Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Объект и предмет теории принятия государственных решений.

  • 2.Принятие решений в структуре государственного управления: теории и направления исследований.

  • 3.Основные теоретические направления и модели изучения процесса принятия государственных решений.

  • 4.Нормативные и поведенческие подходы в принятии государственных решений.

  • 5. Теория «ограниченного рационализма» Г.Саймона и инкрементализм Ч.Линдломба.

  • Статические модели принятия государственных решений.

  • Ответы подтяжки. Вопросы к экзамену


    Скачать 136.17 Kb.
    НазваниеВопросы к экзамену
    АнкорОтветы подтяжки.docx
    Дата10.05.2017
    Размер136.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы подтяжки.docx
    ТипВопросы к экзамену
    #7386
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Вопросы к экзамену:

    1. Объект и предмет теории принятия государственных решений.

    2. Принятие решений в структуре государственного управления: теории и направления исследований.

    3. Основные теоретические направления и модели изучения процесса принятия государственных решений.

    4. Нормативные и поведенческие подходы в принятии государственных решений.

    5. Теория «ограниченного рационализма» Г.Саймона и инкрементализм Ч.Линдломба.

    6. Статические модели принятия государственных решений.

    7. Динамические модели принятия государственных решений.

    8. «Маятниковая» модель механизма принятия государственных решений.

    9. Политическая власть и управление как социальные форматы принятия государственных решений.

    10. Политические и государственные решения: общее и особенное.

    11. Основные контрагенты государства в процессе принятия решений: направления и технологии взаимодействия.

    12. Понятие «трансъячеистых коммуникаций» в характеристике принятия государственных решений.

    13. Средовые факторы процесса принятия государственных решений.

    14. Государство как субъект принятия решений (в контексте сетевой теории, теории государственного менеджмента, электронного правительства, good government, синергетических и технологических подходах).

    15. Основные параметры государства как субъекта принятия решений.

    16. Основные формы активности государства как субъекта принятия решений.

    17. Специфика объекта государственного управления.

    18. Типы и характер задач в процессе принятия государственных решений.

    19. Модели взаимодействия государства с объектом управления.

    20. Факторы и критерии уровневой сегментации процесса принятия государственных решений.

    21. Политический уровень принятия государственных решений.

    22. Механизмы и технологии принятия государственных решений на политическом уровне.

    23. Макроэкономический уровень принятия государственных решений.

    24. Административный уровень разработки и принятия государственных решений.

    25. Способы и технологии снижения противоречивости между уровнями принятия государственных решений.

    26. Место и роль политического лидера в принятии государственных решений.

    27. Ближнее и дальнее окружение лидера: характер позиционирования и основные функции.

    28. Отличительные черты информационного обеспечения деятельности лидера в структуре принятия государственных решений.

    29. Сущность и отличительные черты государственной политики.

    30. Место, структура и роль институтов в принятии государственных решений.

    31. Исполнительные и законодательные органы государственной власти в процессе принятия решений

    32. Повестка дня: сущность и типология.

    33. Понятие «жизненного цикла» принятия государственных решений. Факторы и критерии этапизации принятия государственных решений.

    34. Основные теоретические модели этапизации принятия государственных решений.

    35. Основные задачи подготовительного этапа принятия государственных решений.

    36. Процедуры диагностики и формулировки проблемы.

    37. Информационное обеспечение задач подготовительного этапа.

    38. «Национальные интересы» как фактор разработки и инициации государственных решений.

    39. Этап выработки целей.

    40. Этап реализации и продвижения государственных решений.

    41. Процесс идентификации ЛПР.

    42. Жесткий и мягкий типы идентификации ЛПР.

    43. Межличностные аспекты идентификации ЛПР.

    44. Завершающий этап принятия государственных решений.

    45. Оценивание результативности и эффективности государственных решений.

    46. Место, роль и отличительные черты прогнозирования в принятии государственных решений.

    47. Методы прогнозирования. Сценарный метод прогнозирования.

    48. Процесс разработки прогнозов.

    49. Планирование в структуре принятия государственных решений.

    50. Типы планирования.

    51. Процесс программирования.

    52. Методы программирования.

    53. Программная оценка. Типология применение программной оценки.

    54. Риски в принятии государственных решений.

    55. Государственные риски: сущность, структура и типология.

    56. Понятия «венчурного цикла» и «венчурного сдвига».

    57. Модели контроля и управления рисками.

    58. Методы предотвращения, снижения и страхования рисков.

    59. Субъективные основания принятия государственных решений. Понятия «субъективного смещения» и «субъективного сдвига».

    60. Социокультурные факторы принятия государственных решений.

    61. Основные направления деятельности государства по регулированию социокультурными процессами при принятии решений.

    62. Культура бюрократии как фактор принятия государственных решений.

    63. Особенности культуры российской бюрократии при принятии государственных решений.

    1.Объект и предмет теории принятия государственных решений.

    Объект исследования – область изучаемых явлений. Предмет исследования – особая содержательная черта, тот или иной аспект соответствующего типа явления. Так политика, представляя собой определенную область соответствующих явлений, вместе с тем обладает способностью “проникновения” в иные сферы общественной жизни, то в содержание политики как объекта политической науки наряду с устойчивыми явлениями (формирующимися вокруг процессов распределения власти, управления гос-вом, отношений гос-ва и гражданского общ-ва и т.д.) всегда включаются и те явления, которые лишь эпизодически принимают политическое значение. Вот почему в качестве ее предмета могут рассматриваться как разнообразные внутренние грани (отношения, механизмы, компоненты и т.п.) политики, так и ее внешние связи с другими сферами общества и мира.

    Политика – форма поведения человека.

    1. Обыденное сознание (на основе индивидуального эмпирического опыта и традиционно сложившихся идей, обычаев, стереотипов; разновидность не логического, а интуитивно-образного мышления, где преобладают чувства и эмоции) – главное адаптироваться

    2. Технологическое сознание – конкретный субъект должен решить конкретную задачу.

    3. Научно – теоретическое сознание (рационально-критическое осмысление политической действительности и создание целостной картины политики): должно выявить смысловые взаимосвязи как внутри политики, так и с др. явлениями, объяснить, предвидеть развитие этих явлений, используется понятийно – категориальная система.

    2.Принятие решений в структуре государственного управления: теории и направления исследований.

    Теоретическая и прикладная политическая наука.

    Науки:

    1. идеографические – изучают отдельные явления (математика – “чистая” наука)

    2. номотетические - изучают классы явлений и пытаются выявить закономерности (политология – на основе эмпирического опыта)

    Политические модели могут не отражать реальность.

    Верификация – процедура соотношения теоретических положений и практических данных.

    Конвенциальность – согласие ученых использовать понятия в конкретном их значении и смысле.

    Политика – область распределения через гос-во ресурсов. Политика даёт деньги, власть.

    Особенности научно-теоретического сознания:

    Открытая система знаний, кот. постоянно обновляется на базе тех или иных концепций, критики их основания; многоуровневая форма знаний - теории среднего уровня (отраслевые) – применимы к определённым полит. объектам - прикладная полит. наука

    Свойство прориферации (возможность неоднократного и неоднозначного теоретич. толкования

    одних и тех же полит. явлений).В зависимости от ситуации, времени, места одна и та же формулировка может как быть истинной так и не быть.

    3.Основные теоретические направления и модели изучения процесса принятия государственных решений.

    С одной стороны, характер отображения всех компонентов целеполагания в государстве зависит от различных предметноконституированных дисциплин, относящихся как к естественнонаучным, так и гуманитарным системам знания. Каждая из математических, философско-нормативных, социологеполитологических или организационных (менеджеральных) субдисциплин служит основанием для выдвижения собственных базовых теоретических объяснений этих управленческих процессов. На практике, в настоящее время наиболее влиятельными направлениями являются экономико-математические (П. Ньюман, Моргенштерн и др.), а также политико-административные теории (В. Вильсон, М. Вебер, Г. Саймон, Ч. Барнард, Р. Снайдер, Андерсен и др.).

    Еще одним существеннейшим направлением развития теории принятия государственных решений является эволюция взглядов на самое государство как особый субъект управления. Таким образом, понимание данного института, его эволюция, перспективы развития и иные параметры также закладываются в основание теории принятия государственных решений.

    Если рационализировать логику этого т.н. процессуального подхода, то мы можно зафиксировать следующую смысловую триаду анализа:

    • функция (отражение условий, задающих направленность и характер действий участвующим в процессе факторам);

    • флуктуация (факторы возмущения среды, детерминирующие активность системы и факторов);

    • процесс (реальный поток событий и явлений).

    Такая когнитивная схема базируется на несколько иной логике анализа:

    • целедостижение (специфический процесс, связанный с деятельностью конкретного актора – государства);

    • типологии и технологии (набор специфических приемов и средств проявления активности государства как определенного фактора)

    • механизм (форма устойчивого взаимодействия факторов и факторов, частично алгоритмиизированный процесс, воспроизводимый в своих базовых параметрах).

    Сочетание таких подходов, в большей степени ориентированных на описание механизма принятия государственных решений и позволит специфицировать предмет изучения и в конечном счете увидеть те отличительные черты и свойства, которые характерны для многосложного процесса принятия государственных решений.

    4.Нормативные и поведенческие подходы в принятии государственных решений.

    Независимо от специфики подхода и трактовки процессуальных свойств принятия государственных решений, в формате целеполагания все предлагаемые идеи и подходы в конечном счете так или иначе интерпретируют два теоретико-методологических подхода. Приверженцы этих направлений придерживаются двух различных философских представлений, в равной мере выражающих их отношение как к возможностям человека влиять или управлять внешними по отношению к себе процессами, так и к природе общества и государства. В конечном счете эти воззрения можно обозначить как методологические основания нормативной и поведенческой теорий.

    Исходным основанием поведенческой теории является отрицание тех способностей человека, которые признавались и утверждались их оппонентами. Подвергается сомнению, что человек способен адекватно оценивать возникающие сложные и, как правило, комплексные проблемы. Формулируемые управляющим актором реальные цели слишком сложны, чтобы их можно было свести к ясным - в том числе и количественно измеряемым - показателям.

    В условиях изначальной дезинтеграции социальных связей принимаемые государством решения могут расцениваться лишь как частично адаптирующие человека к ситуации и в общем-то не претендующие на контроль и управление ею.

    5. Теория «ограниченного рационализма» Г.Саймона и инкрементализм Ч.Линдломба.

    Теория «ограниченной рациональности» Г. Саймона. В соответствии с концепцией, ограничения в познавательных возможностях лица принимающего решение заставляют его строить упрощенную модель мира, где он действует. Главный принцип теории ограниченной рациональности заключается в концепции «удовлетворения», согласно которой любой человек стремится достичь некоторого удовлетворительного, необязательно максимального, уровня успеха. Большинство решений, по образному выражению Г.Саймона, «связаны не с поиском острейшей иглы в стоге сена, а с поиском иглы, достаточно острой, чтобы шить». Г.Саймон считает, что рациональность не определяет поведения. Он акцентировал внимание на таких факторах принятия решений, как восприятие и познание человеком проблемной ситуации. Очевидно, что в мышлении и поведении человека присутствует большой иррациональный элемент. В этом случае выбор носит характер ценностного, а не механического. Такие акты выбора определяются не столько ясностью мысли, сколько установками, традициями, стереотипами.
    Теория ограниченной рациональности учитывает недостатки познавательных способностей человека, но, тем не менее, позволяет приблизиться к некой идеальной концепции принятия рациональных решений путем улучшения деятельности человека, принимающего решение как самообучающейся системы.
    Развитием рациональной модели Г.Саймона стал инкрементализм Ч.Линдблома. Выработка политики представляет собой спазматический процесс, при котором действия политиков не следуют некой серьезно разработанной теории, построенной на системе последовательных логических целей. Вместо этого интервенции правительств рефлективны по своей природе, носят эпизодический характер и являются реакцией преимущественно на краткосрочные проблемы. Кроме того, отмечается консерватизм в выработке политики, отчетливое нежелание сколь-нибудь значительно отходить от сложившегося порядка вещей. Это означает, что в новой политике отчетливо ощущается дух прежних политических действий. Процесс выработки политики коррективным, имея в виду, что разрешать выявленную проблему раз и навсегда политики не решаются, а спектр их деятельности ограничивается урегулированием проблем по мере их возникновения. Рационалистические и инкрементальные подходы могут быть полезны и использованы в комплексе, потому как нет единого рецепта эффективного принятия решений. По мнению многих исследователей этого вопроса, будущее за гибкими, комбинированными подходами, способными подстраиваться под быстроменяющуюся современную среду.

    1. Статические модели принятия государственных решений.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9
    написать администратору сайта