Главная страница
Навигация по странице:

  • Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Задачи социального педагога Функции социально-педагогичес­кой деятельности

  • Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

  • Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

  • Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  • Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

  • КАТЕГОРИИ ОБСЛУЖИВАЕМОГО НАСЕЛЕНИЯ

  • СОЦПЕДАГОГИКА 2. Вопрос 44 Социальное сиротство как социальнопедагогическая проблема причины, основные понятия


    Скачать 1.9 Mb.
    НазваниеВопрос 44 Социальное сиротство как социальнопедагогическая проблема причины, основные понятия
    АнкорСОЦПЕДАГОГИКА 2.doc
    Дата28.01.2017
    Размер1.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСОЦПЕДАГОГИКА 2.doc
    ТипДокументы
    #758
    страница1 из 11

    Подборка по базе: Ответы на вопросы по лекции Модели восприятия речи.docx, 3 вопрос тема 10.docx, Ответы на вопросы.docx, Ответы на вопросы.docx, Ответы на вопросы к 24.03.20.doc, контрольные вопросы.docx, История ПиП. Вопросы текущего контроля (1).docx, Перечень вопросов к зачету.doc, Ответы на вопросы по гигиене и санитарии.docx, экономика. 4 тема. вопросы для самоконтроля..docx
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Вопрос № 44

    Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
    В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

    В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство — одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона де­тей разного возраста остаются без попечения родителей. Реальную картину сиротства в России определить сложно. На протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории де­тей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «кон­сервировало».

    Педагоги и психологи, занимающиеся исследованием про­блем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с матерью или вообще отсутствие близких сказывается на разви­тии детей. Наиболее трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву их от биологической матери.

    Дет­ство — период, когда закладываются фундаментальные каче­ства личности, обеспечивающие психологическую устойчи­вость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизне­способность и целеустремленность. Эти духовные качества лич­ности не формируются спонтанно, они формируются в услови­ях родительской любви, когда семья создает у ребенка потреб­ность быть признанным, способность сопереживать и радовать­ся другим людям, нести ответственность за себя и других.

    Проблема социального сиротства является сегодня пробле­мой. По всему миру больницы, родильные дома, специальные заведе­ния заполнены брошенными младенцами.

    Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе.

    Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые раз­ных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако по крайней мере три причины такого явления можно назвать.

    Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ре­бенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специаль­ным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.

    Вторая причина связана с принудительным изъятием ребен­ка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в це­лях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают ал­коголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособ­ны и т. п. Лишение родителей родительских прав—это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

    И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть Отнесены дети, потерянные в силу каких-либо при­родных или социальных катаклизмов, вынуждающих населе­ние страны к хаотической миграции.

    Государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, пред­почтение отдается поискам для него новой семьи.

    ( М. А. Галагузова)

    Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда относятся дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют заботы о своих детях. (Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)

    Сироты социальные – дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых по различным причинам отказались от них либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. С. с. – особая социально-демогрфическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским причинам («сироты при живых родителя»). (Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)

    Остальные основные понятия см. вопрос № 45.
    Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
    Основные направления работы социального педагога в детском доме, школе-интернате:

    > сбор документов для личного дела воспитанника: сведения о ро­дителях, братьях, сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, цен­ных бумаг, открытие счетов в Сбербанке;

    > взаимодействие с судом, загсом, нотариатом, комитетом социаль­ной защиты населения, органами управления образования и здравоохранения по вопросам назначения и удержания алиментов с родителей при лишении их родительских прав, перечисления пенсий по утрате родителей, сохранности имущества, закрепления права на ранее занимаемую площадь;

    > обеспечение защиты личных прав воспитанников — получение об­щего среднего образования, организация свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и прописки;

    > создание условий — совместно с психологами, воспитателями — для адаптации ребенка к режиму детского дома, развитие навыков самообслу­живания, социальной адаптации, профессионального самоопределения вос­питанников;

    > обеспечение льгот, предусмотренных законодательством РФ, в пе­риод обучения детей, при их выпуске, поступлении на учебу или работу; ока­зание помощи выпускникам в поступлении на учебу, работу, получении жи­лья, комнаты в общежитии; ведение карточки учета на выпускников.

    Задачи

    социального педагога

    Функции социально-педагогичес­кой деятельности


    Методы и формы организации деятельности

    1. Определение статуса ре­бенка


    Диагностическая


    Беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребен­ка


    2. Составление индивидуаль­ной программы развития вос­питанника


    Прогностическая


    Анализ собранных данных о ребенке, определение медицинской, психологи­ческой, педагогической реабилитации ребенка


    3. Адаптация, реабилитация, интеграция ребенка


    Коррекционно-реабили-

    тационная


    Наблюдение, беседа, игра, упражнения, тренинги, по­ощрение, наказание, веде­ние личных дел воспитан­ника, взаимодействие с со­циальными службами и уч­реждениями


    4. Представление интересов ребенка е правозащитных и административных органах



    Посредническая и патро­нирующая


    Убеждение, беседа




    Сле­дует помнить, что работа социального педагога происходит в тесном контакте с другими специалистами, работающими в детском доме.

    Объектами, на которые направлена социально-пе­дагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив воспитанников в целом.

    Гумманизация жизни интернатных учреждений.

    Одной из составных особенностей организации свободно­го времени воспитанников является обеспечение свободы вы­бора занятий с учетом интересов, индивидуальных наклоннос­тей детей.

    Формирование интересов на основе свободного выбора дея­тельности связано с решением нескольких проблем:

    • наличие широкого набора видов деятельности, доступ­ной для каждого воспитанника;

    • свободное посещение клубов, кружков, секций, твор­ческих мастерских;

    • создание детьми неформальных объединений на осно­ве интереса к одному какому-либо делу (к технике, фантастике, музыке и т. д.).

    Формирование положительных взаимоотношений между деть­ми.

    Особенно важно формировать позитивные отношения в детском доме, преж­де всего из-за своеобразного положения детей. Социальному педагогу следует научиться целенаправленно уп­равлять процессом оптимизации взаимоотношений между воспитанниками детского дома. Можно выделить несколько этапов управления взаимоотношениями.

     Распознавание (диагностика) взаимоотношений в группе (наблюдения, беседы, социометрия, референтометрия и другие методики).

     Прогнозирование взаимоотношений. Подбор для каждого ребенка желательного круга общения. У подростков реальный и желательный круг общения могут не со­впадать. Сами подростки не всегда могут наладить отношения. Поэтому воспита­тель старается учесть желаемые контакты для подростка и орга­низовать их.

     Планирование. Социальный педагог и дети совместно вы­бирают и планируют те дела, которые они считают необходимы­ми, полезными, интересными.

    Существуют специальные приемы улучшения положения под­ростка в коллективе и его отношения к деятельности:

    • переключение (подбор наиболее желанной деятельности с людьми, которым он симпатизирует, может быть, взрослыми);

    • выстраивание перед подростком возможной системы перспективных линий деятельности или поведения (сегодня ты «одолеешь» математику, у тебя не будет с ней проблем, поэтому сможешь больше времени уделить записям музыки к вечеру);

    • убеждение, переубеждение, приучение, поощрение;

    • предъявление четких требований к поведению;

    • проявление педагогического такта, чувства меры в вос­питательном воздействии.

     Регулирование взаимоотношений (обучение детей нормам и правилам общения, создание позитивного психологического климата).

     Заключительный этап — контроль.

    Управление взаимоотношениями приводит к изменению статуса подростка, он повышает свое положение при поддержке воспитателя.

    Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

    Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслужи­вания, трудовых умений и навыков. Особенно важно подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, не только подсказать и помочь в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и от­ветственность, поисковую активность и предприимчивость, уме­ние творчески решать возникающие проблемы. Вместе с психологами социальный педагог занимается про­блемами освое­ния ими различных социальных ролей человека в обществе (член общества, член семьи, профессио­нал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспо­собиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к всту­пительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.).

    СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    (Извлечения)

    Статья 69. ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

    Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при зло­стном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных при­чин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного ле­чебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алко­голизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

    Статья 70. ПОРЯДОК ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

    1. Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

    Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению од­ного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по заявлениям органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других).

    2. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

    3. При рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), ли­шенных родительских прав.

    4. Если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказу­емого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора.

    5. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого ре­шения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государ­ственной регистрации рождения ребенка.

    Статья 71. ПОСЛЕДСТВИЯ ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

    1. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, осно­ванные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лише­ны родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные по­собия, установленные для граждан, имеющих детей.

    2. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обя­занности содержать своего ребенка.

    3. Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родите­лей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом в поряд­ке, установленном жилищным законодательством.

    4. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственника­ми, в том числе право на получение наследства.

    5. При невозможности передать ребенка другому родителю или в слу­чае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на по­печение органа опеки и попечительства.

    6. Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родитель­ских прав.

    Статья 72. ВОССТАНОВЛЕНИЕ В РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВАХ

    1. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отно­шение к воспитанию ребенка.

    2. Восстановление в родительских правах осуществляется в судеб­ном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием орга­на опеки и попечительства, а также прокурора.

    3. Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восста­новлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о воз­врате ребенка родителям (одному из них).

    4. Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ре­бенка.

    Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достиг­шего возраста десяти лет, возможно только с его согласия. Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновле­ние не отменено (ст. 140 настоящего Кодекса).

    Статья 73. ОГРАНИЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

    1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об ото­брании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав).

    2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ре­бенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).

    Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если ос­тавление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограниче­нии родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения это­го срока.

    3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и учреждениями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (п. 1 ст. 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными учреж­дениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, а также прокурором.

    4. Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с учас­тием прокурора и органа опеки и попечительства.

    5. При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд ре­шает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них).

    6. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об ограничении родительских прав направить выписку из тако­го решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту госу­дарственной регистрации рождения ребенка.

    Статья 74. ПОСЛЕДСТВИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

    1. Родители, родительские права которых ограничены судом, утра­чивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и госу­дарственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

    2. Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обя­занности по содержанию ребенка.

    3. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) ограниче­ны в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое поме­щение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет иму­щественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

    4. В случае ограничения родительских прав обоих родителей ребе­нок передается на попечение органа опеки и попечительства.

    Статья 75. КОНТАКТЫ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРА­ВА КОТОРЫХ ОГРАНИЧЕНЫ СУДОМ

    Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредно­го влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок.

    Статья 76. ОТМЕНА ОГРАНИЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

    1. Если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одно­му из них) и об отмене ограничений, предусмотренных ст. 74 настоящего Кодекса.

    2. Суд с учетом мнения ребенка вправе отказать в удовлетворении иска, если возвращение ребенка родителям (одному из них) противоречит его интересам.

    Статья 77. ОТОБРАНИЕ РЕБЕНКА ПРИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ УГРОЗЕ ЖИЗНИ РЕБЕНКА ИЛИ ЕГО ЗДОРОВЬЮ

    1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у роди­телей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

    Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попе­чительства на основании соответствующего акта органа местного самоуп­равления.

    2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан не­замедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ре­бенка и в течение семи дней после составления органом местного самоуп­равления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

    Вопрос № 45

    Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
    Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя путями - усыновлением или передачей на государственное попечение, что представлено на схеме:


    Усыновление - это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью.

    Усыновление ребенка осуществляют местные органы исполнительной власти в лице органов опеки и попечительства; усыновление устанавливается решением суда.

    Цель социально-педагогической деятельности с приемной семьей является – нормальное воспитание и развитие ребенка.

    Опекунская семья – полагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

    Семья усыновителей – является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей и даже новое имя. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей (Галагузова М. А.).

    Временная приемная (патронажная семья) семья - социальный институт, объектом воздействия которого являются дети, изъятые в срочном порядке из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни, вплоть до решения судебными органами их дальнейшей судьбы.

    Цель - создать благоприятные условия для временного пребывания детей, пока осуществляется социальная и медицинская реабилитация их биологических родителей (Никитина Н. И., Глухова М. Ф.).

    Несмотря на различия типов приемных семей и их функций, можно выделить ряд общих положений, которые определяют деятельность социальных педагогов:

    Этапы социально-педагогической деятельности

    Функции деятельности социального педагога

    Методы социально-педагогической деятельности

    Поиск приемной семьи

    Информационная

    Анкетирование, беседа, интервью, изучение базы данных

    Изучение будущих приемных родителей

    Диагностическая (первичная диагностика)

    Анкетирование, беседа

    Посещение семьи и учреждений, в которых находился ребенок (кризисная семья, детский дом)

    Посредническая

    Наблюдение, беседа

    Изучение будущей приемной семьи и ее окружения

    Диагностическая (углубленная диагностика)

    Анкетирование, беседа, убеждение, изучение документации)

    Вводное обучение, лекция, рассказ, беседа

    Обучающая (предварительное обучение)

    Лекция, беседа, наблюдение, убеждение, упражнения

    Помещение ребенка в приемную семью; углубленный курс обучения приемных родителей

    Патронирующая




    (Основная деятельность органы опеки и попечительства и органы юстиции)
    Государственное попечение - создание неусыновленному ребенку нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения.

    В домах ребенка живут дети и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до 3-ех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интернаты. Отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайшем к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

    По возрастным признакам детские дома могут подразделяться на детские дома для дошкольников, для школьников и разновозрастные детские дома.

    Основными задачами детских домов являются:

    • Создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

    • Обеспечение охраны здоровья ребенка:

    • Обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;

    • Охрана интересов и прав воспитанников;

    • Освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;

    • Формирование общей культуры воспитанников, их адаптации к жизни;

    • Формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;

    • Создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

    (Галагузова М. А.)

    Социальные приюты для детей и подростков – учреждения, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства. (Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)

    Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, - учреждения, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей до 16 лет, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан. (Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)

    Принципиально новой формой воспитания осиротевших де­тей является детский дом семейного типа. «Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным попечением детей и выплатой денежного со­держания лицам, взявшим их на воспитание». Роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди — родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детс­ким домом, совпадают с задачами обычного детского дома. (Галагузова М. А.)

    Детский дом с организацией жизни по типу замещающей семьи или Дом детства. В последние годы в организации жизнедеятельности интернатов происходят опре­деленные перемены: появляются смешанные детские дома, в ко­торых живут дети от 2 до 18 лет, внутри детских домов группы становятся разновозрастными, в них вместе живут родные братья и сестры разного возраста. Эти изменения, а также открытость детского дома, способствующая широким связям детей с окружа­ющей средой, приближение условий проживания к обычным до­машним, повышение комфортности жилья создают условия для организации жизнедеятельности детей по типу «замещающей се­мьи» и позволяют таким учреждениям называться Домом детства семейного типа.

    В группе Дома детства не более 8—10 детей, они подобраны по «семейному» признаку; родные братья и сестры составляют, как правило, основу группы. За такой группой закреплены вос­питатель и помощник воспитателя. Средства, отпускаемые на группу, распределяются на семейном совете, на котором сами дети принимают участие в решении внутренних вопросов груп­пы-семьи и всего дома. Вещи индивиду­ального пользования приобретаются воспитателем и ребенком в магазине, хранятся в специально отведенном для каждого вос­питанника месте.

    Такая организация жизни детей-сирот создает предпосылки для их обучения через естественный жизненный опыт, для воспи­тания самой обстановкой. Может быть, впервые дети получат свою квартиру, комнату, вещи, игрушки. При разновозрастном соста­ве, сохранении родственных связей создается особый психологи­ческий климат, устанавливаются особые отношения между детьми: заботы старших о младших, дружбы братьев и сестер У детей повышается степень защищенности, уменьшает­ся тревожность, появляется чувство дома.

    (Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)

    СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Принят Государственной Думой Российской Федерации

    29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ

    (Извлечение)

    Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

    Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

    Статья 122. ВЫЯВЛЕНИЕ И УЧЕТ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕ­НИЯ РОДИТЕЛЕЙ

    1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных уч­реждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и дру­гих учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, ука­занных в п. 1 ст. 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

    Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установ­лении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспе­чить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

    2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учрежде­ний, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и по­печительства по месту нахождения данного учреждения.

    3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступ­ления сведений, указанных в пп. 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает уст­ройство ребенка (ст. 123 настоящего Кодекса) и при невозможности пере­дать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной вла­сти субъекта Российской Федерации.

    Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в тече­ние месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устрой­ство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Россий­ской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Пра­вительством Российской Федерации, для учета в государственном банке дан­ных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в по­следующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

    Порядок формирования и пользования государственным банком дан­ных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федераль­ным законом.

    4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пп. 2 и 3 насто­ящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспи­тание в семью, руководители учреждений и должностные лица указанных в пп. 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в по­рядке, установленном законом.

    Статья 150. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОПЕКУНА (ПОПЕЧИТЕЛЯ) РЕБЕНКА

    1. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здо­ровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

    Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы вос­питания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мне­ния ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных п. 1 ст. 65 настоящего Кодекса. Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образо­вательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основ­ного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основ­ного общего образования.

    2. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, на­ходящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.

    1. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением слу­чаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

    2. Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) опреде­ляются ст. 36—38 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    3. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, на­ходящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечи­телем) безвозмездно.

    На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачива­ются денежные средства в порядке и размере, установленных Правитель­ством Российской Федерации.


    Вопрос № 46

    Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

    Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьей, имеет эмоциональную привязанность к какому-либо из членов семьи, но связи эти находятся в стадии разрушения. Безнадзорность детей – первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации. Шишковец Т. А.

    Беспризорные дети – безнадзорный не имеющий места жительства и (или) места пребывания.  Никитина Н. И. Глухова М. Ф.

    Как правило, беспризорность связана с противоправным поведением. Шишковец Т. А.

    Бродяжничество – социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства в течении длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта.

    Особенно остро проблема детской беспризорности стоит в крупных городах страны. Они становятся центрами обитания беспризорных детей, прибывших из разных регионов. Условно беспризорных детей можно разделить на следующие группы.

    Первая группа. Дети мигрантов. Как правило, нередко движения мигрантов происходят семьями, но многочисленные житейские ситуации, происходящие в пути следования, нередко разлучают детей и родителей.

    Вторая группа. Дети, самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и по др. причинам. Семейное неблагополучие является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений несовершеннолетних, на безнадзорность детей и подростков.

    Третья группа. Несовершеннолетние оставшиеся без попечения родителей либо иного попечения в силу различных трагических обстоятельств, катастроф.

    Четвертая группа. Несовершеннолетние оказавшиеся в мегаполисе, пытаясь скрыться от суда и следствия после совершения уголовно-наказуемых деяний.

    Пятая группа состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения – спецшколы, детские дома, школы-интернаты. Ранее эти дети входили в одну из четырех перечисленных групп.Никитина Н. И. Глухова М. Ф.

    Социально педагогическая деятельность в отношении данной категории детей подразделяется на два направления: профилактическое и коррекционно-реабилитационное.

    Профилактическая направленность социально педагогической деятельности в отношении безнадзорных и беспризорных детей вкл. работу по организации благоприятной среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное время, форм опеки в период объективной занятости родителей. Дети ставятся на социально-педагогический учет, отдельные из них патронируются.

    Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь: постановку ребенка на учет, экспресс диагностику его состояния, решение вопроса о месте пребывания ребенка, информирование семьи (государственного учреждения) о месте пребывания, состоянии несовершеннолетних и программе дальнейшей работы с ним, организацию необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи, разработку и реализацию программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсацию утраченных социальных связей.. Работа направляется не только на ребенка, но и на его семью. Шакурова М. В.

    Федеральный закон

    Об основах системы профилактики безнадзорности

    и правонарушений несовершеннолетних

    Принят Гос.-ой Думой 21 мая 1999 г.,

    Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 г.

    (Извлечения)

    Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, , а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

    Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

    Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находиться в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, или совершает противонарушение или антиобщественное действия.

    Семья, находящаяся в социально- опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению или содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

    Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

    1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

    2. Выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

    3. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

    4. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.

    5. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступных и антиобщественных действий.


    Состав органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Все они взаимодействуют.

    • Органы внутренних дел

    • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

    • Органы опеки и попечительства

    • Органы по делам молодежи

    • Органы управления здравоохранением

    • Органы службы занятости

    • Органы управления социальной защиты населения:

    1. Социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

    2. Социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

    3) Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве

      • Органы управления образованием – специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа.

    1) специальные общеобразовательные школы открытого типа

    1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа

    2) специальные профессиональные училища открытого типа

    2) специальные профессиональные училища закрытого типа

    3) другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.

    3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа. (отставание в психическом развитии, но не психическое расстройство)


    В выше указанных учреждениях находятся дети, не старше 18 лет.

    В учреждения открытого типа принимают детей на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних, и заключения ПМПК и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, их родителей или законных представителей.

    В учреждения закрытого типа могут быть помещены дети в случаях, если они 

    А) осуждены за совершение преступных деяний и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренным часть 2 ст. 92 Уголовного кодекса РФ

    Б) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

    В) см. статья 20 часть 3.

    Никитина Н. И. Глухова М. Ф.

    Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

    Департамент, окружные и районные управления социальной защиты, стационарные учреждения, центры социального обслуживания, учреждения Государственной службы реабилитации инвалидов, Центр автоматизированного начисления социальных выплат и подготовки аналитической информации, Комплекс социальных жилых домов Митино, Государственное унитарное предприятие Московская социальная гарантия , центры помощи семье и детям и другие государственные учреждения, осуществляющие деятельность в области социальной защиты населения, образуют единую государственную систему социальной защиты населения Москвы.

    Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены ДСЗН Москвы и решают вопросы:


    • осуществления государственной политики в области социальной защиты граждан;

    • выявление и учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

    • содействие в активизации у граждан, обслуживаемых, возможности самореализации своих потребностей;

    • сбор основной информации об обслуживаемых лицах;

    • оказание социальных, бытовых, медицинских и иных услуг гражданам, в соответствии с гарантированным государством перечнем услуг.



    КАТЕГОРИИ ОБСЛУЖИВАЕМОГО НАСЕЛЕНИЯ
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта