Главная страница
Навигация по странице:

  • Макрусев В. В. Таможенный менеджмент

  • ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………....... 7 1. ВВЕДЕНИЕ В ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ …………...11

  • 2. ОБЩИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ……………….39

  • 3. ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ…………………60

  • 4. ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ТАМОЖЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА……………………………72

  • 5. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ………………….95

  • 6. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО РОССИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………...112

  • 7. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТАМОЖЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………………..132

  • ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ……………………………………….157

  • 9. ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………..191

  • 10. ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ………………………………..213

  • 11. КОНТРОЛЛИНГ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ…………244

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….........275 Предисловие

  • Введение в таможенный менеджмент

  • В.В.МАКРУСЕВ, В.Ю. ДИАНОВА ТМ_2009. Учебное пособие Москва 2009 удк 339. 543 Ббк 65. 2902 М15 Рекомендовано учебнометодическим советом


    Скачать 11.88 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Москва 2009 удк 339. 543 Ббк 65. 2902 М15 Рекомендовано учебнометодическим советом
    АнкорВ.В.МАКРУСЕВ, В.Ю. ДИАНОВА ТМ_2009.doc
    Дата28.01.2017
    Размер11.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВ.В.МАКРУСЕВ, В.Ю. ДИАНОВА ТМ_2009.doc
    ТипУчебное пособие
    #208
    страница1 из 26
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

    В. В. МАКРУСЕВ, В. Ю. ДИАНОВА

    Таможенный

    менеджмент

    Учебное пособие

    Москва

    2009
    УДК 339.543

    ББК 65.290-2

    М15

    Рекомендовано учебно-методическим советом

    Российской таможенной академии в качестве учебного пособия

    для студентов, обучающихся

    по специальности 080115 «Таможенное дело»

    Рецензенты:

    С. М. ЯГУДКИН, профессор кафедры экономики Международного университета «Дубна», д-р экон. наук, профессор

    A. Д. ЕРШОВ, профессор кафедры экономической теории Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,
    д-р экон. наук, профессор

    Макрусев В. В. Таможенный менеджмент: учебное пособие /

    B. В. Макрусев, В. Ю. Дианова. - М.: Изд-во Российской таможенной
    академии, 2009. - 278 с.

    ISBN 978-5-9590-0146-9

    В учебном пособии представлено концептуально новое направле­ние таможенного администрирования, основанное на интегративном подходе, объединяющем принципы и инструменты как классического менеджмента, так и современного управления в условиях рынка.

    Издание предназначено для студентов Российской таможенной академии и слушателей ИДОПиПК, а также может быть полезным для преподавателей, аспирантов, научных работников, системных анали­тиков, должностных лиц и руководителей таможенных органов.

    © Российская таможенная академия, 2009

    © Макрусев В. В., Дианова В. Ю., 2009


    ОГЛАВЛЕНИЕ
    ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………....... 7
    1. ВВЕДЕНИЕ В ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ …………...11

    1. Эволюция сферы

    внешнеэкономической деятельности России..........................12

    1. Общие тенденции в реформировании системы

    государственного управления………………..……………….23

    1. Проблемы современного менеджмента

    и пути их преодоления………………………………………..26

    1. Теория как предмет изучения: определение,

    содержание, этапы формирования………………………...…33

    Выводы………………………………………………………………...37

    Контрольные вопросы……………………………………………….38
    2. ОБЩИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ……………….39

    1. Различия между общим и специальным менеджментом…...40

    2. Функции и методы специального менеджмента…………….42

    3. Менеджмент в коммерческой фирме и в государственной

    службе. Интегративная модель управления…………………44

    1. Государственная служба: законы

    и инновационные технологии управления ………………….50

    Выводы………………………………………………………………..58

    Контрольные вопросы………………………………………………..59
    3. ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ:

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ…………………60

    1. Таможенное дело - открытая, динамично

    развивающаяся система……………………………………….61

    1. Таможенный менеджмент как теория управления

    таможенным делом. Базовые понятия и определения………64

    1. Объект и предмет таможенного менеджмента

    и особенности их изучения……………………………………67


    Выводы….……………………………………………………………70

    Контрольные вопросы………….…………………………………….71
    4. ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ

    ТАМОЖЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА……………………………72

    1. Основные законы (постулаты) управления,

    элементы и базовая модель управления……………………..73

    1. Общие и частные принципы управления……………………78

    2. Классификация методов управления. Эволюция

    управленческих парадигм…………………………………….83

    1. Принципиальная модель управления

    таможенными органами и ее особенности…………………...87

    Выводы………………………………………………………………..92

    Контрольные вопросы………………………………………………94
    5. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

    К УПРАВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ………………….95

    1. Главный методологический принцип управления………….96

    2. Методологические подходы

    к решению проблем управления……………………………..97

    1. Процессный подход…………………………………………...98

    2. Системный подход…………………………………………...100

    3. Ситуационный подход……………………………………….104

    4. Целостно-эволюционный подход…………………………..106

    Выводы………………………………………………………………..110

    Контрольные вопросы……………………………………………….111
    6. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО РОССИИ

    КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………...112

    1. Базовые определения и морфологическая модель

    таможенного дела. Эволюция понятия

    «таможенное дело»……………………………………113

    1. Иерархия таможенных систем………………………..118

    2. Особенности описания таможенной службы

    как системы. Полимодельное представление

    таможенной системы………………………………….119

    1. Структурно-организационное представление

    таможенной системы………………………………….123

    1. Функционально-технологическое представление

    таможенной системы………………………………….127
    Выводы…………………………………………………………...........129

    Контрольные вопросы……………………………………………...130
    7. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

    ТАМОЖЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………………..132

    1. Условия формирования теоретической модели

    таможенного менеджмента………………………………….133

    1. Структура теоретической модели

    таможенного менеджмента………………………………….136

    1. Алгоритм теоретической модели

    таможенного менеджмента………………………………….144

    1. Формализация теоретической модели

    таможенного менеджмента………………………………….148

    1. Теоретические задачи таможенного менеджмента………...151

    Выводы………………………………………………………………154

    Контрольные вопросы………………………………………………155
    8. СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ……………………………………….157

    1. Структура и основное содержание

    системного управления таможенным делом…………..…...158

    1. Теоретическое содержание базовой

    модели управления………………………..………………….162

    1. Функционально-технологическая модель

    системного управления…………………………...………….165

    1. Аналитическая модель системного управления……..…….170

    2. Графоаналитическое представление

    и теоретические задачи системного управления…………...175

    1. Задача позиционирования таможенных систем……............183

    2. Общая функциональная структура решения задач

    системного управления………………………………............187

    Выводы………………………………………………………………188

    Контрольные вопросы……………………………………………....190

    9. ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

    ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………..191


    1. Особенности управления в таможенных органах

    Российской Федерации……………………………………….192


    1. Общее руководство таможенным делом.

    Организационная структура таможенных органов…………193

    1. Функции управления в таможенных органах………………196

    2. Процессный подход к управлению

    в таможенных органах……………………………………….201

    1. Особенности принятия управленческого решения

    в таможенных органах……………………………………….205

    9.6. Процесс принятия управленческих решений……………….207

    Выводы………………………………………………………………210

    Контрольные вопросы………………………………………………212
    10. ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

    ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ………………………………..213

    1. Услуги, таможенные услуги: понятия и определения……..214

    2. Теоретические положения, роль и направления

    эволюции маркетинга услуг………………………………...226

    1. Место, роль и проблемы маркетинга

    в сфере таможенных услуг…………………………………..232

    Выводы………………………………………………………………242

    Контрольные вопросы………………………………………………243
    11. КОНТРОЛЛИНГ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

    И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ…………244

    1. Формирование концепции государственного

    управления на основе контроллинга………………………..245

    1. Предпосылки разработки системы контроллинга

    в таможенных органах………………………………………..251

    1. Концептуальные основы контроллинга

    в таможенном деле…………………………………………..253

    1. Специфика контроллинга в таможенных органах…………259

    2. Контроллинг как технология управления

    на основе знаний……………………………………………..262

    1. Особенности и этапы внедрения контроллинга……………265

    Выводы………………………………………………………………272

    Контрольные вопросы………………………………………………274


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….........275
    Предисловие
    В условиях формирования новой институциональной среды в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности значительно актуа­лизируются задачи повышения эффективности таможенного админист­рирования, ставятся вопросы придания таможенному делу формы государственной услуги. Наиболее адекватным инструментом решения таких задач является теоретико-методологическая платформа таможенного ме­неджмента.

    Таможенный институт как большая социо-экономико-технологическая система стал частью государственной системы управления и взаимодействует с органами государственной власти всех уровней. В то же время он является непосредственным участником процессов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и в этом качестве выполняет широкий спектр задач по таможенному регулированию товарных потоков в сфере ВЭД России.

    Развитие рыночных отношений в РФ и необходимость принятия стра­тегических решений в деятельности Федеральной таможенной службы (ФТС России) обусловливают прогрессирующее возрастание роли управ­ления таможенными органами как основополагающей в реализации пос­тавленных перед ними задач.

    Управление таможенным делом представляет собой синтез теории государственного управления и менеджмента, является самостоятельной областью знаний, требует целенаправленного, систематического и глу­бокого изучения. Специалист таможенного дела в области управленчес­кой деятельности должен владеть методологией системных исследований сложных проблем, позволяющей рассмотреть приемлемые альтернативы, каждая из которых описывается множеством переменных, что требует не­обходимого уровня обоснования и количественной оценки при принятии управленческих решений.

    Специалист таможенного дела в области управления обязан знать основы теории управления, теорию государственного управления и ме­неджмента, должен быть теоретически подготовленным к управлению таможенными органами, таможенной деятельностью и таможенным пер­соналом с учетом характера взаимодействия с органами государственной власти и участниками ВЭД. Он должен иметь практические навыки для выполнения функций управления в своей профессиональной области в условиях информационной неопределенности и непредсказуемости по­ведения субъектов, взаимодействующих с таможенными специалистами.

    Знание общего и таможенного менеджмента позволяет таможенным специалистам более обоснованно подходить к взаимодействию с владель­цами и менеджерами коммерческих предприятий как участниками ВЭД. Деятельность таможенного специалиста в области управления подчинена целям и задачам деятельности таможенных органов, которые реализуются с его помощью.

    В целом таможенный менеджмент ориентирован на формирование у специалистов системного мышления в области управленческой деятель­ности с учетом своеобразия таможенной сферы.

    Цель подготовки специалиста таможенного дела в области управле­ния - вооружить его системой знаний, позволяющей ему свободно ори­ентироваться в различных видах управленческой деятельности на основе применения базовых принципов методологии системных исследований и науки управления. Реализация его подготовки обеспечивается соот­ветствующим учебно-методическим комплексом, современными инфор­мационными технологиями преподавания, постоянным взаимодействием с ФТС России и непрерывно действующим институтом повышения ква­лификации сотрудников таможенных органов.

    Структура содержания подготовки специалиста в области управления ориентирована на непрерывное обогащение знаниями и внедрение инно­ваций, формирование следующих ключевых компетенций выпускника:

    • способности анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат сво­ей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать ре­зультаты своей деятельности, принимать ответственное решение в той или иной ситуации, обеспечивать своими действиями его воплощение в жизнь;

    • способности к описанию процедур и технологий деятельности, умения четко соблюдать таможенные и управленческие процедуры, осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях;

    • способности выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при ре­шении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извле­кать информацию из различных источников на любых носителях, гибни управлять своей профессиональной квалификацией, самостоятельно ос­ваивать знания, умения и навыки, необходимые для решения поставлен­ной задачи;

    • способности делать аргументированные выводы, использовать ин­формацию для планирования и осуществления своей деятельности,


    принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;

    • способности соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, использовать ресурсы дру­гих людей и социальных институтов для решения задач;

    • способности получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций в уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, про­фессиональным, личностным и т. п.) других людей и использовать ресурс коммуникации для решения задач управления развитием таможенных ор­ганизаций.

    В учебном пособии речь идет о новых институциональных условиях функционирования и развития таможенных органов России на современ­ном этапе; обосновываются необходимость дальнейшего развития систе­мы таможенного администрирования и модели управления таможенными органами России, принципы и направления такого развития; излагаются базовые положения теории управления таможенными системами - про­блемы, направления и подходы. Наряду с этим, обозначаются ключевые программные документы, определяющие сущность и направления рефор­мирования системы государственного управления; характеризуются эта­пы ее реформирования и основные результаты.

    Проблему таможенного менеджмента на современном этапе определя­ют следующие основные факторы: практическая реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федера­ции на период до 2020 г., перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию и присоединения к Киотской конвенции, а также внедрение Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой тор­говли, комплексная реформа бюджетной системы, влияние современных рыночных механизмов на организацию и процедуры таможенного адми­нистрирования, реализация идеологии «контроль в виде сервиса» в целях содействия бизнесу в таможенной сфере, эволюция традиционной модели управления таможенными органами.

    В учебном пособии определены теоретические положения управления таможенными органами, обозначены концептуальные подходы и мето­дические рекомендации для практического решения вопросов функци­онирования и развития таможенной системы, а также рекомендации по управлению этими процессами. Адаптируются подходы классического менеджмента к новым институциональным условиям функционирования таможенной службы.

    Предлагаемая концепция таможенного менеджмента объединяет тра­диционную и инновационные модели управления таможенными органа­ми. Новая интегративная модель формируется на принципах классическо­го администрирования и управления в условиях рынка.

    Раскрываются условия применения таможенного менеджмента и адап­тируются инструменты классического менеджмента применительно к та­моженной сфере. Указывается, что развитие таможенных органов, так же как и предоставление ими государственных услуг в процессе таможен­ного администрирования, будет в перспективе основываться на нормах и принципах международных конвенций и соглашений, на международ­ных стандартах качества (по типу стандартов ИСО 9000), а также на вов­лечении участников ВЭД в процесс подготовки законодательных и нор­мативных правовых актов. Кроме того, авторы считают, что, выбирая идеологию содействия бизнесу, таможенная служба в дальнейшем должна оптимизировать организационную структуру и технологии деятельности, а также найти свое место в сфере государственных услуг.


    1. Введение в таможенный

    менеджмент
    Условия функционирования и развития таможенных органов Рос­сии на современном этапе. Позитивная тенденция стабилизации экономической ситуации в России. Ведущая роль Федеральной та­моженной службы в регулировании ВЭД. Тенденции в реформи­ровании системы государственного управления. Необходимость дальнейшего реформирования государственного управления и таможенного дела России. Проблемные вопросы современного менеджмента и пути их преодоления. Проблемы управления та­моженными системами. Направления и подходы к их решению. Базовые положения теории как предмета изучения, включая опре­деления, содержание, этапы формирования. Предмет, краткая ха­рактеристика цели, основных задач изучаемой дисциплины, а так­же ее структура.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
    написать администратору сайта