Главная страница
Навигация по странице:

  • СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ с курсом первичной медицинской помощи

  • Задача № 1

  • Эталон ответа

  • Задача № 2

  • Задача № 3

  • Клинические задачи по сестринскому делу. Задача 1


    Скачать 1.63 Mb.
    НазваниеЗадача 1
    АнкорКлинические задачи по сестринскому делу.doc
    Дата28.01.2017
    Размер1.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКлинические задачи по сестринскому делу.doc
    ТипЗадача
    #185
    страница1 из 29
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


    Перечень дисциплин для клинических задач

    Наименование дисциплины

    Количество задач

    1. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи

    75

    2. Сестринское дело в хирургии

    39

    3. Сестринское дело в педиатрии

    71

     

    СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ с курсом первичной медицинской помощи

    Проблемно-ситуационные задачи с эталонами ответов















    1. Задача № 1            

    В пульмонологическом отделении находится пациентка С. 35 лет с диагнозом пневмония нижней доли правого легкого.

    Жалобы на резкое повышение температуры, слабость, боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при глубоком вдохе, кашель, одышку, выделение мокроты ржавого цвета. Заболела после переохлаждения. В домашних условиях принимала жаропонижающие препараты, но состояние быстро ухудшалось. Пациентка подавлена, в контакт вступает с трудом, выражает опасения за возможность остаться без работы.

    Объективно: состояние тяжелое, температура 39,50 С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 32 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при перкуссии там же притупление, при аускультации крепитирующие хрипы. Пульс 110 уд./мин., ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт. ст., тоны сердца приглушены.

     

    Задания

    1. 1.      Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

    2. 2.      Проведите инструктаж пациентки по сбору мокроты для исследования на бак. посев с определением чувствительности микрофлоры к антибактериальным препаратам и обучите пациентку правилам пользования карманной плевательницей.

    3. 3.      Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера на фантоме.

    Эталон ответа

    Проблемы пациента:

    Настоящие: одышка, лихорадка, боль в грудной клетке, слабость, кашель с выделением мокроты.

    Потенциальные: риск развития тяжелой дыхательной недостаточности, сердечно-сосудистой недостаточности, плеврита, легочного кровотечения, абсцедирования.

    Приоритетные проблемы: лихорадка.

    Краткосрочная цель: снижение температуры тела в течение 3-5 дней.

    Долгосрочная цель: поддерживание в норме температуры тела к моменту выписки.

     

    План

    Мотивация

    1. Измерять температуру тела каждые 2-3 часа.

    Контроль за температурой тела для ранней диагностики осложнений и оказания соответствующей помощи больному.

    2. Согреть больную (теплые грелки к ногам, тепло укрыть больную, дать теплый сладкий чай).

    Осуществляется в период падения температуры для согревания больной, уменьшения теплоотдачи.

    3. Обеспечить витаминизированное питье (соки, теплый чай с лимоном, черной смородиной, настоем шиповника).

    Для снижения интоксикации.

    4. Орошать слизистую рта и губ водой, смазывать вазелиновым маслом, 20% р-ром буры в глицерине трещины на губах.

    Для ликвидации сухости слизистой рта и губ.

    5. Постоянно наблюдать за больной при бреде и галлюцинациях, сопровождающих повышение температуры.

    Для предупреждения травм.

    6. Измерять АД и пульс, частоту дыхания.

    Для ранней диагностики тяжелой дыхательной и сердечной недостаточности.

    7. Обеспечить смену нательного и постельного белья, туалет кожи.

    Для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, профилактики пролежней.

    8. Положить пузырь со льдом или холодный компресс на шею и голову при гипертермии.

    Для снижения отечности мозга, предупреждения нарушений сознания, судорог и других осложнений со стороны ЦНС.

    9. При критическом понижении температуры:

    - приподнять ножной конец кровати, убрать подушку;

    - вызвать врача;

    - обложить теплыми грелками, укрыть, дать теплый чай;

    - приготовить 10% р-р кофеина, 10% р-р сульфокамфокаина;

    - сменить белье, протереть насухо.

    Для профилактики острой сосудистой недостаточности.

    Оценка: через 3-5 дней при правильном ведении температура больного снизилась без осложнений, цель достигнута.

    Студент демонстрирует инструктаж больной о сборе мокроты для исследования. Студент обучает пациентку, как пользоваться карманной плевательницей.

    Студент демонстрирует технику проведения оксигенотерапии на муляже в соответствии с алгоритмом действий.

    1. Задача № 2                 

    В пульмонологическом отделении находится на лечении пациент Т. 68 лет c диагнозом пневмония.

    Жалобы на выраженную слабость, головную боль, кашель с отделением большого количества зловонной гнойной мокроты, однократно отмечал примесь крови в мокроте.

    Пациент лечился самостоятельно дома около 10 дней, принимал аспирин, анальгин. Вчера к вечеру состояние ухудшилось, поднялась температура до 400 С с ознобом, к утру упала до 360 С с обильным потоотделением. За ночь 3 раза менял рубашку. Усилился кашель, появилась обильная гнойная мокрота. Больной заторможен, на вопросы отвечает с усилием, безразличен к окружающим.

    Объективно: при перкуссии справа под лопаткой определяется участок притупления перкуторного звука. Дыхание амфорическое, выслушиваются крупнопузырчатые влажные хрипы.

    Рентгенологические данные: в нижней доле правого легкого интенсивная инфильтративная тень, в центре которой определяется полость с горизонтальным уровнем жидкости.

    Общий анализ крови: ускоренная СОЭ, лейкоцитоз со сдвигом лейкоформулы влево.

     

    Задания

    1. 1.      Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

    2. 2.      Обучите пациента технике проведения постурального дренажа и элементам дыхательной гимнастики, направленной на стимуляцию отхождения мокроты.

    3. 3.      Продемонстрируйте технику разведения и в/м введения бензилпенициллина натриевой соли.

    Эталон ответа

    Проблемы пациента

    Настоящие: лихорадка, кашель со зловонной мокротой, беспокойство по поводу исхода заболевания.

    Потенциальные: ухудшение состояния пациента, связанные с развитием осложнений, кровотечение, дыхательная недостаточность.

    Приоритетная проблема: кашель с обильной гнойной мокротой.

    Краткосрочная цель: улучшение отхождения мокроты к концу недели.

    Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на кашель со зловонной мокротой к моменту выписки.

    План

    Мотивация

    1. Обеспечение пациента плевательницей с притертой крышкой, заполненной на 1/3 дез. раствором.

    Для сбора мокроты с гигиенической целью.

    2. Создание пациенту удобного положения в постели (постуральный дренаж).

    Для облегчения дыхания и лучшего отхождения мокроты.

     

    3. Обучение пациента правильному поведению при кашле.

    Для активного участия пациента в процессе выздоровления.

    4. Обучение пациента дыхательной гимнастике, направленной на стимуляцию кашля.

    Для улучшения кровообращения и отхождения мокроты.

    5. Контроль за выполнением пациентом комплекса дыхательных упражнений.

    Для эффективной микроциркуляции в легочной ткани.

    6. Обеспечение доступа свежего воздуха путем проветривания палаты.

    Для улучшения аэрации легких, обогащения воздуха кислородом.

    7. Проведение беседы с родственниками об обеспечении питания пациента с высоким содержанием белка, витаминов и микроэлементов.

    Для компенсации потери белка и повышения защитных сил организма.

    8. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента: измерение АД, ЧДД, пульса, температуры тела.

    Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.

    Оценка: пациент отмечает значительное облегчение, кашель уменьшился, мокрота к моменту выписки исчезла. Цель достигнута.

    Студент обучает пациента технике постурального дренажа.

    Студент демонстрирует технику разведения и в/м введения бензилпенициллина натриевой соли.

    1. Задача № 3                 

    Пациент 38 лет находится на стационарном лечении в пульмонологическом отделении с диагнозом экссудативный плеврит.

    Жалобы на повышение температуры, одышку, боль и чувство тяжести в грудной клетке справа, сухой кашель, общую слабость, головную боль, нарушение сна. Считает себя больным 2 недели, ухудшение наступило в последние 2 дня: усилилась одышка, температура повысилась до 390 С, с ознобом и проливным потом. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, депрессивен, жалуется на чувство страха, плохой сон. В контакт вступает с трудом, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.

    Объективно: сознание ясное, состояние тяжелое, больной лежит на правом боку. Кожные покровы чистые, бледные, влажные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание поверхностное, ЧДД 40 в мин, правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания.

    Перкуторно ниже третьего ребра на задней поверхности грудной клетки определяется тупость. При аускультации дыхание справа не проводится. Пульс 120 уд./мин. АД 100/50 мм рт. ст.

    Рентгенологически - справа ниже третьего ребра интенсивное затемнение с верхней косой границей, со смещением органов средостения влево.

     

    Задания

    1. 1.      Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

    2. 2.      Объясните пациенту необходимость проведения плевральной пункции и проведите беседу, направленную на создание психологического комфорта и уверенности пациента в благополучном исходе заболевания.

    3. 3.      Соберите набор для проведения плевральной пункции.

    Эталон ответа

    Проблемы пациента

    Настоящие:

    - одышка;

    - лихорадка;

    - нарушение сна;

    - беспокойство за исход лечения;

    Потенциальные:

    - эмпиема плевры;

    - сепсис;

    - легочно-сердечная недостаточность.

    Приоритетная проблема: одышка.

    Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение одышки на 7-й день стационарного лечения.

    Долгосрочная цель: пациент не предъявит жалоб на затруднения дыхания к моменту выписки.

     

    План

    Мотивация

    1. Обеспечить проведение оксигенотерапии.

    Для купирования гипоксии.

    2. Обеспечить психологическую подготовку больного к плевральной пункции.

    Для снятия страха перед процедурой.

    3. Подготовить необходимые инструменты и медикаменты для проведения плевральной пункции.

    Для уточнения диагноза и лечения.

    4. Обеспечить регулярное проветривание палаты.

    Для притока свежего воздуха, уменьшения гипоксии.

    5. Обеспечение обильного теплого витаминизированного питья больному.

    Для восполнения потерь жидкости, повышения иммунных сил организма.

    6. Обучение пациента лечебной физкультуре с элементами дыхательной гимнастики.

    Для предупреждения спаечного процесса плевральной полости, осложнений.

    7. Контроль за выполнением комплекса дыхательных упражнений пациента.

    Для эффективной микроциркуляции крови в легочной ткани.

    8. Объяснить пациенту суть его заболевания, методы диагностики, лечения и профилактики осложнений и рецидивов заболевания.

    Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и больным, улучшения сна, снижения тревоги, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения.

    9. Проведение лечебного массажа с элементами вибрации.

    Для рассасывания экссудата, предупреждения спаек.

    10. Проведение беседы с родственниками о рациональном питании.

    Для повышения защитных сил организма.

    11. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента.

    Для ранней диагностики осложнений и своевременного оказания неотложной помощи.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
    написать администратору сайта