Главная страница
Навигация по странице:

  • МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ Безопасность жизнедеятельности Основы безопасности труда

  • Практикум

  • Безопасность жизнедеятельности. Основы безопасности труда.: Практикум

  • 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 1.1. Методика проведения практических занятий

  • Расчетно-пояснительная записка к практическому занятию на тему


  • 1.4. Порядок выбора варианта задания практического занятия

  • 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ РИСКА ПРИ ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ОПЕРАТОРА ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ 2.1. Основные положения

  • Гипотетическая классификация видов потенциальных ошибок

  • Гипотетическая классификация причин ошибок

  • Номер по классификатору Причины ошибок Действующие факторы

  • 2010-БЖД Практикум. Высшего профессионального образования московский государственный университет приборостроения и информатики


    Скачать 3.55 Mb.
    НазваниеВысшего профессионального образования московский государственный университет приборостроения и информатики
    Анкор2010-БЖД Практикум.doc
    Дата30.01.2017
    Размер3.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла2010-БЖД Практикум.doc
    ТипПрактикум
    #1300
    страница1 из 23
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

    Безопасность жизнедеятельности

    Основы безопасности труда




    Практикум



    Практические занятия для

    экономических, юридических, управленческих специальностей

    Москва, 2010

    УДК 331.45

    Рекомендовано к изданию в качестве практикума

    редакционно-издательским советом МГУПИ
    И.Г. Гетия, С.И. Гетия, В.Н. Емец, Т.А. Комиссарова, С.М. Кривенцов, И.Н. Леонтьева, В.А. Муравьев, Л.Н. Скребенкова, В.К. Шумилин.

    Безопасность жизнедеятельности. Основы безопасности труда.: Практикум (сборник практических занятий для экономических, юридических, управленческих специальностей) / Под ред. Гетия И.Г. — М.: МГУПИ, 2010. – 136 с.: ил.

    Рецензент – д.т.н., проф. Б.С. Мастрюков (Национальный исследовательский технологический Университет «МИСиС»).


    Содержание практикума соответствует государственному образовательному стандарту дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы безопасности труда».

    Рассмотрены технические и организационные решения, обеспечивающие защиту от опасных и вредных факторов среды обитания человека.

    Практические занятия по содержанию максимально приближены к производственной сфере будущих выпускников данных специальностей.

    Каждое практическое занятие позволяет студенту глубоко разобраться с конкретным вредным или опасным фактором, произвести расчет и получить конкретную величину, сравнить с нормируемым параметром и предусмотреть конкретное мероприятие по снижению воздействия на человека.

    УДК 331.45

    © Коллектив авторов, 2010
    © МГУПИ, 2010





    СОДЕРЖАНИЕ




    1.

    Введение. Методические указания по проведению практических занятий (И.Г Гетия., С.М. Кривенцов)……………………

    4

    2.

    Определение значения риска при ошибочных действиях оператора технических систем (И.Г. Гетия, И.Н. Леонтьева) ….

    8

    3.

    Идентификация вредных факторов и оценка симптомов утомления на рабочем месте пользователя ПЭВМ (И.Г. Гетия, И.Н. Леонтьева, Л.Н. Скребенкова, С.М. Кривенцов)…..

    17

    4.

    Расчет интегральной балльной оценки и определение категории тяжести труда на рабочем месте (И.Г. Гетия, И.Н. Леонтьева, В.К. Шумилин) …..……………………………………….

    28

    5.

    Вредные вещества, воздействие и нормирование (В.Н. Емец, И.Г. Гетия, Л.Н. Скребенкова) …………………………………

    59

    6.

    Расчет общего освещения (И.Н. Леонтьева) …………….……

    68

    7.

    Нормирование электромагнитных полей промышленной частоты (С.М. Кривенцов) …………………………………………

    77

    8.

    Оценка возможности использования железобетонного фундамента здания в качестве защитного заземления (И.Г. Гетия, Т.А. Комиссарова) …………………………………………

    82

    9.

    Определение необходимой степени пыле- и влагозащиты электротехнических изделий по системе защиты «IP» (В.К. Шумилин, И.Г. Гетия) .…………………………………………

    85

    10.

    Определение категории пожароопасных помещений В1–В4 (И.Н. Леонтьева, В.А. Муравьев) ……………………….….….

    104

    11.

    Определение основных параметров на рабочем месте пользователя ПЭВМ (И.Н. Леонтьева, Л.Н. Скребенкова, С.И. Гетия) …….…………………………..………….……….……

    114


    ВВЕДЕНИЕ
    Цель методических указаний – познакомить студента с техническими и организационными решениями отдельных вопросов безопасности труда; обеспечить четкую организацию проведения практических занятий по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы безопасности труда», оформление отчета, максимально приближенное к оформлению курсовых и дипломных работ; дать возможность студентам, отсутствовавшим на практических занятиях, самостоятельно выбрать вариант задания, выполнить задание, оформить отчет и своевременно защитить его.
    1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

    ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
    1.1. Методика проведения практических занятий
    Порядок проведения практических занятий включает:

    - Краткое сообщение преподавателя о целях практического занятия, порядок его проведения и оформление отчета.

    - Выбор варианта задания.

    - Выполнение задания студентами.

    - Индивидуальные консультации преподавателя в ходе проведения практического занятия.

    - Подведение итогов практического занятия и подписание отчетов по практическому занятию преподавателем.

    - Информация о следующем практическом занятии.
    1.2. Порядок оформления отчета

    по практическому занятию
    Порядок оформления отчета по практическому занятию максимально приближен к порядку оформления курсовых и дипломных работ.

    Отчет по практическому занятию имеет следующую структуру и должен содержать:

    - Титульный лист (форма титульного листа приведена в приложении).

    - Исходные данные практического занятия в соответствии с заданным вариантом.

    - Выполненное задание.

    - Список использованных источников.
    Приложение

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ


    Кафедра «Экология и безопасность жизнедеятельности»


    Расчетно-пояснительная записка

    к практическому занятию на тему:

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ф.И.О. студента

    Группа

    Шифр студента

    Вариант №

    Подпись студента

    Подпись преподавателя

    Дата выполнения




    Москва, 2010 г.

    Отчет выполняется на листах бумаги формата А4 по ГОСТ 7.32-91 (формат 210297 мм).

    Текст отчета следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, верхнее, левое и нижнее – 20 мм.

    Страницы, разделы и подразделы отчета нумеруют арабскими цифрами.

    Иллюстрации, таблицы и формулы, если их в тексте более одной, нумеруют арабскими цифрами.

    Все иллюстрации обозначают «рисунок» и номером, например, «Рисунок 5», «см. рисунок 5» (при ссылке на рисунок в тексте).

    Все рисунки должны иметь название, а при необходимости поясняющие данные – подрисуночный текст.

    Наименование рисунка и подрисуночный текст помещают под иллюстрацией.

    Слово «Таблица» пишут вначале строки, после чего следует номер таблицы и через тире наименование таблицы.

    При ссылке в тексте следует писать слово «таблица» с указанием ее номера, например «в таблице 4».

    Номер формулы указывают справа на уровне формулы в круглых скобках.

    Ссылки в тексте на номер формулы дают в круглых скобках, например, «в формуле (3)».

    Расчетная формула записывается в общем виде с последующей расшифровкой. Затем в формулу подставляют величины входящих в нее параметров в той последовательности, в какой они приведены в расчетной формуле, и, наконец, приводят результат вычисления.

    Расшифровку символов и числовых коэффициентов приводят непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в ней, с новой строки. Расшифровку начинают со слова «где» без двоеточия после него.

    Для всех величин и коэффициентов должна быть указана их размерность в системе СИ.

    Список использованных источников должен быть составлен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-91.

    Ссылки на использованные литературные источники следует записывать арабскими цифрами в прямых скобках, указывающими порядковый номер источника по списку, например [15].
    1.3. Порядок отчетности по практическому занятию
    Студенты, отсутствующие на практическом занятии, выполняют задания практического занятия самостоятельно, получая, при необходимости консультацию у преподавателя.

    Структура отчета состоит из трех частей.

    1. Исходные данные

    2. Расчетная часть или порядок выполнения расчета (или оценки).

    3. Список использованных источников.

    Не зачтенный отчет по практическому занятию должен быть исправлен и повторно проверен преподавателем.

    Все замечания преподавателя в отчете по практическому занятию должны быть исправлены до экзамена.

    Все отчеты по практическим занятиям, проверенные и подписанные преподавателем сброшюрованные в итоговый отчет в следующей последовательности: титульный лист, бланки лабораторных работ, отчеты по практическим занятиям, домашняя работа, промежуточное тестирование.

    Итоговый отчет просматривается преподавателем на предмет наличия всех материалов по дисциплине и ставится подпись на титульном листе.

    Без предъявления подписанного итогового отчета студент к экзамену не допускается.
    1.4. Порядок выбора варианта задания

    практического занятия
    На практических занятиях студенты выбирают свой вариант по первой букве фамилии и последней цифре учебного шифра. Например. Фамилия студента Артамонов А.А. и шифр 55103. Вариант по первой букве фамилии с 01 по 10 и последняя цифра шифра 3, т.е. вариант номер 03.
    2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ РИСКА

    ПРИ ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ОПЕРАТОРА

    ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
    2.1. Основные положения
    В тех случаях, когда негативное воздействие на среду обитания (техносферу) достигает чрезмерных значений (например, при авариях) в качестве критерия безопасности принимают допустимую вероятность (риск) возникновения события.

    Риск – вероятность реализации негативного воздействия в зоне пребывания человека.

    Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации технических систем и технологий оцениваются на основе теоретических исследований или статических данных.

    Анализ ошибок персонала при управлении технической системой и в определенных условиях (вид работы) включает определение цели; идентификацию вида потенциальной ошибки; идентификацию последствий; идентификацию возможности исправления ошибки; идентификацию причины ошибки; выбор метода предотвращения ошибки; оценку вероятности ошибки; оценку вероятности исправления ошибки; расчет риска и сравнение с величиной приемлемого риска; выбор путей снижения риска [1].

    Ошибки, совершаемые операторами технических систем, приводят к авариям (пожары, взрывы, механические повреждения, выбросы токсичных химических веществ, проливы химически вредных и пожароопасных жидкостей и т.д.), несчастным случаям (травмы, летальные исходы и т.д.), катастрофам.

    Все совершаемые ошибки классифицированы.
    2.2. Методика расчета
    В данном практическом занятии расчет риска производится на основании возможных видов потенциальных ошибок, совершаемых операторами, и причин ошибок (таблица 2.1 и таблица 2.2) [1], ориентировочных значений вероятности ошибок оператора и ориентировочных значений вероятности исправления ошибок оператора (таблица 2.3 и таблица 2.4) [1].

    Для сравнительной оценки значение риска (R) определяется по формуле (2.1) [1]:


    R = Pon (1 – Pис) U ,


    (2.1)

    где Pon – вероятность ошибки оператора;

    Pис – вероятность исправления ошибки оператора;

    U – величина, измеряющая последствия ошибки.

    Таблица 2.1 – Гипотетическая классификация видов потенциальных

    ошибок


    Номер по классификатору

    Виды потенциальных ошибок

    Д 1

    Пропуск действия

    Д 2

    Неправильное действие

    Д 3

    Действие в неправильном направлении

    Д 4

    Много действий

    Д 5

    Мало действий

    Д 6

    Неправильные действия на правильную цель

    Д 7

    Правильные действия на неправильную цель

    Д 8

    Преждевременное действие

    Д 9

    Запоздалое действие

    Д 10

    Слишком длительное действие

    Д 11

    Слишком короткое действие

    Д 12

    Неправильный порядок действия

    Д 13

    Вредное дополнительное действие


    Таблица 2.2 – Гипотетическая классификация причин ошибок


    Номер по

    классификатору

    Причины ошибок

    Действующие

    факторы

    П 1

    Инструкция

    Внешние факторы

    П 2

    Информация

    П 3

    Организация

    П 4

    Эргономика

    П 5

    Условия работы

    П 6

    Постановка цели

    П 7

    Опыт

    Внутренние факторы

    П 8

    Умение

    П 9

    Знания

    П 10

    Мотивация

    П 11

    Психологическое напряжение

    Факторы стресса

    П 12

    Физиологическое напряжение
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
    написать администратору сайта