Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель

  • 1. Предмет курса «Отечественная история». Функции исторической науки.

  • Объектом

  • 2. Методология исторической науки.

  • Сравнительный метод

  • Идеографический метод

  • 3.Подходы в изучении истории. Источники изучения истории.

  • 3. Субъективизм

  • 7. Цивилизационный подход

  • 4. Место Отечественной истории во всемирной истории. Историография отечественной истории.

  • Василию Никитичу Татищеву (1686 – 1750)

  • Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

  • Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879)

  • Конспект - лекции история россии. Введение в историческую науку. Теория и методология исторической науки


    Скачать 8.39 Mb.
    НазваниеВведение в историческую науку. Теория и методология исторической науки
    АнкорКонспект - лекции история россии.doc
    Дата16.05.2017
    Размер8.39 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект - лекции история россии.doc
    ТипКонспект
    #7731
    страница1 из 33
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

    Внимание – параметры страниц не менять!

    Конспект – лекций по «Отечественной истории»
    Тема: Введение в историческую науку. Теория и методология исторической науки.
    Цель: представить историю как науку и ее место в системе гуманитарного знания.

    План:

    1. Предмет курса «Отечественная история». Функции исторической науки.

    2. Методология исторической науки.

    3. Подходы в изучении истории. Источники изучения истории.

    4. Место Отечественной истории во всемирной истории. Историография.
    1. Предмет курса «Отечественная история». Функции исторической науки.

    Вокруг истории во всем мире велась и ведется идейная борьба, приводящая порой к серьезным конфликтам. История нашего Отечества также не осталась в стороне от данных процессов. Так, кровопролитными событиями ознаменовались 90-е гг. XX в., начало XX в. (августовский путч, события 1993г., чеченская война, грузино-осетинский конфликт и др.). Десятки тысяч погибших, оставшихся без собственного крова, уничтоженные в мирное время, материальные и духовные ценности, разлад производства. Это и многое другое стало жестокой реальностью сегодняшней исторической действительности. Историческая судьба народа обязывает тщательно разбираться в причинах социальных неурядиц, политических кризисов. И без знания истории невозможно восстановление и сохранение национального прошлого.

    «История» происходит от греч. сл. «historia», что означает рассказ, повествование о том, что узнано, исследовано. Принято считать, что «отцом» истории был древнегреческий историк Геродот (ок. 485 – ок. 425 гг. до н.э.)

    Этот термин используется в двух смыслах: 1)для обозначения процесса развития человеческого общества; 2) когда речь идет о науке, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Т. е. все имеет свою историю: человек, общество, семья, экономика и т.д.

    Объектом изучения истории является общество.

    Предметом изучения истории являются закономерности социально-экономического и политического развития общества и государства.

    Закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся связь явлений объективной жизни или этапов исторических процессов, выражающихся в исторических событиях и фактах.

    Факты составляют основу исторического знания, это фрагмент уже состоявшейся действительности. Сами по себе «голые» факты ничего не выражают. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от общенаучных и идейно-теоретических взглядов историка.

    При изучении Отечественной истории важно понять, какие функции выполняет этот курс. Выделяются следующие функции:

    1. Познавательная функция – функция выявления закономерностей исторического развития (сохранение, обобщение, обработка накопленного социального опыта).

    2. Мировоззренческая функция заключается в формировании системы обобщенных взглядов, убеждений на факты, события, деятельность исторических личностей и т.д. Изучение истории формирует научное мировоззрение человека.

    3. Воспитательная функция – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств. История вырабатывает такие нравственные качества как патриотизм, интернационализм, моральные качества (долг, честь, совесть).

    4. Функция социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества, личности.

    5. Практически-рекомендательная функция – выработка научно-обоснованного политического курса.

    6. Прогностическая функция исторического познания заключается в предвидении будущего.

    Т. О. изучение истории представляет собой сложный процесс реконструкции прошлого, а предметом ее является процесс формирования предпосылок, зарождения, развития и становления российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества.
    2. Методология исторической науки.

    Историческое познание обеспечивается научной методологией (в пер. с греч. Methodos – путь исследования, logos – учение).

    Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности. Это система научных принципов и методов исторического исследования.

    К методам изучения истории относятся следующие:

    1. Сравнительный метод изучения истории заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени.

    2. Типологический метод – в классификации исторических явлений, событий, объектов

    3. Идеографический метод изучения истории заключается в описании исторических событий и явлений.

    4. Проблемно – хронологический метод изучения истории заключается в изучении последовательности исторических событий во времени.

    5. Системный метод заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития.

    В современной исторической науке применяются следующие принципы научного исторического исследования:

    1. Принцип объективности предполагает рассмотрение исторической реальности во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от личного отношения к событиям и фактам, не искажая и не подгоняя под заданные схемы и концепцию.

    2. Принцип историзма, является основополагающим в исторической науке. Исторические явления изучаются с учетом конкретной исторической обстановки соответствующей эпохи во взаимосвязи событий, с точки зрения того в силу каких причин оно возникло, каким было вначале, как развивалось в связи с внутренними и внешними изменениями общей обстановки.

    3. Принцип социального подхода предусматривает одновременное соблюдение объективности и историзма, особенно необходимого для изучения политических партий, движений.

    4. Принцип всесторонности изучения истории предусматривает необходимость полноты и достоверности информации с учетом всех сторон, влияющих на все сферы жизни общества.

    Таким образом, методы и принципы изучения обеспечивают научный подход изучения курса истории.
    3.Подходы в изучении истории. Источники изучения истории.
    Изучение и познание истории осуществляется при помощи методологических подходов. Подход – совокупность приемов, способов в познании исторической реальности. Для изучения истории используются следующие подходы:

    1. Теологический подход – рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа.

    2. Географический детерминизм – подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда.

    3. Субъективизм – подход, в соответствие с которым ход истории определяют выдающиеся люди.

    4. Эволюционизм – подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на более высокий уровень развития.

    5. Рационализм – подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития.

    В исторической науке наибольшее распространение получили 2 подхода: формационный или марксистский и цивилизационный.

    6. Формационный подход, преобладал в советское время и возник в XIX в., в соответствии с котором исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций. Формация – исторически определенный тип общества со специфическим экономическим базисом, соответствующими ему политическими и духовными надстройками. История, согласно формационного подхода, представала как смена 5-ти этапов общественного развития: от первобытного бесклассового общества через классовые (рабовладение, феодализм, капитализм, социализм) к новому бесклассовому обществу – коммунистическому. Смена формаций должна происходить была путем социальной революции, и составлять всеобщий закон исторического развития. Отсюда, история – это борьба классов.

    7. Цивилизационный подход, который рассматривает историю государства и народов с учетом всех особенностей: природно-климатических, социально-экономических, общественно-политических, культурных и др. У истоков цивилизационного подхода стояли О. Шпенглер (1822 – 1885гг.) – немецкий философ, А. Тойнби (1889 – 1975 гг.) – англ. философ, социолог, русские философы Питирим Сорокин, Н. Бердяев, Н. Данилевский.

    Цивилизация в пер. с лат. Civis – городской, государственный, гражданский.

    В мировой науке цивилизацию рассматривают с 4 позиций:

    1) как синоним культуры (А. Тойнби). 2) Как определенная стадия развития локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер). 3) Как ступень исторического развития того или иного региона или этноса. Сейчас цивилизацию рассматривают как целостность экономической, социально-политических, духовных сфер жизни общества. Основанием для выделения этих цивилизаций служит соответствующий уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни.

    Для объективного исследования истории необходим комплекс исторических источников, к которым относятся:

    1. Письменные (летописи, своды, документы и т.д.)

    2. Вещественные (орудия труда, предметы быта, монеты, архитектурные сооружения и т.д.)

    3. Устное народное творчество (фольклор, сказки, поговорки и т.д.)

    4. Лингвистические (географические названия, личные имена и т.д.)

    5. Кино-фото-документы.
    4. Место Отечественной истории во всемирной истории. Историография отечественной истории.
    История делится на всемирную и отдельных стран и народов.

    В 1775г. указом Елизаветы Петровны был создан Московский университет. В числе дисциплин, которые читались, была российская история.

    В мировой истории – история России занимает особое место. Расположение России между Европой и Азией впитало в себя характерное для стран этих материков, что позволило некоторым исследователям до сих пор вести спор: Развитие России по европейскому или азиатскому пути. Следует помнить, что каждая страна и ее народ имеет свою особую историю, которая отличает ее от другой.

    Особенности истории России:

    1. Природные и геополитические: а) равнинный характер местности, что не позволяло народу быть защищенным от набегов и нашествий;

    б) сравнительно холодный климат, что приводило к короткому циклу сельхоз работ;

    в) непрерывное расширение территории страны на протяжении многих столетий за счет крестьянской колонизации, продвижения землепроходцев, захватов и добровольного присоединения народов, что сделало Россию многонациональным государством.

    2. Экономика России. Расширение и развитие экономики России вширь, за счет присоединения новых земель способствовало закреплению экстенсивного типа развития экономики, но не способствовало эффективному хозяйствованию. Огромные территориальные просторы России в психологическом плане рождало веру в необъятные возможности страны, что повлияло на менталитет народа, бесхозяйственность.

    3. Гипертрофированная роль верховной власти по отношению к российскому обществу.

    4. Способы и методы проведения реформ, т.е. проводились верховной властью как по собственной инициативе, так под давлением обстоятельств. Ведущая роль – бюрократии, аппарату управления, при этом часто игнорировались интересы народа.

    Чтобы понять сущность науки, нужно проследить путь ее становления или развития. Этим занимается историография, т.е. совокупность исторических исследований или история исторической науки. В историографии можно выделить несколько этапов:

    I. В начальные века отечественная история передавалась через устную традицию (песни, легенды, былины).

    II В средние века в России историография носила религиозный характер мышления.

    II. Научное освещение российской истории начинается с XVIII в, так называемый дворянский этап.

    Первый научный труд по истории России принадлежит Василию Никитичу Татищеву (1686 – 1750) – крупнейшему дворянскому историку эпохи Петра I. Его капитальный труд «История Российская с самых древнейших времен» в 5 томах.

    К этому же периоду относится Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – автор ряда трудов по русской истории («Краткий российский летописец с родословием», «Древняя российская история»), в которых он положил начало борьбе против норманнской теории образования древнерусского государства.

    Первый капитальный труд по истории Россисйского государства принадлежал Николаю Михайловичу Карапмзину (1766 – 1826) 12 томов «Истории государства Российского».

    IV. К новому этапу историографии относятся Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879), автор многотомного труда «История России с древнейших времен», Василий Осипович Ключевский (1841 -1911), написавший «Курс русской истории».

    V. Советская историография, которая в изучении истории использовала формационный подход. К этому этапу относятся ученые, как: М. Покровский, Греков Б. Д. Рыбаков Б. А.

    В настоящее время наблюдается тенденция с одной стороны, возврат к периодизации отечественной истории Соловьева, Ключевского и других дореволюционных историков, с другой – предпринимаются попытки дать периодизацию в соответствии с новыми ценностями и методологическими подходами.

    Контрольные вопросы:

    1. Что является предметом и объектом истории?

    2. Перечислить методы исследования истории.

    3. В каком веке начинается научное изучение истории?



      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
    написать администратору сайта