Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель

  • Форма проведения

  • Ход мероприятия

  • Итог мероприятия

  • Доклад к родительскому собранию: «Дидактическая игра – эффективное средство формирования словаря».

  • Анкета для родителей

  • Материалы для творческой работы родителей

  • Шмидт Виктория Сергеевна ВКР 2019 1. Выпускной квалификационной работы Формирование словаря у детей среднего дошкольного возраста


    Скачать 240.58 Kb.
    НазваниеВыпускной квалификационной работы Формирование словаря у детей среднего дошкольного возраста
    Дата14.05.2019
    Размер240.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШмидт Виктория Сергеевна ВКР 2019 1.docx
    ТипДокументы
    #77061
    страница8 из 8

    Подборка по базе: Еда на выпускной.docx, из опыта работы.docx, Форма справки с места работы Св..docx, Режим работы Симферопольского суда.docx, ПР 01 Определение идеи проекта. Формирование целей проекта в рам, ТЕКСТ ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ТГП НЕ УДАЛЯТЬ.docx, Б1 Б20 МСС метод указ по выполн контр работы по механике спл сре, Проект дипломной работы.docx, Инструкция по проведению диагностической работы_Я_сдам_ЕГЭ_3срез, Белоусов Е.Д., Вершинина О.С. Малярные и штукатурные работы.doc.
    1   2   3   4   5   6   7   8



    Приложение 9.

    Сценарий родительского собрания


    Родительское собрание №1



    «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

    Цель: создание благоприятных условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

    Задачи:

    1. Познакомить родителей воспитанников с содержанием работы по развитию речи детей средней группы;

    2. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

    Форма проведения: игра-занятие.

    Участники: воспитатель, родители.

    План проведения:

    Вступительная часть – объявление темы и целей собрания.

    Организованная образовательная деятельность с детьми (занятие по развитию речи).

    Выступление воспитателя Супрунюк Л,Р, «Характеристика речи детей 5 года жизни»

    «Чашку чаю я налью, про речь я нашу расскажу» - советы родителей воспитанников по развитию речи детей в домашних условиях.

    Домашнее задание для родителей: рассказать о развитии речи детей в домашних условиях (как вы это делаете, что используете).

    Ход мероприятия:

    -Добрый день, уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами, чтобы вместе поговорить о развитии речи наших детей.

    -Уважаемые родители, как вы считаете, отчего зависит успешное речевое развитие ребенка? Выберите на карточке правильный ответ, докажите, приведите личный пример.

    Факторы успешного развития речи ребенка (карточки для родителей приготовить заранее):

    От эмоционального общения родителей с ребенком с младенческого возраста;

    От общения ребенка со сверстниками;

    От строения артикуляционного аппарата;

    От речи взрослых (как образец для детей);

    От развития мелкой моторики;

    От чтения детям художественной литературы;

    От игр ребенка со взрослыми и сверстниками.

    Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

    -Речь не передается по наследству, дети перенимают опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от своих родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей детей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

    -Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).

    Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, они неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

    -Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда.

    -Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребенка.

    Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учите наблюдать, сравнивать предметы и явления.

    Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

    Если ваш ребенок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

    Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

    Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

    -Большое внимание уделяйте заучиванию и чтению стихотворений, учите читать стихи выразительно, громко, четко проговаривая все слова, неторопливо.

    -Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.

    Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

    Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи , звуковые игры и упражнения.

    Характеристика речи детей пятого года жизни:

    -Главное направление в развитии речи детей на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

    Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;

    В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:

    • Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

    • У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)

    • Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

    -Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

    -А теперь предлагаю поделиться своим опытом и рассказать, как вы дома развиваете речь своего ребенка? Что используете, для того чтобы речь ребёнка была красивой, эмоционально-выразительной.

    К концу года дети средней группы могут:

    • Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;

    • Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов;

    • Понимать и употреблять слова-антонимы, образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница);

    • Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;

    • Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

    • Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого, повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;

    • Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;

    • Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

    -А сейчас я предлагаю совместно с вами составить альбом по развитию речи «Речевичок», где вы сможете разместить свои игры, упражнения, стишки, потешки по развитию речи детей.
    Итог мероприятия:

    -Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. На нашем мероприятии мы узнали много нового, что поможет в дальнейшем совместными силами эффективнее развивать речь наших детей. Всем до свидания!
    Доклад к родительскому собранию: «Дидактическая игра – эффективное средство формирования словаря».
          В дошкольном возрасте одной из главных задач воспитания и образования является обучение родному языку. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего развития ребенка. В системе работы ДОУ по развитию речи обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают большое место. И это закономерно. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения ребенка. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение. Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Для развития словаря важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Активный образ жизни ребенка предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

          Развитие речи у ребенка происходит с определенной постепенностью. Так усвоение частей речи происходит со следующей последовательностью: существительные –  это обычно первые слова, глаголы появляются почти одновременно с существительными, наречия – несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются. Прилагательные начинают употребляться в речи гораздо позднее, затем наречия, числительные и служебные слова. Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.

          Лингвисты подразделяют детей на  возрастные группы, выделяя этапы формирования лексики у детей.

    Вторая младшая группа. У детей трех лет непрерывно идет процесс увеличения словаря. Если в два года у ребенка словарный запас составляет 250 – 300 слов, то в три года он имеет, как правило, 800 – 1000 слов.

    Средняя группа. К четырем годам активный словарь достигает 1900 – 2000 слов.

    Старший возраст. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500 – 3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода.

    Подготовительная группа. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой словарный запас –3000 – 3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими.

          Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

          В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра.

        «Игра – это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого» (А.С.Спиваковская). Игровые методы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным приемом является дидактическая игра. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности. Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.  Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера. Ею руководствуются взрослые, применяя ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

          В детском саду используются дидактические игры для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменение и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.  Дидактическая игра – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

          В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям младшего дошкольного возраста, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

          Настольные печатные игры, также как и игры с предметами основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (транспорт, одежда), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

          Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Например, «Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Назови ласково».

          Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания. Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников. Роль воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.

          В  дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные виды дидактических игр для развития словаря дошкольников. Следует только отметить, что подбирать игровой материал педагоги должны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и задачами словарной работы.

    Уважаемые родители: - чаще  играйте с детьми в разнообразные  дидактические игры: настольные, словесные, игры с предметами;

    - если ребёнок просит вас поиграть с ним, не отказывайте ему и себе в этом удовольствии;

    - станьте партнером для ребенка в игре;

    - не забывайте радоваться успехам детей, поддерживать хвалить их.

      Таким образом, использование дидактических игр способствует развитию

    речевой активности детей. Развитие  в ходе игровой деятельности речи дошкольников – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

    Анкета для родителей

    1. Какие условия созданы в семье для игр ребенка? (наличие игрового уголка, места и времени для игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка)

    2. Есть ли у ребенка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?

    3. Кто и как часто покупает игрушки? По какому принципу осуществляется выбор игрушки?

    4. Часто ли ребёнок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях?

    5. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Что вызывает трудности?

    6. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети, организуют ли старшие дети игры?

    7. В какие игры чаще всего играет ребенок?

     

    Материалы для творческой работы родителей

    1. Скорлупа от яиц.

    2. Макаронные изделия.

    3. Манка и фасоль.

    4. Горох.

    5. Геркулес.

    6. Различные мелкие крупы.

    7. Сухие завтраки « Колечки» и т. п.

    8. Пластилин.

    9. Картонные заготовки (круг, овал, квадрат)
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта