Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение в культурологию

  • Культурология. Ред. Л.Д. Столяренко, Самыгин С.И. Изд. 4-е. - РнД, 2010. - 352 с.. Культурология. Ред. Л.Д. Столяренко, Самыгин С.И. Изд. 4-е. Учебное пособие Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений


    Скачать 2.34 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
    АнкорКультурология. Ред. Л.Д. Столяренко, Самыгин С.И. Изд. 4-е. - РнД, 2010. - 352 с..doc
    Дата13.03.2017
    Размер2.34 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКультурология. Ред. Л.Д. Столяренко, Самыгин С.И. Изд. 4-е. - Рн.doc
    ТипУчебное пособие
    #3734
    КатегорияИскусство. Культура
    страница1 из 30
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30





    Учебный курс

    Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, Л.В. Илюхина, Е.П. Ларькова

    культурология

    Издание четвертое, исправленное и дополненное

    Учебное пособие

    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений




    УДК 008(075.8) ББК 71.0я73 КТК 002 К 90

    Рецензент:

    профессор, кандидат филол. н. Буланова-Топоркова М.В.

    К 90 Культурология : учебное пособие / Л.Д. Столяренко [и др.]

    • Изд. 4-е. — Ростов н/Д : Феникс ; Издательский центр «МарТ» ; Москва: ИКЦ «МарТ», 2010. — 352 с. — (Учебный курс).

    ISBN 978-5-222-15969-9 («Феникс»)

    ISBN 978-5-241-00931-9 (ИКЦ «МарТ»)

    В учебном пособии, в соответствии с новым Государственным стандартом, рассмотрены основные вопросы и проблемы культурологии: теория культуры, история мировой культуры, история отечественной культуры, соотношение культуры, природы, общества и личности, проблемы культуры современности.

    Пособие предназначено для студентов вузов, изучающих курс «Культурология».

    ISBN 978-5-222-15969-9 («Феникс») УДК 008(075.8)

    ISBN 978-5-241-00931-9 (ИКЦ «МарТ») ББК 710я73

    © Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.,

    Илюхина Л.В., Ларькова Е.П., 2010 © Оформление: Издательский центр «МарТ», 2010 © ООО «Феникс», 2010


    Оглавление

    Часть 1

    Глава 1. Введение в культурологию 5

    1. Культурология как наука 5

    2. Понятие «культура» 6

    3. Структура, функции, формы и законы развития культуры . . 16

    4. Методы и принципы культурологических исследований . . .28 Глава 2 . Теории культуры 34

    1. Теории культуры 18-19 в 34

    2. Теории культурной антропологии 46

    Глава 3. Основные понятия культурологии 85

    1. Морфология культуры 85

    2. Категории культурологии 86

    3. Понятие цивилизации 91

    4. Культурные нормы, традиции 92

    5. Культурные и этнические ценности 95

    6. Язык и символы культуры 96

    7. Культурная картина мира и культурные архетипы 99

    8. Культурные процессы 101

    9. Социодинамика культуры 106

    Глава 4. Культура, природа, общество, личность 121

    1. Культура и общество 121

    2. Культура и природа 129

    3. Проблемы профессиональной культуры 130

    4. Культура и личность 143

    5. Историческая типология культуры 153

    6. Культурная модернизация 175

    Часть 2. История мировой культуры

    Глава 1. Цивилизации древности 183

    1. Культура первобытного общества 183

    2. Восточный тип культуры 194

    3




    Глава 2. Западноевропейская культура и ее типологическая характеристика 235

    1. Античность как тип культуры 235

    2. Формирование западноевропейской культуры 251

    3. Культура Нового времени 272

    4. Общая характеристика культуры XX века 288

    Часть 3. Русская и российская культура, ее типологическая характеристика

    1. Языческая культура восточных славян 307

    2. Формирование и развитие русской культуры 309

    3. Общая характеристика и этапы советской культуры. . . .343

    4. Постсоветская культура 346

    5. Культура русского Зарубежья 347


    ЧАСТЬ 1

    Глава 1 Введение в культурологию

    1. Культурология как наука

    Культурология — одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке философии, социологии, психологии и многих других наук. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.

    Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли А. Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом Оствальдом в 1909 году, который под «культурологией» понимал науку, изучающую культуру, общие закономерности культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры.

    Предметом культурологии является происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, изучает разумную человеческую форму существования.

    Среди основных задач культурологии выделяются следующие:

    • анализ культуры как системы культурных феноменов;

    • выделение типов связей между элементами культуры;

    • исследование типологии культур и культурных единиц;

    5






    • разрешение проблем социокультурной динамики;

    • исследование культурных кодов и коммуникаций.

    Культурология в нынешнем ее видении представляется как наука

    о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом.

    Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, «живые» памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в создании, сохранении и передаче культурных ценностей.

    Под культурологией понимают науку, которая описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик. К собственно культурологическим могут быть отнесены лишь те исследования, в которых культура представлена как целостный объект познания.

    Структурно культурологические науки могут быть сгруппированы в три блока:

    • гуманитарно-культуроведческие, осуществляющие в основном описание культурных объектов и их классификацию по внешним признакам;

    • социально-культурологические, осуществляющие научную систематизацию культурных явлений по их сущностным признакам и объяснение их генезиса и функций, а также их места в системе иных явлений;

    • прикладные культурологические, разрабатывающие технологии и методы трансляции культурных норм и ценностей.

    1. Понятие «культура»

    Исходной проблемой культурологии является проблема: что же такое, собственно, культура? Сегодня исследователи насчитывают более 500 определений и понятия «культуры».

    6




    Самое короткое и самое емкое определение предложил американский ученый М. Херсковиц: «Культура — это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и многое другое)». Условно выделяют материальную культуру (материальные орудия, продукты человеческого труда, технику, жилища и т. п.) и духовную культуру (искусство, науку, религию, идеологию, нормы морали и поведения, формы образования и воспитания).

    Первоначально слово «культура» восходит к латинскому «cultura», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии, в V в. до н. э., знаменитым Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование.

    Заслуга Цицерона состоит в том, что именно он впервые применил слово «cultura» в ином, т. е. переносном смысле — применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же «cultura» стала противостоять другому латинскому понятию — «natura», т. е. природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, внеприродное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

    Основываясь на этом первоначальном значении введенного в обиход термина, исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком. Видимо, это дало основание великому немецкому философу Гегелю дать следующее определение культуры: «Культура — это созданная человеком «вторая природа»».

    С одной стороны, культура может пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономиче

    7




    ские отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт.

    Поэтому можно встретить такое, например, определение:

    «Культура есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии — материальных предметов, текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению» (Б.В. Бирюков, Р.Х. Зарипова, С.Н. Плотников).

    С другой стороны, расширенное толкование понятия «культура», может привести его к отождествлению с другим, не менее сложным и очень емким понятием — «общество». Будучи очень близкими, они тем не менее не тождественны. Культура, например, в отличие от общества, не включает в себя биологические, демографические элементы.

    Но это далеко еще не все трудности при определении понятия «культура», постоянно меняющегося и развивающегося. То, что на ранних стадиях развития человека и общества было культурой, то позднее — перестало ею быть. К примеру, изобретение колеса было выдающимся явлением культуры. Потом же, когда человек поставил на поток их производство, — это перестало быть фактом культуры.

    И сегодня многое из того, что творит человек, культурой не является. Так, когда человек изобрел письмо и с его помощью стал передавать информацию, — это явилось великим культурным событием. Современный человек (Homo urbanus), пишущий на заборе или стене учебной аудитории матерные слова, создает все, что угодно, но только не культуру.

    Учитывая вышеперечисленные сложности, современная наука пришла к необходимости выделения конкретных аспектов культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие аспекты: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксиологический; 4) гуманистический; 5) нормативный; 6) социологический.

    В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. Феномен культуры можно рассматривать в качестве измере

    8




    ния общества. «Культура, — писал Альберт Швейцер, — это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».

    В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения. Исходя из этого понимания, нередко дают следующее определение: «Культура — это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.А. Сорокин). В этом и заключается суть аксиологического (ценностного) аспекта культуры.

    В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. Отсюда следующее определение: «Культура — это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» (В.М. Межуев).

    В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т. д.). Это — тоже культура.

    В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Поэтому можно встретить целый ряд очень интересных и важных определений:

    9


    «Культура — это особое измерение общества...» (А. Кребер).

    «Культура — это есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии...» (А. Швейцер).

    «Культура — это специфически человеческий способ деятельности» (Э. Маркарян).

    Таким образом, культура — это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура — ядро, основа, «душа» общества:

    • это — материальные и духовные ценности человека;

    • это — способ жизнедеятельности людей;

    • это — их отношения между собой;

    • это — своеобразие жизни наций и народов;

    • это — уровень развития общества;

    • это — накапливаемая в истории общества информация;

    • это — совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;

    • это — религия, мифология, наука, искусство, политика;

    • это — особая знаковая система и т. д.

    Историческое развитие понятия «культура»

    В античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. В системе образования формируется не узкий специалист-профессионал, а личность с определившимися ценностными ориентациями (идеал человека).

    «Пайдейя» (культура) — процесс формирования культурного человека (идеал человека), поэтому у человека надо развить разумную способность суждений, эстетическое чувство прекрасного, способность жить в гармонии с природой (единство природы и бога), в соответствии с законами гражданского общества, достичь физического и нравственного совершенства (уметь защитить свою честь, достичь славы, брать ответственность при принятии решений).

    10




    В средние века складывается христианская культура, которая понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, постоянное духовное самосовершенствование человека, осознание его духовного родства с Богом.

    В 17 веке культура понимается как результат собственных человеческих свершений; то, что возвышает человека.

    В 18-19 вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена.

    Так, немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, связывая ее со степенью развития наук и просвещения. Аналогичных взглядов придерживался и другой мыслитель — Вильгельм фон Гумбольдт (1769-1859), утверждавший, что культура есть господство человека над природой, которое он осуществляет с помощью науки и ремесла.

    В такой трактовке понятие «культура» тесно переплеталось с понятием «прогресс». И. Кант (1724-1804) называл культурой совершенство разума и понимал прогресс как развитие культуры и человека.

    К. Маркс в качестве глубинного основания культуры рассматривает материальное производство. Результатом такого производства является материальная культура, которая признается «первичной» по отношению к культуре духовной, обеспечивает накопление и передачу прогрессивных ценностей и традиций. Таким образом, К. Маркс одним из первых раскрыл и обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.

    В 18-19 веках исследователи нередко рассматривали общество и культуру как организм, где социальные институты уподоблялись органам и частям тела, а социокультурные процессы — физиологическим процессам. Культура подобно биологическому организму проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти.

    Таким образом,
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
    написать администратору сайта