Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы".

  • 2.ПД, ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.

  • 3.Законодательство о правоохранительных органах в РФ, его классификация.

  • 4.Понятие судебной власти и система органов, осуществляющих ее.

  • 6.Понятие принципов правосудия, их система.

  • 7.Осуществление правосудия только судом.

  • 8.Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.

  • 9.Независимость судей и подчинение их только закону.

  • 10.Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.

  • 11.Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

  • 12.Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.

  • Вопросы и ответы по предмету Правоохранительные органы РФ (шпаргалка). Вопросы и ответы по предмету Правоохранительные органы РФ (шпарг. Вопросы к зачету по дисциплине Правоохранительные органы


    Скачать 135.86 Kb.
    НазваниеВопросы к зачету по дисциплине Правоохранительные органы
    АнкорВопросы и ответы по предмету Правоохранительные органы РФ (шпаргалка).docx
    Дата28.01.2017
    Размер135.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы и ответы по предмету Правоохранительные органы РФ (шпарг.docx
    ТипДокументы
    #147
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Вопросы к зачету по дисциплине

    «Правоохранительные органы»


    1. Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы".

    2. Правоохранительная деятельность, ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.

    3. Законодательство о правоохранительных органах в РФ, его классификация.

    4. Понятие судебной власти и система органов, осуществляющих ее.

    5. Понятие правосудия.

    6. Понятие принципов правосудия, их система.

    7. Осуществление правосудия только судом.

    8. Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.

    9. Независимость судей и подчинение их только закону.

    10. Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.

    11. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

    12. Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.

    13. Право граждан на судебную защиту.

    14. Презумпция невиновности.

    15. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.

    16. Национальный язык судопроизводства.

    17. Гласность судебного разбирательства.

    18. Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.

    19. Понятие судебной системы РФ. Признаки судебной системы.

    20. Суд в системе других правоохранительных органов.

    21. Конституционный суд РФ: задачи, принципы организации и деятельности.

    22. Высший Арбитражный Суд РФ: структура и компетенция.

    23. Федеральные арбитражные суды округов: порядок образования, структура, полномочия.

    24. Арбитражные Суды субъектов РФ: порядок образования, структура, полномочия.

    25. Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».

    26. Понятие суда первой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.

    27. Понятие суда второй (кассационной) инстанции: суды рассматривающие дела в кассационной инстанции.

    28. Понятие суда апелляционной инстанции: суды рассматривающие дела в апелляционной инстанции.

    29. Понятие суда надзорной инстанции: суды рассматривающие дела в надзорной инстанции.

    30. Верховный Суд Российской Федерации: его полномочия и структура.

    31. Суды субъектов РФ: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.

    32. Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.

    33. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.

    34. Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.

    35. Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его функции.

    36. Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.

    37. Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.

    38. Органы судейского сообщества, их функции.

    39. Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.

    40. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора.

    41. Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора.

    42. Система органов прокуратуры.

    43. Система органов военной прокуратуры.

    44. Выявление и раскрытие преступлений как самостоятельная функция правоохранительной деятельности.

    45. Органы дознания, виды дознания.

    46. Оперативно-розыскная деятельность и органы её осуществляющие.

    47. Оперативно-розыскные мероприятия, основания их проведения.

    48. Понятие и задачи адвокатуры.

    49. Статус адвоката: порядок приобретения статуса адвоката.

    50. Формы адвокатских образований, требования предъявляемые к ним.

    51. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

    52. Права и обязанности адвокатов.

    53. Военные суды РФ: порядок образования, система и полномочия.

    54. Органы госбезопасности: виды и задачи.

    55. Нотариат.

    56. Полномочия прокурора.

    57. Таможенные органы РФ: система, структура, полномочия.

    58. Органы предварительного расследования: виды и полномочия.

    59. Военная прокуратура: система, структура, полномочия.

    60. Органы внутренних дел Российской Педерации: система и полномочия.


    1.Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы".

    ПО – это учебная дисциплина, которая дает представление о том, какие органы предназначены для обеспечения законных прав и интересов граждан, для обеспечения законной деятельности органов государственной власти и управления правопорядка в стране.

    ПО – это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

    Предметом дисциплины является изучение компетенций уполномоченных государством ПО, их организационной структуры, основных направлений деятельности, их взаимодействия м/у собой и с другими органами гос. власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы.

    Система – это совокупность отдельных элементов, составляющих единое целое.

    Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

    В общей части рассматриваются: понятие правоохранительных органов, их система, предмет и задачи курса, основные законодательные акты и иные источники, взаимосвязь курса ПО с др. учебными дисциплинами.

    В особенной части рассматриваются вопросы организации и деят-ти конкретных ПО в отдельности: их место в системе ПО, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, осн. направления деят-ти, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в ПО, правовой статус работников ПО.

    Курс ПО связан с конституционным правом, поскольку конституция гос-ва содержит фундаментальные положения о системе ПО, их задачах и компетенции.

    Также курс связан с административным правом, так как нормы административного законодательства определяет систему и структуру органов гос. управления.

    Порядок применения мер гос. принуждения в зависимости от вида правонарушения регламентируется административным, гражданским, арбитражным, головным процессуальным правом. ПО в совей деят-ти по осуществлению предоставленных им государством полномочий обязаны строго руководствоваться этими нормами. В практической деят-ти ПО применяют достаточно широко нормы и иных отраслей права: налогового, земельного, семейного и т.д.
    2.ПД, ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.

    ПД – это деят-ть, установленная государством, спец. органов, которая осущ-ся с целью охраны права путем применения юридических мер воздействия, в строгом соответствии с законом и при обязательном соблюдении установленного им порядка.

    Признаки ПД:

    1. правоохранительная деятельность осуществляется только специально-уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

    2. направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

    3. правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;

    4. применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер. так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае

    5. правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т. п.

    Задачи ПД:

    1. Охрана личности, ее прав и свобод (в конституции 93 г. личность ставится в первую очередь).

    2. Охрана общества, ее материальных и духовных ценностей

    3. Охрана государства, его конституционного строя и государственной целостности.

    Направления (функции) ПД:

    1. Конституционный контроль (осуществляет конституционный суд) – это контроль за всем, что принимается, издается на соответствие Конституции РФ

    2. Функция правосудия – это рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, административных дел судами общей юрисдикции по существу (это рассмотрение и разрешение дел, с вынесением либо приговора (оправдательный и обвинительный), либо решения по спорам).

    3. Организационное обеспечение деятельности судов (органы осуществляющие эту функцию обеспечивают всем необходимым суды и судей конкретно – канцтовары, мебель, ремонт и пр.). Осуществляет судебный департамент при Верховном суде РФ, федеральная служба судебных приставов, министерство юстиции.

    4. Прокурорский надзор (прокуратура) – это надзор за точным, единообразным применением закона всеми: и должностными лицами, и органами гос. власти, и общественной жизнью.

    5. Выявление и расследование преступлений (следственный аппарат МВД, ФСБ,ФСБ по обороту наркотиков и следственный комитет при прокуратуре РФ – 4 органа)

    6. Оказание юридической помощи (помимо гос-ной помощи имеются негос-ная; адвокатура (негос-ная) – это профессиональное объединение юристов, занимающихся адвокатской практикой; нотариусы (и частн. и негос-ная); агентства охранные, детективные (коммерческие органы).


    3.Законодательство о правоохранительных органах в РФ, его классификация.

    Законодательство о ПО – это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы ПД, организацию и функционирование ПО.

    Классификация законодательства: по юридической силе и по содержанию.

    По юридической силе:

    • Конституция РФ - это нормативный акт высшей юридической силы. Все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции и в случае несоответствия нормативный акт считается недействительным. Конституция служит базой всего законодательства;

    • Федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, указанным в Конституции, установлена специальная процедура их принятия;

    • Федеральные законы, принимаемые по вопросам организаций и функционирования правоохранительных органов - раскрывают и детализируют положения, изложенные в Конституции;

    • Конституции, уставы и законы субъектов РФ;

    • Указы и распоряжения Президента РФ по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (МВД, ФСБ, ФСНП);

    • Постановления и распоряжения Правительства РФ - они должны соответствовать не только Конституции РФ и федеральным законам, но и указам Президента РФ;

    • Ведомственные акты - нормативные акты министерств и ведомств, издаваемые соответствующими руководителями министерств и ведомств, выполняющих правоохранительную функцию (Министерство юстиции РФ, МВД РФ). Эти акты могут называться инструкцией, приказом, распоряжением и т.п;

    • Общепризнанные нормы международного права и международные договоры, касающиеся правоохранительной деятельности, заключенные в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами от имени РФ и одобрения в установленном порядке приобретают обязательную силу на всей территории России;

    • Акты высших судебных органов, не являющиеся источниками права, но имеющие большое значение для осуществления правоохранительной деятельности: постановления Пленума Верховного суда РФ, постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ - разъяснения по вопросам судебной практики, обязательные для всех нижестоящих судов общей юрисдикции или арбитражных. Постановления Пленума Верховного суда СССР могут быть действующими в случае непротиворечия их действующему законодательству. По данному вопросу могут быть разъяснения Пленума Верховного суда РФ или Пленума Высшего арбитражного Суда РФ. Кроме этого, высшие судебные органы принимают акты организационного характера (Положение о научно-консультационном совете, утвержденное постановлением Пленума Верховного суда РФ);

    • Постановление Конституционного суда РФ по вопросам соответствия Конституции РФ конкретных нормативно-правовых актов о правоохранительной деятельности.

    По содержанию:

    • Акты о судебной власти и судоустройстве – вопросы организации и функционирования судебной власти, принципы и порядок осуществления конституционного контроля, вопросы статуса судей и пр. (ФКЗ "О судебной системе РФ" от 31.12.96г. и "О Конституционном суде РФ" от 21.06.94г.; ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" от 12.04.95г.; Закон РФ "О статусе судей" от 26.06.92г.; Закон "О судоустройстве РСФСР" от 8.07.81г.; ФЗ "О военных судах РФ " от 23.06.99г.; ФЗ "О мировых судьях в РФ " от 17.12.98г.; УПК РФ; ГПК РФ; АПК РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01г.)

    • Акты об организационном обеспечении деят-ти суда - определяют порядок организации и функционирования органов, осуществляющих данную деятельность. (ФКЗ "О судебной системе РФ" от 31.12.96г. и "О Конституционном Суде РФ" от 21.06.94г.; Законы РФ "О судебном департаменте при Верховном суде РФ" от 8.01.98г. и "О судебных приставах" от 21.07.97г.; Положение о Министерстве юстиции РФ от 2.08.99 г.)

    • Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры - определяют организацию, порядок формирования и полномочия органов прокуратуры, устанавливают статус прокурорских работников, определяют принципы и порядок осуществления прокурорского надзора, определяют средства прокурорского реагирования, др. вопросы прокурорского надзора и прокуратуры. (ФЗ "О прокуратуре РФ" от 17.11.95г, Положение о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утвержденное постановлением Государственной Думы от 23.06.97; Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18.04.96 г.)

    • Акты об организации выявления и расследования преступлений - определяют организацию и деятельность органов дознания и предварительного следствия по выявлению и расследованию преступлений, их полномочия и обязанности по выявлению и расследованию преступлений, устанавливают процедуру расследования. (Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.01; ФЗ "О прокуратуре РФ" от 17.11.95 г.; Закон РФ "О милиции"; ФЗ "Об органах ФСБ"; Таможенный кодекс РФ 2004; Налоговый кодекс; Закон о государственной границе РФ.

    • Акты об организации юридической помощи - регулируют вопросы об организации и деятельности органов, оказывающих юридическую помощь, - адвокатуры и нотариата, определяют полномочия, права и обязанности этих органов. (ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" от 26.04.02; Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02 .93; ГПК РФ; УПК РФ; АПК РФ и др.


    4.Понятие судебной власти и система органов, осуществляющих ее.

    Власть – это способность управлять, повелевать.

    Если это гос-ная власть – способность управлять гос-вом. В Конституции РФ гос-ная власть осуществляется путем законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Законодательная власть осущ-ся посредством гос-ными органами: федеральные собрания, нижняя палата гос. думы, верхний совет федерации, краевая дума (субъекты).

    Исполнительная власть исполняется посредством гос-ных органов: правительство РФ, президент РФ, администрация.

    Судебная власть осущ-ся посредством лишь специально уполномоченными органами: судом.

    Ветви гос. власти полностью независимы друг от друга, но взаимосвязаны.

    Судебная власть – это способность и возможность суда воздействовать на поведение гос-ных органов местного самоуправления, должностных лиц с помощью специальных средств

    Направление деят-ти судов: конституционный контроль за соответствием конституции, осуществление правосудия, контроль законности и обоснованности решений и действий гос-ных органов и должностных лиц, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов, разъяснение действующего законодательства.

    Судебная система – это установленная конституцией, федеральным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом административно-территориального и федеративного деления страны.

    - федеральные суды

    - суды субъектов

    Конституционный суд РФ

    Верховный суд РФ (1,К.,Н.)

    В составе военная коллегия (1,К.,Н.)

    Высший Арбитражный суд (1, Н.)

    Территориальные суды (Верховные суды республик, краевые, областные, автономные области автономные округа, Москва, С.-Петербург) (1,К.,Н.)

    Суды окружные (Флотские) (1,К.,Н.)

    Федеральные арбитражные суды округов (К.)

    Апелляционные арбитражные суды

    Конституционные (уставные) суды субъектов

    Районные суды (1, А.)

    Гарнизонные суды (1)

    Арбитражные суды субъектов (1, А)

    Мировые судьи.

    10,11,12 – суды низшего звена; суды среднего звена; 1,2,4 – суды высшего звена.

    Судебная инстанция – это суд или его структурное подразделение выполняющие ту или иную ф-цию правосудия.

    Первая инст-ция – это рассмотрение впервые с первоначальным вынесением решения. Рассмотрение во всех судах общей юрисдикции.

    Апелляционная инст-ция – это повторное рассмотрение дела, рассмотренного только мировым судьей, на решение не вступившее в законную силу, если на него поступила апелляционная жалоба.

    Кассационная инст-ция – это не повторное рассмотрение дела, а проверка материалов дела.

    Надзорная инст-ция – это рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, т.е. проверка решений законов уже вступивших в силу.
    5.Понятие правосудия.

    Правосудие представляет собой один из важнейших видов деятельности, осуществляемой специально создаваемыми на то гос-ными органами – судами.

    Правосудие в РФ осущ-ся только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Основной функцией судов выступает осуществление правосудия.

    Правосудие – это вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел, в строгом соответствии с законом и установленной процедурой.

    Сущность и значение правосудия заключается в разрешении судами на правовой основе экономических, социальных, финансовых, административных, трудовых, семейных и иных споров частного и публичного характера, защите прав, свобод и законных интересов личности, общества, гос-ва, отдельных юридических лиц и иных организаций.

    Признаки правосудия:

    1. Реализация правосудия осущ-ся спец-но создаваемыми на то гос. органами – судами в лице судей. Никакие др. органы и лица не могут осуществлять эту деятельность.

    2. Судьи, а также привлекаемые к участию в отправлении правосудия присяжные и арбитражные заседатели обладают специальным правовым статусом, призванным обеспечить их независимость и самостоятельность при принятии решений.

    3. Правосудие осущ-ся определенными способами – путем рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных и др. категорий дел.

    4. Правосудие реализуется непроизвольно, а с соблюдением четко установленной процедуры посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

    5. Акты реализации правосудия – судебные решения – носят общеобязательный характер и явл-ся обязательными для исполнения всеми должностными лицами, органами, организациями и гражданами, в соотношении которых они вынесены либо которым адресованы.


    6.Понятие принципов правосудия, их система.

    Принципы правосудия – это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации и деят-ти органов, осуществляющих правосудие, т.е. судов.

    Система принципов правосудия:

    1. Принцип законности (основной принцип) – предполагает соблюдение строгости законов конституции всеми органами

    2. Осуществление правосудия только судом

    3. Доступность судебной защиты

    4. Осуществление правосудия на началах равенства перед судом и законом

    5. Участие граждан в отправлении правосудия (участие в судебных заседаниях присяжных и арбитражных)

    6. Состязательность и равноправие сторон

    7. Обеспечение права обвиняемого на защиту

    8. Презумпция невиновности (т.е. человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в суде и установлена вступивших в законную силу приговора суда) ст. 51 ФКЗ

    9. Независимость судей и подчинение их только закону

    10. Гласность в деятельности суда

    11. Государственный (национальный) язык судопроизводства и делопроизводства суда.


    7.Осуществление правосудия только судом.

    Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией РФ может осуществлять только суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда (ст. 49).

    Принцип осуществления правосудия только судом распространяется не только на разбирательство дела в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии судопроизводства – апелляционное и кассационное производство, производство в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Т.е. отмена или изменение судебных решений допускаются только соответствующим вышестоящим судом в пределах его компетенции и только в порядке установленных соответствующим видом судопроизводства правил. Исключительное право суда осущ-влять правосудие обусловлено особой ролью и статусом судей как носителей судебной власти, обеспечивающих их независимость и подчинение только закону, а также процессуальной процедурой осуществления правосудия, предусматривающей особые гарантии вынесения по делу законного и справедливого решения.

    В РФ действуют федеральные суды и суды субъектов.

    Особое значение приобретает принцип осуществления правосудия только судом в уголовном судопроизводстве. Только суд вправе признать лицо виновным и вынести ему приговор от имени РФ. Это лицо может быть подвергнуто наказанию не иначе как по приговору суда, вступившему в законную силу.

    Суд, осуществляя правосудие, реализует полномочия в пределах своей компетенции, рассматривая и разрешая только те дела, которые законом отнесены к его подсудности. Подсудность заключается в определении конкретного суда, который должен рассматривать данное дело, и обусловливается признаками этого дела.

    Уголовные дела в судах 1 инстанции м.б. рассмотрены: судьей единолично; судьей и коллегией из 12 присяжных заседателей; коллегией из 3 судей; мировым судьей (ст 30 УПК РФ).

    Гражданские дела в судах 1 инстанции м.б. рассмотрены единолично судьей или судьей коллегиально в составе 3 постоянных судей (ст.14 ГПК РФ). Арбитражные дела в судах 1 инстанции м.б. рассмотрены единолично судьей либо судей и двумя арбитражными заседателями, а также коллегией из 3 профессиональных судей.

    Дела в порядке Конституционного судопроизводства всегда рассматриваются судьями Конституционного суда РФ и конституционных судов субъектов РФ коллегиально.

    Административные дела рассматриваются судьей единолично.

    В последующих инстанциях (апелляционной, кассационной, надзорной) все дела рассматриваются коллегиями из нескольких профессиональных судей.
    8.Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.

    Законность является одним из основных принципов, заключающегося в точном и неуклонном соблюдении законов всеми участниками общественных отношений. (ст. 15 Конституции РФ). Часть 2 данной статьи устанавливает, что органы гос. власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

    Законы подразделяются на федеральные конституционные законы, федеральные законы и законодательные акты субъектов РФ.

    Если отдельные нормы российского законодательства будут противоречить предписаниям Конституции РФ, то они не подлежат применению; применяться же в данном случае будут конституционные нормы, поскольку Конституция РФ является актом высшей юридической силы и может иметь прямое действие (ч.1, ст.15).

    В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и иерархию законов. В случае коллизии норм законодательства суд должен руководствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

    Суд должен не только сам неуклонно соблюдать действующее законодательство, но и предупреждать, устранять нарушения закона со стороны участников судопроизводства, а также и других государственных органов, должностных лиц и граждан.
    9.Независимость судей и подчинение их только закону.

    Принцип самостоятельности судов и независимости судей закреплен с ст. 20 (120) Конституции РФ: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону".. Он получил отражение в законах о судах (ст. 5 Закона о судебной системе; ст. 12 Закона о судоустройстве; ст. 6 Закона об арбитражных судах; ст. 5, 13 Закона о Конституционном Суде), в процессуальных кодексах; Законе о статусе судей (ст. 1, 9, 10).

    Значение данного принципа состоит в том, что только независимый и беспристрастный суд может справедливо рассмотреть уголовное, гражданское, арбитражное дело, вынести по нему законное и обоснованное решение, приговор. Вмешательство в деятельность суда, даже с "добрыми намерениями", влечет нарушение законности, произвол.

    Согласно Закону "О статусе судей РФ" независимость судей обеспечивается: наличием особой процедуры осуществления правосудия; установлением запрета под угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; установлением порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; наличием особой защиты государством судей, членов их семей и имущества.

    Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деят-сть суда, нсут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Любые попытки со стороны кого бы то ни было оказать воздействие и незаконное давление на судью с целью добиться от него вынесения необъективного и незаконного судебного решения влекут за собой административную либо уголовную ответственность, предусмотренную Кодексом об административных правонарушениях РФ (ст. 17.3,17.4), Уголовным кодексом РФ (ст. 294-298), УПК РФ (ст. 117, 258) и др.

    Независимость судьи зависит во многом и от него самого, от его моральных и профессиональных качеств. Поэтому гарантией независимости является установленный законом порядок отбора кандидатов на должность судьи, обеспечивающий формирование действительно независимого, беспристрастного судейского корпуса. При наличии обоснованных сомнений в беспристрастности судьи, присяжного, народного, арбитражного заседателя они подлежат отводу. Независимость судей гарантируется и несменяемостью судей. Судья не может быть переведен на другую работу, в другой суд без его согласия. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком.

    Закрепление в законе принципа независимости судей служит обеспечению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.
    10.Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.

    Закон РФ от 26.06.92 О статусе судей В РФ. Ст. 6-6.1 Порядок наделения судей полномочиями

    1. Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель избираются в порядке, установленном Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ".

    2. Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ сроком на 6 лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

    Высшая квалификационная коллегия судей РФ представляет Президенту РФ указанное заключение не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда РФ и, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через 3 месяца со дня открытия вакансии.

    4. Президент РФ вносит в Совет Федерации Федерального Собрания РФ представление о назначении Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через 6 месяцев со дня открытия вакансии.

    5. Совет Федерации Федерального Собрания РФ рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента РФ.

    6. Председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на 6 лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

    Председатель Верховного Суда РФ вносит указанное представление Президенту РФ не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через 3 месяца со дня открытия вакансии.

    7. Председатели федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ сроком на 6 лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

    Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ вносит указанное представление Президенту РФ не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через 3 месяца со дня открытия вакансии.

    8. Председатели районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на 6 лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов РФ.

    Председатель Верховного Суда РФ вносит указанное представление Президенту РФ не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через 3 месяца со дня открытия вакансии.

    9. Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в порядке, установленном настоящей статьей.

    10. Председатели конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов РФ.

    11. Полномочия председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.

    Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.

    По прекращении полномочий председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя суда.

    Полномочия председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.

    В случае, если на должность председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления суда, полномочия которого прекращены.

    12. Не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

    13. Председатель районного суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Высшую квалификационную коллегию судей РФ в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Председатель иного федерального суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Верховный Суд РФ в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей РФ может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в тот же срок.

    14. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя одного и того же суда неоднократно, но не более 2-х раз подряд.
    11.Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

    Закон РФ от 26.06.92 О статусе судей В РФ. Ст.4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

    1. Судьей может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами.При этом:

    судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;

    судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет;

    судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет;

    судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

    В стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования:

    государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, а также в государственных органах, существовавших в РФ до принятия действующей Конституции РФ;

    муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления.

    Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включаются время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса.

    Согласно приказу Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19 ноября 2007 г. N 138 стаж по юридической профессии включается время работы на должностях государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ в случае, если должностной регламент гражданского служащего предусматривает наличие высшего юридического образования и исполнение должностных обязанностей по данной должности требует юридического образования

    2. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов РФ.

    Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ настоящий Закон дополнен новой статьей 4.1 Медицинское освидетельствование претендента на должность судьи

    Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
    12.Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.

    Закон РФ от 26.06.92 «О статусе судей в РФ». Ст. 16 Неприкосновенность судьи

    1. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

    2. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

    5. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

    Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

    Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда РФ либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд РФ или квалификационную коллегию судей вносит Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ.

    10. Заключения и решения, предусмотренные пунктами 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законом.

    11. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом

      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта