Главная страница
Навигация по странице:

  • Язык. Его виды, формы, функции. Отличие языка человека от языка животных. Язык и мышление. Язык и речь.

  • ФРФиД 1 курс. языкознание ответы.. Языкознание. Его основные отрасли. Возникновение и развитие. Языкознание


    Скачать 113.38 Kb.
    НазваниеЯзыкознание. Его основные отрасли. Возникновение и развитие. Языкознание
    АнкорФРФиД 1 курс. языкознание ответы..docx
    Дата19.01.2018
    Размер113.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФРФиД 1 курс. языкознание ответы..docx
    ТипДокументы
    #14572
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Языкознание. Его основные отрасли. Возникновение и развитие.

    Языкознание- это наука о языке, его общественной природе и функциях, о его внутренней структуре, о закономерностях функционирования и исторического развития, а также о классификациях конкретных языков.

    Языкознание принадлежит к числу гуманитарных, общественных наук, оно тесно связано с историей, поскольку язык является частью истории любого народа. Оно, также, связано с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам и этнографией, наукой о быте и культуре народов, эта связи проявляется при классификации языков и при исследовании отражения в языке народного самосознания. Такое направление лингвистических исследований называется этнолингвистикой. Языкознание связано с литературоведением, вместе они создают филологию. Языкознание сотрудничает с психологией, вместе они изучают мыслительные процессы и их отражение в речи. Из естественных наук языкознание теснее всего соприкасается с физиологией, особенно важной для лингвистики считается теория Павлова о первой и второй сигнальных системах.

    Языкознание связано с антропологией, соприкасается с ней в вопросах об изучении вопросов происхождения речи. Философия вооружает языкознание и другие науки методологией исследования.

    Общее языкознание изучает общие свойства, присущие любому языку.

    Теоретическое языкознание - научное, теоретическое изучение языка, обобщающее данные о языке; служит методологической основой для практического, прикладного языкознания.

    Прикладное языкознание - практическое использование лингвистики в различных отраслях деятельности человека.

    Частное языкознание изучает свойства, присущие

    1. отдельным языкам (напр. , русистика) ;

    2. группам родственных языков (напр. , славистика, тюркология, германистика, романистика) ;

    3. определенным географическим областям (ареалам) , где существует ряд разных и часто общих по типу, но не обязательно родственных языков (кавказоведение, балканистика) .

    Частные разделы языкознания:

    Фонетика ориентирована на звуковой уровень – непосредственно доступную для человеческого восприятия звуковую сторону. Ее предметом являются звуки речи во всем их многообразии.

    Звуки языка изучает также фонология, но с функциональной и системной точек зрения. В качестве исходной единицы и объекта исследований фонологии выделяется фонема. Вводится особый морфологический уровень и исследующая его морфологическая дисциплина – морфонология – изучение фонологического состава морфологической единицы языка.

    Грамматика – раздел языкознания, исследующий слова, морфемы, морфы. В грамматике выделяются морфология и синтаксис. В морфологии в качестве особых разделов языкознания выделяются словообразование, имеющее дело с деривационными значениями, и словоизменение.

    Синтаксис– изучает совокупность грамматических правил языка, сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения (предложения и словосочетания) . Словарем языка занимаются несколько разделов языкознания: семантика и примыкающие к ней разделы языкознания (фразеология, семантический синтаксис) .

    Лексическая семантика – занимается исследованием таких значений слов, которые не являются грамматическими.

    Семантика – наука, изучающая значение слов.

    Фразеология– исследует несвободные лексические сочетания.

    Лексикология– исследует словарь (лексику) языка.

    Лексикография– написание слова и описание слова. Наука о составлении словарей.

    Ономатология– исследование терминов в различных областях практической и научной жизни.

    Семасиология раздел языкознания, занимающийся лексической семантикой т. е. значениями тех языковых единиц, которые используются для называния отдельных предметов и явлений действительности.

    Ономасиология –изучает развитие слова от предмета.

    Ономастика – наука об именах собственных. Антропонимика - раздел ономастики, изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое распространение и социальное функционирование, структуру и развитие антропонимических систем. Топонимика составная часть ономастики, изучающая географические названия (топонимы) , их значение, структуру, происхождение и ареал распространения.

    Социолингвистика – состояние языка и общества. Прагма лингвистика– функционирования языка в различных ситуациях общения.

    Психолингвистика– психологические механизмы порождения речи.

    Паралингвистика –около языковые средства – жесты и мимика.

    Этнолингвистика – язык в связи с историей, культурой народа.

    Поскольку языкознание представляет собой весьма сложное явление, оно является многоаспектной наукой. Языкознание подразделяется на общее и частное. Общее языкознание изучает общие особенности человеческого языка. Его сущность и природу, законы развития.

    В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, которое занимается составление характеристик различных языков и формирует языковые универсалии. Частное языкознание занимается изучением какого-либо конкретного языка или группы родственных языков. Частное языкознание занимается изучением языковых фактов в синхронном плане т. е. в какой-либо конкретный момент времени. Диохранический план изучения языковых фактов предполагает их рассмотрение в процесс е развития.

    Прикладное языкознание решает задачи связанные с практикой функционирования языка. Например, создание совершенствование письменности ,обучение письму.

    Язык – важнейшее средство человеческого общения. На земном шаре существуют тысячи различных языков. Но поскольку различия между ними и диалектами одного языка зачастую весьма неопределенны и условны, ученые не называют точной цифры языков в мире, определяя ее примерно в границах от 2500 до 5000.

    Каждому языку присущи свои специфические особенности, отличающие его от остальных языков. Вместе с тем в главных чертах все языки мира имеют между собой много общего, что дает основание ученым говорить о человеческом языке вообще.

    Люди давно заинтересовались языком и со временем создали науку о нем, которая называется языкознанием или лингвистикой ( от лат. Lingua– язык).

    Лингвистика и молодая и старая наука. Она молодая в том смысле, что лишь в первой четверти 19-го столетия «официально» вычленилась из других наук – философии и филологии. Но она одновременно и старая наука, поскольку изучение отдельных языков, их научное описание уходит в далекое прошлое – в первые века до нашей эры.

    Вот почему нужно отвергнуть как ошибочную точку зрения некоторых языковедов о том, что наука о языке будто бы начинает отсчет своего времени лишь с первой четверти 19-го столетия – времени становления сравнительно-исторического языкознания. Что касается всего предшествующего периода изучения языка, его якобы следует считать донаучным.

    19-й век действительно был поворотным моментом в развитии языкознания, поскольку ученым впервые удалось на достаточном языковом материале поставить и обосновать проблему родства языков, происхождения отдельных групп языков из общего источника, за которым закрепилось название праязыка.

    Основы сравнительно-исторического языкознания на материале языков индоевропейского ареала были заложены немецкими учеными Францем Боппом (1791-1867), Якобом Гриммом (1785-1863), датским языковедом Русмусом Раском (1787-1832) и русским филологом академиком Петербургской АН Александром Христофоровичем Востоковым (1781-1864).

    Труды выдающегося немецкого ученого-энциклопедиста Вильгельма Фон Гумбольдта (1767-1835) заложили основы общего теоретического языкознания, интенсивный период развития которого начался с середины 19-го столетия.

    Здесь разве что необходимо сделать одно уточнение: в наше время все большее признание получает точка зрения, согласно которой первые попытки, положившие начало зарождению общего языкознание, были предприняты еще в 17-ом столетии французскими учеными Антуаном Арно (1612-1694) и Клодом Лансло (1616-1695), опубликовавшим в 1660 году фундаментальный научный труд под названием «Всеобщая и рациональная грамматика Пор Рояль».

    И все-таки колыбелью языкознания следует считать не Европу, а древнюю Индию, ибо интерес к изучению языка зародился именно в этой стране с ее древней оригинальной культурой и философией. Наиболее известным трудом того далекого времени явилась грамматика классического санскрита – литературного языка древних индийцев, написанная в 4-м веке до н.э. ученым Пбнини. Этот замечательный труд индийского исследователя продолжает и сейчас восхищать ученых. Так, А.И. Томсон (1860-1935) справедливо отмечает, что «высота, которую достигло языкознание у индусов, совершенно исключительна, и до этой высоты наука о языке в Европе не могла подняться вплоть до 19 в., да и то научившись многому у индийцев» [I, с. 10].

    И действительно, труды индийцев по языку оказали большое влияние на соседние народы. Со временем лингвистические идеи индийцев и тщательно разработанная ими методика синхронного подхода к описанию языкового строя отдельно взятого языка, особенно на уровне фонетики и морфологии, переступили границы Индии и стали проникать сначала в Китай, древнюю Грецию, затем в арабские страны, а с конца 18 века, когда англичане познакомились с санскритом, - и в Европу. Нельзя не подчеркнуть, что именно знакомство европейцев с санскритом явилось стимулом к разработке сравнительно-исторической проблематики.

    Но учитывая, что уже в рамках древнеиндийской, классической, китайской, а также арабской, тюркской и европейской (до 19 века) языковедческих традиций обсуждались и нашли то или иное решение такие хорошо известные современному лингвисту актуальные проблемы, как природа и происхождение языка, соотношение логических и грамматических категорий, установление членов предложения и состава частей речи и мн.др., весь более чем двухтысячелетний период, предшествовавший этапу становления и развития сравнительно-исторического языкознания, необходимо считать составной, органической частью лингвистики как науки.

    Язык. Его виды, формы, функции. Отличие языка человека от языка животных. Язык и мышление. Язык и речь.

    Язык- самобытная знаковая система, индивидуальная для каждого народа, служащая орудием формирования мышления, средством выражения мысли и передачей культурных ценностей из поколения в поколение.

    Основное свойство языка заключается в том, что он служит средством общения т.е выполняет коммуникативную функцию ( коммуникация- это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Простейшая коммуникация включает в себя з компонента: отправителя сообщения, получателя сообщения и собственно сообщение. Отсутствие любого из этих компонентов делает коммуникацию невозможной.) Вторая главная функция языка - мыслеформирующая.

    Частные функции языка:

    1. Констатирующая ( для нейтрального сообщении фактов)

    2. Вопросительная ( для запроса информации)

    3. Побуждающая (средство призыва, побуждения к действиям)

    4. Экспрессивная/ эмотивная ( выражает отношений говорящего, его настроение и эмоции)

    5. Контактоустанавивающая

    6. Метаязыковая ( истолкование языковых фактов языков языковыми средствами)

    7. Индикаторная ( для обозначения принадлежности к определенной социальной группе)

    Языки бывают:

    А) Живые и мертвые. Живым называется язык, который сложился в определенный период как язык общения конкретного народа и продолжающий использоваться народом, как средство коммуникации. Мертвым называют язык, переставший изменяться и развиваться и не являющийся средством общения в настоящий момент.

    Б) естественные и искусственные языки.

    Естественный язык- это язык стихийно возникший у какого-либо народа.

    Искусственный же язык создается конкретным человеком или группой людей.

    В) языки многочисленные и малочисленные.

    К основным разновидностям внутри языка относятся, в иерархической последовательности:

    • идиолект — речь конкретного индивида;

    • «эколект» — речь семьи (термин-неологизм, основанный на недавних научных исследованиях);

    • говор — речь небольшой и, как правило, территориально ограниченной части носителей данного языка, выделяется внутри диалекта (ср., например, тотемский говор вологодской группысевернорусского наречия, ричинский говор керенского диалекта агульского языка и пр.);

    • диалект — основная территориальная разновидность языка (ср. мазовецкий диалект польского языка, северный диалект табасаранского языка и пр.), ср. также близкий термин «патуа»; реже применяется и для обозначения того или иного социолекта;

    • наречие — крупная территориальная разновидность языка, включающая группу диалектов, объединённых рядом общих черт, отличных от других наречий данного языка.

    Нередко используется также «нейтральный» термин:

    • идиом — обозначение разновидности языка в случае, если её точный статус неважен или неизвестен.

    В целом, ответ на вопрос являются ли два близких идиома диалектами или разными языками? является во многих случаях далеко не однозначным; проблема отличия языка от диалекта является одной из важнейших проблем языковой систематики, а её значимость выходит далеко за пределы лингвистики.

    Статусно-функциональные разновидности языка

    С точки зрения особенностей функционирования языка в определенной социальной среде выделяются следующие разновидности:

    • койне — разновидность языка, используемая как средство повседневного общения людей, говорящих на разных региональных или социальных вариантах данного языка (например, поздневизантийское койне среднегреческого языка);

    • литературный язык, или литературный стандарт — кодифицированная, нормированная разновидность национального языка; в рамках литературного языка выделяют различные функциональные стили (например, художественный, научный, официально-деловой, публицистический), обслуживающие различные коммуникативные потребности общества;

    • просторечие — речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературными нормами;

    • социолект — речь языкового сообщества, определяемого в социальных терминах; см. также термины арго, жаргон, сленг (например, жуаль — социолект Монреальского говора Квебекского языкового варианта Канадской разновидности французского языка; «компьютерный жаргон», «молодёжный сленг», «арго хиппи», «феня» и т. п.);

    • этнолект, или региональный вариант — региональная разновидность языка, используемого определенной этнической группой (ср. «дагестанский этнолект русского языка» — вариант русского языка, бытующий в Дагестане).

    Иногда выделяют и более специфические разновидности языка, например, «язык для общения с детьми», «язык для общения с иностранцами», «женская/мужская разновидность языка» и пр.

    Помимо разновидностей, выделяемых внутри конкретного языка, существуют и различные типы самих языков:

    • в зависимости от условий функционирования:

    • лингва-франка — язык, используемый как средство межэтнического общения;

    • контактный язык — вспомогательный смешанный язык с ограниченным словарем и минимальной грамматикой, на начальном этапе контактный язык обычно представляет собой пиджин, который может в дальнейшем эволюционировать в креольский язык.

    • смешанный язык — язык, возникающий в условиях полного двуязычия, в котором элементы двух языков оказываются «перемешаны» настолько, что возникший новый язык уже нельзя признать разновидностью одного из исходных.

    • по наличию или отсутствию письменной традиции:

    • письменные языки, в том числе старописьменные (или древнеписьменные), письменная традиция которых насчитывает как минимум несколько веков, и младописьменные (или новописьменные), получившие письменность в пределах нескольких десятков лет назад.

    • бесписьменные языки.

    • в зависимости от общепризнанного статуса и престижа языка

    • государственный язык или языки (например русский язык в РФ; белорусский язык и русский язык в Белоруссии); русский язык и татарский язык в Татарстане);

    • официальный язык или языки (например, русский язык в официальной и деловой сферах республики Киргизия при государственном статусе киргизского языка);

    • региональный язык (Русский язык как язык большинства в различных регионах юго-востока Украины и протоворечивая ситуация с призанием его статуса, см.: Русский язык на Украине и Русский язык в Латвии);

    • язык меньшинства (например, венгерский язык в Словакии и Румынии, турецкий язык в Греции);

    • в зависимости от сферы использования и области применения

    • язык делопроизводства (например, русский язык в Казахстане);

    • язык богослужения (например, церковнославянский язык в средневековой Румынии и Молдавии)

    • в зависимости степени владения человеком

    • родной язык или языки, усвоенные в детстве; может быть утрачен с возрастом в результате ассимилятивных процессов.

    • обиходный язык, используемый во внутрисемейном общении (не всегда соответствует родному языку каждого из членов семьи), особенно в межнациональных браках.

    • разговорный язык повседневного общения внутри семьи и за её пределами.

    • рабочий язык доминирующий на рабочем месте

    • второй язык

    • иностранный язык

    Во всех перечисленных выше случаях речь идет только о естественных человеческих языках; наряду с ним существуют искусственные языки и специфические формальные языки, придуманные человеком. Кроме того, термин язык может применяться и к коммуникативным системам различных животных

    Отличие речи человека от “речи” животных

    речь человеческая информация

    Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют собой и особенности их «речи». Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков голоса. Это и дало основание говорить о речи животных. Указывают, например, на сигналы, подаваемые сторожевыми птицами другим птицам стаи.

    Похож ли этот процесс на речевое общение человека? Некоторое внешнее сходство между ними, несомненно, существует. Внутренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, устойчиво связанный с определенным явлением, но именно на отраженную в речи реальность. Совсем другое в случае голосового общения животных.

    Если поймать цыпленка и насильно удерживать его, то он начинает биться и пищать; его писк привлекает к себе наседку, которая устремляется по направлению к этому звуку и отвечает на него своеобразным квохтанием. Такое голосовое поведение цыпленка и курицы внешне похоже на речевое общение. Однако на самом деле этот процесс имеет совершенно другую природу. Крик цыпленка является врожденной, инстинктивной (безусловно-рефлекторной) реакцией, принадлежащей к числу так называемых выразительных движений, которые не указывают и не означают никакого определенного предмета, действия или явления. Они связаны только с известным состоянием животного, вызываемым воздействием внешних или внутренних раздражителей. В свою очередь и поведение курицы является простым инстинктивным ответом на крик цыпленка, который действует на нее как таковой -- как раздражитель, вызывающий определенную инстинктивную реакцию, а не как означающий что-то, т. е. отражающий то или иное явление объективной действительности.

    Исследователи провели такой эксперимент: привязанного цыпленка, который продолжает пищать, закрыли толстым стеклянным колпаком, заглушающим звуки. Наседка, отчетливо видя цыпленка, но, уже не слыша более его криков, перестает обнаруживать по отношению к нему какую бы то ни было активность; сам по себе вид бьющегося цыпленка оставляет ее безучастной. Таким образом, курица реагирует не на то, что объективно значит крик цыпленка, в данном случае на опасность, угрожающую цыпленку, а реагирует на звук крика.

    Принципиально таким же по своему характеру остается и голосовое поведение у многих животных.

    У птиц, живущих стаями, существуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана. При этом, однако, совершенно безразлично, что именно воздействует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного, и просто о каком-нибудь необычном шуме. Эти сигналы всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией. Ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к данному моменту. Только человеческие существа могут при помощи слов возвращаться в прошлое, делая доступным познание давних событий, а также сообщать заранее о некоторых событиях или действиях, предстоящих в будущем, или необходимых шагах для их осуществления.

    Человеческая речь отличается от средств общения других животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в наличной ситуации нет. Поэтому с помощью речи можно рассказывать не только о текущих, но и о прошлых или будущих событиях, даже если они не имеют ничего общего с собственным опытом говорящего.

    Однако, главное, что ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения, - это способность ребенка уже в очень раннем возрасте понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов, которые в большинстве случаев ребенок ранее не произносил и не слышал и которые будут иметь для него и для окружающих определенное значение.

    Преимущество человека перед другими животными состоит так же в его чрезвычайно высокой способности к мышлению. Однако эта способность, так же как и лежащие в ее основе восприятие и память были бы значительно слабее, если бы у человека одновременно с этими процессами не выработалось орудие, служащее их продолжением и дополнением, - речь.

    Таким образом, почти у всех животных имеются способы передачи информации, с помощью которых каждая особь может сообщать об опасности, привлекать потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Но все эти крики связаны с теми или иными явлениями действительности не по их объективно сходным признакам, а лишь по сходству инстинктивного отношения к ним животного. Они относятся не к самим предметам действительности, а связаны с теми субъективными состояниями животного, которые возникают в связи с этими предметами.

    И только для человеческого существа речь - это действительно важное средство, к которому он прибегает, и когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам, и для того что бы передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.

    Язык существует т. к. функционирует, а функционирует он в речи. Можно сказать, что язык представляет собой систему единиц и правил, их соединения в более крупные в речевой деятельности.

    Язык тесно связан с мышлением, т.е. духовной деятельностью людей, направленной на познание окружающего мира и действительности и ее моделирование в человеческом сознании.

    Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром, крупнейшим теоретиком в области общего языковедения и одним из зачинателей современного этапа в развитии нашей науки. Затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности у нас акад. Л. В. Щербой и его учениками. Заметим, что под речью (у Соссюра «la parole») современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощью языковых средств (слов и т. д.), осуществляемое «про себя», без произнесения вслух. Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охва¬тывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности. В речевом акте создается текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (все равно — записанное или только произнесенное) «речевое произведение» любой протяженности — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создается «внутренний текст», т. е. речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно. Почему произнесенное (или написанное) высказывание в нормальном случае будет правильно понято адресатом? Во-первых, потому, что оно построено из элементов, форма и значение которых известны адресату (скажем для простоты — из слов, хотя элементами высказывания можно считать, как мы увидим, и другие единицы). Во-вторых, потому, что эти элементы соединены в осмысленное целое по определенным правилам, также известным (правда, во многом интуитивно) нашему собеседнику или читателю. Владение этой системой правил позволяет и строить осмысленный текст, и восстанавливать по воспринятому тексту его содержание. Вот эти-то элементы высказывания и правила их связи как раз и являются языком наших участников общения, частями их языка, т. е. языка того коллектива, к которому данные индивиды принадлежат. Язык (у Соссюра «la langue») того или иного коллектива и есть находя¬щаяся в распоряжении этого коллектива система элементов — единиц разных ярусов (слов, значащих частей слов и т. д.) плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком.

      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта