Главная страница
Навигация по странице:

  • Оборудование

  • I. Организационный момент

  • III. Повторение Артикуляционная гимнастика.1. Массаж язычка.

  • 2. Работа над скороговоркой.

  • 3. Игра “Исключи лишнее”. Р, В, Д, А, С, Н. (гласная среди согласных.)И, О, А, У, Т. (согласная среди гласных).4. Игра “Закончи предложение”.

  • Вывод. IV. Новый материал

  • Вывод. Учитель достает конверт с буквами Г, г -Ты конвертик открывайся Открывайся по-быстрей

  • -Вам понравился урок -Как мы поработали (

  • Урок обучения грамоте "Буква г, Г, звуки [г], [г']». Урок обучения грамоте Буква г, Г, звуки г, г'


    Скачать 53.5 Kb.
    НазваниеУрок обучения грамоте Буква г, Г, звуки г, г'
    АнкорУрок обучения грамоте "Буква г, Г, звуки [г], [г']
    Дата17.09.2017
    Размер53.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУрок обучения грамоте "Буква г, Г, звуки [г], [г']».doc
    ТипУрок
    #32467
    КатегорияНачальные классы

    Урок обучения грамоте "Буква г, Г, звуки [г], [г']»


    Составитель: Рожкова А.А., учитель нач.классов,

    МБОУ «СШ № 9», г. Смоленск



    Цели урока.

    1. Познакомить с новыми звуками и буквами, их обозначающими; упражнять в звукобуквенном анализе; учить давать характеристику звукам.

    2. Развивать устную связную речь, познавательные способности.

    3. Формировать навыки правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.

    4. Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность.

    Оборудование: слоги-слияния; иллюстрации; карточки со словами; корзинка с грибами; карточки-схемы для звукового анализа слов; рисунки мальчика, девочки, грибов.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    - Сегодня такое чудесное осеннее утро. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что вы будете дружными, внимательными, активными и старательными.

    II. Объявление темы и целей урока

    - Мы совершим с вами необычное путешествие. Путешествуя, мы познакомимся с новыми звуками и буквами, будем учиться читать слоги-слияния, слова, предложения, а также будем развивать память, внимание, воображение, пополним свой словарный запас. Вместе с нами в путешествие отправятся Галя и Гена. Они сейчас ходят в детский сад, а на следующий год станут, как и вы, первоклассниками. Дети очень хотят узнать, чему же вы научились за это время в школе.

    III. Повторение

    Артикуляционная гимнастика.

    1. Массаж язычка.

    Язычок проснулся, выглянул из своего домика. Видит, солнышко сияет, птички щебечут. Решил он убраться в домике. Почистил щёчки, нёбо, вымел мусор за порог. Потянулся язычок. Устал. Лёг отдохнуть, погреться на солнышке.

    2. Работа над скороговоркой.

    До города дорога в гору,
    От города - с горы.

    - Прочитаем медленно, быстро, ещё быстрее.

    - Прочитайте скороговорку так, если бы в конце предложения стоял вопросительный знак.

    - Прочитайте скороговорку так, если бы в конце предложения стоял восклицательный знак.

    Вывод.Скороговорки мы учимся произносить для того, чтобы четко произносить все звуки и говорить правильно слова.

    - Какой звук чаще всего встречается в скороговорке? (Г, р )

    3. Игра “Исключи лишнее”.

    Р, В, Д, А, С, Н. (гласная среди согласных.)

    И, О, А, У, Т.  (согласная среди гласных).

    4. Игра “Закончи предложение”.

    - Что такое речь?

    - Речь бывает?

    - Из чего состоит наша речь?

    - Из чего состоят предложения?

    - Слова делятся?

    - Слоги бывают?

    - Слоги состоят из … звуков

    - На какие две группы их можно разделить?

    - Назови гласные, которые приказывают согласным быть мягкими? (И, е, я.).

    - Назови гласные, которые согласным быть твердыми? (А, о, у, ы.)

    Вывод.

    IV. Новый материал

    - Назовите осенние месяцы…Давайте вспомним тёплые дни осени и закройте глаза … представьте себе, что мы в лесу. Послушайте как поют птицы. Открывайте глаза. Пока вы слушали пение птиц. Я кое-что нашла. Вы узнаете отгадав загадку.

    Под березой у дорожки
    Кто стоит среди травы?
    Ножка есть, но нет сапожек,
    Шляпка есть – нет головы”.
    Что это? (Гриб)

    Произнесите слово “грибы”.

    Соедините правильно слово со схемой..

    - Разделим слово на слоги. Сколько слогов в слове?

    - Давайте составим схему этого слова.

    - Назовите первый слог. Из чего состоит этот слог? (Это примыкание и слог-слияние.)

    - Назовите первый звук (г).

    - Какой он? (Согл., тверд)

    - Значит примыкание будет твердое.

    - Назовите слияние. РИ

    - Сколько звуков мы произнесли? (2)

    - Какой это слог? (Слог - слияние)

    - Какое это слияние? (Мягкое)

    - Итак, слог закончен.

    - Назовите второй слог.

    - Что это? (Слог-слияние.)

    - Какое это слияние? (Твердое.)

    - Поставим ударение в слове.

    - Прочитаем слово по схеме.

    - Какой звук слышим первым? [ г ]

    - Произнесём его хором.

    - Что же мы о нем узнали? (Согласный, твёрдый, звонкий)

    - Давайте определим, какой он звонкий или глухой? (Положили руку на горло и произнесли звук)

    - Какой это звук? Звонкий, потому что мы чувствуем вибрацию, дрожание в горле.

    - Молодцы! Посмотрите около дерева находится пень. Если на него внимательно посмотреть, то можно сказать, сколько лет было дереву. Это можно узнать по годовым кольцам. Сколько колец, столько и лет дереву.

    Ребята, а на что похожи годовые кольца? (На круги)

    Проговорим по слогам слово “круги”.

    - Разделим слово на слоги. Сколько слогов в слове?

    - Давайте составим схему этого слова.

    - Назовите первый слог. Из чего состоит этот слог? (Это примыкание и слог-слияние)

    - Назовите первый звук (к).

    - Какой он? (Согл., тверд)

    - Назовите слияние. РУ

    - Сколько звуков мы произнесли? (2)

    - Что это? (Слог-слияние)

    - Какое это слияние? (Твердое)

    - Слог закончен.

    - Назовите второй слог.

    - Что это? (Слог-слияние)

    - Какое это слияние? (Мягкое)

    - Поставим ударение в слове.

    - Прочитаем слово по схеме.

    - Какой звук слышится первым во втором слоге? [ г’ ] 

    - Произнесём его хором.

    - Дайте характеристику звуку. (Согласный, мягкий, звонкий)

    Итог. Назовите, первый звук в слове грибы, и первый звук во втором слоге круги.

    - Сравните эти звуки? - Чем отличаются?

    - Мы познакомились с новыми звуками г, г.

    А теперь давайте закрепим наши знания и поиграем в игру “Твердый-мягкий”.

    Я называю слова, а вы при помощи карандашей определяете звук и показываете соответствующий карандаш.

    Цель: Определение мягкого и твердого звука в словах.

    Бледная поганка, говорушка, груздь, опенок луговой, гипогимния вздутая, гельвелла ямчатая, белый гриб.

    -Синим карандашом выделите тверд согл, а зелён мягк согл..

    Вывод.

    Учитель достает конверт с буквами Г, г

    -Ты конвертик открывайся

    Открывайся по-быстрей

    Познакомь нас с новой буквой

    Постарайся для друзей!

    Знакомство с буквами Г, г.

    - Звуки Г и г на письме обозначаются буквой.

    - Посмотрите и скажите похожи эти буквы?

    - Чем отличаются? (Одна большая, другая маленькая)

    - А вот на что похожа буква Г нам расскажет… Буква Г,г похожа на кочергу.

    А что обозначает слово «кочерга»? (это чугунная или стальная изогнутая палка для засовывания или поворачиван дров в печке, а буква сост из двух палочек)

    - Постройте эту букву из карандашей..

    - Молодцы, ребята! Мы так хорошо поработали, что и не заметили, как дошли до лесной опушки. Давайте немного отдохнём.

    Физминутка. Раз - подняться, потянуться,

    Два - нагнуться, разогнуться,

    Три - в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,

    На четыре - руки шире,

    Пять - руками помахать,

    И на шесть  тихо сесть.

    Молодцы!
    Чтение слогов-слияний и слов с пометами.

    Молодцы, а теперь отправляемся дальше. Перед нами лесная полянка. Посмотрите, сколько здесь цветов. Один цветок волшебный. Он поможет нам прочитать слоги с новой буквой. (Дети читают слоги-слияния)

    - Давайте прочитаем слоги, в которых звук г – твердый.

    - Почему вы так решили?

    - Давайте прочитаем слоги, в которых звук г – мягкий.

    -Давайте придумаем чистоговорки с этими слогами(ги-ги-ги-испекли мы пироги; гу-гу-гу-мы сидим на берегу; га-га-га-начинается игра

    в) Чтение слов с пометами.

    - А теперь давайте прочитаем слова с пометами, которые помогут нам хорошо и без ошибок прочитать текст.

    - Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы?

    - Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

    - Какой звук обозначает буква Г в слове Галя?

    - Какой звук обозначает буква Г в слове Гена?

    - Когда мы говорим гриб, а когда грибы?

    - А когда корзина и корзинка?

    Приглашаю вас, ребята,
    Прогуляться, порезвиться,
    Вместе с Галей, вместе с Геной
    По тропинке мы пошли,
    На грибную полянку пришли.

    - Ой, какая красивая полянка! А сколько вокруг грибов!

    - Ребята, посмотрите, а наши малыши уже набрали полные корзинки.

    - А что у них в корзинках мы узнаем, если прочитаем текст.

    Работа по учебнику “Русская азбука”:

    - чтение текста учителем;

    - чтение текста по цепочке.

    Вопросы по тексту + зачитывают.

    - Что собирали Гена и Галя?

    - Их можно назвать? (Грибники)

    Грибники-те, кто собирают грибы.

    -Грибы, грибники-это что за слова? (родственные)

    - Что в корзинке у Гали и у Гены? (Грибы)

    - Какие грибы собрала Галя? (Боровики)

    - А Гена? (Поганки)

    - А ведь наши малыши раньше никогда за грибами не ходили, вот Гена и перепутал съедобные грибы с поганками.

    - Я сейчас вас познакомлю с съедобными грибами и несъедобными, а Петя расскажет нам как надо правильно собирать грибы.

    - Посмотрите, кто изображен на рисунке?

    - Чем занимаются жители города?

    - В каких домах живут гномики?

    - Этот город можно назвать “Грибки” или “Грибочкин городок”

    - Давайте составим с вами небольшой текст по этой иллюстрации.

    V. Итог урока.

    - Наше маленькое путешествие подошло к концу. Гале и Гене пора возвращаться в детский сад.

    - Давайте подведём итог нашего урока.

    -Вам понравился урок?

    -Как мы поработали? (дружно, быстро. активны)

    -Есть ли чем поделиться дома?

    Рефлексия

    -Оцените свою работу: на парте лежат 2 гриба(боровик, мухомор)

    -Что берём в свою корзинку?