Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема «Труд водителей транспорта»

  • Словарь синонимов для средней группы

  • Словарь антонимов для средней группы

  • Вывод по первой главе

  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию словаря детей среднего дошкольного возраста 2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы на

  • Шмидт Виктория Сергеевна ВКР 2019 1. Выпускной квалификационной работы Формирование словаря у детей среднего дошкольного возраста


    Скачать 240.58 Kb.
    НазваниеВыпускной квалификационной работы Формирование словаря у детей среднего дошкольного возраста
    Дата14.05.2019
    Размер240.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШмидт Виктория Сергеевна ВКР 2019 1.docx
    ТипДокументы
    #77061
    страница5 из 8

    Подборка по базе: Еда на выпускной.docx, из опыта работы.docx, Форма справки с места работы Св..docx, Режим работы Симферопольского суда.docx, ПР 01 Определение идеи проекта. Формирование целей проекта в рам, ТЕКСТ ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ТГП НЕ УДАЛЯТЬ.docx, Б1 Б20 МСС метод указ по выполн контр работы по механике спл сре, Проект дипломной работы.docx, Инструкция по проведению диагностической работы_Я_сдам_ЕГЭ_3срез, Белоусов Е.Д., Вершинина О.С. Малярные и штукатурные работы.doc.
    1   2   3   4   5   6   7   8

    1.3. Содержание работы по формированию словаря у детей среднего дошкольного возраста


    Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной.[19]

    Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения. Ее содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности.

    С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности.

    Прежде всего, дети усваивают:

    1. Бытовой словарь: название частей тела, лица; название игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

    2. Природоведческий словарь: названия явлений природы, растений, животных;

    3. Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);

    4. Эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный); качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок); образование синонимов (пришли, приплелись; засмеялись, захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственном лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый);

    5. Лексику, обозначающую время, пространство, количество .

    В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные понятия (добро, зло, красота и др.).освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные и наречия.

    На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В.И. Логинова выделила три таких направления:

    1. Расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

    2. Усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

    3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

    Особо следует отметить, что в детском саду словарная работа проводится прежде всего в ономасиологическом аспекте (обращается внимание на названия объектов – Как называется это?). Кроме того, следует выделить также работу над смысловой стороной речи, над семантикой слова, т.е. семасиологический аспект (обращается внимание на само слово – Что значит это слово?). Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, развивать ориентировку в сочетаемости слов.

    Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать толкование слов и словосочетаний.

    Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.

    В программах дошкольных учреждений не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения. Учитывая потребности практики, в ряде исследований предпринята попытка создания примерных словарей-минимумов для детей разных возрастных групп. Словники-перечни составляются на основе анализа содержания раздела, установления межпредметных и межтематических связей

    При отборе слов учитываются следующие критерии:

    1. Коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей;

    2. Необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендованных программой детского сада;

    3. Частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети;

    4. Отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, т.е. по степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм;

    5. Учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы;

    6. Значимость слова для решения воспитательных задач;

    7. Значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений;

    8. Отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия). Распределение лексики по частям речи нацеливает педагога на работу со всеми лексическими категориями.

    В качестве примера в таблице 2 можно привести ориентировочные словари-минимумы для детей среднего дошкольного возраста.
    Тема «Труд водителей транспорта»

    Словарь выделен на основе анализа понятия «труд» и содержания системных знаний детей среднего возраста о труде людей.

    Таблица 2. Словарь-минимум для детей среднего дошкольного возраста


    Слова, обозначающие трудящегося человека

    водитель, шофер

    Слова, обозначающие качества, признаки предметов

    автобусный, блестящий, большой, быстрый, грязный, деревянный, длинный, жесткий, круглый, красивый, маленький, металлический, мягкий, новый, пассажирский, пластмассовый, прямой, просторный, светлый, стеклянный, резиновый, ровный, теплый, трамвайный, троллейбусный, тяжелый, удобный, узкий, чистый, широкий

    Слова, связанные с понятием «транспорт»

    автобус, автомобиль, асфальт, багажник, бензин, билет, вагон, гараж, груз, грузовик, дорога, дуга (трамвая), дверь, «дворники», кнопка, кабина, колесо, крыша, кузов, машина, мотор, мостовая, номер, окно, пассажир, подфарник, педаль, пешеход, провод, остановка, рельсы, ручка, рычаг, самосвал, светофор, сиденье, такси, трамвай, транспорт, фары, шоссе, штанги (троллейбуса), шина

    Слова, обозначающие действия

    водить, возить, входить, выходить, включать, выезжать, гудеть, заводить, закрывать, заправлять, зацеплять, ездить, наливать, объявлять, открывать, останавливать, освещать, перевозить, подъезжать, покупать, предупреждать, продавать, ремонтировать, садиться, сваливать, смотреть, тормозить, сигналить, управлять, ухаживать, чистить

    Слова, способствующие углублению положительного отношения к трудящемуся человеку

    вежливый, внимательный, заботливый, старательный; аккуратно, быстро, дружно, старательно, хорошо


    Словарь синонимов для средней группы:

    Дети – малыши, ребята, детвора.

    Дом – избушка, хатка.

    Грустный – печальный, невеселый, нерадостный.

    Бежать – мчаться, нестись, пуститься без оглядки.

    Веселиться – радоваться, улыбаться, смеяться, хохотать.

    Идти – шагать, топать, брести, идти еле-еле.

    Плакать – реветь, рыдать, заливаться слезами.

    Друг – товарищ, дружок, приятель.

    Работа – труд, занятие, дело.

    Ветер – буря, ураган.

    Ненастный – пасмурный, хмурый.

    Убегать – мчаться, удирать, нестись что есть мочи и др.
    Словарь антонимов для средней группы:

    День – ночь, свет – темнота, радость – печаль, чистота – грязь, вход – выход, жара – холод, друг – враг, правда – ложь, труд– безделье, восход – закат, веселье – скука, радость – горе, тишина – шум, смех – плач, начало – конец и др.

    Вставать – ложиться, поднимать – опускать, строить – разрушать, зажигать – тушить, шагать – стоять, разрешать – запрещать, помогать – мешать, смеяться – плакать, улыбаться – хмуриться, хвалить – ругать, любить – ненавидеть, радоваться – печалиться, веселиться – скучать, говорить – молчать, засыпать – просыпаться, здороваться – прощаться, кричать – шептать, начинать – заканчивать.

    Высокий – низкий, широкий – узкий, глубокий – мелкий, толстый – тонкий, мягкий – твердый, сладкий – горький, громкий – тихий, холодный – горячий, радостный – печальный, добрый – злой, веселый – грустный, здоровый – больной, смелый – трусливый, нежный – грубый, быстро – медленно, громко – тихо, чисто – грязно, можно – нельзя, вместе – по одному [15].

    Для организации целенаправленной и систематической работы над смысловой стороной слова целесообразно наметить перечень синонимических рядов, антонимов, многозначных слов.

    Примерный природоведческий словарь (для подготовительной к школе группы из исследования М.В. Максимовой)

    Белый, багряновый, желтоватый, желтый, зеленый, зеленоватый, золотой, коричневый, коричневатый, красный, красноватый, оранжевый, рыжий, серый, темно-зеленый, черный и др.

    Апельсиновый, арбузный, вишневый, грушевый, земляничный, капустный, картофельный, клубничный, клюквенный… березовый, дубовый, ивовый, кленовый, липовый, осиновый, рябиновый, сосновый, тополиный, хвойный… верблюжий, волчий, енотовый и др.

    Ароматный, бархатный, белоствольный, блестящий, ветвистый, вкусный, вялый, гибкий, гладкий, глухой, гнилой, горький, душистый, извилистый, клейкий, колючий, крепкий, кудрявый, липкий, могучий, молодой, мягкий, нежный, овальный, округлый, пахучий, приятный, продолговатый, пушистый, пышный, свежий, сильный, слабый, спелый, старый, сухой, твердый, темный, шероховатый, шумный, яркий и т.п.

    Большой, весенний, высокий, голый, густой, длинный, злой, короткий, крупный

    Словарная работа в средней группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть методические вопросы, важные для всех возрастных групп.

    Прежде всего это вопрос о принципах словарной работы, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы. К таким принципам относятся:

    • единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;

    • опора на активное и действенное познание окружающего мира; связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;

    • использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;

    • решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;

    • семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование) [4].

    Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

    1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно

    увеличивающимся кругом предметов и явлений.

    2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

    3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

    Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании.

    Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

    Комплексные программы для образования дошкольников средней группы предъявляют к активному словарю детей определенные требования. Неоднократно подчеркивается, что дети должны не только знать что-то об окружающем мире, но и уметь выразить свои знания в словах, назвать воспринимаемый предмет.

    Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий; наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и другие наглядные методы продолжают занимать ведущее место. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение).

    Рассматривание предметов и живых объектов также усложняется. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов.

    Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий.

    Вывод по первой главе:

    Содержание словарной работы в среднем дошкольном возрасте прежде всего определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной [19].

    В среднем дошкольном возрасте продолжают формировать словарь, характеризующий качества и свойства предметов и материалов. Усложнение занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств. Так, дети обследуют и сравнивают разные сорта бумаги, ткани, вещи из стекла и фаянса, цветного стекла, металла и дерева, пластмассы, закрепляют и углубляют значения уже известных слов, узнают новые слова.

    В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (форма, цвет, величина, вкус), свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

    На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется.

    Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать толкование слов и словосочетаний.

    Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.

    В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения. Учитывая потребности практики, в ряде исследований предпринята попытка создания примерных словарей-минимумов для детей разных возрастных групп. Словники-перечни составляются на основе анализа содержания раздела, установления межпредметных и межтематических связей [5].

    Таким образом, при подборе слов для развития словаря детей среднего дошкольного возраста учитываются следующие критерии: коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей; необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендованных программой детского сада; частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети; отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, т.е. по степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм; учет уровня овладения лексикой родного языка детьми средней группы; значимость слова для решения воспитательных задач; значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений; отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия). Распределение лексики по частям речи нацеливает педагога на работу со всеми лексическими категориями.

    Для организации целенаправленной и систематической работы над смысловой стороной слова целесообразно наметить перечень синонимических рядов, антонимов, многозначных слов.
    Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию словаря детей среднего дошкольного возраста

    2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы на

    констатирующем этапе
    Цель эксперимента: выявить уровень словарного запаса детей среднего дошкольного возраста; проанализировать условия в ДОУ по организации дидактических игр, провести анализ сформированности словарного запаса детей дошкольного возраста.

    Исследование проводилось с детьми среднего дошкольного возраста на базе ГККП детский сад «Арай».

    На констатирующем этапе были проанализированы планы воспитательной работы Лилии Раисовны и Ирины Федоровны. Анализ, которых позволил сделать вывод, что по проблеме формирования словаря работа осуществляется частично. В виде чтение русских народных сказок («Теремок» «Три поросенка», «Петушок и золотое зернышко» и т.д.), проведения дидактических игр (Кто больше слов скажет, когда это бывает, Большой – маленький, «Найди картинку» и т.д.) основная цель, которых

    обогащение и формирование словаря детей.

    Художественно-речевая среда группы соответствует программе дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В группе имеется различный дидактический материал в виде пособий по лексическим темам: «Назови животного», «Времена года», «Растения и деревья». Данный материал в виде пособий, игр, альбомов загадок и картин, позволяют расширить как пассивный так активный словарь ребенка, вводит в речь название предметов и их свойств и качеств.

    Проанализировав речь воспитателей данной возрастной группы, мы пришли к выводу, что речь воспитателей соответствует педагогическим требованиям. Речь ясная, четкая, внятная, с чистым звукопроизношением. Также отметили, что речь доступна детям по содержанию. Тон речи обычно вежливый и доброжелательный, не только с детьми, но и со всеми окружающими. Воспитатели умеют вести диалог как с родителями и коллегами, так и с детьми.

    Первым этапом исследовательской работы было анкетирование воспитателей ГККП детский сад «Арай» Лилии Раисовны и Ирины Федоровны. Проанализировав ответы воспитателей можно сделать вывод, что педагоги по проблеме формирования словаря детей достаточно компетентны, это проявлялось в:

    - знании уровня сформированности словаря детей …на данный период времени

    - владении представлениями о способах формирования словаря (посредством, чтение художественной литературы, проведением дидактических, подвижных игр.)

    Следующим этапом исследовательской работы было анкетирование родителей воспитанников среднего дошкольного возраста ГККП детский сад «Арай» Проанализировав ответы родителей можно сделать вывод, что:

    70% родителей считают, что словарь детей на данном периоде достаточно развит. Родители смогли ответить с помощью, каких средств необходимо формировать словарь детей (чтением и заучиванием стихотворений, художественной литературы, скороговорок, пословиц)

    26% - указали на то, что уровень словарного запаса детей для данного возраста сформирован недостаточно. В своих ответах родители указали, что необходимо чаше играть с детьми в различные игры, больше читать художественной литературы, вводить в речь детей новые незнакомые слова, рассматривать картины, предметы и игрушки.

    4% - привели примеры игр, которые они самостоятельно проводят со своими детьми, указывая на то, что они словесные и развивают речь ребенка, в том числе и словарь («Кто больше слов скажет», «Придумай и расскажи сказку», «Составь слово».).

    Анализ полученных данных показал, что родители имеют неполные знания о процессе формирования словаря и использовании дидактических игр, как широко распространенного средства его формирования.

    (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

    Для определения уровня сформированности словаря детей нами была подобрана диагностика уровня словаря, авторы которой Татьяна Павловна Колодяжная и Ирина Андреевны Маркарян. [16]. Весь материал подбирался для обследования на максимальную доступность для детей. Детям предлагается 2 задания. В каждой серии оценка по всем заданиям давалась в количественном выражении (по баллам).

    Три – балла – за правильный и точный ответ данный ребенком самостоятельно – высокий уровень (В).

    Два балла получал ребенок, допустивший небольшую неточность по наводящим вопросам – средний уровень (С).

    Один балл ставится ребенку, если он не соотносил ответ с вопросом взрослого, повторял за ним слова, либо не понял задания – низкий уровень (Н). (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

    Система заданий:

    1.Пересказать небольшое по объему знакомое литературное произведение.

    2.Объеснить лексическое значение слова.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта