Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Политология
Социология
История
Информатика
Физика
Математика
Вычислительная техника
Культура
Промышленность
Энергетика
Искусство
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Геология
Экология
Начальные классы
Доп
Строительство
образование
Механика
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Дошкольное образование
Классному руководителю
Другое
Иностранные языки
Физкультура
Казахский язык и лит
География
Технология
Школьному психологу
Логопедия
Директору, завучу
Языки народов РФ
ИЗО, МХК
Музыка
Астрономия
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу

Конспект урока в 11 кл.. Урок русского языка по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"


Скачать 27.43 Kb.
НазваниеУрок русского языка по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"
Дата05.12.2018
Размер27.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонспект урока в 11 кл..docx.docx
ТипУрок
#58971

Урок русского языка по теме

"Знаки препинания при однородных членах предложения"

Цели:

  • обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»,

  • закрепить умения постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами с целью их практического применения на ЕГЭ;

  • развивать регулятивные универсальные учебные действия : целеполагание, планирование и организацию деятельности; познавательные исследовательские действия : поиск информации, переработку и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

  • развивать культуроведческую компетенцию;

Оборудование: распечатки заданий (Приложение 1, 2, 3), учебник В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко Русский язык. 10-11-ый классы; мультимедийная презентация «Однородные члены предложения», таблица «Пунктуация в предложении с однородными членами», репродукции картин М.Врубеля, фрагменты классической музыки эпохи Серебряного века (С.Рахманинов - Вокализ; С.Рахманинов - Нежность).

Ход урока

I. Организация урока. Позитивный настрой на урок.

Вступительное слово учителя. Запись числа, классной работы, тема пока не записывается (слайды 1-2). (Звучит «Вокализ» С.Рахманинова, на его фоне учитель говорит)

- Сегодняшний урок мне бы хотелось посвятить творчеству художника Михаила Врубеля, имя его выбрано не случайно. На уроках литературы мы изучаем Серебряный век русской поэзии, говорим об этом времени «языком красок и музыки», вы знакомитесь на уроках МХК с творчеством художников Нестерова, Кустодиева, Коровина, Бенуа, Серова, композиторов Прокофьева, Рахманинова, Стравинского. Конечно, нельзя не сказать о гениальном мастере Михаиле Врубеле. Имя художника Михаила Врубеля связано с символистами В.Брюсовым, А.Белым, А.Блоком, чье творчество мы начали изучать на уроках литературы, и хочется, чтобы у вас действительно состоялось знакомство с символизмом в разных видах искусства.

II. Целеполагание

1. Пунктуационно-синтаксический анализ предложений. Создание проблемной ситуации.

- Мы продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ. Прежде чем определиться в теме урока, обратимся к распечаткам под римской цифрой I. На ЕГЭ вам предлагается наряду с остальными заданиями выполнить задание А 20. Прочитаем задание (слайд 3 А20).

- Как видим, не указано правило, которое необходимо применить. Значит, надо проанализировать задание. Какой раздел языкознания нужно рассмотреть при выполнении задания? (Синтаксис и пунктуация).

- От чего будет зависеть выбор знаков препинания? (От структурного членения.)

- Каков алгоритм наших действий? Что сначала надо сделать? (выделить грамматическую основу предложения). Выделяем в распечатках основы (Приложение 1, задание I).

- Прочитайте свой вариант (слайд 3 ). Сравните с ответами на слайде 4

Отметьте, где ошиблись, в индивидуальном маршруте для отработки этой темы: если в нахождении подлежащего – повторить §66 с.250-251 уч.под ред. В.Ф.Грекова; если в нахождении сказуемого -§68 с.255-256 ! Не забывайте отмечать проблемные места и пути их решения.

- Итак, 1-ый шаг – выделение грамматической основы. Какой 2-ой шаг? –вывод о типе предложения по строению. 3-ий шаг - разбор по членам предложения. Зачем это нужно делать? Чтобы узнать, есть ли однородные члены предложения или какое другое осложнение. Разберите в распечатках.

- Проанализируйте, что объединяет все эти предложения? Выдвигаем гипотезу: есть повторяющиеся элементы – везде есть ряды однородных членов.

- Возникает вопрос: что такое однородные члены предложения?

(Однородными являются члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос, равноправны и независимы друг от друга, связаны сочинительной связью, которая выражается с помощью интонации или интонации и сочинительных союзов, какая интонация? - интонация перечисления)

2. Формулирование темы и целей урока

- Какая пунктуационная проблема связана с однородными членами предложения? (расстановка знаков препинания). Соответственно тема урока (слайд 5) – запись «Знаки препинания при однородных членах предложения», а цель урока какая?

  • предметная - обобщить и систематизировать знания по теме;

  • закрепить навыки и умения постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, т.е. уметь определять структуру предложения;

  • составлять предложения с однородными членами предложения,

  • надпредметная - развивать умение планировать свою деятельность по изучению той или иной темы;

  • межпредметная - расширить представления о русской культуре эпохи Серебряного века.

- Какие формы работы будут уместны при отработке этой темы? (работа с теорией, синтаксический и пунктуационный анализ предложений, в конце урока – тест).

3. Повторение роли союзов в простом осложненном предложении

- Какие союзы связывают однородные члены предложения? (сочинительные)

Назовите основные типы сочинительных союзов (слайд № 6) - ( соединительные - «и это и то»: и, да=и, тоже, не только …но и, как…так и, ни…ни, также; разделительные – «или то, или это»: или, либо, то..то, не то..не то; противительные - «не то, а это»: а, но, да (=но), однако, зато).

- Как всегда, обращаемся к образцам классики. Приведите примеры из ст-ий А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, Ф.Тютчева, И.Бунина, С.Есенина, где есть однородные члены, соединенные союзами.

- Какие союзы не вызывают проблем и почему? (противительные, всегда ставится запятая), основную трудность вызывают соединительные и разделительные.

III. Освоение предметного содержания.

1. Систематизация и обобщение теоретических сведений

- Итак, прозвучало несколько примеров, из которых мы видим, что существуют разные комбинации с однородными членами, соответственно по-разному расставляются знаки препинания. Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, что нужно уметь? (Находить основы предложения, отличать простое предложение от сложного, находить однородные члены предложения, знать правила расстановки знаков препинания). Обратимся к теории( слайды 8-12)

- На ЕГЭ могут быть разные формулировки заданий: нужно поставить две запятых, не нужно ставить ни одной запятой, нужно поставить три запятых.

- Давайте опять обратимся к заданию А 20. Расставьте знаки препинания в распечатках, составьте схемы .Сравним ваши ответы с ответами на слайде (слайд №7). ( Анализ ответов)

2.Работа с текстом

- Послушайте текст о Врубеле (Приложение 2), определите тему и проблему(тема – описание картины; проблема влияния красоты на человека, роль искусства в жизни человека, искусство – источник добра и света), с данным текстом работа пойдет на следующих уроках.

Среди предложений 1 - 10 найдите предложения с однородными членами, объясните пунктуацию, соотнесите со схемами в таблице.

3. Практикум с самопроверкой

- Под римской цифрой II в распечатках у вас есть для каждого вариант из ЕГЭ (4 варианта). Выполните свой вариант: к каждому предложению постройте схему. Обратите внимание, что знаки препинания не расставлены. 4 человека у доски. Затем самопроверка по слайдам 18-19.

- Отметьте в индивидуальных маршрутных листах те номера предложений, в схемах которых вы ошиблись.

- Работа с распечатками, закрепление навыков (Приложение 3). Расставьте знаки препинания, составьте схемы и графически объясните условия постановки знаков препинания между однородными членами, соотнесите со схемами в таблице. Комментарий к предложениям:

  1. М.Врубель был кумиром В.Брюсова, и А.Блока, и А.Белого. [0, и 0, и 0]. – повторяющиеся союзы; если однородный ряд начинается знаменательным словом, то запятая ставится перед первым союзом.

  2. Художник умел одухотворить фантастику, «зажечь» кистью и блики, и искры, и огни на полотне. [0,0 и 0,и 0, и 0] - однородный ряд начинается с союза, поэтому первая запятая не ставится.

  3. Он расписывал храмы и вместе с В.Серовым и К.Коровиным оформлял театральные спектакли. [0 и 0 и 0 0] - разные ряды однородных членов предложения.

  4. Природа на его картинах безначальна и бесконечна, дика и угрожающа. - попарное соединение.

  5. Полуслившуюся с гроздьями фигуру девушки можно принять как за образ печали человека, так и за таинственную душу сирени. [как 0, так и 0] – запятая перед второй частью союза .

  6. Все портреты: портрет Арцыбушева, портрет поэта В.Брюсова, портрет Забеллы Врубель – полны печали и тонкого ощущения человеческой души. [0: 0,0, 0 – 0 и 0] - схема связана с обобщающим словом.
    В задании А20 не встретились предложения с обобщающим словом, но такое задание в ЕГЭ – 24, где нужно отличать БСП от простого предложения с обобщающим словом.


  7. Колдовское мерцание драгоценных камней и жемчугов, трепет зари и блики пламени огней острова, виднеющегося вдали, - все создает сказочную атмосферу. [O, O, O – O] – не забудьте закрыть причастный оборот!






  1. Трудные случаи

  • Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам (сбегала и сохла образуют парную группу, имеющую общий второстепенный член – по канавам).

  • Он хорошо сложен и крепок и красив старинной русской красотой (хорошо сложен и крепок образуют парную группу – форма человека, а дальше - «наполнение»).

  • Облака редко разбежались по небу и почти не мешают солнцу жарить и палить в разгаре летнего дня (не мешают солнцу жарить и палить в разгаре летнего дня – составные глагольные сказуемые с общим вспомогательным глаголом.)

  • Слышны плеск и говор и плесканье купающихся (плеск и говор – одна тематическая группа – звуки речи, плесканье – действие).

4. Аудиовизуальная пауза

- Давайте немного отдохнем и погрузимся в мир музыки и созерцания. Послушайте фрагмент из произведения С.Прокофьева «Нежность» и составьте устно несколько предложений с однородными членами по картинам Михаила Врубеля «Царевна – Лебедь», «Сирень», «Демон». Слайды 20-23(прослушивание предложений)

5. Проверочный тест

- В начале урока, когда мы ставили цели, говорили о том, с помощью каких форм лучше систематизировать знания по этой теме, вы сказали, что лучшая проверка качества усвоения - тест.

- Итог – проверочный тест под римской цифрой III (на два варианта).

- Слайд № 24. Сверьтесь с ответами – у кого ни одной ошибки? Кто где ошибся? Отметьте номер ошибки в индивидуальный маршрутный лист.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

(какие ставили цели – систематизировать и обобщить знания, достигли или нет).

V.Самооценка. (Слайд 25) Веб-адреса подготовки к ЕГЭ (Слайд 26)

VI. Домашнее задание. (Слайд 27)

Проработать лист индивидуального маршрута, исправив все недочеты и ошибки.

По пособию под ред.Сениной проанализировать в вариантах 1-5 задания А5, А19, А25, В6, В8 и подумать, как они связаны с сегодняшней темой урока.

По учебнику В.Ф.Грекова и др. выполнить упр.409 о творчестве А.А.Ахматовой.
написать администратору сайта