Главная страница
Навигация по странице:

  • Разделы

  • В начале урока учитель ставит перед учащимися проблему

  • Таблица “Открытие и исследования Антарктиды”

  • I. Изучение нового материала Вступление учителя к уроку.

  • Сообщение “Путешествие Джеймса Кука в Антарктиду”.

  • Сообщение “Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым”.

  • Путешествие к Южному полюсу.

  • Сообщение “Путешествие к Южному полюсу Роберта Скотта”.

  • Сообщение “Современные исследования Южного материка”.

  • Значение исследований Антарктиды.

  • II. Закрепление материала. Вопросы викторины

  • IV. Оценивание обучающихся. Домашнее задание

  • антарктида. Урок экскурсия


    Скачать 30.92 Kb.
    НазваниеУрок экскурсия
    Дата13.02.2018
    Размер30.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаантарктида.docx.docx
    ТипУрок
    #36372

    История открытия и исследования Антарктиды 628751

    Коваленко Галина Николаевнаучитель географии

    Разделы: Преподавание географии
    Тип урока:изучение нового материала

    Форма урока:урок – экскурсия.

    Цель урока: познакомить обучающихся с историей открытия и освоения Антарктиды, определить значение открытия материка.

    Задачи урока:

    • начать формирование у обучающихся представлений и знаний о природе Антарктиды;

    • познакомить с наиболее значимыми экспедициями и исследователями Антарктиды;

    • показать роль, которую внесли русские в открытие и исследование материка, определить по карте маршруты их плавания;

    • способствовать развитию патриотических чувств, чувства гордости за наших соотечественников;

    • показать актуальность темы, так как и в настоящее время исследования, открытия имеют место;

    • показать с какими трудностями могут столкнуться будущие путешественники, исследователи, какие необходимы, и востребованы личностные качества человека для участия в различных экспедициях и их успешного завершения;

    • показать значимость открытия материка для его дальнейшего изучения;

    • показать влияние природы Антарктиды на природу всей Земли.

    Оборудование:

    • интерактивная карта – “Антарктида”;

    • учебник “География. Материки, океаны, народы и страны”, авт. Душина И.В., Коринская В.А.,  Щенев В.А.;

    • атласы для 7 класса.

    Термины и понятия:

    История открытия и исследования, кругосветное плавание, Южный океан, южный полярный круг, Южный полюс, антарктические станции, Южный материк, полюс холода, международный геофизический год.

    В начале урока учитель ставит перед учащимися проблему: Выяснить, почему было необходимо открывать и исследовать материк Антарктиду, если там нет постоянного населения?

    Раскрывает перед учащимися задачи и способы работы на уроке: заполнение в ходе урока при изучении нового материала таблицы “История открытия и исследования Антарктиды”, за которую каждый обучающийся получает оценку (Приложение 1). После заполнения таблицы, обучающиеся письменно делают вывод о значении открытия Антарктиды. В подготовке урока принимают участие несколько обучающихся, они выступают в роли библиографов, ведут экскурсии о наиболее значимых исследователях и экспедициях.

    Таблица “Открытие и исследования Антарктиды”

    п/п

    Путешественники

    Дата

    Открытия, исследования

    Итог экспедиции

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    План урока.

    1. Плавание Джеймса Кука (1773 г).

    2. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым (28 января 1820 г.).

    3. Путешествие к Южному полюсу Р. Амудсена (14 декабря 1911 г.) и Р. Скотта (18 января 1912 г.).

    4. Современные исследования Южного материка.

    5. Значение исследований Антарктиды.

    I. Изучение нового материала

    Вступление учителя к уроку.

    “На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели... Такова Антарктида — материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны” (показ слайдов природы Антарктиды по интерактивной карте).

    Так написал в 1947 г. американский исследователь Антарктиды Ричард Бэрд. В то время ученые только приступили к систематическому изучению шестого материка — самой загадочной и суровой области земного шара.

    Еще в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили всякое, но чаще всего - о золоте и алмазах, которыми она так богата. Отважные моряки отправлялись в путь к Южному полюсу. В поисках таинственной земли, они открыли немало островов, но увидеть загадочный материк никому не удавалось. Достичь этой земли, узнать о ней стремились в 18 веке многие экспедиции, в том числе и экспедиция Джеймса Кука. И сейчас мы проведём экскурсию в историю открытия материка.

    Сообщение “Путешествие Джеймса Кука в Антарктиду”.

    Первое кругосветное плавание английского мореплавателя Джеймса Кука доказало, что Новая Зеландия не является южным материком. Не значило ли, что неуловимый континент прятался ещё более южных холодных широтах? И вот английское Адмиралтейство снаряжает специальную для поисков южного материка вторую экспедицию под командой Джеймса Кука (демонстрация слайда с изображением портрета Дж. Кука). Капитан Джеймс Кук решает идти на юг до тех пор, пока это будет возможно. В полдень 17 января 1773 года в разгар южного лета корабли Дж. Кука “Резолюшн” и “Андвенчер” впервые в истории пересекли Южный полярный круг (показ по интерактивной карте).

    Плавание было трудным. В такие высокие широты ещё ни разу не заходил, ни один Европейский корабль. Опыта путешествий среди льда и снега, холодных буранов и леденящего ветра у англичан не было. На палубах обледеневших и потому скользких, как каток, невозможно было удержаться. Среди матросов началась цинга. Целый год плавали корабли английского капитана между 60-ой параллелью и Южным полярным кругом. Открывали новые острова, затевали стычки с туземцами, терялись в туманах и снова встречались, но открыть Южный континент так и не смогли. Слишком много было в океане льда.

    Как позже выяснилось, они не дошли до цели своих поисков примерно 150 миль. Надо сказать, что Дж. Кук, хотя ему и не суждено было увидеть Антарктиду, по многим признакам знакомый старому морскому волку, таким как обилие айсбергов, низкие температуры, частые острова, сделал вывод, что земля здесь должна быть. Однако он заявил: “…беру на себя смелость утверждения, что никто, никогда, не проникнет дальше, чем я, и что земли, которые могут лежать южнее, никогда не будут исследованы”.

    Учитель делает вывод: авторитет Дж. Кука был велик и долгие годы никто не решался возражать его высказываниям, попытки поисков Южного материка были прекращены на много лет (заполнение таблицы обучающимися).

    Предсказания Джеймса Кука не сбылись. В начале 19 века русская экспедиция под командой Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева открыла материк Антарктиду (показ слайдов с изображением портретов русских мореплавателей). Как происходило открытие материка, вы узнаете от следующего библиографа.

    Сообщение “Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым”.

    Спустя пятьдесят лет первая русская Антарктическая экспедиция, возглавляемая знаменитыми мореплавателями и исследователями Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном и Михаилом Петровичем Лазаревым опровергла предположение Джеймса Кука.

    16 июля 1819 г. корабли “Восток” и “Мирный” снялись с якоря и покинули порт Кронштадт (показ маршрута по интерактивной карте). Через три с лишним месяца они подошли к столице Бразилии Рио-де-Жанейро. Отсюда взяли курс на юг в неизвестные районы полярного океана. Чем ближе к югу, тем было холоднее. Встречалось много птиц, особенно буревестников, проплывали мимо киты. Вскоре показались первые айсберги. Вначале января 1820 г. был открыт ряд островов, которые мореплаватели нанесли на карту и назвали именами участников экспедиции: острова Лескова, Завадского и др. Всего было открыто 29 островов. Экспедиция Беллинсгаузена-Лазарева за время двухлетнего плавания в антарктических водах подходила к южнополярному материку пять раз. 28 января 1820 года, когда экспедиция впервые подошла к берегам Антарктиды, принято считать датой её открытия. Главный итог экспедиции заключался в том, что она, вопреки мнению западноевропейских авторитетов, доказала существование южнополярного материка – Антарктиды, описала характер его берегов в ряде пунктов и определила его приблизительные границы (заполнение таблицы).

    Учитель делает вывод: таким образом, после открытия Антарктиды появилась возможность изучать новый материк, и как это происходило, мы сейчас узнаем. Первыми, кто исследовал материк, а именно посетил Южный полюс, были Руаль Амудсен и Роберт Скотт (показ слайдов с изображением портретов путешественников). Что это за люди? Спросим у библиографов.

    Путешествие к Южному полюсу.

    Сообщение “Путешествие Руаль Амудсена к Южному полюсу”.

    Почти через 100 лет после открытия Антарктиды, 14 декабря 1911 года, замечательный полярный исследователь Руаль Амундсен открыл Южный полюс.

    К Южному полюсу одновременно шли две экспедиции – норвежская Амундсена и английская Роберта Скотта. Начальник Норвежской экспедиции Руал Амундсен не имел первоначально планов покорять Южный полюс, наоборот, он собирался достичь Северного полюса, и уже вышел в экспедицию, когда поступили сведения, что Кук и Пири достигли северного полюса (что оказалось ложью!). Норвежец, желая поддержать свой полярный престиж мгновенно переменил планы и отправился на юг. Он бросил Скотту открытый вызов: “Кто кого?”

    Руаль Амундсен – полярный путешественник – родился в 1872 г. Он впервые прошел в 1903 –1906 гг. северо-западным проходом с востока на запад — от Гренландии к Аляске. В 1910 г. на судне “Фрам” он отплыл из Норвегии к берегам Антарктиды (показ маршрута по интерактивной карте). В феврале 1911 г. Амундсен подошел к барьеру Росса и зимовал на 79° ю.ш. В октябре, в начале антарктической весны, Амундсен с четырьмя товарищами двинулся в путь. У них было пять саней, 70 собак и четырехмесячный запас продовольствия. Они ежедневно проходили по 30 км. на высоте до 4000 м. Экспедиция Амундсена шла по сравнительно ровному льду на собачьих упряжках и более-менее легко преодолевала расстояния. 14 декабря 1911 г. Руаль Амундсен разбил палатку на Южном полюсе. Там он сделал снимок: участники похода поднимают над полюсом норвежский национальный флаг.

    В палатке Амундсен оставил письмо с кратким отчётом о путешествии и записку Р. Скотту. Через 39 дней норвежцы благополучно вернулись на свою береговую базу (заполнение таблицы).

    Учитель делает вывод: итак, мы с вами узнали, что Руаль Амудсен первым открыл Южный полюс и благополучно вернулся домой. Но ни один Амудсен дошёл до Южного полюса, были и другие исследователи. Слово предоставляется следующему библиографу, который проведёт экскурсию о достижении Южного полюса Робертом Скоттом.

    Сообщение “Путешествие к Южному полюсу Роберта Скотта”.

    Судьба Роберта скотта сложилась по-другому. Роберт взял с собой моторные сани, 1 упряжку собак и 10 лошадей. Моторные сани были тяжело нагружены и вскоре сломались, лошади для такого похода были не пригодны, они проваливались в снегу, с трудом преодолевая подъёмы, кроме всего, пришлось везти с собой много корма для лошадей.

    Скотт шёл по полю с 4 товарищами на лыжах, сани которые были нагружены, они тащили сами. Путь был долгим и тяжёлым. 79 дней в суровых условиях шёл Роберт Скотт со своей экспедицией (показ маршрута по интерактивной карте). 18 января 1912 года Скотт и его товарищи достигли Южного полюса, но их ждало разочарование. На полюсе стояла палатка с норвежским флагом. Скотт с горечью записал в своём дневнике: “Они первые достигли полюса. Ужасное разочарование!”

    В тот же день Скотт и его спутники двинулись в обратный путь, но на родину им не суждено было вернуться. Ненастная погода, которая сопутствовала им, затрудняла движение экспедиции. Люди быстро теряли силы, неожиданно умер самый молодой из них – Эдгар Эванс. Другой – Лоуренс Отс - отморозил ноги и руки, и чтобы не быть обузой для других, покинул палатку, добровольно уйдя на смерть… Трое оставшихся надолго застряли во льдах из-за метелей. Произошла трагедия. Все участники экспедиции и сам Скотт погибли во льдах Антарктиды от холода и голода в 18 километрах от продовольственного склада, который они оставили на пути к полюсу. В дневнике, который Скотт вёл до последнего дня, было написано: “Страшный шторм не позволяет нам покинуть палатку, мы ослабели и я едва пишу, но всё же я не жалею о путешествии. Мы рисковали и знали, на что идём”. С приходом весны спасательный отряд нашёл в палатке три замёрзших тела. В память о Скотте и его товарищах в Антарктиде, на одной из вершин мыса Хижины стоит крест. На нём написан девиз экспедиции “Бороться и искать, найти и не сдаваться”. Именем Роберта Скотта названы горы, ледники и Институт полярных исследований в Англии (заполнение таблицы обучающимися).

    История с покорением полюса приобрела мощный общественный резонанс, поступок Амундсена с моральной точки зрения оценивался не только в Великобритании, но и в Норвегии. Да и сам Амундсен не простил себя, иначе, почему этот гордый и самолюбивый человек в последующие годы оправдывался пред миром? Ему принадлежат такие слова: “Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня!”

    Амундсен погиб в 1928 г. где-то в Баренцевом море, спасая экспедицию, отправившуюся к северному полюсу …

    Учитель делает вывод: таким образом, недостаточность технического оснащения привела к гибели экспедицию Роберта Скотта. Из проведённых экскурсий, нетрудно видеть, сколь велики заслуги этих мужественных географов-исследователей перед наукой и человечеством. Благодаря им мы получили сведения об Антарктиде. При изучении материалов экспедиции можно понять, какими качествами должен обладать настоящий исследователь – целеустремлённость, бесстрашие, мужество, настойчивость, ответственность, чуткость, любовь к людям, к своему Отечеству.

    А сейчас вы познакомитесь с современными открытиями и исследованиями в Антарктиде.

    Сообщение “Современные исследования Южного материка”.

    Началом новейшего этапа в антарктических исследованиях следует считать Международный геофизический год (1957—1958 гг.). До этого исследования проводились отдельными странами эпизодически, теперь же их стала вести целая группа государств по согласованной международной программе. Объединению усилий ученых разных стран способствовал и договор, заключенный в 1959 г. 12 государствами, включая СССР, исследующими Антарктиду, в целях совместного изучения и мирного использования природы ледяного материка. На его территории запрещено размещать оружие, добывать полезные ископаемые и сооружать промышленные предприятия. Антарктида стала материком науки и мира. Международное сотрудничество в Антарктике оказалось очень плодотворным. Действуя в духе согласованных решений, экспедиции различных стран осуществляют непосредственный обмен учеными, информацией, оказывают друг другу необходимую помощь.

    С тех пор различные страны мира стали организовывать там научные станции, где постоянно работают ученые. На помощь им пришли сано-тракторный транспорт, морские суда, авиация, искусственные спутники Земли. Поэтому быстро удалось обследовать и положить на карты многочисленные малоизученные районы. Каждый поход в глубь континента приносил новые открытия. Мир узнавал о гигантские ледники, высокие горные хребты, полезные ископаемые, особенности климата и органического мира.

    Сейчас в Антарктиде действует около 45 круглогодичных научных станций, где работают только ученые и исследователи из 67 стран мира. Международная команда ученых продолжает закрывать  “белые пятна” Антарктиды. Геологи исследуют состав горных пород, геоморфолога - подледный рельеф, гляциологи - ледяной покров, биологи - приспособления растений и животных к жизни в суровых условиях, океанографы - прилегающие воды океанов, метеорологи наблюдают за погодой.

    Более сорока лет российские учёные работают в южно-полярной области. Они ведут постоянные исследования на станциях Мирный, Восток, Молодежная, Новолазаревская, Беллинсгаузен, Ленинградская (показ станций по интерактивной карте). Руководителями первой советской антарктической экспедиции был Михаил Михайлович Сомов, второй – Алексей Фёдорович Трешников – опытные полярники и учённые (показ портретов учёных по интерактивной карте).Зимовщикам советских станций Восток, Советская и Комсомольская, расположенных в центральной части Антарктиды на абсолютной высоте 3500 метров, приходилось работать в условиях таких низких температур, о которых люди прежде не имели никакого представления. В полярную ночь морозы на этих станциях достигали до -80°С. Что это за температуры трудно себе даже представить! При таком морозе керосин режется как холодец, а чтобы зажечь спички, их надо сначала отогреть. Ежегодно к берегам Антарктиды отправляются суда Российской Антарктической экспедиции для продолжения обширного комплекса научных наблюдений. Для снабжения внутриконтинентальной станции Восток - полюса холода нашей планеты, где в июле 1983 г. была зафиксирована самая низкая на Земле температура -89,2°С, ежегодно из обсерватории Мирный вглубь континента отправляются санно-гусеничные поезда. На карте Антарктики появились сотни новых географических названий. В 1968 г. коллективом отечественных ученых был создан единственный в своем роде "Атлас Антарктики", которым пользуются исследователи всего мира. В настоящее время в Антарктиде работают 5 российских постоянно действующих станцийи одна полевая база: Мирный, Восток, Новолазаревская, Прогресс, Беллинсгаузен, Дружная-4 (база). Четыре станции находятся в законсервированном состоянии: Молодёжная, Русская, Ленинградская, Союз. На станции Прогресс проводятся плановые научные и строительные работы (заполнение таблицы обучающимися).

    Учитель делает вывод: в Антарктиде нет постоянного населения, она не принадлежит ни одному государству. Люди приезжают сюда только для того, чтобы принять участие в ее изучении. Так почему необходимо было открывать и исследовать материк Антарктиду, если там нет постоянного населения? (дети самостоятельно приводят свои доводы, затем слушают сообщение о значении исследований материка, после заполнения таблицы делают краткий письменный вывод).

    Значение исследований Антарктиды.

    Результаты научных исследований на Ледовом континенте очень важны, поскольку Антарктида через циркуляцию атмосферы и вод Мирового океана влияет на природу всей Земли. Научные данные используют для прогнозов погоды в разных уголках планеты, обеспечения радиосвязи, прокладка морских и авиационных путей между материками Южного полушария. Исследование Антарктиды продолжается:

    Наблюдения за климатическими и метеорологическими процессами на континенте, который, подобно Гольфстриму в Северном полушарии, является климатообразующим фактором для всей Земли.

    Антарктида – это последнее место, где человечество сможет добывать минеральное сырье после его исчерпания на пяти обжитых континентах. Недра Антарктиды содержат значительное количество полезных ископаемых – железные руды, каменный уголь, руды меди, никеля, свинца, цинка, молибдена, горного хрусталя, слюды, графита.

    Антарктида – это до 90 % мировых запасов пресной воды.

    В Антарктиде изучаются воздействия космоса и процессы, происходящие в земной коре.

    Гляциология, изучающая строение льда, уже сегодня приносит серьёзные научные результаты, информируя нас о том, какой была Земля сто, тысячу, сотни тысяч лет назад. В ледовом покрове Антарктиды оказались записаны данные о климате и составе атмосферы за последние сто тысяч лет. По химическому составу различных слоёв льда определяют уровень солнечной активности на протяжении последних нескольких столетий.

    Антарктида предоставляет уникальный шанс увидеть и изучить микроорганизмы, жившие миллионы лет назад.

    Антарктические базы, расположенные по всему периметру континента, дают идеальные возможности для отслеживания сейсмологической активности по всей планете.

    На материке идёт наблюдение за геомагнитным полюсом Земли.

    На антарктических базах проходят тестирование технологий, которые в будущем планируется использовать для исследования, освоения и колонизации Луны и Марса.

    II. Закрепление материала.

    Вопросы викторины:

    1. Какой материк омывается Южным океаном?

    2. Где находится точка, от которой все стороны горизонта идут на север?

    3. Кто открыл Антарктиду?

    4. Норвежский путешественник и исследователь, достигший Южного полюса?

    5. Как климат Антарктиды влияет на климат Земли?

    6. Английский мореплаватель, стремившийся открыть Антарктиду?

    7. На какой станции расположен полюс холода Антарктиды?

    8. Английский путешественник, вторым достигший Южного полюса?

    9. Что дольше облучается в течение года Северный или Южный полюс?

    10. Почему Антарктида является самым холодным материком?

    11. Назовите Русские научные станции на Антарктиде.

    III. Итог урока:

    Экспедиция в Антарктиду – это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма, отдачи все сил, способностей, знаний и даже собственной жизни. Материк был открыт последним, интенсивное исследование проводилось главным образом во второй половине XX века. Берег Антарктиды люди впервые увидели 28 января 1820 года. С той поры прошло 192 года. Однако за эти годы Антарктида не стала ближе и приветливее. И сегодня плавания в ее прибрежных водах сопряжено с большими трудностями и риском, а выполнение исследовательских работ требует от персонала научных станций огромного напряжения физического и духовных сил.

    Сегодня мы познакомились с открытием и исследованием материка Антарктида. Выслушали доклады, поработали с таблицей, учебником, картой, посмотрели слайды. Узнали о вкладе Джеймса Кука, Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, Михаила Петровича Лазарева, Руаля Амудсена, Роберта Скотта и современных исследователей в освоении материка. Поняли, что эти исследования нужны всем жителям Земли для того, чтобы понять природу нашей планеты, а также уметь прогнозировать своё будущее с учётом нашего поведения на этом загадочном и удивительном материке. Русский космонавт – Севостьянов сказал: “Наша Земля – наш космический корабль, а люди, населяющие Землю, её экипаж, и от того, как будет вести себя экипаж, зависит, как и сколько мы будем жить на Земле”.

    На следующем уроке мы продолжим изучать природу материка.

    IV. Оценивание обучающихся.

    Домашнее заданиепараграф 36; стр. 227-228
    написать администратору сайта