Главная страница

Этика. Задани Этика справедливости Дж. Ролза Справедливость в этике рассматривают, прежде всего, как проблему равенства. Самое простое понятие принципа справедливости и заключается в требовании соблюдения равенства


Скачать 35.62 Kb.
НазваниеЗадани Этика справедливости Дж. Ролза Справедливость в этике рассматривают, прежде всего, как проблему равенства. Самое простое понятие принципа справедливости и заключается в требовании соблюдения равенства
Дата11.12.2018
Размер35.62 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭтика.docx
ТипДокументы
#59746

Подборка по базе: Титульный лист для практического задания.docx, Техническое задание на стрелочного перевода ПО924-1-2 6Л для р., Титульный лист для практического задания (7).docx, Титульный лист для практического задания (7).docx, Титульный лист для практического задания.docx, Практическое задание по дисциплине «Математике» 2 (сжатый) (1).d, 2_дидактический материал (биография писателя) опережающее задани, Практическое задание.docx, Теоретическое задание.doc, (Логика) Задания для контрольных работ ЮР 2011.doc.

Задание1. Этика справедливости Дж. Ролза
Справедливость в этике рассматривают, прежде всего, как проблему равенства. Самое простое понятие принципа справедливости и заключается в требовании соблюдения равенства. Связь справедливости и равенства значительно уточняется Дж. Ролзом, который анализирует справедливость как принцип социальной организации. Он вводит понятие равенства в определение справедливости.

Необходимо отметить, что в это определение им включено также понятие неравенства. Справедливость, таким образом, выступает критерием равенства и критерием неравенства между людьми.

Люди, конечно, должны быть равны в своих правах, и это равенство должно быть закреплено законом. Они обязаны быть равны при разделении социальных ценностей.

При этом справедливым будет и неравенство, но когда оно будет являться таким неравным распределением, которое дает преимущество каждому.

В соответствии с этим определение справедливости, которое дает Дж. Ролз, можно разделить на два принципа:

1. Любой человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной системы равных основных свобод, совместимой с подобными свободами для всех остальных людей.

2. Экономические и социальные неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы от них можно было бы действительно ожидать преимуществ для всех и доступ к положениям и должностям был открыт для всех.

По всей видимости, равенство не всегда и не для всех выступает приоритетом и является предпочтительным. Так, равенство в социально-экономической сфере, если оно достигается ценой ограничения экономической активности и принудительно низким уровнем жизни большинства граждан, не может считаться благом.

Наоборот, неравенство в богатстве является основой возмещающих преимуществ для каждого и в этом случае оно, конечно, справедливо.

Уже очень долгое время этот принцип в большей или меньшей степени остается основой системы социальной справедливости для многих стран со смешанной экономикой. В некоторых случаях подобное положение вещей очень близко принципу справедливости, которого придерживались марксисты по отношению к совершенному коммунистическому обществу: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Именно по этому принципу справедливости также предполагалось, что люди хотя и будут получать неравное количество благ, но принцип получения их будет в равной степени применяться к каждому: «по потребности».

Основное отличие заключается в том, что первую часть данной формулы можно объяснить: «От каждого (налогов!) согласно доходам»; а вторая – «Каждому бедному столько, сколько общество сможет себе позволить распределить для предоставления социального минимума благ».

Но при тех же условиях данное неравенство будет несправедливым по отношению к богатым налогоплательщикам, если достаточно высокий уровень компенсирующих преимуществ не будет объяснять социально-экономическую или хозяйственную активность тех, кто получает эти преимущества.

Таким образом, согласно выводам Дж. Ролза, соотношение равенства и справедливости необходимо значительно уточнить: справедливо равенство в распределении прав и обязанностей и соответственно общедоступности справедливости людям; справедливо функциональное неравенство – в распределении благ. Дж. Ролз рассматривает также справедливость во взаимоотношениях между людьми.

Как правило, и обязанность справедливость – отрицательна. Она выступает против эгоистических мотивов и удерживает человека от причинения им другому вреда, страдания Справедливость призывает уважать права другой личности и, таким образом, не посягать на чужую собственность, свободу. Что такое покушение на собственность, не требует особых разъяснений. Необходимо отметить, что в понятие посягательства на собственность включают не только ее кражу или разрушение, но и присвоение или удерживание найденной вещи, а также временное пользование собственностью другого человека без специального на то разрешения или сверх отданного разрешения.

Специфичными по своему характеру посягательствами на собственность являются также нарушения авторского права, которые могут и не наносить прямого материального ущерба его обладателю и от этого не восприниматься как несправедливость и нарушение прав личности.

Посягательство на личность состоит в нанесении ей не только физического вреда, но также и нравственного оскорбления и обиды. Оно может быть выражено в различной форме: досады, беспокойства, подозрения, оскорбления или клеветы. А также к посягательству на личность относят перекладывание на других, используя хитрость и насилие, собственных забот и обязанностей.

Особым видом нарушения обязанностей можно считать измену, которая у философов получила название двойной несправедливости.

Она имеет место в тех случаях, когда некоторые люди, вступая в соглашение и принимая на себя какие-либо обязательства, не просто нарушают их, а еще и используют данное соглашение и даваемые им права, особое свое положение, нанося партнеру ущерб именно в том, в чем он был призван его оберегать.

Принципы справедливости Ролз полагает, что участники гипотетического договора выберут следующую общую концепцию справедливости: «Все первичные общественные блага – свобода и возможности, доходы и богатства, а также условия самоуважения – должны быть распределены поровну, если только неравное распределение каких-либо или всех этих благ не служит благу наименее преуспевающей части общества»

Я полагаю, что теория справедливости Ролза являет собой наиболее совершенную и практически осуществимую теорию справедливости для современных обществ. Именно эта теория может наилучшим образом заполнить тот этический вакуум, который в настоящее время образовался в России. Доказательства этого моего суждения могут быть приведены в нескольких тезисах.

1. По своим интуитивным основаниям «теория справедливости как честности» близка ценностям социализма, что соответствует ее статусу как неолиберальной теории. Одним из этих оснований является убеждение в необходимости неукоснительного соблюдения общественными институтами общезначимых и общеприемлемых принципов справедливости. Но в отличие от научного социализма, с его мифическим принципом распределения по труду, принципы Ролза теоретически обоснованы и могут удовлетворить самым взыскательным нормативным и научным требованиям.

2. Теория Ролза, в отличие от утилитаризма, дает надежные гарантии от авторитаризма и тоталитаризма, ибо первый из его принципов предполагает равенство в отношении основных прав и свобод, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть принесены в жертву каким бы то ни было экономическим и социальным приобретениям общества.

3. Теория Ролза не является ригористической и не накладывает слишком жестких требований на индивидов, несмотря на свой деонтологический характер. Жесткие требования справедливости возлага ются на власть имущих. Особенностью «теории справедливости» является ее «конгруэнтность», т. е. совпадение теории должного и теории блага, а также повышенное внимание к проблеме индивидуального блага.

4. Теория Ролза способна удовлетворить сакральную потребность индивида и общества. Ее принципы и пафос достаточно возвышенны и даже коммунитарны (чего нельзя сказать о многих других либеральных теориях справедливости), что вполне соответствует духу нашего народа, который просто не сможет смириться с жизнью во имя собственного эгоистического интереса. Теория Ролза не навязывает эгоистического поведения. Она предполагает индивидуальную автономию, но рекомендует гражданские добродетели.

5. Теория Ролза является в высшей степени гуманной. Ее принципы предполагают необходимость специальных программ, направленных на возмещение незаслуженного неравенства как результата слепой игры природного и общественного случая. Всякое умножение благосостояния отдельных представителей общества возможно и допустимо лишь в том случае, если результатом этого умножения является благоденствие всех и в особенности наименее преуспевающих членов общества.

6. Наконец, «теория справедливости как честности» имеет то неоспоримое преимущество, что может найти себе горячих сторонников в рядах российской бюрократии. Принципы справедливости Рол за предполагают необходимость значительного государственного регулирования отношений распределения и весьма сильной социальной политики. Это обстоятельство не может не придать нашему «всеобщему сословию» столь необходимое для его существования нравственное оправдание, которое оно ныне безуспешно пытается найти в «национальной идее». В силу всего перечисленного, в особенности последнего, теория Ролза имеет немалый потенциал как теория справедливости для России.

Задание 2. Этика служебных взаимоотношений
Регулирование моральных отношений, не обозначенных в законодательстве в организациях происходит при помощи этических норм Этические нормы - это ценности и правила этики, которым должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.

Правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса, язык, цвет кожи, религия, пол, половая ориентация, возраст, национальность, инвалидность, стаж работы, убеждения, партийная принадлежность, образование, социальное происхождение, имущественное положение и др.

Запрету также подлежат: сексуальные домогательства, высмеивание работников, расовое презрение и религиозное презрение, замечания, шутки и другие действия, создающие агрессивную обстановку на рабочем месте, угрозы, грубость, насилие, использование и продажа наркотиков, появление на работе в алкогольном и наркотическом, токсическом состоянии, утрата собственности организации, кража собственности организации, неправильное, неэффективное пользование собственностью организации, разглашение информации, являющейся служебной, коммерческой тайной, хранение материалов личного характера на рабочем месте, отказ в досмотре своего рабочего места и используемой информации работникам кадровых служб, использование расходных материалов и средств связи организации в личных целях, передача администрации неточной, искаженной информации, обман путем завышения своих расходов, например, на проезд, питание, проживание, другие траты, обман государственных, правительственных органов, внешних организаций, ложные заявления от имени организации, злоупотребление силой и влиянием своей организации и угрозы по отношению к другой, выполнение распоряжений, являющихся нарушением законодательства, пренебрежительные высказывания, унижение конкурентов, их товаров и услуг, разговоры с посторонними об условиях договоров и тем самым обнародование этих условий, разговоры с лицами, не работающими в организации, об изобретениях, применяемых в организации, о производственных планах, об исследованиях рынков, о производственных мощностях, о частной информации, использование также недостойных методов и услуг, как, например, промышленный шпионаж, незаконное проникновение на чужую территорию, кража, подслушивание, наем служащих для получения частной информации о сотрудниках, о конкурентах, взяточничество, получение подарков и денег от поставщика, клиента (к подаркам относятся, материальные ценности, услуги, например, персональные скидки при покупках товаров для личного пользования иди обслуживание по льготным ценам и т.д.), получение комиссионных, вручение подарков представителям поставщика и т.д.

Этические нормы - правила этики принимаются на общем собрании коллектива, для того чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но в то же время обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников.

Нормы всегда являются средством реализации принципов идеологии, т.е. любая нормативная система отражает определенные взгляды какой-то группы людей. Качество этических норм, действующих в коллективе, должно стать предметом постоянной заботы кадровой службы. Если в коллективе получат широкое распространение аморальные нормы, то организация не сможет существовать долго, а тем более эффективно. Во-первых, ее авторитет у других организаций и государственных органов будет постоянно снижаться, во-вторых, будут нарастать конфликты внутри организации.

По содержанию правила могут весьма различаться, нередко они начинаются с обращения руководителя организации к работникам.

Ниже приведена широко распространенная структура правил этики организации, включающая следующие разделы:

  • введение;

  • послание руководителя организации;

  • каким должен быть работник организации;

  • каналы связи:

  • трудовые дисциплина;

  • частная жизнь работников;

  • собственность организации;

  • традиции и ритуалы организации;

  • конкурсы профессионального мастерства;

  • юбилеи работников:

  • деловая репутация;

  • честь и достоинство работников;

  • взаимоотношения с другими организациями;

  • отношение к законам;

  • общественная жизнь организации;

  • отношение к политической жизни;

  • использование торговых марок;

  • авторские права;

  • отношения с государственными и муниципальными служащими;

  • отношения между руководителями и подчиненными;

  • отношения между руководителями;

  • отношение к женщинам работницам организации;

  • отношение к молодежи, работающей в организации;

  • отношение к тем, кто работает и учится;

  • отношение организации к пенсионерам;

  • основные ценности организации;

  • основные этические принципы;

  • правила конкуренции;

  • социальная ответственность организации;

  • принципы справедливости организации;

Принятые правила не имеют статуса нормативного правового акта и за их нарушение нельзя применять юридические санкции, меры дисциплинарной ответственности. Средством зашиты нормы от нарушений, является общественное мнение. Это также могут быть суды чести или подразделения, рассматривающие конфликты

Можно включать в правила этики некоторые нормы из морального кодекса и придать им статус нормативного правового акта.

В условиях становления рыночных отношений в стране соблюдение этических норм в деятельности организации во многом зависит от работодателя, действия которого в погоне за прибылью зачастую бывают аморальными. Не признавая права нанимаемого человека, работодатель грубо их нарушает, ограничивает его свободу.

Аморальное поведение работодателя заключается в следующем:

  • непризнание прав наемного работника, неисполнение своих прямых обязанностей;

  • привнесение в трудовые отношения агрессивности;

  • сохранение опасных для здоровья условий труда;

  • низкий уровень организации труда;

  • отказ от управления поведением нанимаемого работника;

  • страх как основной метод управления поведением нанимаемого работника;

  • управление наемными работниками посредством произвола;

  • унижение чести и достоинства человека, его деловой репутации;

  • необъективное отношение к человеку;

  • нарушение трудового законодательства и т.п.

Все выше сказанное позволяет понять, в чем заключаются этические нормы деловых отношений в организациях. Так же становиться ясно, что этот фактор имеет большое значение для любого предприятия, ведь он является регулирующим аспектом в работе, позволяющий, без привлечения к дисциплинарной ответственности, подействовать на человека. Благодаря этому, все ведущие корпорации мира постоянно уделяют большое внимание вопросам нравственности и это не случайно, так как корпоративная мораль позволяет усилить самоуправляемость человека.

Задание 3

1. Философско-этическое (теоретическое) направление в основном разрабатывается профессиональными философами и писателями-моралистами и «живет» в текстах их сочинений. За долгую историю этики создано множество концепций, объясняющих мораль. Это и светские этические концепции Платона, Аристотеля, Эпикура, Канта, Гегеля, Фейербаха, Швейцера, Э. Фромма, и концепции религиозной этики христианства, ислама, буддизма. Едва ли можно однозначно сказать, что существует одна единственно верная теория (концепция) морали.

2. Описательная, или дескриптивная, этика – раздел этики, в котором сосредоточены усилия на конкретно-социологическом и историческом анализе морали того или иного общества, группы, профессии. Она изучает и описывает реальные нравственные явления: обычаи, нравы, традиции, структуру морального сознания. Дескриптивная этика занимается также исследованием и описанием существующих этических норм, принятых на производстве, в рамках профессии, в том числе – профессии аудитора, в различных культурах, сопоставлением различных моральных систем, индивидуальных и групповых стереотипов в различных культурах. Данный метод научного исследования используется при проведении социологических опросов.

3. Нормативная, или прескриптивная, этика – раздел этики, где обосновываются и предписываются определенные моральные принципы и нормы, назначение которых состоит в руководстве поведением. Именно это делает этику достойной изучения. Вопрос «Что я должен делать?» чрезвычайно важен для каждого человека. Функции морального языка – влиять на выбор, давать рекомендации, советы, команды. Язык морали – это язык команд, предписаний, это один из видов прескриптивного языка. Профессиональная этика аудитора является именно нормативной; язык профессионального этического кодекса аудиторов – это язык прескрипций, предписаний.

Задание 4

Согласно деловому этикету представить кого-либо – значит назвать его имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает. Для того чтобы иметь право кого-либо представить кому-либо, представляющий обязан быть знакомым с обеими сторонами.

Представляют мужчину женщине, младшего по возрасту старшему по возрасту, имеющего более низкий должностной статус тому, кто имеет более высокий должностной статус, одного сотрудника группе сотрудников.

Назвав имя представляемого, следует назвать и того, кому Вы его представляете.

Если первое лицо (президент компании, директор, ведущий собрание или совещание) хочет представить вновь прибывшего сотрудника, он должен это сделать следующим образом: идет навстречу вновь прибывшему, они обмениваются рукопожатием, после чего президент (директор и пр.) говорит присутствующим: «Позвольте вам представить – господин Сергеев». Новоприбывший и присутствующие пожимают друг другу руки, и при этом присутствующие по очереди называют свои фамилии. Вновь прибывший этого не делает, так как его уже представил президент компании. Имена и фамилии следует произносить четко и ясно, чтобы не было необходимости переспрашивать. При большой разнице в служебном положении представление проходит так: представляющий говорит: «Господин директор, позвольте Вам представить нашего нового молодого сотрудника в отделе рекламы – и Сергея Кузнецова». Представляющий, знакомя лиц одного пола, близких по возрасту и служебному положению, может воспользоваться формулировкой: «Познакомьтесь, пожалуйста, уважаемые коллеги», не акцентируя внимание на том, кто кому представлен.

После представления, для подтверждения знакомства, обычно принято обменяться несколькими любезными общими фразами, или непродолжительно побеседовать. Инициатива при этом исходит от женщины или лица более высокой должности, т.е. у того, кому представляли. Однако, если фразы, произносимые при представлении, носят отчетливо «верноподданнический» характер, их может произнести и тот, кого представляли, например, представляемый не может удержаться от радостного восклицания: «Я так давно мечтал познакомиться (мечтал быть представленным) с руководителем такой уважаемой фирмы!» Хотелось бы предостеречь от произнесения дежурной формулировки «Очень приятно познакомиться». Ваш новый знакомый волен подумать: «А почему, собственно говоря, приятно?»

Представляющий нужен как гарант для обеих сторон, как гарант достоверности данных, порядочности представляемых друг другу людей. Его роль определяется правилами, идущими из глубины веков. Но в сегодняшнем деловом мире роль гаранта может выполнить организация, в которой работают (или встретились на деловом мероприятии) сотрудники.

Говоря о представлении, нельзя обойти тему титулов и титулирования. Титул отражает положение человека в общественной и служебной иерархии.

Титулы, связанные с занимаемой должностью – это: господин министр, господин президент, господин директор, господин ректор. Можно отметить, что при личных контактах деловой этикет допускает употребление имени и фамилии сотрудника без титула. Если имеет место деловое мероприятие или письменное деловое общение, рекомендуется использовать при обращении титул. Титулирование по должности целесообразно до того момента, пока человек данную должность занимает, в отличие от научных титулов.

Что касается письменного делового общения, здесь титулирование обязательно при обращении: «Господин профессор», «Господин министр», «Господин главный редактор». Сокращения в титулировании при обращении недопустимы – нельзя написать «Господин проф.» или «Господин дир-р».

При повседневных деловых контактах, особенно если они протекают на примерно равном должностном уровне, титулы обычно опускаются, а к начальнику отдела или директору обращаются по имени и отчеству без прибавления титула.

Анонимное титулирование – это применение титула без обозначения должностного, научного и прочего статуса. В настоящее время принято использовать следующие анонимные титулы: в Германии – «Герр», «Фрау»; в Великобритании и других англоязычных странах – «Мистер», «Миссис», «Мисс»; во Франции и других франкоговорящих странах – «Месье», «Мадемуазель», «Мадам».

В России до 1917 года общеупотребительными в деловых кругах (и при устном, и при письменном общении) были титулы «Господин», «Госпожа»; в последующие годы – «Товарищ», без раз-личения полов. В настоящее время, когда Российская Федерация вошла в мировое сообщество, приняв социально-рыночную сис-тему отношений, появились отчетливые желания вернуться к традициям дореволюционной России, т.е. использовать в деловых контактах титулы «Господин» и «Госпожа». В начале 90-х годов это радостно приветствовали многие, а в деловых кругах – и практически все. В настоящее время при письменном деловом общении, в большей части случаев, вышеуказанная форма анонимного титулирования употребляется в сочетании с должностным титулом или фамилией: «Уважаемый господин ди-ректор!» или «Госпожа Киселева!». Можно только приветствовать возврат к традициям. Ведь анонимное титулирование используется и между совершенно незнакомыми друг с другом людьми – для выражения взаимного уважения, установления доброжелательных, дружеских контактов, даже если они мимолетны. В целом, используя титулы, в том числе и анонимные, следует придерживаться золотой середины: и отсутствие титулирования, и избыточное применение титулов равно нежелательны и не являются демонстрацией хороших манер.

Задание 5. Приведите пример проблемной этической ситуации в деловой сфере
Одной из Этических проблем в деловой сфере является взяточничество.

Взятку используют для манипулирования людьми посредством приобретения влияния. Взятка - принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения.

Так, в Новокузнецке бывшего преподавателя одного из техникумов осудили за получение взяток и служебный подлог.

Во время летней сессии 2015 года злоумышленница принимала зачёты и экзамены по экологии. За денежные вознаграждения жительница южной столицы Кузбасса вносила в ведомости ложные сведения об оценках.

«Посредником в передаче взяток выступала коллега обвиняемой, в отношении нее уголовное преследование прекращено. В ходе оперативно-розыскных мероприятий выявлено 62 эпизода преступной деятельности преподавателя. В общей сложности обвиняемая заработала более 14 тысяч рублей», - сообщили в пресс-службе регионального Следственного комитета.

Новокузнечанка признала свою вину. Во время расследования уголовного дела она сотрудничала со следствием.

За совершённые преступления жительницу региона оштрафовали на 250 тысяч рублей и лишили права преподавать на протяжении 1,5 лет.



написать администратору сайта