "Так тебе и надо".

Интонация и манера говорить:

Преимущественно громко, быстро, горячо, захлебываясь, пе­чально.

Выражение лица: Воодушевленное, возбужденное, ошеломленное, открытый рот, блеск в глазах, хитрое, лукавое, любопытное, печальное, слезы.

Жесты и положение тела: Напряженный или расслабленный корпус, рассеянность, сво­бодный, усталый, взволнованный.

Задание

Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что Вы находитесь попеременно в роли руководителя и подчиненно­го. Распространенные психологические игры в сфере труда:

1. "Да, но". ситуация: на совещании торговых агентов А сообщает, что постоянно теряет заказы из-за того, что конкуренты стали произ­водить новую продукцию и продавать ее по заниженным ценам (позиция жертвы). Коллеги делятся с ним своим опытом успешного конкурирования каждый в своей области и дают советы (позиция спасителя), но все предложения А отвергает, находя в них изъяны и твердя, что в его области эти приемы не срабатывают. Чем боль­ше возражает А, тем больше ему стараются помочь. Через некото­рое время руководитель Б замечает: "Я вижу. да. Вы не хотите ничего изменить, и у меня совершенно пропало желание продол­жать это обсуждение!". Наступает тишина и общая неловкость. тактика 1 — для руководителя, 2 — для подчиненного — ?

2. "Позор". ситуация: Руководитель постоянно находит в работе подчи­ненного погрешности и ошибки. И, несмотря на то, что работа на 99 процентов сделана очень хорошо, обвиняет подчиненного в провале всего задания (позиция преследователя). Сотрудник чувствует себя виноватым, начинает извиняться и у него формируется комплекс невозможности выполнить работу по требованиям руководителя (позиция жертвы). тактика: ?

3. "Сам увидишь, что из всего этого получится". ситуация: Руководитель А дает задание Б приобрести обору­дование определенной марки. Б пытается объяснить ему, что этот тип оборудования не стоит покупать и по какой причине: Но А, за которым последнее слово, подбирает внешне весомые аргументы в пользу своего решения и убеждает Б в его правильности. Б согла­шается: "Ну хорошо, если Вы так думаете, то я приобрету это обо­рудование", одновременно тоном речи и набором слов и интонацией в фразе давая понять А на скрытом уровне, что он не согласен с решением и не будет нести никакой ответственности за его послед­ствия. Через некоторое время мнение Б подтверждается, и обору­дование демонтируется. Когда А вызывает к себе Б, чтобы проана­лизировать причину неудачи, тот отвечает: "Вы же сами хотели приобрести именно это. А я с самого начала предупреждал Вас, что оборудование никуда не годится". Таким образом, скрытая комму­никация становится явной и порождает смену ролей и напряжен­ность в общении. тактика: ?

4. "Я глуп". ситуация: новая сотрудница, занимавшаяся закупками, полу­чила другое назначение и очень хорошо справляется с работой. Однако она постоянно задает шефу вопросы, на которые прекрасно может ответить сама Сознавая это, руководитель каждый раз реа­гирует на такие вопросы раздраженно, от чего страдают не только отношения с этой сотрудницей, но и климат в коллективе. тактика: ?

5. "Пни меня". ситуация: работник А в целом знает свое дело хорошо и вы­полняет его достаточно качественно. Но при этом постоянно совер­шает мелкие ошибки, которых вполне можно избежать. Начальник Б каждый раз вызывает его к себе для объяснений. А получает "пинок", который на время делает его внимательнее. Затем ситуа­ция повторяется. тактика: ?

6. "Сейчас я тебе покажу". ситуация: руководитель говорит опоздавшему сотруднику: "А Вы знаете, который уже час?" Сотрудник виновато отвечает: "Из­вините, пожалуйста, за опоздание, это больше не повторится". Ру­ководитель (угрожающе): "Вы уже третий раз за эту неделю опаз­дываете на работу. Я не буду больше с этим мириться". Не зная, как реагировать, подчиненный молчит. тактика:?

7. "Зал суда".

ситуация: ответственный за сбыт А и ответственный за рек­ламу Б не могут прийти к единому мнению по вопросу, требующе­му совместных усилий. В возбужденном состоянии они приходят к общему руководителю и описывают ему ситуацию, чтобы он сам решил проблему. Начинается длиннейшая дискуссия с убедитель­ными аргументами с обеих сторон. Скоро участники беседы или один руководитель понимают, что конечной ее целью является не выработка оптимального решения, а отстаивание собственной точ­ки зрения. К дискуссии часто подключаются сотрудники соперни­чающих отделов, которым отводится роль присяжных в суде. В итоге появляется проигравший, который склонен мстить за проиг­рыш. Так программируется еще одна подобная игра, или более раз­рушительный конфликт. тактика: ?


написать администратору сайта