Главная страница
Навигация по странице:

  • Литература

  • Министерство образования Республики Беларусь

  • Институт инклюзивного образования Кафедра логопедии

  • усрс. пед сит. Варианты решения проблемы


    Скачать 20.69 Kb.
    НазваниеВарианты решения проблемы
    Дата16.11.2018
    Размер20.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаусрс. пед сит.docx.docx
    ТипДокументы
    #56697

    1. Ситуация с ребенком, имеющего невротическую форму заикания. Так как у детей с данным нарушением повышена тревожность, характерна неспособность управлять своими эмоциями, неуверенность в своих силах, а так же отсутствие веры в свои возможности, то вполне вероятно наличие трудностей при демонстрации своих знаний. Динамика речевого нарушения при невротической форме заикания характеризуется рецидивирующим течением, временами речь становится совершенно плавной, судорожные запинки полностью отсутствуют, но при малейшем эмоциональном напряжении или утомлении заикание появляется вновь.

    Пример: ученик отвечая у доски стихотворение не имеет возможности рассказать его до конца, так как его запинки вызывают неодобрение со стороны сверстников. Ребенок не дошел даже до середины, как фоне страха выбежал из кабинета. Данная ситуация может сдать подкреплением при формировании логофобии и педагогу в обязательном порядке следует принять соответствующие меры.

    Варианты решения проблемы:

    1)провести с классом повторную (если до повторной она уже проводилась) беседу, где следует объяснить значимость поддержки одноклассников, при этом делая попытки поставить их в ситуацию ребенка с заиканием.

    2) в том случае развития событий, когда ребенок уже выбежал из класса, следует немедленно оказать ребенку поддержку, а в первую очередь позаботиться о его безопасности и обеспечить надзор.

    3) за день до демонстрации знаний было бы уместно «отрепетировать» ответ ученика при близких знакомых ребенка и просто знакомых. Научить фокусировать внимание на людях, с кем ребенок свободно общается и акцентировать внимание на положительных моментах работы ребенка.

    4)вовремя оградить ребенка от насмешек и передразниваний со стороны нормально говорящих детей.

    5) перед ответом ученика необходимо создать положительную эмоциональную обстановку, на его протяжении не торопить ребенка, а также не исправлять его в процессе речи.

    2. На уроке труда (6 класс) по теме: «Сборка механизмов из лего-конструкторов» ученики выполняли соответствующую практическую деятельность. Так как для детей с тяжелыми нарушениями речи характерна двигательная расторможенность, недоразвитие мелкой моторики (недостаточная координация пальцев кисти рук), некоторое отставание в развитии двигательной сферы (недостаточная координация движений, снижение ловкости и скорости их выполнения), а также отклонения в эмоционально-волевой сфере (повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость), то это может вызывать значительные трудности при выполнении заданий с мелкими деталями. Также ситуацию может осложнять тот факт, что в классе интегрированного обучения ребенок с тяжелыми нарушениями речи может на фоне одноклассников чувствовать себя неполноценным. При неудачах его поведение может выйти из-под контроля, особенно при наличии подкрепления его агрессивных вспышек со стороны одноклассников.

    Пример: ученик на уроке труда не справляется с заданием, которое дал ему преподаватель. Путает постановку деталей, не успевает за остальными. Одноклассники критически оценивают его деятельность, при этом ребенок слышит смешки в свой адрес от ученика, с которым часто конфликтовал. На фоне эмоциональной вспышки ученик с ТНР берет в руки свою работу и с силой кидает ее в ученика, который являлся источником насмешек. Тот, в ответ, продолжает конфликт и в целях защитить свой авторитет среди остальных одноклассников намеревается устроить драку.

    Варианты решения проблемы:

    1)Первоочедной задачей, которую следует выполнить учителю, это разнять детей по противоположным сторонам друг от друга и изолировать их (на время) от одноклассников. В дальнейшем стоит провести с ними беседу, затрагивающую аспекты правил поведения в обществе, а ребенку с ТНР следует объяснить его особенности деятельности и индивидуальный темп работы. Что ему нужно немного больше времени для достижения желаемого результата и это не делает его хуже остальных.

    2) предложить стимул работать сообща и совместно, оказывая друг другу посильную помощь.

    3) в случае отсутствия достижения компромисса, следует побеседовать с классом вне присутствия конфликтующих учеников и попытаться донести до них значение их понимания и поддержки, а так же попытаться настроить их на возможную помощь ребенку с ТНР.

    Работа с самим ребенком, имеющего тяжелые нарушения речи:

    1. выразить понимание чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»; затем переключить внимание ребенка, например предложить выполнить какое- либо задание, позитивно обозначить его поведение: «Ты злишься, потому что устал». Поскольку агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребенка (подростка) и постараться переключить его на что-то другое.

    2. В момент агрессии описать поведение ребенка словами, например:

    -«Ты ведешь себя агрессивно» (констатация факта);

    -«Ты злишься?» (констатирующий вопрос);

    -«Ты нарушаешь правила поведения» (апелляция к правилам).

    Описывая поведение ребенка, проявлять спокойствие, доброжелательность и твердость. Акцент делать только на поступке, чтобы ребенок (подросток) не услышал в интонации, что педагог против него. Не вспоминать аналогичное его поведение в прошлом. Когда ребенок успокоится, следует подробно обсудить с ним ситуацию и объяснить, почему его поступок неприемлем. делать акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумать вместе с ним (без свидетелей), какое поведение в данном случае было бы более приемлемым.

    3. Дети с тяжелыми нарушениями речи трудно сохраняют усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. школа требует от него контроля за поведением, способности управлять своими эмоциями, концентрировать внимание. В результате этого неуспеваемость по предметам становится следствием этой самой невнимательности.

    Пример: ребенок с ТНР на занятии не сконцентрирован на выполнении заданий и словах учителя. Часто смотрит в окно, осуществляет действия, не связанные с выполнением задания, что влияет на качество выполняемой работы и на продуктивность деятельности в целом. На замечания педагога не реагирует или концентрирует внимание на небольшой промежуток времени. При переходе на самостоятельный вид деятельности ребенок растерян, отказывается выполнять задание.

    Варианты решения проблемы:

    1) активное использование приемов активизации умственной деятельности в процессе занятий (особенно при обучении языку – прием сравнения);

    2)В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольный вид внимания. Непроизвольное внимание не требует усилий и возникает само по себе. Оно проявляется в реакции ребенка на все яркое, шумное и не обычное, поэтому в данный период легко заинтересовать его чем-то новым, привлекательным. Можно применить интересные игры и упражнения в процессе занятий (направленные на развитие устойчивости внимания) , а также поощрения и награды, что будет способствовать повышению мотивации к обучению.

    3)следует использовать наглядные средства с учетом интересов детей , что будет положительно влиять как на ребенка с ТНР, так и на остальных детей, на их заинтересованность в преподносимой информации.

    4)использование различных видов помощи ученику

    5) преподносимый учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта обучающегося, включая опыт его предшествующего обучения.

    6) делать упор на творческом выполнении задания, тем самым способствуя самовыражению ребенка и его заинтересованности в выполнении.

    7) При подборе заданий стимулировать обучающегося самостоятельно принять решение о способе выполнения задания (например: выучить наизусть полюбившуюся чистоговорку, заштриховать понравившуюся фигуру, прописать самый интересный элемент чистописания).

    Литература:

    1) Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской

    . —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

    2)Сыс, Л. А. Формирование коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых в процессе логопедической работы : учеб.-ме- тод. пособие / Л. А. Сыс. – Минск : БГПУ, 2010. – 76 с.

    3) Калягин В.А. Коммуникативные аспекты индивидуальных стилей пове- дения при нарушениях речи // Практическая психология и логопедия. 2005.№1.–С.52–53.

    4) Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / К.В. Комаров. – М., 1982.

    Министерство образования Республики Беларусь

    Учреждение образования

    «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    имени Максима Танка»

    Институт инклюзивного образования

    Кафедра логопедии

    Управляемая самостоятельная работа по дисциплине:

    «Логопедия (Нарушения темпо-ритмической организации речи)»

    Тема: «Нарушения темпа речи, аспектный анализ»

    Выполнила:

    студентка дневного отделения

    группы №280516

    Копач Мария Максимовна

    Минск, 2018

    \

    Литература

    написать администратору сайта